Экология:

ПарОВОС

02.06.2015

Попытки строителей Керченского моста наладить конструктивный диалог с экологической общественностью пока продвигаются с трудом

407

Попытки строителей Керченского моста наладить конструктивный диалог с экологической общественностью пока продвигаются с трудом

Общественные обсуждения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при проведении инженерных изысканий в рамках реализации проекта строительства мостового перехода через Керченский пролив прошли 25 мая в станице Тамань и на территории соседнего Крыма – в Керчи.

Заказчиком проекта выступает ФКУ Упрдор "Тамань" Федерального дорожного агентства РФ. Работы по проектированию и строительству транспортного перехода в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 30 января 2015 года возложены на ООО "Стройгазмонтаж". Проектирование ведет ЗАО "Институт Гипростроймост– Санкт-Петербург". Техзадание и материалы ОВОС при проведении инженерных изысканий разработаны ООО "СТГ-Эко" для ЗАО "Институт Гипростроймост– Санкт-Петербург".

Участники реализации проекта, как впоследствии было отмечено в официальном пресс-релизе организаторов,открывая слушания, напомнили, что в 2014 году Межведомственная рабочая группа по обеспечению Крымского полуострова транспортным сообщением, рассмотрев и проработав более 70 вариантов размещения транспортного перехода, назвала Тузлинский створ оптимальным. Президент РФ Владимир Путин поддержал это предложение для дальнейшей реализации.

Сразу скажу, что это было не совсем то мероприятие, которого так ждали на Тамани. Дело в том, что накануне многие СМИ проанонсировали его как "общественные слушания по материалам ОВОС при строительстве моста", что в корне неверно.

На начальном (первом) этапе реализации проекта как раз и обсуждается, с привлечением общественности, разумеется, оценка воздействия на окружающую среду при проведении инженерно-геологических, геодезических и других изыскательских работ. Затем проводится экологическая экспертиза, и только после этого назначаются публичные слушания по материалам ОВОС при реализации непосредственно самого проекта.

В здании администрации Таманского сельского поселения, куда материалы ОВОС были направлены только за две недели до назначенных слушаний, вместо положенных по закону 30 дней, собралось около 100 человек. Это представители районной власти, общественных экологических организаций, жители Тамани, Темрюка и других населенных пунктов Таманского полуострова,депутаты местных советов. Как впоследствии выяснилось, материалы в таманскую администрацию поступили с двухнедельным опозданием из Темрюкской районной администрации. Произошло это то ли по нерасторопности, то ли по забывчивости тамошних чиновников – еще предстоит разобраться, но на слушаниях представители общественности и сельские депутаты четко дали понять организаторам, что подобные прецеденты абсолютно недопустимы и являются грубым нарушением Положения об ОВОС в РФ.

Следует заметить, что подобные слушания проводятся задолго до начала активной фазы строительных работ, но в районе Тамани эти работы уже ведутся вовсю. Поэтому в начале обсуждений был озвучен интересовавший всех вопрос: кем и на каком основании ведутся объемные строительные работы на косе Тузла? Есть ли на этот объект строительства материалы ОВОС?

–Этот вопрос к теме сегодняшних обсуждений не относится. Наше пожелание – принять техническое задание, – поспешил замять неловкую ситуацию с затронутой темой строительства заместитель главы Темрюкского района Александр Рытов.

Похожих неудобных вопросов в ходе слушаний было еще немало, были вопросы, которые действительно задавались не по существу, но ответы на них выглядели не совсем убедительными, а порой не понятными для собравшейся аудитории.

Например, жители Тамани поинтересовались у заместителя начальника ФКУ "Упрдор "Тамань" Романа Новикова, будут ли в ходе строительства решаться какие-либо социальные задачи в интересах местного населения:создание рабочих мест, улучшение качества водоснабжения станицы Тамань, реконструкция дорог. Как будет решаться вопрос со снижением нагрузки на дорожную сеть большегрузным транспортом во время строительства моста?

–В настоящее время совместно с администрациями Краснодарского края и Темрюкского района мы прорабатываем решение об оптимальных маршрутах движения большегрузного транспорта.Кроме того, рассматривается вопрос создания обходов Тамани и Вышестеблиевской, – заявил присутствующим Роман Новиков.

Он также отметил, что и в Керчи, и на Тамани, в районе косы Тузла, для строителей планируется построить рабочие поселки с собственной инфраструктурой, каждый ориентировочно на 5 тысяч человек. По его словам, потребности этих поселков и самой стройки в энергоснабжении сопоставимы с потребностями всей станицы Тамань, поэтому необходимо будет объекты строительства связывать своими инженерными сетями с альтернативными источниками электро-, газо- и водоснабжения.

На вопрос о возможности использования на строительстве рабочих кадров из числа местного населения, организаторы ответили, что не исключают такой возможности, но, учитывая важность и высокую техническую сложность проекта, рассчитывают, прежде всего, на собственных высококвалифицированных специалистов.

Вопрос: Коса Тузла будет исключена из перечня объектов туризма в связи со строительством моста?

НОВИКОВ: Этот вопрос будет рассматриваться после определения координат моста и транспортной безопасности.

Вопрос: Меня зовут Антон Архипов, я представляю сельхозпредприятие, расположенное в поселке Ильич. У нас 200 га земли, уже занятой под сельхозпроизводство, попадает в зону строительства. Как быть с этим?

НОВИКОВ: Не знаю. Надо посмотреть.

Вопрос: Владимир Данилов, Азовская международная парламентская комиссия. Керченский пролив – это международный объект. Есть международное право, есть Украина, а в техническом задание это игнорируется. Потом, когда возникнут вопросы на международном уровне, формулировка "мы этого не знали" не пройдет. Это очень тонкая грань. Как вы будете решать такую проблему?

НОВИКОВ: Мы выполняем задание Правительства Российской Федерации.

Исходя из общего впечатления многих участников, получается, что организаторы слушаний преследовали цель не столько наладить конструктивный диалог с общественностью, обсудить экологическую составляющую проекта, сколько постараться успокоить эту общественность, выпустить пар из котла.

Никто и не оспаривает социальную значимость и экономическую целесообразность строительства моста, который свяжет Кубань и Крым железнодорожным и автомобильным транспортом. Откровенных противников этого проекта в стране вряд ли много наберется. Но выполнять "задание Правительства Российской Федерации"любой ценой – непозволительная роскошь для экологии и экономики страны. Это то, что в первую очередь необходимо учитывать тем, кто проводит исследования ОВОС накануне реализации этого мегапроекта, ибо то, что обсуждалось 25 мая, по мнению многих участников слушаний, критики пока не выдерживает.

Евгений НЫРКОВ, председатель Новочеркасского регионального центра социальных инициатив:

– В рассматриваемом документе нет рублевых расчетов ОВОС и нет рублевых расчетов технического задания. Это недопустимо, поскольку из-за отсутствия таковых невозможно рассчитать смету расходов и на ОВОС, и на выполнение техзадания. В ОВОСе нет ни слова об особо охраняемых природных территориях, по которым пройдет мост. В частности, непонятно, какое негативное воздействие окажет строительство на Тамано-Запорожский заповедник, а также косу Тузла и остров Тузла, которые в 1994 году были признаны памятниками природы.

Вадим НОВОПАШИН, депутат Совета МО Темрюкский район:

– В представленном проекте вообще отсутствует информация об археологической составляющей. Например, по информации депутатов Темрюкского райсовета, ЗАО "Таманьнефтегаз" во время проектирования и строительства железной дороги, ведущей к порту Тамань, вложили 100 млн. рублей в археологические исследования территории, по которой проходит дорога. Проектируемый мостовой переход будет строиться по местам расположения уникальных археологических памятников античного периода как наземной части, так и подводной. Так, уже на протяжении нескольких лет подводные археологи в районе перешейка между косой Тузла и одноименным островом изучают уникальные для исторической науки объекты – портовые сооружения античного периода. Сегодня, к сожалению, как видно из ОВОС, строители моста не предложили никаких решений для сохранения этих подводных памятников археологии.

С другой стороны, подводные археологи из Восточно-Боспорской археологической экспедиции, уже несколько лет занимающиеся исследованиями дна в районе Тузлы, считают, что строительство моста не нанесет ущерба подводным объектам археологии, поскольку по проекту створ моста проходит немного в стороне от исследуемой акватории.

Виктор ТАРАСЕНКО, президент Крымской академии наук, председатель Крымской республиканской ассоциации "Экология и мир":

–Мы внесли ряд коррективов, обратив особое внимание на сохранение окружающей среды и возмещение хоть и минимального, но ущерба, который может быть нанесен стройкой. Такой, без преувеличения общероссийский проект, проект федерального уровня, должен стать эталонным, с точки зрения заботы об экологии. Если мы сегодня на стадии инженерных изысканий учтём всё, приобретём такой опыт, думаю, мы и дальше пойдём в правильном направлении.

Анатолий БЕЛЯКОВ, депутат Совета МО Темрюкский район, кандидат биологических наук:

– То, что строительство моста через Керченский пролив нанесет ущерб биоресурсам, к сожалению, не вызывает сомнения. Это неизбежно. (Согласно материалам ОВОС, в створе мостового перехода планируется пробурить около 200 скважин для автомобильной части моста и столько же для железнодорожной – ред.) На слушаниях было озвучено, что может погибнуть порядка 1 тонны рыбы, а предполагаемый ущерб – 216 тысяч рублей. Это несерьезные цифры, они явно занижены. Но я не могу утверждать, что это было сделано намеренно. Такие специфические расчеты должны делать специалисты.

К тому же они заявили, что намерены выпустить в акваторию Керченского пролива 16,5 тысячи мальков русского осетра. Для чего? Это дилетантский подход. Любой специалист вам скажет, что Керченский пролив – это не среда обитания осетровых. Малька осетра надо выпускать на азовском мелководье или в дельте Кубани, а не в глубоководном проливе, где он станет легкой добычей для хищников. Я высказал пожелание разработчикам ОВОС все-таки проконсультироваться с учеными из ВНИИРО (Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии – ред.). А по большому счету, если говорить о проблеме сохранения водных биоресурсов в Керченском проливе, то стоило бы озаботиться проблемой исчезновения такого ценного промыслового вида, как пеленгас.

Дмитрий ШЕВЧЕНКО, заместитель координатора Экологической Вахты по Северному Кавказу:

–ФКУ "Упрдор "Тамань"и ООО "Стройгазмонтаж" устраивают цирк. Незаконные работы в акватории Черного моря и на территории Тамано-Запорожского природного заказника уже вовсю ведутся, уже нанесен экологический ущерб, а в это время так называемые "слушания" организованы с нарушением процедур. Например, материалы оценки воздействия на окружающую среду поступили в администрацию Таманского сельского округа за две недели до слушаний, а не за месяц, как того требует "Положение об ОВОС в Российской Федерации". Это признали даже представители ФКУ "Упрдор "Тамань". А г-н Новиков пытался убедить собравшихся, что обсудить и техзадание, и сам ОВОС можно одновременно в рамках одних и тех же слушаний, что тоже является грубым нарушением Положения.

Естественно, будем жаловаться на все эти действия в прокуратуру и другие органы, если понадобится, то пойдем в суд. Слушания должны быть признаны несостоявшимися, а всякая деятельность на косе Тузла должна быть остановлена до проведения экологической экспертизы.

Сергей ЛАДОЖСКИЙ

ПОКА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

Пока проект строительства надводного мостового перехода через Керченский пролив окончательно не утвержден. Даже возможность строительства тоннеля под проливом окончательно не отвергается, хотя противники этого варианта утверждают, что строить тоннель в зоне тектонического разлома небезопасно.

Тем не менее, уже в минувшую пятницу о такой возможности заявили два высокопоставленных чиновника министр по делам Крыма Олег САВЕЛЬЕВ и председатель Совета министров Крыма Георгий МУРАДОВ, сообщает "Газета.ру".

По мнению Мурадова, из-за сложных погодных условий в районе пролива между Таманью и Крымом мост там менее целесообразен. Дешевле и безопаснее будет, как считает чиновник, строительство гибкого модульного тоннеля верхнего залегания в песчаном грунте. По его словам, такой проект обойдется бюджету РФ в 80 млрд. рублей, в то время как проект мостового перехода сегодня оценивается в 226 млрд. рублей.

В свою очередь Олег Савельев заявил, что "рассматриваются все варианты, в том числе и строительство туннеля и моста, и варианты створа, в который пойдут эти строительства".

Насколько мне известно, эти вопросы рассматривались специально созданной рабочей группой, в том числе с привлечением международных экспертов, сообщил министр на встрече с журналистами.