Поделись с друзьями:

Недавно на официальном сайте Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека появились «Рекомендации по итогам выездного заседания в Краснодарском крае»

 

Расширенное заседание Совета прошло с 26 по 28 марта 2018 года с участием представителей органов государственной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления, правоохранительных органов и специалистов. В рамках выездного заседания члены СПЧ посетили социальные и детские учреждения Краснодара, Анапы, Новороссийска, Крымска, Абинска, места размещения твердых коммунальных отходов в Анапе, Абинске, Государственный природный заповедник «Утриш», места земельных, градостроительных и экологических конфликтов в Краснодаре, поселках Криница и Пушкинский дол, городе-курорте Геленджике, исправительные учреждения и следственные изоляторы Краснодарского края и Республики Адыгея, провели встречи с руководством Анапского, Крымского и Новороссийского городских судов по теме подготовки к введению судов присяжных, провели приемы граждан в Новороссийске и Краснодаре, «круглые столы» по вопросам соблюдения социальных, экологических и земельных прав граждан в Краснодарском крае и взаимодействия гражданского общества с органами государственной власти и местного самоуправления, провели встречи с семьями военнослужащих Северского района и представителями некоммерческих организаций Краснодарского края.

В итоговый документ, содержащий более ста страниц, вошли предложения:

– в части соблюдения экологических прав жителей Краснодарского края;

– в части соблюдения земельных и иных имущественных прав жителей Краснодарского края;

– в части соблюдения социальных прав жителей Краснодарского края;

– в части соблюдения прав граждан в деятельности правоохранительных органов;

– в части организации взаимодействия гражданского общества с органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Одной из причин, послуживших основанием для проведения выездного заседания Совета в Краснодарском крае, стали факты физического и морального давления на экологических активистов. Этот момент отражен в итоговом документе: «В последние годы деятельность общественных природоохранных организаций и экологических активистов на территории Краснодарского края крайне оказалась затруднена в том числе из-за претензий правоохранительных органов и безнаказанных нападений неизвестных лиц».

В частности, в докладе упоминается о нападении на группу активистов «Экологической Вахты по Северному Кавказу», включая ее руководителя Андрея Рудомаху, который получил черепно-мозговые и лицевые травмы 28 декабря 2017 года; о письмах с угрозами, поступавших Андрею Рудомахе и заместителю координатора «Экологической Вахты по Северному Кавказу» Дмитрию Шевченко; об уголовном деле №16900577, возбужденном в отношении А.В. Рудомахи и Д.А. Шевченко по ч. 1 ст. 128.1 Уголовного кодекса РФ – по заявлению депутата Государственной Думы ФС РФ Александра Ремезкова; о гибели активистов экологического поста на Утрише; о нападении на противопожарную совместную экспедицию «Экологической вахты по Северному Кавказу», Общества добровольных лесных пожарных и подразделения Гринпис России.

В связи со всем вышесказанным Совет рекомендует Генеральной прокуратуре РФ взять под контроль расследование дел о нападениях на экологических активистов в Краснодарском крае, в частности – на сотрудников Гринпис России М.Л. Крейндлина и Г.В. Куксина, координатора «Экологической вахты по Северному Кавказу» А.В. Рудомаху и других – с целью скорейшего установления виновных и привлечения их к установленной законом ответственности. Прокуратуре же Краснодарского края рекомендовано  рассмотреть вопрос о передаче  дела о нападении на Рудомаху в ГСУ СК России; принять меры прокурорского реагирования в связи с волокитой, проявленной при расследовании уголовного дела №16900577; взять под контроль ход расследования случаев гибели активистов движения «Спасем Утриш» С. Рыжиковой и В. Володина; создать при прокуратуре Краснодарского края Общественный совет, включив в его состав представителей «Экологической вахты по Северному Кавказу», иных природоохранных и правозащитных организаций.

Другая проблема, затронутая Советом по правам человека, также связана с экологией: это сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий. В частности, это проблема берегоукрепления Черного и Азовского морей, а также рек и водоемов региона.

– Ежегодно миллионы квадратных метров кубанского чернозема безвозвратно смываются в моря, реки и иные водоемы, – отмечается в докладе Совета, – не только выводя огромные площади земель из сельскохозяйственного оборота, но и нанося существенный ущерб экологии прибрежных вод. Без внимания Правительства Российской Федерации к этой проблеме ее решение невозможно.

Также в «Рекомендациях» было высказано беспокойство и по поводу ситуации в государственном природном заповеднике «Утриш» и на прилегающих территориях:

«Из общения с руководством заповедника можно сделать вывод, что в целом заповедник выполняет возложенные на него задачи. Однако есть также основания полагать, что недостаточный уровень профессиональной подготовки в части правового регулирования государственного надзора в области охраны и использования ООПТ способствует появлению латентных нарушений, которые, в случае их выявления, могли бы служить основанием для претензий со стороны надзорных органов… Важным негативным фактором является невнесение территории заповедника в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. По информации руководства заповедника, это связано с тем, что часть земель, включенных в границы заповедника, до его создания относилась к лесопарковой зоне. Для исключения того или иного участка из состава лесного фонда и включения его в границы земель ООПТ, необходимо изыскать равные по площади участки, которые можно будет включить в состав лесопарковой зоны. Этого сделать до сих пор не удалось, из-за чего земли заповедника до сих пор числятся в землях лесного фонда. Наиболее серьезная проблема состоит в том, что у заповедника отсутствует охранная зона, в связи с чем он не имеет возможности контролировать прилегающую территорию. Это касается, в том числе, кварталов 70 и 72 Анапского участкового лесничества Новороссийского лесничества, не вошедших в территорию заповедника, и предоставленных в аренду… По информации сотрудников заповедника, в настоящее время арендатором на указанной территории не проводятся никакие мероприятия (в том числе по обеспечению пожарной безопасности), в связи с чем есть основания для постановки вопроса о прекращении права аренды указанного земельного участка».

Совет направил рекомендации в адрес Минприроды России, администрации Краснодарского края, Минприроды Краснодарского края и Главному управлению МВД России по Краснодарскому краю. Непосредственно самому ФГБУ «Государственный природный заповедник «Утриш»» предлагается усилить взаимодействие с общественными экологическими организациями, волонтерскими группами и гражданскими активистами; организовать работу по повышению квалификации сотрудников службы охраны; ввести в практику работы службы охраны оформление плановых (рейдовых) заданий.

Также Советом по правам человека были вынесены рекомендации по поводу ситуации в Кавказском природном биосферном заповеднике и прилегающих территориях (Сочинском национальном парке, Сочинском общереспубликанском государственном природном заказнике). Совет отметил, что главной угрозой Кавказскому заповеднику являются планы расширения горнолыжных курортов «Газпром» и «Роза Хутор» на территорию заповедника и прилегающие территории Сочинского национального парка и Сочинского заказника. Также указано, что серьезную угрозу несут планы строительства автомобильной дороги от Кисловодска до Сочи через территорию заповедника. Упомянуто и «непрофильное использование имущества заповедника». Для решения этих вопросов Совет выдвинул ряд рекомендаций, адресовав их Государственной Думе Федерального Собрания, Правительству РФ, Минприроды России, Минкавказразвития России, Генеральной прокуратуре РФ и администрации города-курорта Сочи. Свои рекомендации Совет выдал также по поводу ситуации с памятниками природы регионального значения – в заказнике «Псебайский», в памятниках природы «Коса Долгая» и «Озеро Ханское».

В рамках выездного заседания представителями общественности также были подняты вопросы о ситуации с пожарами на природных территориях. Отмечалось, что ежегодно в Краснодарском крае выгорают тысячи гектаров земель, что практически все эти пожары оказывают влияние на самочувствие местных жителей, поскольку дым от них накрывает населенные пункты. От пожаров также регулярно страдают ценные природные территории, в особенности, – расположенные в дельте реки Кубань и в приазовских и причерноморских плавнях. Совет рекомендовал Госдуме внести изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части наделения сотрудников полиции полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, а Правительству РФ – внести изменения в Правила противопожарного режима. Ряд рекомендаций был принят и для администрации Краснодарского края: разработать меры господдержки хозяйств, практикующих безогневые способы ведения рисового хозяйства; совместно с ВНИИ риса и другими заинтересованными  организациями разработать краевую целевую программу по внедрению экономически эффективных технологий утилизации рисовой соломы; организовать и укомплектовать специализированные мобильные противопожарные группы для тушения пожаров на природных территориях; организовать с привлечением ГУ МЧС России по Краснодарскому краю, ГУ МВД России по Краснодарскому краю совместные группы для патрулирования территорий в целях предотвращения, выявления, пресечения нарушений правил противопожарного режима, правил пожарной безопасности в лесах; оказывать содействие волонтерским организациям в работе по профилактике, предотвращению и тушению пожаров на природных территориях.

Еще одна проблема – нарушения экологических прав граждан при обращении с отходами, токсичными материалами, а также при реализации проектов, потенциально загрязняющих окружающую среду. В рамках выездного заседания члены Совета посетили полигоны твердых коммунальных отходов (ТКО) в районе хутора Красный (Анапский район) и Абинского городского поселения. Помимо этого, в тексте доклада упомянуты свалка ТКО Новодмитриевского сельского поселения в Северском районе и свалки ТКО на окраине станицы Платнировской. Вопросы, связанные с существующей в крае системой обращения с отходами, также поднимались в многочисленных обращениях граждан, поступивших в СПЧ. Для устранения отмеченных выше нарушений законодательства, а также в целях совершенствования системы обращения с отходами в Краснодарском крае Совет рекомендовал Правительству РФ обеспечить поддержку региональных программ по переработке отходов в Краснодарском крае, обеспечить поддержку разработки и реализации региональной программы предотвращения и снижения ежегодного объема образования ТКО в Краснодарском крае; поддержать развитие в Краснодарском крае общедоступной системы раздельного сбора (накопления) отходов. Генеральной прокуратуре РФ рекомендовано провести проверку исполнения законодательства в сфере обращения с ТКО в Краснодарском крае, а также провести проверки в отношении администраций муниципальных образований Абинский район, город-курорт Анапа, Кореновский район, Северский район, ООО «Абинск-ТБО» и ООО «Альфа» на предмет соблюдения требований законодательства в сфере обращения с отходами. Наконец, губернатору Краснодарского края рекомендовано безотлагательно принять исчерпывающие меры по скорейшему приведению нормативных правовых актов по обращению с отходами в Краснодарском крае (в том числе ТСО) в соответствие с п. 2 ст. 3 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», учитывая поручения Президента РФ по вопросам регулирования обращения с отходами.

Также ряд рекомендаций краевым и федеральным ведомствам был дан в связи с нарушениями экологических прав граждан: при реализации проектов, потенциально загрязняющих окружающую среду; при транспортировке и хранении токсичных материалов; при загрязнении водных объектов и других нарушений экологических прав граждан, связанных с загрязнением окружающей среды. Второй раздел касался соблюдения земельных и иных имущественных прав жителей Краснодарского края. В частности, этот вопрос возник по поводу предоставления земельных участков на территории лесного фонда и береговой полосы, их огораживания, вырубки леса и застройки в районе села Криница города-курорта Геленджик. Члены Совета по правам человека произвели осмотр нескольких земельных участков, относящихся к землям лесного фонда вблизи села Криница города-курорта Геленджик. По итогам осмотра Совет рекомендовал Генеральной прокуратуре России и Федеральному агентству лесного хозяйства провести проверку и принять предусмотренные законом меры прокурорского и ведомственного реагирования для обеспечения установленного законом режима земель лесного фонда, восстановления нарушенного права граждан на беспрепятственный доступ к общедоступным землям общего пользования и береговых полос водных объектов, огораживание которых запрещено, и принять меры к привлечению виновных лиц к ответственности. Ряд рекомендаций был принят и в связи с переводом лесопарковой зоны Геленджикского лесничества в границах коттеджного поселка Пушкинский дол из категории земель лесного фонда в земли населенного пункта сельскохозяйственного назначения и в связи с восстановлением права жителей поселка Ордынский Темрюкского района на беспрепятственный доступ к своим домовладениям и по ситуации с строительством и принятием в эксплуатацию 14-этажного многоквартирного жилого дома в Геленджике, находящегося на улице Красногвардейской.

Затронута была и проблема нарушения права граждан на получение земельных и имущественных паев в ходе аграрной реформы начала 1990-х годов. Советом по правам человека был выявлен ряд системных проблем: тщательно изучив все поступившие обращения жителей Краснодарского края о нарушении права на получение земельного и имущественного пая, в том числе, осложненных судебными решениями и (или) сделками, СПЧ высказал детальные предложения по каждой из выделенных им категории нарушений. Профильным органам государственной власти Краснодарского края было рекомендовано провести правовой анализ таких решений и сделок, после чего принять необходимые меры по восстановлению нарушенных прав. Также Совет рекомендовал дать объективную и исчерпывающую оценку ситуации – с привлечением правоохранительных органов – и провести проверку деятельности территориальных управлений Росреестра и Департамента имущественных отношений администрации Краснодарского края.

Третий раздел документа касался соблюдения социальных прав жителей Краснодарского края. Члены Совета посетили медицинские учреждения Анапы, Новороссийска и Крымска. Был также поднят вопрос и о лекарственном обеспечении жителей Краснодарского края, рассмотренный по обращению представителей общественности Гулькевичского района. С учетом изложенного, Совет по правам человека рекомендовал министерству здравоохранения Краснодарского края наладить активное взаимодействие с организациями, занимающимися защитой прав пациентов; повысить эффективность работы по привлечению и закреплению медицинских кадров, в том числе путем предоставления служебного жилья востребованным специалистам (онкологам, эндокринологам, урологам, детским врачам узкого профиля), своевременного и полноценного выполнения социальных гарантий для привлекаемых специалистов, приведения размера заработной платы врачей, а также среднего и младшего медперсонала в соответствие с требованиями указов Президента РФ, повышения прозрачности механизма оплаты труда, выплат стимулирующего характера («губернаторских») выплат.

Раздел четвертый «Рекомендаций» касался соблюдения прав граждан в деятельности правоохранительных органов. Члены Совета по правам человека посетили Прикубанский Отдел МВД России УМВД России по г. Краснодару, ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Краснодарскому краю, при этом был выявили ряд нарушений. По итогам посещения Советом были выданы рекомендации, адресованные Главному управлению МВД России по Краснодарскому краю, Краснодарскому краевого суда и прокуратуре Краснодарского края. Среди этих рекомендаций могут быть названы следующие: перечисленным структурам надлежит проанализировать имеющуюся в судах Краснодарского края практику назначения наказаний женщинам и несовершеннолетним за совершение преступлений небольшой и средней тяжести; изучить возможность применения условно-досрочного освобождения к осужденным, отбывшим в СИЗО к моменту вступления приговора в законную силу ту часть срока лишения свободы, которая необходима для постановки вопроса об УДО; рассмотреть вопрос сокращения сроков доставки вступивших в законную силу приговоров из судов в следственные изоляторы.

Пятый раздел доклада СПЧ касался организации взаимодействия гражданского общества с органами государственной власти и органами местного самоуправления. В частности, были выявлены проблемы реализации конституционного права граждан на свободное проведение публичных мероприятий. Совет рекомендовал администрации Краснодарского края определить в каждом населенном пункте достаточное количество удобных мест для проведения публичных мероприятий граждан и установить контроль за законностью процедуры согласования их проведения с целью недопущения отказов в этом по явно надуманным и не соответствующим законодательству основаниям.

Губернатору Краснодарского края было рекомендовано предусмотреть в рабочем графике регулярные встречи с Советом при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека не реже двух раз в год. Ряд рекомендаций был принят и по поводу функционирования Общественной палаты Краснодарского края и общественных советов при органах государственной власти Краснодарского края.

Завершающим пунктом доклада стало рассмотрение Советом по правам человека коллективного обращения муниципальных депутатов Северского сельского поселения Северского района Краснодарского края с информацией о том, что на очередную сессию муниципального Совета был внесен проект решения «О внесении изменений и дополнений в Устав Северского сельского поселения Северского района», который предполагает наделение главы администрации Краснодарского края правом обращения с заявлением о досрочном прекращении полномочий муниципального депутата. Проект решения поступил из администрации Краснодарского края и разработан Департаментом по внутренней политике. Заявители не согласны с указанным проектом решения и находят его противоречащим федеральному законодательству о местном самоуправлении. Внимательно изучив обращение заявителей, члены СПЧ пришли к выводу, что предлагаемое изменение существенно нарушает принцип невмешательства органов государственной власти в осуществление местного самоуправления. Совет рекомендовал краевой администрации обратить внимание на указанный проект решения и рассмотреть вопрос о его отмене в тех муниципальных образованиях, где оно уже было принято.

Все рекомендации одобрены Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека путем заочного голосования 5 сентября 2018 года.

С полной версией доклада желающие могут ознакомиться на официальном сайте Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.

Комментарии:

добавить комментарий

ивановна 19.09.2018 18:04
Почти полгода рожали сей документ.Мы и не надеялись.,думали произошёл банальный,извитните,выкидыш. Если также долго и с таким "рвением" будут исполнять прописанное,то грош цена будет этим рекомендациям..
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
Анатолий Кононенко 21.09.2018 21:15
Саботаж идет от Администрации края. Имею документы, подтверждающие это. А вот наиярчайший пример саботажа. Еще в 2010 году, когда ясновельможные паны-поляки и укробандеровцы и не помышляли об издевательствах над нашими Воинскими захоронениями, в станице Пшехская Белореченского района глава админитрации, бывший замполит в звании подполковника уничтожил охраняемый государством внесенный в ЕГРОКН ансамбль Воинских захоронений в виде двух Братских могил и могилы Неизвестного солдата. 8 лет боролась общественность с администрациями поселения, района и края за восстановление Воинских захоронений. Более 3-х лет боролся с нами председатель Совета при Президенте по правам человека М. А. Федотов. Даже ему пришлось четырежды (!) обращаться по этому вопросу к губернатору. И только после изобличения чудовищной лжи, направлявшейся руководством края в адрес Президентского Совета дело о восстановлении уничтоженных Воинских захоронениях началО решаться. НО ТОЛЬКО НА БУМАГЕ! Саботаж исходит, в частности, из Департамента внутренней политики края. То есть от тех, кто пожелал отзывать, читай - расправляться с неугодными депутатами. А ВОТ ТОГО ЗВЕЗДАНУТОГО НА ВСЮ ГОЛОВУ ГЛАВУ ПОСЕЛЕНИЯ, КОТОРЫЙ УНИЧТОЖИЛ ВОИНСКИЕ ЗАХОРОНЕНИЯ, И ТЕМ САМЫМ ПРЕВЗОШЕЛ В МЕРЗОСТИ БАНДЕРОВЦЕВ И ПОЛЯКОВ, ДО СЕГО ВРЕМЕНИ ТИХОЙ САПОЙ УВОДЯТ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УНИЧТОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ И ВОИНСКОГО ЗАХОРОНЕНИЯ - СТ 243 СТ 244 УК РФ. РЫБА ГНИЕТ С ГОЛОВЫ. А знаете . чем мотивировал глава Пшехского поселения "ОБНУЛЕНИЕ" Братских могил? Читайте дословно, и не удивляйтесь: - "Могилы в парке, а не на кладбище, оскорбляют мои эстетические чувства! И я их обнулю!" ТАК ЧТО - СКАЖИ МНЕ, КТО ТВОЙ ДРУГ...
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
Анатолий Кононенко 21.09.2018 21:19
КСТАТИ, я был на той встрече и информировал (по просьбе Михаила Александровича) о развитии событий вокруг Воинского захоронения. МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ очень удивился, что по прошествии ВОСЬМИ лет проблема решена только на бумаге.
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
анатолий 21.09.2018 15:16
Медленно очень медленно рассматриваются вопросы людей. Взрыв думаю будет. Так работать нельзя.
Читать полностью ↓ ответить на комментарий