Поделись с друзьями:

С 27 апреля по 20 мая в Художественной галерее «САНТАЛ» проходит выставка работ 12 выпускников художественно-графического факультета Кубанского государственного университета 1971 года. Участники, в большинстве своем, в этом году отмечают свои 70-летние юбилеи. В экспозицию вошло 40 живописных и графических работ – пейзажи, натюрморты, жанровые и исторические картины, символические композиции. Выставка проводится в канун празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне и посвящена родителям художников, которые воевали и остались в живых

 

Прожить бы с чистого листа,

И… Всё сначала. Но поверьте,

Опять распятием холста

Застынет вечность на мольберте.

Анатолий Енник

Участники выставки принадлежат к послевоенному поколению, прошедшему через все трудности восстановления разрушенной страны. Они учились на одном курсе художественно-графического факультета в 1966-1971 годы.

Тогда молодых художников готовили не только к собственно творческой деятельности. Большинство из них работали (а некоторые и до сих пор работают) преподавателями в общеобразовательных и художественных школах, художниками-оформителями и дизайнерами на предприятиях, писали картины, этюды, выезжали на пленэр с учениками и самостоятельно принимали участие в выставках. Многоплановость их служения искусству отвечала потребностям времени. Они принадлежат к поколению семидесятников, готовых работать по-новому, искать новые стили и смыслы.

Главная тема творчества художников – Кубань: история нашей земли и современность, ее люди и природа, а для дизайнеров – это участие в большом производственном процессе по модернизации экономики в СССР в 1970–1980-е годы.

Большинство из них – жители Краснодара и Краснодарского края.

Александр Алексеевич Ююкин живет в станице Старощербиновской. Вот уже 45 лет он преподает в художественной школе и пишет большие исторические и жанровые картины о кубанском казачестве. На выставке представлены его замечательные акварели.

Владимир Филиппович Прокопенко стал первым директором художественной школы, открытой в 1971 году в станице Старощербиновской. На выставке он демонстрирует живописные реалистические пейзажи, в которых свежесть, этюдность сочетаются с композиционной законченностью. Места его пленэров – это не только родная станица, но и Кавказские горы и море.

Владимир Викторович Лазебный в 1972 году по просьбе директора рисосовхоза «Красноармейский», которым руководил один из выдающихся людей Кубани – Герой Социалистического Труда Алексей Исаевич Майстренко, – принял участие в создании художественной галереи, где за несколько лет была собрана одна из лучших на Кубани коллекций современного искусства. И сам художник предпочитает писать сельскую Кубань: жанровые сцены и лирические пейзажи, идеализирующие быт крестьян, которые все еще ездят на лошадях, сгребают сено вилами, достают воду из колодца.

Валентина Ильинична Полякова 47 лет работает в Краснодарской художественной школе имени В. Пташинского, она воспитала несколько поколений выдающихся краснодарских художников. Живописные работы В.И. Поляковой написаны в современной свободной манере, близкой импрессионизму. Художница представила на выставку пейзажи, созданные на пленэре, цветочные натюрморты, портреты, в которых психологизм сочетается с фантазией.

Владимир Иванович Поляков – мастер романтического пейзажа, интересного передачей напряженных переходных состояний, которые создаются при помощи не только кисти, но и аэрографа. В Краснодаре он больше известен как дизайнер, создающий логотипы, фирменные и товарные знаки.

Любченко Наталья Владимировна всецело отдала себя преподавательской и научно-методической деятельности, много лет проработала в Краевом учебно-методическом центре, Кубанском госуниверситете, Краснодарской художественной школе №2, Детской школе искусств №7. В ее живописных натюрмортах и пейзажах сочетаются школы русской пленэрной и академической живописи.

Валерий Иванович Рыжков создал ярко выраженный, запоминающийся стиль экспрессивной живописи, позволяющей сочетать натурные впечатления с собственными чувствами. Его пейзажи – фактурные, декоративные, выразительные. Велика география пленэров: от Русского Севера до казачьего Юга, но везде художник остается верен себе, искренен и эмоционален.

Игорь Аполлонович Шульгатый (1951–2009) жил в своем особом мире образов и фантазий. С одной стороны, его интересовали старые мастера Эпохи Возрождения, с другой – сюрреализм ХХ века. Он синтезировал обе традиции, и в итоге получился диковинный постмодернистский сплав исторического прошлого и современности.

Игорь Георгиевич Краснюк – человек разносторонних дарований. Выпускник Московской средней художественной школы-интерната и краснодарского художественно-графического факультета, он работал оформителем и дизайнером на радиозаводе и заводе «Сатурн», преподавал рисование в школе в Красноярском крае, занимался монументальным искусством, сочинял стихи и издавал поэтические сборники. Но главная его любовь – жанр портрета, любимые персонажи – деятели искусства.

Анатолий Павлович Енник (1948–2012) после окончания художественно-графического факультета по распределению был отправлен в Невинномысск, в среднюю школу №11, где преподавал черчение и рисование. Вся дальнейшая его жизнь была связана с этим городом и Ставропольским краем. А.П. Енник работал в Детской художественной школе, затем – доцентом кафедры инженерно-педагогических дисциплин и заведующим Лабораторией дизайна в Невинномысском государственном гуманитарно-педагогическом институте, принимал участие в различных выставках. Он является автором геральдики города Невинномысска (герб и флаг). Любимая техника художника – акварель.

Алексеем Михайловичем Максименко владеют три страсти: гончарный круг, масляная живопись и акварель. Потомственный гончар и художник, он с 1970 года начал возрождать в Детской школе искусств станицы Холмской традиционное гончарное искусство, осмыслил все свои творческие поиски в магистерской диссертации.

Светлана Петровна Каткова – ученица ведущего кубанского акварелиста Г.М. Кошельникова – всю свою творческую жизнь сочетала работу в промышленной графике и дизайне с привязанностью к различным графическим и живописным техникам. В экспозицию вошли ее мажорные цветочные натюрморты, символизирующие весну, рождение новой жизни.

Николай Николаевич Богатенко занимается прикладным искусством (резьба по дереву). Для Художественной галереи «САНТАЛ» он на протяжении многих лет – незаменимый друг и помощник.

На выставке представлены работы живописцев и графиков, которые связывают себя и свое творчество, преимущественно, с Югом России и, в частности, – Краснодарским краем. Сочетание эпоса с лирикой, реалистического языка – с неоромантическим мироощущением, поиски в области современной фактурной живописи или обращение к творчеству старых мастеров становятся базисом их художественной системы. Все они – однокурсники, участники и свидетели двух исторических вех в жизни нашей страны. Им посчастливилось жить в эпоху времен, надежд, иллюзий и устремлений. Они сохранили верность дружбе, учителям, любимому художественно-графическому факультету КубГУ.

Татьяна Соколинская, член Ассоциации искусствоведов

Комментарии:

добавить комментарий

Комментариев к этой статье пока нет.