Экономика:

В спецпроекте "НГК" "Соль земли" появился новый герой Алексей Стороженко

25.09.2019

Новым героем публикаций "НГК" стал фермер Алексей Стороженко, владелец крестьянско-фермерского хозяйства «Астор».

1732

Казачий род на своей земле

«Новая газета Кубани» продолжает серию очерков о кубанских аграриях в рамках спецпроекта «Соль земли». Новым героем наших публикаций стал кореновский фермер Алексей Стороженко, владелец крестьянско-фермерского хозяйства «Астор».

К тематике спецпроекта Алексей Петрович подходит как мало кто иной — действительно «соль земли Кубанской», плоть от плоти её. Изысканно-аристократическое название хозяйства объясняется просто — на самом деле это сокращение первой буквы имени и четырёх букв фамилии фермера: Алексей СТОРоженко. Фамилия, кстати, самая что ни на есть, «исконная», идущая от запорожской Сечи, в которой слышится гордое имя казацко-старшинских родов, давших России немало выдающих деятелей. Да и сам Стороженко коренной кубанец: родился на хуторе Новая  Калиновка Киевского сельского поселения Крымского района Краснодарского края. Здесь Алексей Стороженко закончил школу, после чего поступил в Кубанский государственный сельскохозяйственный институт( будущий КубГАУ), который и окончил с отличием в 1972 году, по специальности «агроном» и ещё более узкой специализацией — «рисовод». Там он и познакомился и с будущей супругой.

— Сразу после окончания института меня направили в Темрюкский район агрономом в совхоз «поднимать целину», — вспоминает Алексей Стороженко, — совхоз был новообразованным, создаваемым под делавшее тогда первые шаги на Кубани рисоводство. Потом я вернулся в Киевское поселение, из которого, через несколько месяцев, меня направили в управление сельского хозяйства Крымского района. Там я проработал два с половиной года главным агрономом, после чего стал директором откормочного комплекса «Крымский», а ещё позже — председателем колхоза «Дружба». С 1983 года я начал работать в Кореновском районе, у меня и супруга родом оттуда, к тому же тогда, по решению крайкома КПСС, за всяким рисоводческим хозяйством закреплялся какой-то степной район и за нашим колхозом как раз был закреплен Кореновский район. Соответственно я знал здесь всех председателей колхозов, с ними заключали договора, они нам отправляли технику, направляли механизаторов на рисовые комбайны. Так я и стал главным агрономом колхоза имени Калинина в хуторе Журавском, проработав в этой должности около девяти лет.

Из агронома — в фермеры!

Судьбоносные события в стране на рубеже 80-90-х годов, не обошли стороной и Стороженко, кардинально изменив и его судьбу. С началом кооперативного движения и земельных реформ, Алексей Стороженко ушёл в фермеры.

— Начало КФХ «Астор» было положено 11 октября 1991 года, — рассказывает Алексей Стороженко, — тогда из колхоза вышли несколько работников, среди которых был и я. Каждый, взяв земельный пай, организовал собственное хозяйство и начал фермерствовать. Это проходило согласно указу президента РФ Бориса Ельцина, которым предписывалось в весенний период 1992 года изъять до десяти процентов пашни у каждого колхоза, для проведения земельной реформы.

Решение о выделении должно было быть принято на общем собрании колхозников в указанный период. Там, где это удалось провести вовремя — все было нормально. У нас же изъятие земельных участков проводилось решением районного совета депутатов10 июня 1992 года. То есть на десять дней позже, чем надо — что и дало повод колхозу попытаться у нас отобрать эту землю, поскольку это уже не «весенний период», хотя вся документация была оформлена именно весной. Несколько лет мы ходили по судам, пытаясь отстоять эту землю, добравшись аж до Верховного суда РФ. Землю эту у нас то отнимали, то отдавали, то потом опять отнимали. В конце концов, ту землю вернули колхозу, а нам выделили другую, за пятьдесят километров от первоначальных участков. Позже, правда, нам удалось вернуть и ту землю, взяв в аренду как свои земельные доли.

За это время многие из тех, кто первоначально выходил из колхоза, отошли от дел, их наследники не стали заниматься сельским хозяйством, продав свои доли. Также нам постепенно продавали паи и другие колхозники, позволяя нам постепенно наращивать площадь пашни. Я сам первоначально получил четыре с половиной гектара земли на свой пай, и из государственного земельного запаса тоже первоначально дали девяносто гектаров, из которых потом по суду оставили только тридцать. После нам дали 319 гектаров земли бывшего откормочного колхоза «Кубанский».

Сегодня земельные владения хозяйства значительно преумножились. Если точней сейчас существует три КФХ — собственно, «Астор» и два хозяйства сыновей Алексея Стороженко. Всего в обработке этого, по сути, семейного предприятия, находится свыше 2 тыс. 100 гектаров пашни, из них конкретно в «Асторе» — 1 тыс.800 гектаров. Хозяйство занимается выращиванием пшеницы, ячменя, подсолнуха, сахарной свёклы, кукурузы.

— В прошлом году хозяйство «Астор» фактически собрало, — рассказывает Стороженко,— озимой пшеницы 6 тыс. 622 тонны, ячменя 1 тыс. 848 тонн, кукурузы 502 тонны, сахарной свёклы – 8 тыс. 249 тонн, подсолнечника — 512 тонн. Ну, и сено ещё собираем, продаём на корм скоту. По сути, мы сейчас догнали показатели 80-х годов прошлого века, при том, что тогда собирали по 38-40 центнеров с гектара, а сейчас — свыше 60.

Собранный урожай подвергается первоначальной очистке, после чего уже продаётся в госстандартном виде на те или иные предприятия. В частности, собранной в хозяйстве сахарной свёклой снабжается Кореновский сахарный завод. Реализуется продукция сообразно текущей рыночной конъюнктуре, есть ряд постоянных клиентов, дающих хорошую рыночную цену, с которыми у КФХ установились надёжные деловые отношения.

— Продаём продукцию не полностью, — рассказывает детали Алексей Стороженко, — а по мере необходимости, чтобы было чем платить налоги, покупать запчасти на технику, выдавать людям зарплату. Тем более что цены на продукцию колеблются —– в начале уборки они низкие, потом повышаются, соответственно мы и продаём собранный урожай по частям. Переработкой зерна не занимаемся, но зато производим подсолнечное масло — у нас есть маслоцех, частично маслом выплачиваем людям и арендную плату. Также КФХ участвует в работе животноводческого кооператива, на территории соседнего хутора, производя корма для скота.

Не теряя корней

Работает в хозяйстве около пятидесяти человек, в большинстве своём жители Журавского — Алексей Стороженко не просто трудоустраивает на своём предприятии хуторян, но и старается обеспечить работников жильём, выкупая дома местных жителей, по тем или иным причинам желающих распрощаться с хутором. Работник, получивший в рассрочку жилье, обязуется проработать в КФХ не менее десяти лет, соблюдая трудовую дисциплину. Средняя заработная плата в хозяйстве — 27 тысяч рублей, выплачиваемых 1 и 15 числа каждого месяца.

В хозяйстве работает, фактически, и вся семья Алексея Стороженко — трое его сыновей вместе с жёнами. Старший сын, Олег заведует технической частью, являясь заместителем отца по механизации. Средний сын, Евгений закончил КубГАУ и сейчас работает заместителем по производству; а младший Алексей — заместитель по юридическим вопросам. Также в бухгалтерии хозяйства работает и старший внук Алексея Петровича. Так что в плане преемственности поколений Алексей Стороженко может быть спокоен — в «Асторе» уже сложилась собственная династия, не хуже чем у оригинальных Асторов. И не только у руководства, но и среди работников КФХ складываются династии: сын работает вместе с отцом, брат с братом.

Не порывает связей Алексей Стороженко и с малой родиной. В Крымском районе у него осталось множество родственников, с которыми он участвует в различных семейных мероприятиях. Родня большая: братья и сестры, родные и двоюродные, племянники, внучатые племянники — нет переводу роду Стороженко на земле Кубани!

— Батьку говорил: если немцы на Кубань вновь придут, то они наш род и за неделю не перевешают,— вспоминает Алексей Стороженко.

Однако семьёй и работниками предприятия, круг забот Алексея Стороженко не ограничивается — активно  он участвует и в делах района, ещё с 90-х.

— Долгое время я был председателем районной ассоциации фермеров . Сейчас ею руководит мой средний сын. Правда сегодня роль этой организации немного затухает, а в своё время она помогала решать многие проблемы фермеров, защищать их права, отстаивать их интересы. Мы бегали по начальству, тогда ещё были райкомы, которые порой помогали получше сегодняшних судов. У нас был юрист, который составлял иски. Сейчас проще — развелась куча адвокатских контор: обращайся, гроши плати, и они будут делать вид, что они тебя защищают. Конечно, мы участвуем и в делах благоустройства в районе: вы ехали сюда, наверное, видели дорогу через хутор. Ямочный ремонт был сделан при нашем софинансировании. Или, допустим, наша хуторская школа — мы в ней в прошлом году выполнили ремонтные работы, выделив около 600 тысяч рублей. И время от времени директор этой школы обращается к нам с теми или иными просьбами: охрана, например, нужна, значит надо платить охраннику или классы отремонтировать, или текущую крышу подлатать. Иногда мы совместно с другими фермерами вкладываемся, при софинансировании сельской или районной администрации: так мы дали денег на создание нового парка в Кореновске, на строительство храма. Также хозяйство финансирует футбольную команду «Астор», участвуем в районных соревнованиях от Братковского сельского поселения — это ещё около миллиона рублей в год. Поддерживаем и хорошие отношения с казачеством — я сам числюсь сотником в Кореновском казачьем обществе, как никак фамилия и происхождение обязывают.

За время нашего общения, Алексей Петрович то и дело отвлекался на различные звонки, решая множество  вопросов — от договорённостей с потенциальными покупателями до ожидавшегося на завтра приезда полномочного представителя губернатора Краснодарского края по взаимодействию с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, Вячеслава Легкодуха. Было видно, что работа, что называется, бьёт ключом, тем более что в самом разгаре уборка сахарной свёклы, кукурузы, подсолнечника.

Только зимой несколько снижаются темпы напряжённого труда. Работа на земле не терпит промедления и ротозейства. В хозяйстве Алексея Стороженко это понимают как нельзя лучше. Именно поэтому сегодня крестьянско-фермерское хозяйство «Астор» считается одним из лучших не только в районе, но и в крае. А участие в его работе большинства членов семьи, позволяет с уверенностью предположить, что казачий род Стороженко и дальше будет процветать на благодатной кубанской земле.

Денис ШУЛЬГАТЫЙ