Культура:

Больше, чем поэт

03.04.2017

Ушел из жизни великий русский поэт-шестидесятник Евгений Евтушенко. Впрочем, он был и семидесятником, восьмидесятником… и так далее —современным поэтом до последнего дня. Он заявил: «Я прорвусь в двадцать первый век», &mdash

1420

Ушел из жизни великий русский поэт-шестидесятник Евгений Евтушенко. Впрочем, он был и семидесятником, восьмидесятником… и так далее —современным поэтом до последнего дня. Он заявил: «Я прорвусь в двадцать первый век», — и сделал это. Несмотря на то, что последние четверть века он жил в США, поэт всецело принадлежал России, создавая четырехтомную антологию русской поэзии, читая лекции о русской литературе. Он связывал себя навечно с Россией:

Быть бессмертным не в силе,
Но надежда моя:
Если будет Россия,
Значит, буду и я.

Два года назад он совершил поездку по сорока городам России , проводя поэтические вечера и встречаясь с молодыми поэтами. Был он и в Краснодаре. Хочется вспомнить об этом: когда, опираясь на трость, поэт вышел на сцену, весь зал встал и, стоя, аплодировал ему, как никогда не аплодировали даже Брежневу на съездах партии. Поэтической строкой из его поэмы «Братская ГЭС» была названа им встреча-концерт: «Поэт в России больше, чем поэт».

Поэт в России — больше, чем поэт,
в ней суждено поэтами рождаться
лишь тем, в ком бродит
гордый дух гражданства,
кому уюта нет, покоя нет.

 Весь концерт был подтверждением этой мысли, высказанной Евтушенко, ведь и Пушкин, и Есенин, и Александр Блок, и Николай Гумилев, стихи которых звучали со сцены в исполнении известных артистов, равно как и песни Окуджавы и Высоцкого, — творения великих граждан России. Читавшие стихи артисты Сергей Никоненко, Сергей Маховиков, Игорь Скляр, Дмитрий Харатьян, исполнявший песни Окуджавы, каждый из них самостоятельно мог бы собрать слушателей на отдельный концерт, но все вместе, объединенные аурой знаменитого поэта в роли ведущего, они делали встречу неповторимой. И, конечно же, главным было чтение своих стихов самим Евгением Александровичем. Равно и как его мысли, комментарии по ходу концерта, воспоминания, которыми он делился со слушателями. И читал он свои стихи в своей знаменитой манере исполнения, громко, разрубая жестом руки пространство между ним и слушателями. А еще оказалось, что поэт может замечательно петь — и вот вместе с молодой певицей со сцены звучали песни, написанные им. Огромное количество песен написано поэтом, которые мы знаем и любим: и лирические, такие, как «Твои следы», и бесшабашные, как «Чертово колесо», а ведь есть еще такие патриотические песни, как «Хотят ли русские войны», звучащая по всему миру уже более пятидесяти лет.

Евгений Евтушенко для нас, прежде всего, поэт гражданской совести, хотя, конечно же, и лирика его необыкновенна. Она наша: кто из нас не говорил любимой нежные слова молча, про себя, так, как у него в стихотворении:

а я тебе - шёпотом,
потом - полушёпотом,
потом - уже молча:
«Любимая, спи...»

Евгений Евтушенко был всегда и патриотом, и демократом. Не тем демократом, который считает, что у нас все плохо, а за рубежом хорошо, а таким, который призывал все человечество измениться к лучшему.

Я не играю в демократа,
когда от родины вдали
всей шкурой чувствую, как брата,
любого нищего земли.

Как нелегко было поэту пробивать гранит власти, он говорил на встрече, читая стихотворение, посвященное юбилею Сергея Есенина, о котором «вспомнили» в шестидесятые, рассказывал, как трудно было отстоять свое неучастие в травле Пастернака за публикацию «Доктора Живаго». Рассказывал, чтобы пробудить в нас правило жить своей совестью, не поднимать руки на праведника, как заведено у толпы уже две тысячи лет.

Его многочисленные поездки за рубеж в советское время не были для него «медовым месяцем». Евтушенко писал, как в 1972 году в американском штате Миннесота он читал стихи студентам в крытом стадионе на боксерском ринге с убранными канатами. И вдруг на него набросились фашиствующие молодчики, сбросили в толпу и стали избивать коваными армейскими ботинками. Их задержала полиция, и задержанные оказались детьми бандеровцев, сотрудничавшими с Гитлером. Будто бы фашизм, писал поэт, не добравшийся в годы войны до станции Зима, где он в Сибири родился, достал его потом в Америке.

Поэт был смелым и неутомимым пропагандистом русской поэзии во всем мире. Четверть века читал он лекции по русской поэзии в штате Оклахома. И вот он осуществлял свою новую поэтическую миссию, решив посетить сорок российских городов, чтобы встретиться с молодыми поэтами и с аудиторией любителей русской поэзии.

Поэтический вечер Евгения Александровича в Краснодаре, состоявшийся летом 2015 года, надеюсь, сохранился не только в моей памяти до мельчайших подробностей. Как, когда закончились выступления и в зале приготовились послушать ответы поэта на вопросы записок и получить долгожданные автографы, поэт заявил, что ответит только на один вопрос, на который он не успел ответить юной поэтессе на встрече в краснодарском отделении «Комсомольской правды». И вот вышла девочка, от волнения заговорившая каким-то необычным говорком и задала вопрос Евтушенко: когда же он написал свое первое стихотворение? Поэт не ответил прямо, да и ей нужен был этот вопрос лишь для того, чтобы завязать разговор, чтобы спросить мнение поэта о ее собственном стихотворении. И мэтр деликатно предложил прислать ему это стихотворение электронным письмом, на которое он обязательно ответит. Евгений Александрович всю жизнь строго исполнял свои обещания и, может, уже вызрел новый поэтический голос России в лице этой девушки, как было это неоднократно при его поддержке…

Ушел из жизни великий русский поэт. Его последними словами, говорят, были слова пожелания, «чтобы между Россией и Америкой воцарился мир, чтобы мы дружили и каждый человек в этих странах был счастлив». Он многое сделал для этого, наверное, можем что-то и мы.

Сергей Левичев