Поделись с друзьями:

 В рамках выставочно-просветительского проекта «Кубань в лицах», который проходит при поддержке Законодательного Собрания Краснодарского края, в стенах кубанского парламента открылась выставка произведений новороссийской художницы Натальи Ивановны Павловой.

 Выставка посвящена 50-летию творческой деятельности Натальи Ивановны и представляет ретроспективу графических и живописных произведений, объединенных общей темой – любви к России и ее героической истории.

 Н.И. Павлова родилась и выросла в Новороссийске в семье технической интеллигенции, училась у известного графика, выпускника Московского государственного академического художественного института им. В.И.Сурикова, В.В. Тевторадзе.

 Потом были годы учебы в Краснодарском художественном училище, которые она вспоминает с большой теплотой. От тех лет в мастерской художницы сохранилось немало натурных зарисовок, сделанных в ночное время в депо и в зале ожидания краснодарского железнодорожного вокзала,на старых краснодарских улочках, портретов завсегдатаев ночных кафе. Все они подкупают особой точностью в отражении увиденного, живо передают ушедший в прошлое колорит краснодарской жизни начала шестидесятых.

 Уже в студенческие годы Н.И. Павлова проявила себя перспективным художником, в числе немногих кубанцев приняла участие во всесоюзной художественной выставке дипломных работ (1968 год, Казань, Татарстан) и стала ее лауреатом, получив диплом Iстепени.

 Особым счастьем, по мнению художницы, была учеба у прославленных педагогов: академика М.В. Алпатова, Е.А. Кибрика, Ю.П. Рейнера, О.М. Савостюка на графическом факультете Московского государственного академического художественного института им. В.И.Сурикова. На выставке в стенах кубанского парламента представлено несколько проникновенных работ «северного цикла», выполненных в те годы во время пленэров на Соловках и в Архангельской области на земле славных мореходов-поморов.

 Они удивительно красивы по колориту и очень тонко передают черты нехитрого быта простых людей, живущих на лоне суровой природы. Наталья Ивановна с грустью отмечает, что натурный материал многих лет так и остался неиспользованным грузом: «Шестидесятые– это юность летящих чувств в восприятии цвета и пластики и в работе с разными материалами». 

 Суриковский институт дал художнице то важное, что легло в основу последующего творчества – безупречное мастерство и умение глубоко всматриваться, изучать и анализировать окружающую жизнь.

 После окончания института Наталья Ивановна навсегда вернулась в бесконечно любимый Новороссийск. Любовь к родному городу, его истории была воспитана в художнице с детства. Н.И. Павлова – плоть от плоти этого израненного войной города-героя. Она относится к послевоенному поколению, которое уже в раннем детстве сочувственно переживало трагедию покалеченных войной ветеранов – безруких и безногих, оставленных один на один с суровой, а подчас и жестокой действительностью. Художницу глубоко волновала их трудная доля, а после и память о них, об их солдатском подвиге.

 Город до сих пор щедро одаривает ее темами. Ей никогда не приходилось ничего придумывать. В большой серии картин, посвященных Новороссийску, под общим названием «Город сквозь года» всегда присутствуют и в некотором роде осязаемы раны войны. Даже в самом мирном городском пейзаже внимательный зритель их обязательно увидит: будь то следы от снарядов на воротах обычного новороссийского дворика или изуродованные бомбежками старые деревья. В этой и другой серии картин под названием «Память» все наполнено болью автора о судьбах вдов и матерей, рассказами ее родителей о героях – защитниках Новороссийска, о трудном времени его восстановления. Лично пережитое в ее работах нераздельно сплетается с общественным, с историей Отчизны.

 На выставке представлены также выполненные Натальей Ивановной мастерские реконструкции картин художника Константина Яковлевича Матцева, посвященных битве за Новороссийск в сентябре 1943-го года. Бесценные документальные полотна этого забытого теперь художника, написанные под впечатлением от тяжелых боев за город, не поддающиеся какой-либо реставрации, так и исчезли бы навсегда для зрителя.

 Н.И. Павлова скрупулезно, сантиметр за сантиметром изучила каждое из них и воссоздала все три произведения, привнесла в каждое из них собственные знания в области военной истории и изобразительного искусства.

 Немалая заслуга Натальи Ивановны состоит в восстановлении памяти о художнике Матцеве, сподвижнике Федора Акимовича Коваленко, одного из создателей Союза советских художников в Краснодаре и его председателя в первые месяцы после освобождения Краснодара от нацистов.

 Творчество Н.И. Павловой очень современно. Оно противостоит модному сегодня коммерческому культу уродства и продвигаемой салонной шаблонности. В нем четко просматриваются черты искусства, опирающегося на классическое наследие. Но сами ее произведения далеки от ретроспекции.

 Выставка во многом свидетельствует о широте интересов художницы, в ее работах отражен тот мир искусства и литературы, который питает ее духовно. За плечами Н.И. Павловой годы работы и в качестве главного хранителя фондов, и директора Новороссийской художественной галереи, сотни незабываемых лекций, экскурсий и встреч с молодежью. С 1980 года она является членом ВТОО «Союз Художников России». Награждена медалью Министерства культуры РСФСР (1977), грамотами Союза Художников РСФСР (1977, 1989). Ее работы неоднократно закупались Министерством культуры РСФСР, Художественным Фондом РСФСР.

 Произведения Н.И. Павловой находятся в фондах Краснодарского краевого художественного музея им. Ф.А. Коваленко, Новороссийского исторического музея-заповедника, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Музее изобразительных искусств (гор. Новороссийск).

 Ее обширные знания (за глаза Наталью Ивановну называют «новороссийской энциклопедией»), умение рассказывать обо всем интересно с первой же минуты увлекают любую и, особенно детскую, аудиторию. Так было и на встрече с учениками 5-го класса лицея № 48 Краснодара в прошлом году в Новороссийске, и во время экскурсии для старшеклассников школы №25 станицы Платнировской на выставке в ЗСК. Художница считает, что нынешней молодежи необходимы зримые образы героев войны, рассказы старших о великом подвиге советских людей, об их настоящей любви к Родине.

 Пять лет назад во вступительной статье к каталогу своих произведений Наталья Ивановна написала: «Пленэр для меня – лучшее время жизни. Я всегда была готова куда-то ехать, идти за новыми впечатлениями». Сейчас художница практически не пропускает выезды своих друзей – участников новороссийского поискового отряда к местам боев, во время которых она делает натурные зарисовки окрестностей. А значит, лучшее время ее жизни продолжается. 

 Наталья Щурик, член АИС, куратор выставки

 

Комментарии:

добавить комментарий

Комментариев к этой статье пока нет.