Культура:

Его Храм – природа

01.11.2017

Проходит ретроспективная выставка краснодарского художника, заслуженного охотника РФ Владимира Солодовника, посвященная 80-летию

2450

В Краснодарском краевом выставочном зале изобразительных искусств с 1 по 9 ноября 2017 года проходит ретроспективная выставка краснодарского художника, заслуженного охотника РФ Владимира Солодовника, посвященная 80-летию. В экспозицию входят 150 живописных и графических работ, созданных за 40 лет творческой деятельности

 

Для краснодарского художника Владимира Павловича Солодовника природа – не отдых, не работа, а смысл существования.

Он родился в 1937 году в Селе Нехвороща Полтавской области. Он был первенцем в многодетной семье, которая насчитывала двоих взрослых и десять детей.

Небольшое село Нехвороща, расположенное на берегу реки Орель, было из тех сел, которые сейчас называют неперспективными. Школа за несколько километров от дома, изба-читальня, маленький сельский клуб, в котором раз в неделю «крутили» кино – вот и все очаги культуры. Каждый год появлялись все новые братья и сестры. И Володе как старшему пришлось взять на себя часть домашних забот. Но он выбрал для себя самое поэтическое занятие – ловлю рыбы. На единственный крючок, который мать купила на базаре, он почти ежедневно ловил несколько десятков окуньков, карасей, щук… Леской служила нить, сплетенная из хвоста белой лошади.

«Рыбалка – это добыча, но ты живешь наедине с природой, чувствуешь сердцем каждую травинку, каждый листок», – вспоминает В.П. Солодовник.

Так насущная необходимость перерастает в поэзию. Так рождается художник. Формируется его творческая программа. Он пробует писать стихи о том, что видит: о шелесте камыша, о плеске речной волны, о свисте утиных крыльев на зорьке…

Воспоминания детства во многом определили путь В.П. Солодовника в искусство. После службы в армии он окончил Харьковское художественное училище, затем, в 1971 году, факультет промышленной графики Харьковского художественно-промышленного института. По распределению приехал в Краснодар.

Здесь он окончательно сформировался как художник.

С 1972 года В.П. Солодовник принимает участие в городских, краевых, региональных и всесоюзных выставках в качестве художника-офортиста. В этой технике он создает серии пейзажей, жанровых композиций и «портретов» животных. Затем графика уступает место живописи. Но в течение всей своей творческой жизни художник развивает одну идею – экология природы и человека и защита окружающей среды. Природа как праматерь человечества становится главным объектом его внимания и любви.

В.П. Солодовник – художник-реалист. Его волнует окружающий мир во всей его полноте, со всеми проблемами и диссонансами. Но в своем творчестве он создает модель мира, стремящегося к гармонии между человеком и природой. Сельская, в чем-то патриархальная Россия представлена глазами поэта и мечтателя, рыбака и охотника.

Живописью В.П. Солодовник начинает активно заниматься с начала 90-х годов. Первая персональная выставка живописи (1994 г.) в Краснодарском выставочном зале изобразительных искусств была посвящена «Золотому кольцу России» и была итогом его поездки по древнерусским местам, связанным со знаменательными событиями русской истории. Многочисленные поездки по России (Дудинка, Новосибирск, Архангельск) и за границей (Мальта, Греция, Египет) всегда вдохновляли его на новые творческие работы.

Но в основном два места на земле по-настоящему «греют» художника: ландшафты южной части Украины и Кубань, ставшая его новой творческой родиной. Часто пейзажи В.П. Солодовника населены стаффажными фигурками людей и животных. Будучи заядлым рыболовом и охотником, почетным членом Краснодарского краевого общества охотников и рыболовов, художник избирает для своих пейзажей места, связанные с охотой и рыбалкой. Он первый на Кубани стал певцом приазовских плавней, населенных дикими утками, гусями, нырками и прочей живностью. Он пишет большие серии этюдов и картин, на которых изображает ландшафты плавней – каналы, поросшие камышом, лиманы… В этой природе немного величия, она непритязательна: комары, сырость, холод, полное отсутствие цивилизации вокруг – все это способен полюбить только человек, который по-настоящему любит природу и предан ей. Большинство живописных работ художника представляют собой сцены рыбалки и охоты во всех ее вариантах. Верный теме, художник даже создает постмодернистский ремейк с картины Перова «Охотники на привале». Сохраняя авторскую композицию, он помещает своих охотников, которых пишет со своих друзей по охоте и рыбалке, в приазовские плавни. Охотники одеты в камуфляжные костюмы, перед ними бутылка «Столичной», современные ружья, краковская колбаса… Но не гротеск, а лишь добрый юмор использует художник в качестве основного художественного приема: беседы, которые ведут охотники, не устаревают.

Свои пейзажи В.П. Солодовник пишет, как правило, а ля прима, часто в этюдной манере. Будучи реалистом, он создает в своем творчестве правдивый образ мира, его окружающего. Но при этом в чем-то и идеализирует его.

С 1992 года в творчестве художника появляется новая большая серия живописных работ «Хутор Свободный». В них он создает образ степного кубанского хутора, расположенного в Усть-Лабинском районе. Бескрайние степи, тихие речки, старые казачьи хаты, утопающие в зелени и цветах, закаты и рассветы – Солодовник создает образ земного рая. Кубанский хутор выступает как модель мироздания, основанного на гармонии.

В течение более 20 лет (70 - начало 90-х) Солодовник работает в техниках линогравюры, офорта, акварели, иллюстрирует книги. Он создает анималистические серии («Красная книга», «Охотничьи мотивы»), пейзажные («Русский север», «Кубанские мотивы»), а также жанровые, тематические произведения.

Одна из первых работ – линогравюра «Гости» (1978 г.). Здесь идет знакомство с материалом, вырабатывается собственный почерк. Для отчасти прямолинейного, чисто графического решения он использует тонкие штрихи, подобные ксилографии. Художник изображает простой интерьер, веранду, на которой – десяток пар детской обуви, кресло с вязанием. События здесь происходят «за кадром»: пришли к бабушке внуки, побросали игрушки, сняли туфли и босоножки… Этот прием Солодовник и в дальнейшем будет использовать в своей тиражной графике: событие случилось или должно случиться. Здесь он использует прием «отстранения». Зрители (как в чеховских пьесах или прозе Э. Хемингуэя) должны сами «додумать» за автора.

«Пейзаж с уткой» – тоже по-своему переходная работа (от линогравюры к офорту). Здесь еще жесткие линии, схематичные образы. Но здесь формируется основная, экологическая, концепция творчества художника, его моральный императив, гражданская позиция. На фоне высохшего озера с остатками сухих кустов и деревьев изображен стол, на котором – убитая утка, две гильзы, бумага, гусиное перо. Будет составлен протокол, кто-то будет наказан. Но природа все равно пропала.

Излюбленный вид станковой тиражной графики В.П. Солодовника – офорт с акватинтой. Эта техника позволяет делать мягкие тональные переходы, добиваться «живописной» выразительности линий и пятен.

Графический лист «Зима» (1980 г.) – один из первых примеров офорта с акватинтой. Здесь уже появляется мягкость тоновых переходов занесенного снегом поля с остатками сухих репейников, образующих изысканный вертикальный ритм на фоне белой зимней равнины. Художник вспоминает, что создал эту работу под впечатлением очередной охоты. Его потрясли воробьи-патриоты русской зимы, никогда не улетающие на юг и находящие себе пропитание на заснеженных полях. И далее большинство его работ сделаны под впечатлением конкретных событий: рыбалки, охоты, путешествий, встреч с людьми.

Анималистические серии Солодовника не имеют аналогов в изобразительном искусстве Кубани. Будучи практически единственным последовательным анималистом, художник изображает животных, рыб и птиц в естественной для них среде обитания либо создает их портреты. Он хорошо знаком с повадками зверей, поэтому бывает абсолютно точен в изображении деталей их внешности, особенностей характера, привычек, образа жизни. Но при этом часто очеловечивает своих персонажей, наделяя их душой. Например, образ одиноко летящего лебедя (лебедь – птица парная) – это и укор людям, убившим его подругу, и символ одиночества. Охота хищника-судака в контексте сегодняшнего дня воспринимается как борьба сильнейшего за выживание.

Офорт «Дрофа» относится к серии «Красная книга». Дрофа, или дудак, – практически реликтовая птица, которая водится в ковыльных степях Украины, России и Западной Европы, вдали от человеческого жилья. Эта крупная птица (до 17 килограмм) не может жить на Кубани, где уже не осталось нераспаханной земли. В подобных работах всегда присутствует иносказание – мысль о том, что все меньше остается места для жизни братьев наших меньших. Та же идея в офорте «Куница», которая изображена в прыжке над срубленными деревьями. Ламенок, зубр, кабаны, зайчиха, тетерев, куница, чомга, цапля, осетр, сом, судак, окунь, плотва – вот не полный перечень «героев» Солодовника. Всем им в той или иной степени угрожает гибель. Вот ламенок высоко поднял голову, выныривая из городского смога. Зубр с укором смотрит на нас. Некуда приземлиться кунице. Люди разрушили среду их обитания.

Две отрезанные рыбьи головы (лист «Над лиманом» 1987 г. – наиболее «концептуальная» работа среди всей серии анималистических офортов) – как наглядный пример бездумного отношения к природе. Но гордый взгляд дрофы, ее мощная красота внушает надежду на спасение. Монументальность многих образов усиливает их значимость. Мы смотрим на зверей и птиц Солодовника снизу вверх. Они оказываются мудрее нас, людей, совершеннее, человечнее и нравственнее.

Помимо «портретной» серии среди анималистических работ выделяются жанровые произведения, основанные на реальных событиях. В основе работы «Зайчиха» – охота «из-под фар», к сожалению, весьма распространенная на Кубани. Она происходит ночью. Зайцы, попадая в луч света от автомобиля, не способны прыгнуть в сторону от луча света и становятся легкой добычей браконьеров. Это привело к тому, что в Краснодарском крае численность зайцев катастрофически уменьшилась, и их пришлось завозить из Ростовской области.

Анималистическая серия Солодовника – это своего рода крик о помощи по уходящему в небытие миру живых существ, с которым человек связан генетической связью.

Пейзажи художника тоже проникнуты своего рода ностальгией по старой уходящей России. Итогом его странствий по стране от юга до севера явились офорты «Первый снег в плавнях», «Старый причал», «Кижи», «Соловки», «Водопад Кивач». В них лирика часто трансформируется в эпос, появляются, усиливаются черты монументальности. Использование аксонометрии («Над Селигером») позволяет представить конкретный ландшафт как символ вселенной.

В своих жанровых работах («Трудный рис», «На ферме», «Дойка», «Портрет мамы», «Председатель») Солодовник создает образ сельскохозяйственного юга России и Украины. Перед нами проходит жизнь крестьянина с его будничными заботами, работой в поле, на ферме, севом, уборкой урожая.

Антиурбанистические тенденции четко прослеживаются в графике Солодовника, являясь основной концептуальной линией его творчества в целом.

 

Член АИС Татьяна Соколинская