Культура:

«ИСКУССТВО – НЕ ОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ, А СОЗДАНИЕ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

06.09.2018

Режиссер Геннадий Шапошников рассказал, зачем нам так нужно искусство.

2035

 

На примере работы над постановкой «Мещане» Максима Горького режиссер Геннадий Шапошников рассказал, зачем нам так нужно искусство

Первой премьерой предъюбилейного, 99-го, сезона в Краснодарском театре драмы станет спектакль по пьесе, которой когда-то, а именно – в 1920 году, был дан старт центру театральной жизни Кубани. «Мещане» Максима Горького стали неким символом распада общества в драматургии XX века. Чем темы прошлого столетия привлекательны для театра сегодня? Об этом – наша беседа с режиссером-постановщиком Геннадием Шапошниковым.

– Для кого и для чего вообще нужно искусство?

– Вполне философский вопрос. Дело в том, что для меня проблема нации – это проблема культуры. Формирует культуру искусство. А культурный человек формирует уже жизнь – не только свою.

Дмитрий Лихачев очень хотел, чтобы написали историю совести. Мне крайне нравится эта идея. Но почему-то никто не откликнулся на нее, как-то теперь приходится жить без истории совести. Идея Лихачева состояла в том, чтобы каждый человек стал интеллигентным. Что его может таковым сделать? Образование, школа – имеется в виду средняя школа. Здесь у нас пролет, потому что ее реформировали настолько, что, на мой взгляд, она просто вредна. Остается что? Искусство.

Искусство – не отражение жизни, а создание новой реальности, – которое создает такой мир, в котором я вижу проявления человеческого, совести в частности. И тут я не имею в виду искусство только театральное. Думаю, что в этом смысле литература более действенна. С литературой у нас сегодня вроде как налаживается, судя по тем авторам, которые возникают.

Механизмы всякого государства не направлены в принципе на улучшение жизни. Искусство призвано улучшить нашу жизнь. Искусство – та область, которая касается души. Поэтому его миссия может быть в изменении качества жизни человека. Духовной жизни – точно.

– Какой театр вас интересует в контексте вашей мысли об искусстве?

– Мне на самом деле нравятся разного рода инновации и эксперименты в театре. Например, когда полностью отказываются от декораций. Я видел много подобных спектаклей, где эксперимент заключался в игре с пространством, светом, звуком и прочее. Мне бы хотелось экспериментов в области артистического существования – там, где артист на сцене, в области «жизни человеческого духа», как говорил классик нашего дела.

Чего мне не хватает как раз в игре с театральными формами? Вы знаете, когда я наблюдаю современное искусство, я ничего не чувствую. Включаются мои мозги, они начинают расшифровывать образы. Даже современная аудитория, как минимум, столичная, уже привыкла к расшифровке предлагаемых постановщиками метафор. Но ведь метафоры нельзя сочинить, они сами рождаются, а если не рождаются, то это точно не метафоры, а нечто другое. Метафора несет в себе чувственную составляющую, она не требует математического расшифровывания и осознания, она во мне вызывает чувство. И именно этого мне жутко не хватает.

Если бы все эти инновации могли меня тронуть, чтобы я сопереживал и верил, прямо как в детстве…

– Какой, на ваш взгляд, литературный материал способен больше пробудить в зрителе спектакля эту самую чувственность?

– Думаю, классические тексты располагают в большей степени, потому что они проверены временем. Поколения менялись, а человек по большому счету – нет. Психофизически люди за много веков не изменились, к сожалению. Или к счастью? А то, кто знает, ходили бы сейчас роботы…

Текст, предполагающий в себе выдержанное временем вино, любопытней странного напитка, которое намешали только-только. Мне по-настоящему интересно размышлять с авторами-классиками, потому что они выше и интересней меня. Я хочу с ним вести диалог и стремиться к ним. Так я черпаю для себя и мысль, и вдохновение.

– Что современному зрителю – по большей части убежденному, что мир сто лет назад был совершенно другим – можно сказать творчеством Максима Горького, в частности – пьесой «Мещане», в частности – вашим видением этой пьесы?

– Продолжая предыдущую мысль, можно точно говорить о том, что мало изменился человек и в построении семьи. И это в некотором роде загадка. Почему существует конфликт отцов и детей? Всё – от непонимания жизни друг друга. Такие в наше время были названия родителям: старики, предки… Они и правда – предки: хоть и остались молоды для самих себя, но всё же устарели. Непременно возникают моменты, когда ребенок не слышит родителей, и они не слышат его. Две разные дистанции, два разных мира навсегда, если можно так сказать. Именно в этом контексте тема вечная.

Горький представляет этот конфликт, помимо прочего – социального, что отражено им же в пьесе «Мещане», на первом плане. Во время репетиций мы все удивляемся: полное ощущение, что абсолютно ничего не поменялось за сто с лишним лет. А ведь пьеса написана в 1903 году. Почему всё это повторяется или никуда не уходит? Потому что мы привыкли думать, что находимся на пороге нового витка истории, когда можно глобально всё изменить. А ведь не получится. И снова придут желающие стереть всё имеющееся до основания, чтобы начать строить свое светлое будущее. Но, так или иначе, они тоже вернутся на круги своя. Эта тема – в основе пьесы Горького.

А что касается семьи – еще одна большая загадка: почему же именно близкие люди попросту не слышат друг друга? Почему они не хотят понять изменения, или принять их, или быть терпимее? Почему всё это возникает? Горький на это не ответил. В любом умном тексте нет ответа, есть вопрос. Литература должна задавать вопрос, а не давать ответ. Иначе возникает недоумение: почему ответ таков? Всегда ведь есть не один выход из положения, а несколько.

– Какими сценическими средствами поставленные автором вопросы вы воплотите в спектакль?

– Важно понимать и помнить, что вся пьеса – метафора.

Мы сейчас в основном оттачиваем то, что я называю «эффект дня рождения». В текстах у Чехова и Горького встречается своеобразный, до них не встречавшийся в драматургии прием параллельного существования персонажей. Это когда говорят все одновременно. Такое случается за праздничным столом, когда собеседники сидят друг напротив друга или вообще по разным краям стола, но слышат и тех, кто разговаривает по соседству. Мы берем этот прием в основу спектакля. Тем более сам текст «Мещан» тому располагает: здесь написано так, что одна реплика не соответствует следующей, но соответствует другой, разделенной куда большим текстовым расстоянием. Если бы во времена Чехова и Горького существовал компьютер, думаю, это было бы записано как-то по-другому, не линейно.

При всем художественном очаровании такого хода, мы пытаемся его воплотить так, чтобы зритель непременно всё и всех услышал. Чтобы зритель сам стал неким собеседником на этой «свадьбе».

– Что касается зрителя: кого вы хотели бы видеть в зале? Кому адресуете свой спектакль?

– Я не сомневаюсь, что такой материал будет полезен всем, ведь в той или иной степени все мы – родители и дети.

Мне нравится видеть семьи, жизнь в которых слажена, мне бы хотелось, чтобы этого было больше. Но я знаю, что такой пример – всего-навсего исключение, что чаще самые близкие люди – самые большие враги друг другу. К сожалению. Поэтому хочется пригласить в первую очередь тех, кто только начинает строить свою семью. Мне лично хотелось бы, чтобы молодые родители, у которых ребенок еще только начинает расти, задались вопросом: как же я со своими родителями разбежался? Или наоборот – хорошо, что мне удалось сохранить связь с родными.

Если вернуться к первому вопросу, то очень может быть, что всё-таки возможно искусством заронить сомнение в правильности или же поддержать в правильности решений.

Хорошо, когда после какого-то спектакля зритель говорит: «Я его третий раз смотрю, и каждый раз после просмотра думаю, что нужно позвонить маме». Значит, влияет каким-то образом искусство на природу человека, значит, не бессмысленны усилия. Мне бы хотелось, чтобы, выходя из зала, молодым людям непременно захотелось позвонить маме.   

Беседу вела заведующая литературно-драматической частью театра Анастасия ГРОМОВИКОВА

От редакции. Премьера спектакля «Мещане» по одноименной пьесе Максима Горького состоится 4 и 5 октября на основной сцене Краснодарского театра драмы.