Поделись с друзьями:

В минувший четверг в литературной гостиной Краснодарской краевой библиотеки имени А.С. Пушкина состоялась презентация-семинар третьего тома серии «История, этнография, фольклор Кубани», посвященного Усть-Лабинскому району. Сборник подготовлен Научно-исследовательским центром традиционной культуры Государственного бюджетного научно-творческого учреждения культуры Краснодарского края «Кубанский казачий хор» – при финансовой поддержке Фонда Олега Дерипаски «Вольное дело»

– Это третья книга в серии, задумывавшейся объемом в сорок томов, – сказал в своем вступительном слове заместитель заведующего Научно-исследовательским центром, кандидат исторических наук Антон Зудин. – По крайней мере, так прописывал в первой книге, посвященной Кореновскому району, наш научный руководитель Николай Бондарь. Не знаю, хватит ли нам жизни, чтобы издать всё это до конца, но так или иначе мы этим занимаемся и будем заниматься, пока существует наш научно-исследовательский центр. В своей работе мы преследуем две цели: одна – сугубо научная, изучение традиционной культуры Кубани, с акцентом на локальные традиции – станичные, хуторские. Но существуют и прикладные цели нашего исследования: это введение аутентичных источников в воспитании, образовании, художественном творчестве. О воспитательном потенциале традиционной народной культуры говорить не приходится: именно традиционные ценности с заложенными в них принципами коллективизма, взаимопомощи, уважения к старшим являются фундаментальной основой здорового общества. Значимость введения в образовательную сферу этих материалов также велика, и особенно она возрастает в силу некоторой агрессии, продвигаемой сейчас в СМИ, в отношении традиционной народной культуры вообще и казачества в частности, являющегося весьма уязвимым для разного рода мифов и фальсификаций. Своей публикацией мы разрушаем эти мифы и вводим в оборот подлинные аутентичные материалы, которые Центр собирал с 70-х годов прошлого века и до наших дней. Художественная значимость данных материалов также возрастает в силу унификации репертуара творческих коллективов Кубани, забывающих, насколько богата и разнообразна наша традиция. Сейчас многие пытаются оспорить важность и необходимость этнографических исследований: так, недавно мне довелось прочитать в соцсетях мнение публициста Петра Ткаченко, поставившего под сомнение саму целесообразность подобных экспедиций. Дескать, зачем ездить: «уже ничего нет», «эти ученые работают по одному шаблону» и так далее.  Но забывается о том, что помимо  прослеживания динамики, трансформации народной традиции, мы еще и восполняем пробелы, допущенные предыдущими экспедициями. Совершенствуется инструментарий исследования, методики сбора полевого материала, и с каждым годом мы добираем материал, который имеет  колоссальное значение. Записи последних лет восполняют лакуны, возникшие при предыдущих исследованиях. Отрадно, что наши чиновники из министерства культуры понимают значимость этих экспедиций, отрадно и то, что появляются такие меценаты, как Олег Дерипаска и его фонд «Вольное дело», во многом благодаря которому и появилась эта книга.

После этого выступления слово было предоставлено почетным гостям конференции.

– Мы всегда рады, когда появляется возможность издать подобную книгу, – сказала Татьяна Мячина, начальник отдела библиотечной, музейной и кинодеятельности министерства культуры Краснодарского края, – и мне очень нравится это название – «История, этнография, фольклор Кубани», – очень важное для того, чтобы жители нашего края поняли, насколько у нас разнообразный в этническом плане регион. И если мы не будем понимать друг друга, то нам будет очень трудно сохранить мир и взаимопонимание. Если некоторые ученые считают, что этнография – это прикладная наука, то, на мой взгляд, то чем дальше, тем больше этнография приобретает ценность как фактор сохранения стабильности. Я всех поздравляю с появлением этой серии и надеюсь, что это не последний том.

– Я сегодня могу сказать, что и в Усть-Лабинском районе, и в фонде «Вольное дело» сегодня большое событие, – сказала координатор фонда «Вольное дело — Юг» Карина Миракова, – выход в свет книги, которая поднимает такие пласты, целые толщи народной самобытной культуры Кубани. Я поздравляю всех нас от имени Олега Дерпаски, от имени председателя совета фонда «Вольное Дело» Тамары Румянцевой и передаю самые лучшие пожелания. Фонд «Вольное дело» не случайно выступил в поддержку публикации этого тома: вот уже около 13 лет фонд выделяет поддержку культурной самобытности Кубани в отдельную благотворительную программу. В рамках этой программы издано более 20 тысяч томов книг, которые появляются на полках наших и не наших библиотек, на трех языках – русском, английском и немецком. Фонд «Вольное дело» ведет важнейшие археологические исследования на раскопках Фанагории, поднимая пласты истории, которые становятся всеобщим достоянием. Хочу высказать огромную благодарность «Кубанскому казачьему хору» и его научному центру, потому что та работа, которая сейчас ведется на высокопрофессиональном уровне, была бы невозможна без поддержки ваших специалистов.

Антон Зудин, в свою очередь, отметил роль фонда О.В. Дерипаски «Вольное дело» – не только в издании 3-го тома серии «История, этнография, фольклор Кубани», но и в обновлении технической базы Научно-исследовательского центра.

– Я также хочу поздравить всех нас с этим знаменательным событием, –  начал свое выступление доцент КубГУ, кандидат исторических наук, казачий генерал Владимир Громов, – событием в культурной жизни Кубани, да и, пожалуй, России в целом. Вы знаете, не так давно меня приглашали в Патриархию, чтобы я прочитал доклад «История и культура Кубанского казачества в трудах современных историков». И когда я выступал с докладом перед историками, краеведами, этнографами, я, конечно же, не мог не возгордиться. Потому что проект, которому посвящена сегодняшняя конференция, имеет место быть только в Краснодарском крае. Только у нас есть такой центр, который возглавляет Николай Иванович Бондарь, пожелаем ему крепчайшего здоровья! Он и все его сотрудники продолжают выполнять программу, которую еще в 1879 году разработал известный кубанский историк, этнограф и энциклопедист Евгений Фелицын: программу исторического и этнографического исследования станиц кубанской области. Тогда это не удалось, но получилось сейчас. Желаю дальнейших успехов, всем кто работал и помогал этому проекту. 

– Я давно знаю Николая Ивановича Бондаря и чем он занимается, – сказал писатель Виктор Лихоносов, – это, без преувеличения, выдающийся русский ученый и родное дитя Кубани. Такие люди сейчас позарез нужны, потому что всё исчезает: и старшее поколение, и даже красивый русский язык исчезает, засоряется. И многое теряется, потому что уходит огромный мир стародавней России. Но остаются такие люди, которые несут свет души целого поколения. И скажу я вам – не тем дают звание Героя Труда Кубани! Порой видишь иных деятелей на доске героев труда и недоумеваешь: за что им дают это звание, а Бондарю – нет? Он и другие подобные деятели – это сокровенные дети Кубани, которые хранят ее изумительное наследие. И как хорошо, что сегодня образовался такой удивительный союз: министерство культуры помогает, сам коллектив постарался, казачество, хотя бы в лице Громова, и Дерипаска со своим «Вольным делом». Хотелось бы, чтобы этот удивительный союз продолжался. То, что сделал Бондарь, скитаясь в течение тридцати-сорока лет в экспедициях, – это великий подвиг. Мы знаем, как нелегко, порой, бывает в тех экспедициях, как сложно порой разговорить станичников. Скажу, что написание этой книги можно сопоставить с деятельностью «Кубанского казачьего хора»: не по успехам, не по всемирной известности, а по своей идейной народной сущности!

По окончании вступительных речей начались непосредственно доклады. Первым выступил старший научный сотрудник научно-исследовательского центра Игорь Васильев, рассказавший об истории Усть-Лабинского района: от сарматов и греков и практически до наших дней.

– Начиная с эпохи бронзы, появлялись как земледельческие, так и кочевые народы, контактировавшие на берегах рек Кубань и Лаба, – сказал ученый. –   Античные историки зафиксировали на этих землях сирако-меотский союз, включавший в себя ираноязычных кочевников – сираков – и земледельцев –меотов, говоривших на разных языках. Столицей этого союза современники называли город Успу, который ряд учёных помещают на территорию района. К рубежу нашей эры относятся и богатые воинские погребения так называемого «золотого кладбища». В период Средневековья территория Усть-Лабинского района находилась в сфере влияния различных тюркских народов: половцев, золотоордынцев, ногайцев. Здесь в XIV – XV веках находилось загадочное «владение Керемук /Кремух» которое разные учёные приписывают то тюркам, то адыгам. Конец XVII – XVIII век ознаменовались появлением на территории Усть-Лабинского района восточных славян. Атаманы Савелий Пахомов и Лев Маноцкий привели в конце XVII века на берега реки Кубань казаков-старообрядцев, не желавших подчиняться властям. Они построили городок в устье Лабы, просуществовавший с 1693 по 1697 годы. В конце столетия территория района вошла в состав Российской империи. 10 июля 1774 года, по итогам Кучук-Кайнарджийского мира с Турцией, Оттоманская Порта признала Кубань частью Российской империи. 29 ноября 1777 года командиром Кубанского корпуса был назначен Александр Суворов, который в марте 1778 года и основал в устье Лабы Александровскую крепость. А в 1793 году под руководством генерал-аншефа И.В. Гудовича на месте суворовского укрепления появилась Усть-Лабинская крепость.

В дальнейшем на территории будущего района происходили многие значимые исторические события и процессы (освоение новых земель казачеством, Кавказская, гражданская и Великая Отечественная войны).

– Советская власть, по сравнению с царской, более активно вмешивалась в хозяйственную и социальную жизнь местного населения, – считает Игорь Васильев. – В 1929 году были резко ужесточены нормы хлебозаготовок, и началась коллективизация сельского хозяйства, сопровождавшаяся жестким давлением на наиболее самостоятельных селян. Особо надо сказать о рукотворном голоде 1933 года. Станичники охарактеризовали его как геноцид казачества, переросший в уничтожение местного восточнославянского населения. Изъятие продуктов осуществляли так называемые «комсоды» (комитеты содействия). Они полностью забирали не только запасы продуктов, но даже готовую еду, пытали станичников и издевались над ними. По завершении коллективизации влияние партии и государства на местную жизнь резко усилилось.

Также историк отметил, что для района характерно быстрое и мощное развитие крупного индустриального производства –в сфере как промышленности, так и сельского хозяйства. Что и отразилось в биографиях таких прославленных тружеников, как М.И. Клепиков и В.А. Введенский.

Антон Зудин обратился к особенностям календарной и свадебной обрядности Усть-Лабинского района. На неё существенно повлиял тот факт, что Усть-Лабинский район преимущественно относится к территории бытования линейной фольклорной традиции, но находится на самой границе с Черноморией. Поэтому в западной части района распространены элементы богатой и разнообразной черноморской святочной обрядности, такие, как «вождение Мыланки» и «вождение козы». Но для календарной обрядности района более характерна линейная специфика календарной обрядности, например, особая значимость праздников весенне-летнего цикла, особенно Троицы. Свадебная обрядность станиц района отличается длительным предсвадебным периодом, включающим в себя многочисленные обряды и богатый песенный фольклор.

Старший научный сотрудник научно-исследовательского хора Василий Воронин обратился к вопросам родильной обрядности, детской субкультуры и устной прозы. Родильная обрядность активно бытовала до 1950-х годов, т.е. до создания сети роддомов. Ведь носителями подобной обрядности во многом были бабушки-повитухи. Позже она весьма быстро вышла из повседневного бытования. Несколько лучше сохранность многочисленных запретов для беременных женщин, которые они должны были соблюдать. Существовали разнообразные приметы, по которым можно было узнать пол будущего ребёнка, его судьбу.  Очень важны были различные обряды, маркирующие вступление ребенка в мир людей. Прежде всего – это крещение ребенка. В Усть-Лабинском районе был зафиксирован своеобразный обычай отлучения ребенка от материнской груди с приговоркой «Иди на свой хлеб!».  Сказочная устная проза выходила из употребления уже в 1980-е годы. В наше время она уже исчезла из повседневного бытования. Немало сохранилось быличек о колдунах: в этом заключается характерная особенность именно линейных станиц, в отличие от черноморцев, где преобладали рассказы о ведьмах.

Ведущий научный сотрудник Светлана Жиганова рассказала об аутентичной песенной традиции Усть-Лабинского района, представленной в 3-м томе серии «История, этнография, фольклор Кубани», – как в виде печатных нотированных текстов, так и виде диска с записями песен, прилагаемого к книге. Исследователь отметил изменения, происходящие с традиционным фольклором. Манера исполнения, которая существовал ещё в 1970-е годы, ныне уже ушла в прошлое. Те же песни поются сейчас уже совсем по-другому. Песенный фольклор Усть-Лабинского района богат и разнообразен. На малых хуторах чаще всего бытует украинская традиция. Линейная традиция наиболее ярко проявила себя в станицах Воронежской и Ладожской. Для них характерна протяжная манера пения в сочетании с развитой культурой пляски. Среди обрядового календарного фольклора исследователь особо отметила песню «Девки масленицу провожали», лирические и хороводные песни, приуроченные к Троице. Светлана Жиганова особо подчеркнула особую трудность и, вместе с тем, актуальность изучения и усвоения аутентичных локальных фольклорных традиций.

В заключение Антон Зудин анонсировал подготовку новых томов серии «История, этнография и фольклор Кубани», посвященных Темрюкскому и Отрадненскому районам.

Денис ШУЛЬГАТЫЙ

 

 

Комментарии:

добавить комментарий

Комментариев к этой статье пока нет.