Культура:

Из яслей – на войну?

16.05.2018

На фоне пафосных речей многие уже не замечают, как переходят все границы вкуса, меры и здравого смысла.

1727

Все мы, чье детство пришлось на советскую эпоху, росли на книгах и фильмах о «пионерах-героях», «неуловимых мстителях», «павликах морозовых» и тому подобных примерах, когда даже самые маленькие граждане великой страны были готовы рисковать и жертвовать жизнью во имя великой цели. Всё это уже настолько въелось в нашу плоть и кровь, что сама мысль о том, что детей стоило бы воспитывать на иных примерах, многим кажется крамольной, чуть ли не кощунственной. На фоне пафосных речей о «памяти дедов», совмещенной с пропагандой «военно-патриотического воспитания» эти «многие» уже не замечают, как переходят всякие границы вкуса, меры и элементарного здравого смысла.

В День Победы настоящим хитом в рунете стала картинка с тремя детьми явно дошкольного возраста (один – даже с соской), облаченных в военную форму, и с гордой подписью: «Вот поэтому нас и не победить».  Ничего нового в этом уже нет –  фото карапузов в буденовках и гимнастерках, обклеенных бумажными танками и самолетиками, уже давно стали одной из визитных карточек девятомайского празднества.  Похоже, никого уже и не удивляют новости – вроде такой: «В Краснодаре прошел «парад детских войск». Новость эта, кстати, была взята с сайта краевой администрации, откуда и распространилась по многим кубанским СМИ. И сообщалось в тексте буквально следующее:

«Тысяча детей пройдут торжественным маршем перед ветеранами. Мероприятие состоится 11 мая на территории школы №98 имени Героя России генерал-полковника Г.Н. Трошева. Участники парада – ученики начальных классов, воспитанники кадетских корпусов и дошкольных учреждений, отряд Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия». Почетными гостями станут ветераны Великой Отечественной войны, Вооруженных сил, представители краевой и городской администраций. Примет парад инспектор объединенного стратегического командования Южного военного округа генерал-майор Николай Калабухов. После прохождения участников ждет полевая кухня с настоящей армейской кашей, выставка военного оружия и ретротехники».

Также в администрации края сообщали, что данный парад проводится в Краснодаре уже второй раз и «организован руководством школы №98 и Фондом патриотического воспитания молодежи им. генерала Г.Н. Трошева».  Появившиеся позже фото демонстрировали мальчиков и девочек в буденовках, тельняшках, с георгиевскими ленточками и пионерскими галстуками, обклеенными бумажными танками и самолетами. Вместе с гимнастерками и буденовками времен Великой Отечественной и гражданской войн встречались и аллюзии к современности в виде «голубых беретов» и флага с надписью: «За ВДВ». Надеюсь, хоть разбивать бутылки о голову на этих акциях детвору не учат. Ладно, допустим это какая-то специализированная школа с военным уклоном, но ведь подобные шествия прошли и по всей стране. Лента пестрит от заголовков типа: «В Самаре прошел детский парад», «В Ростове-на-Дону состоялся парад «детских войск»» и так далее. Особенно впечатляет видео с «детского парада» в Иваново: на видеозаписи видны старательно марширующие детсадовцы, девчонки с не по-детски серьезными лицами, сосредоточенно поющие: «И только немного подрастем, И в армию российскую пойдем».  На всё это умиленно смотрят взрослые – родители, воспитатели, чиновники или военные, ради которых, собственно, и устраивалось представление.

Не хотелось бы приводить обидных для кого-то клише типа «милитаристский психоз», однако подобные «акции» явно выходят за рамки «памяти предков». У нас, вроде бы, так беспокоятся о психическом здоровье детворы, но… те, кто нечто подобное проводит, уверены, что участие в такого рода мероприятиях скажется благотворно на детской психике? Понятно, чем руководствуются люди, выходящие на «Бессмертный полк» с портретами дедов и прадедов. Но что может понимать ребятня младшего школьного, а то и дошкольного возраста – в том, в чем ее заставляют участвовать?   Недаром один из основателей самой акции «Бессмертный полк» Сергей Лапенков в своем интервью заявил, что, перестал участвовать в акции – в том числе и потому, что для него «дети в форме – оскорбительно и поверхностно». Считается, что детские парады «содействуют реализации государственной политики в области патриотического воспитания молодежи»: не знаю – кому как, но в нашем детстве подобная обязаловка приводила к тому, что по мере взросления любовь к Родине сменяли резко противоположные чувства.

Возникает резонный вопрос: неужели те, кто организует подобные мероприятия этого не помнят и не понимают?  А если помнят и понимают, то зачем проводят? Нас-таки готовят к тотальной войне? Но кто в здравом уме думает, что обращение к опыту более чем семидесятилетней давности поможет в войнах настоящего и будущего – высокотехнологичных, зачастую – бесконтактных, ведущихся по принципиально иным правилам? Можно сколько угодно умиляться фоткам карапузов с сосками в форме солдата РККА, но утверждать, что «именно поэтому нас не победить», – это или потрясающий инфантилизм, или столь же потрясающее лицемерие.  «Дети-солдаты» – это никак не признак современной армии, скорей, это родимые пятна режимов, вроде полпотовской Кампучии, иных африканских стран, а также кой-каких запрещённых в России организаций. И не сказать, что они там показывают какую-либо эффективность: ценность таких, с позволения сказать, бойцов, только – в легкости, с которой им можно промыть мозги, позволяя сделать из них идеальное пушечное мясо. Но Россия, вроде бы, пытается представить себя великой державой, с современным, «не имеющим аналогов», оружием, а не какой-то там страной «третьего мира», с малолетства выращивающей озлобленных зверенышей, ненавидящих всех, кроме своей стаи.

Хочется, верить, конечно, что всё не так плохо, и к столь ужасному будущему маленьких россиян не готовят. Хочется верить, что это лишь перегибы на местах, чиновничий энтузиазм, сплошь и рядом доходящий до крайностей, особенно тогда, когда дело касается молодежной и детской политики. Однако в таком деле, как воспитание подрастающего поколения, мелочей быть не может, и казенное, «для галочки», мероприятие может обернуться большой бедой в будущем. В нашей истории уже бывали периоды подобной накачки общества – один из таких периодов как раз пришелся на 30-е годы. Тогда в стране пели: «Мы разжигаем пожар мировой», читали стих Павла Когана: «Но мы еще дойдем до Ганга, Но мы еще умрем в боях, Чтоб от Японии до Англии Сияла Родина», а на страницах «Пионерской правды» публиковались восторженные письма школьников наркому Ежову, поздравляя его с победой над «змеей-Ягодой». И, конечно же, юные сталинцы обещали любимым вождям «повысить бдительность», помогать «громить врагов народа» и, среди прочего, «овладеть военным делом». И, конечно же, все верили, что война закончится «на вражьей земле, малой кровью могучим ударом». Надо сказать, что в государствах, ставших врагами СССР, подобные настроения разжигались с ничуть не меньшим усердием.

Что же, войну, действительно, закончили на «вражьей земле», но совсем не «малой кровью». Цену за Победу пришлось заплатить такую, что все милитаристские мечтания сменились на «Миру мир» и «Хотят ли русские войны» – вопрос, подразумевавший один-единственный ответ. Тогда никто не кричал «можем повторить» – сама мысль о повторении мировой бойни казалась безумием.  И лишь сейчас, когда некоторым кажется, что война была веселой прогулкой «на Берлин, за немками», – возрождается и былой милитаристский угар, в который кто-то, с упоением одержимого, загоняет страну буквально с пеленок.

Александр КАЙМАНОВ