Культура:

«Кинотавр-2016»: настоящее российского кино

08.06.2016

XXVII Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр», который проходит в сочинском Зимнем театре с 6 по 13 июня, стартовал традиционным «звездопадом» на красной ковровой дорожке Театральной пл

4571

XXVII Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр», который проходит в сочинском Зимнем театре с 6 по 13 июня, стартовал традиционным «звездопадом» на красной ковровой дорожке Театральной площади. Сотни горожан и гостей курорта, собравшихся полюбоваться зрелищем, приветствовали аплодисментами и возгласами радости несколько десятков актеров, режиссеров, сценаристов, продюсеров и других видных деятелей «важнейшего из искусств». Пристального внимания поклонников не обошла ни одна деталь.
Например, сопредседатель попечительского совета фестиваля, известный кинорежиссер и актер Федор Бондарчук в этом году пересек площадь по «звездной дорожке» и поднялся по лестнице Зимнего без спутницы, хотя его поддержали сын Сергей и его супруга Татиана. Актер Владимир Яглыч тоже был без возлюбленной Антонины Паперной, а вот актера Артема Ткаченко сопровождала беременная подруга в свободном белом платье, Михаила Ефремова – старшая дочь (девушка с синими волосами, чья «фея-крестная» – Рената Литвинова).
– Для нас это семейный фестиваль, – улыбался Михаил Олегович. – Кроме того, я буду представлять фильм «Хороший мальчик», где сыграл не очень хорошего учителя.
Вместе со своей давней возлюбленной, актрисой Светланой Ивановой, впервые на «тропу «Кинотавра» вышел член жюри режиссер Джаник Файзиев. Как живое олицетворение семейных ценностей под аплодисменты и крики «браво» шествовали к театру Иосиф и Нелли Кобзон.
– Приезжаю на этот фестиваль с его самого первого дня, – признался Иосиф Давыдович. – Для меня это единственная возможность посмотреть хорошее отечественное кино!
Некоторые участники фестивального дефиле демонстративно проигнорировали дресс-код (black tie only). Например, актер Александр Паль облачился в футболку и спортивные штаны, политик Ирина Хакамада предпочла туфлям кеды… Но благодарная публика, казалось, воспринимала все чудачества с восторгом.
Церемонию открытия фестиваля, музыкально оформленную группой Therr Maitz, провела режиссер, актриса и сценарист Рената Литвинова, трогательно и «личностно» представлявшая каждого нового поднимавшегося на сцену: «Уже 27 лет мы находимся в ожидании нового гения! Вдруг встретится новый Тарковский или Феллини… Боже, я так их жду!» Кинодива сообщила о надежде «найти бриллианты на этом Клондайке», о чем, как эхо, вслед за ней повторили и продюсер Сергей Сельянов, представивший фильм открытия «Петербург. Только по любви», и член жюри основного конкурса актриса Мария Шалаева. 
Портрет жюри, нарисованный Литвиновой, содержал множество индивидуальных «штришков» к каждому персонально: кинокритик журнала «Искусство кино» Нина Зархи удостоилась благодарности за неизменно вдумчивый анализ кинематографических творений, актер Сергей Шакуров – за «всегда неистовые роли»... Каждому у ведущей нашлись «свои» сердечные слова: оператору Сергею Мачильскому, сценаристу Анне Пармас, актрисе Марии Шалаевой, режиссерам Джанику Файзиеву и Николаю Лебедеву.
Николай Игоревич, возглавивший в этом году жюри основного конкурса, в ответном слове тоже торжественно пообещал усердно искать бриллианты. Нечто созвучное, но в качестве пожелания содержалось и в приветственных адресах фестивалю от руководителей страны. 
– «Кинотавр», как известно, всегда представляет моментальный снимок состояния дел в нашем кинематографе, – отметил со сцены президент фестиваля Александр Роднянский. – Это всегда попытка услышать время и разобраться, что такое наша индустрия. Версия «Кинотавр-2016» крайне необычна. Это самый молодой фестиваль в истории фестиваля: за 27 лет у нас не было ни такого количества дебютов, ни такого количества молодых и начинающих кинематографистов. Это случилось не потому, что нам хотелось так лукаво и задорно отметить Год российского кино. А потому, что из 75 представленных на отбор комиссии картин – 26 дебютов!
По словам Роднянского, многие знаменитые звезды и исполнители пробуют себя в новых амплуа и режиссеров, и продюсеров, а огромное количество картин, пытающихся рассказывать свежие и радикальные истории, пытаются коммуницировать с широкой аудиторией, работая в жанровом кино. 
– Мы предложили нашему замечательному, высокопрофессиональному жюри непростую задачу, – убежден президент «Кинотавра». – Честно говоря, задача перед ними поставлена не просто сложная, а чрезвычайно важная, поскольку нам хотелось сделать программу «Кинотавра» творческой лабораторией. Мы этого не испугались, поскольку единственная наша цель, как сказала Рената Литвинова во время своего замечательного ведения, это надежда увидеть и услышать новый голос, надежда расслышать в том, что рассказывается на экране, нечто очень важное для времени и для нас самих, и всем нам я желаю открытий, сюрпризов и новых впечатлений.
Почетный приз «За вклад в российский и международный кинематограф», традиционно вручающийся в первый день фестиваля, получил режиссер Сергей Бодров, который, по словам Александра Роднянского, «удивительным образом совместил авторскую интонацию, увлекательность истории, желание найти общий язык с огромной аудиторией, абсолютную бескомпромиссность во всех своих картинах». В 2016 году исполняется 20 лет со дня выхода на экраны его фильма «Кавказский пленник». В тот же вечер состоялся специальный показ фильма в программе «Кино на площади». 
– Первый раз я приехал на «Кинотавр» как раз 20 лет назад с Олегом Меньшиковым и Сергеем Бодровым-младшим, – делится режиссер. – Мы были молодыми, веселыми… И мы победили! Сергей стал звездой. И до сих пор остается. Этот фестиваль помог и продолжает помогать многим молодым авторам и актерам. Думаю, нас ждет немало открытий. Помню, шесть лет назад я был в жюри и мы дали приз первому фильму Василия Сигарева, а теперь он стал известным неординарным режиссером. 
Фильмом открытия фестиваля стал альманах «Петербург. Только по любви», в семи женских режиссерских историях воспевающий Северную Пальмиру. Картина выйдет в прокат в сентябре, а одну из ее новелл, посвященную Бродскому, – «Сны Иосифа» – сняла как раз загадочная муза церемонии открытия фестиваля Рената Литвинова.

Виктор ТЕРЕНТЬЕВ
Фото Сергея ЛИСИЦЫНА