Культура:

Не с чистого листа!

15.06.2016

Разговор о том, каким кубанцы хотели бы видеть краевой выставочный зал.

2604

         Разговор о том, каким кубанцы хотели бы видеть краевой выставочный зал.

         Как известно, не так давно оставил пост директора Краснодарского краевого выставочного зала Игорь Михайленко, проработавший на этом посту свыше десяти лет. Свой уход он объяснил «желанием заниматься творчеством, на которое в последнее время катастрофически не хватало времени». Деятельность Игоря Михайленко вызывала неоднозначные оценки у художников и искусствоведов Кубани, но так или иначе это уже эпоха в истории данного заведения - эпоха, которая закончилась. Уход Михайленко стал информационным поводом для того, чтобы обсудить в открытом диалоге то, каким должен быть Краснодарский краевой выставочный зал.
         Галина Ташматова, главный редактор «Новой газеты Кубани»: Хочу подчеркнуть, что обмен мнениями не подразумевает дискуссии. Сегодня обсуждается единственный вопрос, нацеленный в будущее: мы говорим о путях развития выставочного зала. Время для этого разговора, на мой взгляд, выбрано удачно. На Кубани новый губернатор, новый министр культуры, а совсем скоро появится и новый директор выставочного центра. Замечательная возможность качественно изменить работу в этом учреждении культуры. 

         Татьяна Мячина, начальник отдела библиотечной, музейной и кинодеятельности министерства культуры: Начну с того, что Михайленко действительно со второго июня ушел по собственному желанию с поста директора выставочного зала, сейчас его обязанности исполняет заместитель. Новый директор будет назначен не сразу: это долгий процесс, включающий в себя объявление конкурса, отбор кандидатов, к которым будут предъявлен ряд требований, это может занять несколько месяцев. 
         Что до изменений в работе выставочного зала, по инициативе министра культуры Краснодарского края Виктории Юрьевны Лапиной с 15 сентября прошлого года в Краснодарском краевом выставочном зале начала работу Галерея мастеров – проект, направленный на популяризацию творчества кубанских художников, членов творческих союзов: Краснодарской краевой организации ВТОО «Союз художников России», Краснодарской краевой общественной организации «Товарищество кубанских художников» и Творческого союза художников России и Кубани. 
         В 2015 году в рамках проекта состоялось 6 выставок, в 2016 году уже 11 выставок. Причем первой была организована выставка В.Г. Шабашова из станицы Брюховецкой. Затем Ф.Д. Алексеенко
из станицы Павловской, В.П. Вайса из Славянска-на-Кубани, Н.И. Джаняна из Новороссийска, А.И. Отрошко из Сочи.
         Все выставки в рамках проекта бесплатны для художников. Более того, они получают помощь при монтаже экспозиции. И это помимо открытой ранее Детской галереи, уникального культурно-образовательного проекта с участием одаренных детей Кубани. Кстати, бесплатного не только для участников, но и для посетителей.
Благодаря реализации этого проекта, у одаренных учащихся детских художественных школ и детских школ искусств Краснодарского края появилась возможность выставлять свои творческие работы в главном выставочном зале края, в котором экспонируются работы профессиональных художников.
         За прошедшие годы в галерее состоялись выставки 28 художественных школ и 120 детских школ искусств 
(художественные отделения). Их участниками стали более 7000 талантливых детей из всех муниципальных образований Краснодарского края.
         Александра Костигина, искусствовед, в прошлом работник выставочного зала: Простите, название «Город мастеров» откуда взялось? Это словосочетание обычно употребляют , когда имеют в виду народное творчество, причем, чаще детское. Это чужой бренд и к творчеству профессиональных художников нельзя применять.

         Татьяна Мячина: В зале экспонируются не только работы художников, но и мастеров народных промыслов. Площадка для тех и других предоставляется бесплатно, хотя билеты на выставки Галереи мастеров продаются, правда, по минимальной цене. Если мы говорим о работе любого учреждения, то нам нужно помнить о таком моменте, как хозяйственная часть. По имеющемуся у нас госзаданию, около 70% своего финансирования учреждения культуры должны заработать сами. Надо сказать, что выставочный зал такого уровня на юге России есть только в Краснодарском крае. Тут есть площади для выставок, где ведутся продажи, из которых и формируются доходы зала. Но в то же время это должна быть и площадка для современного искусства, чтобы люди могли знать кубанских художников и гордиться нашими талантами. Мы приветствуем предложения, связанные с тем, как улучшить работу зала. Сейчас в краевом руководстве новая команда: новый губернатор, новый министр культуры. Команда молодая, очень энергичные люди, готовые обсуждать и принимать решения. Касаемо темы сегодняшнего разговора, мы считаем, что выставочным залом должен руководить менеджер, но он должен знать и любить свое дело, должен любить и понимать творческих людей, которые требуют особого подхода. Повторюсь, мы открыты для предложений – вносите их, мы все рассмотрим.

         Александра Костигина: Я 21 год проработала в выставочном зале и могу сказать, что ему не везло с руководителями, особенно в последние годы. Прежний руководитель, не особо разбирался в искусстве, но он, по крайней мере, не вмешивался в формирование выставочного плана и так далее. Он умел договариваться с вышестоящим начальством. За десять лет правления Михайленко ситуация поменялась: администрация Краснодарского края вела себя в выставочном зале, как на своей даче – зал превратился в постановку галочек для отчетности. Директору спускают задание, он нам говорит, мол, надо срочно провести такое-то мероприятие. Мы начинаем резать по-живому, вводить какие-то новые выставки, которые будут проходить два-три дня, но из-за этого летит весь план. Сдвигают, переносят выставки художников, обижают их этим фактом. А чего стоит де-факто существующий ценз – только к определенной дате, к определенному юбилею можно устроить персональную выставку. Как можно человеку сказать, что ты только в семьдесят лет можешь устроить свою бесплатную выставку, потому что таков приказ министерства?! Да он, элементарно, может не дожить до этих семидесяти лет! Я хочу знать, существует на сегодняшний день этот приказ?

         Татьяна Мячина: Это не приказ. Есть постановление такого рода, но это не приказ. Ну и потом – я относительно недавно в этой должности. Сейчас идет процедура пересмотра документов прошлых лет на предмет их соответствия текущему моменту. Что касается персональных выставок, составляется график работы Галереи мастеров на второе полугодие 2016-го, в чем каждый из художников может принять участие и самостоятельно решить, когда ему удобнее выставляться.

         Александра Костигина: Я продолжу. Очень важен также и вопрос приоритетных тем. Это День Победы, День славянской письменности и так далее. К этим датам не только выставочный зал готовится, а все культурное сообщество. И вот в эти даты, когда у нас уже есть готовые выставочные планы, нам приходится их снова подвигать из-за какой-то не имеющей отношения к дате выставки, которую можно безболезненно перенести в любое другое время. Пример, недавно у нас проводилась традиционная ежегодная выставка детского творчества всех художественных школ края, приуроченная ко Дню защиты детей. И что же? Ради выставки Сальвадора Дали детские работы пришлось перенести в драмтеатр, в совершенно неподобающие условия, всего по пять работ от каждой школы. А у нас около семидесяти школ по краю. Разве так необходимо выставлять постеры работ Дали именно в эти дни? Это произошло уже при нынешнем руководстве министерства культуры. Пока я принципиальных изменений в политике министерства, к сожалению, не вижу.

         Татьяна Мячина: Сальвадор Дали тоже был в плане, и его как раз подвигали, так как были знаковые мероприятия: День Победы, Ночь музеев... Поэтому приняли решение выставить его и, чтобы не сдвигать уже детскую выставку, найти для нее подходящую площадку за пределами выставочного зала. Я не считаю, что драмтеатр – это плохое место для выставки. Детские работы там становятся предметом внимания зрителей, которые едва ли не ежедневно заполняют тысячный зал.

         Александра Костигина: Слишком часто так получается в выставочном зале... Я всегда рассматривала выставочный зал как учреждение, предоставляющее возможность людей искусства показать свое творчество. Ну, если так необходимо зарабатывать, приведите в порядок подвал выставочного зала и сдавайте его в аренду. Но вопрос приоритетов должен быть! Если спонсоров не хватает, так, наверное, министерство культуры должно находить этих спонсоров, которые помогли организовать действительно интересные выставки. А ведь стоит привезти один-два раза нормальные выставки, народ будет валом валить в зал, а не то, как сейчас, когда проводятся протокольные мероприятия, никто на них по доброй воле не ходит. И это только часть проблемы. У нас в зале фактически не представлен целый ряд направлений: нет национальной направленности, нет поддержки талантливой молодежи, не представлено маргинальное искусство, культовое искусство. У нас на Кубани есть свои иконописцы, но они, практически, не представлены. Вместо этого выставляются напечатанные фотографии. У нас фактически отсутствует искусство разных районов края. Даже Краснодар не представлен должным образом, а уж о художниках из Сочи, Новороссийска, других районов и говорить не приходится. Проблема выставочного зала в том, что Михайленко совершенно не был готов к руководству. Вообще, надо отметить, что у министерства культуры наблюдается такой, «спонтанный», подход к выбору руководства залом. Мы забыли советский принцип, кадры нужно готовить, нужно тщательно отбирать, сейчас этого нет. Раньше нужно было пройти по всем ступенькам, набрать необходимый административный опыт, чтобы стать директором. Говоря откровенно, я не вижу сейчас человека, который мог бы возглавить выставочный зал. Ну или, по крайней мере, я не знакома с таким. 

         Татьяна Мячина: Вы все правильно говорите, но нельзя забывать, что это проблема не только выставочного зала, это глобальная проблема всех учреждений, по всей стране. Сейчас идет стремительное старение кадров, средний возраст членов Союза художников – 
65 лет. У нас разрыв произошел огромный между поколениями. 
Александра Костигина: Я говорю, как должно быть. Вы не сказали самого главного, что, согласно статусу этого зала, он был закреплен за Союзом художников. Была договоренность с управлением культуры еще в 1989 году с партийным руководством: зал сделать краевым учреждением культуры. При этом 50 % выставочного времени должно принадлежать художникам. Но это не было закреплено юридически. Теперь никто не хочет этого вспоминать и, соответственно, соблюдать. Поэтому и молодежь не хочет сюда идти, она уезжает, ей негде реализоваться.

         Владимир Яковлев, заслуженный художник РФ: Вот тут был затронут важный момент о том, что основной функцией выставочного зала должно быть зарабатывание денег. Но это ведь должно быть зарабатывание денег именно на художественных произведениях! А как это можно сделать во время скоротечных выставок по десять дней – это ведь очень мало времени для выставки.
         Татьяна Мячина: Вы говорите о выставочном зале? В нем выставки длятся по десять дней?
         Владимир Яковлев: Да. По сути дела, даже времени нет оповестить народ об их проведении. Вообще у нас практически не проводится популяризация художественного искусства, нет нормальной рекламы. Вот если приехал какой-то артист, о нем оповещают афиши, проводится грамотная реклама. Вот и нам нужно грамотно работать, оповещать население о готовящихся выставках.

         Татьяна Мячина: Какой оптимальный срок для выставки, по вашему мнению?

         Владимир Яковлев: Минимум месяц. Обменные выставки надо проводить с соседними регионами, перенимать там опыт. Потом еще такой момент, звания присваиваются не по заслугам художника, а по очереди. По сути, это квоты, они существуют. За два года из двадцати человек «в очереди» звание получил только один. Я смотрю на артистов, они все заслуженные-перезаслуженные, они себя рекламируют по телевидению, про них говорят регулярно. А нас, художников, на телевидении вообще нет. Кто знает художников вообще?

         Александра Костигина: Художник еще может себя показать на персональной выставке, а как быть нам, искусствоведам. О нас, как о творческих личностях, вообще забыли. Мы формируем культуру нашего населения, вместе с художниками, конечно. А теперь о нас напрочь забыли, никуда не приглашают. Я вот благодарна Татьяне Кондратенко, бывшему директору краевого музея имени Коваленко: она все же не забывала старых работников музея, приглашала их на разные юбилеи, какие-то подарки им делала. Но она одна такая была среди руководителей. А ведь это тоже уровень культуры.

         Владимир Яковлев: Зал нуждается в рекламе красивой, яркой, красочной. И он должен притягивать народ, выполнять свою воспитательную функцию. Нужно проводить мероприятия искусствоведческие.

         Александра Костигина: Да хотя бы краевую выставку организовать для молодежи. Просто никто не хочет этим заниматься.
Наталья Щурик, к.и.н., ст. научный сотрудник ККВЗИИ (1993-2011)(присутствовать на встрече не смогла, прислала свое мнение по почте): Проблема дальнейшего развития краевого выставочного зала, на мой взгляд, выходит далеко за пределы самого учреждения, т.к. изначально ККВЗИИ рассматривался и властью, и художественным сообществом, как организация, призванная оказывать существенное влияние на развитие изобразительного искусства в крае. Это проблема стратегического характера. Многие годы так и было. С приходом Пугачевой в качестве руководителя отрасли в его стенах профессиональное искусство потеснили ярмарки с ассортиментом станичных автолавок. Десять лет власть художники интересовали только как потенциальные арендаторы выставочных площадей. Результат – апатия и недоверие к власти, снижение интереса к выставкам со стороны зрителей, умирание некоторых жанров в искусстве и многое другое. Сегодня предоставлением профессиональным художникам зала, равного по площади тому, что отдан под детское творчество в ККВЗИИ, проблемы не решить. Я часто видела на местных каналах, как губернатор устраивает личный прием граждан, у которых проблемы, связанные с ЖКХ. А мне бы хотелось лично рассказать Вениамину Кондратьеву о том, чем грозит нынешнее состояние дел в культуре, и конкретно, в изобразительном искусстве. Но вряд ли, он удостоит таким вниманием, хотя в инаугурационной речи он обещал услышать каждого кубанца. Власть не замечает моих коллег, работавших в ККВЗИИ, грамотных специалистов с большим опытом работы, будто их вовсе нет. Было бы правильным пригласить их на работу, возобновить многие успешные закрытые авторские проекты в области искусства. На месте руководителя зала, на мой взгляд, должен быть человек, который хорошо знает эту работу, местных художников, но не художник точно. Это мешает быть объективным по отношению к другим авторам. Из краевого бюджета уходят огромные средства на аренду помещения ККВЗИИ. Если это учреждение будет развиваться лишь как аналог «Краснодарэкспо» в старом центре, то его надо снимать с баланса бюджета. Если же оно вернется к статусу социально ориентированного центра пропаганды, научного изучения и развития изобразительного искусства, то мы сможем поправить дела в этой сфере культуры.

         Татьяна Соколинская, член АИС, научный сотрудник и зав. отделом ККВЗИИ (1990-1915) (присутствовать на встрече не смогла, прислала свое мнение по почте): История России часто строится по простой схеме: сначала все до основанья разрушается, потом начинают строить, как будто бы до них ничего не было. В самом деле – было. Одной из первых выставок зала была персональная выставка единственного крупного в Краснодаре представителя андеграунда 1970-х годов Евгения Цея. То есть в то время шла ориентация на поддержку всего нового и передового. В 1990-е годы выставочный зал был базовой площадкой, на которой выставлялись молодые художники, многие из которых потом покинули Краснодар и перебрались в Москву, Санкт-Петербург, за границу. Именно тогда происходило рождение регионального изобразительного искусства, у которого обнаруживались черты, отличные от столичного. Это было время, когда публика была более образованной и ходила на выставки. Сейчас оставшаяся в Краснодаре креативная молодежь предпочитает выставляться в «Типографии», туда же ходит и их молодая публика, которой интересно не только посмотреть на картины, но и послушать местных или приехавших из других городов и стран специалистов по изобразительному искусству, скульптуре и архитектуре. Таких специалистов в выставочном зале нет. Причем, ушли не только старые кадры, но и молодые – аспирантка Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры Ольга Королева, искусствовед Ольга Бурякова. Ушел и Юрий Резник, который, хотя и не был профессиональным искусствоведом, но имел большой опыт работы в художественных галереях Москвы и умел писать об искусстве. Ушли потому, что осознали полную бессмысленность своего пребывания в зале. А ведь кадры, как утверждал самый «эффективный менеджер» ХХ века товарищ Сталин, решают все. 
         В течение последних 25 лет культура Кубани медленно, но неуклонно перестает быть провинциальной. У нас работают или работали художники, творчество которых может украсить любой музей. Но кто это понимает? Уж точно не сотрудники министерства культуры. И не «менеджеры» выставочного зала, которые вообще не изучали изобразительное искусство. Такие люди никаких задач решать не могут, как не могут менеджеры лечить зубы. Тем более они не могут ставить никаких задач. Великим руководителем в области культуры был Леонард Гатов, который создал «империю», где звездам первой величины было работать интересно. В этой «империи» не только пели и танцевали, но и анализировали. Газета «Душа моя» в течение 15 лет профессионально, глубоко и при этом доступно для любого читателя анализировала все, что происходило в области различных искусств. Сейчас в крае нет ни одного печатного издания, которое бы занималась культурой. В подвале выставочного зала несколько десятилетий пылятся и гниют каталоги биеннале и других художественных проектов. Немногие из них дошли до потребителя, то есть для школ и библиотек края. Ради чего работали специалисты?
         Как известно, Петр Великий, чтобы заставить публику смотреть экспонаты кунсткамеры, повелел поить простых людей водкой, а дворян кофеем. Какие сейчас придумать способы завлечь публику на выставки? Для начала на сайте зала должна быть подробная информация о выставках на весь год вперед. Когда я работала и занималась сайтом, такая информация была. Сейчас она отсутствует. Любой художественный проект готовится минимум год. Работа над ним – это результат деятельности не только куратора, но всего коллектива. Как вы думаете, сколько человек работало над историческим проектом «Романовы», на который стояли очереди? И сколько лет они работали? Такого же уровня проекты можно делать и на местном материале.
          Все сотрудники, занимающиеся выставками, включая директора и замдиректора, если у них нет искусствоведческого образования, должны поступить на заочный трехлетний курс (для имеющих высшее образование) факультета теории и истории искусств в институте им. И.Е. Репина. Это необходимо хотя бы для того, чтобы разговаривать на одном языке с музейщиками Москвы и Санкт-Петербурга, ибо там тоже можно найти выставки, которые привлекут внимание публики. 
         И еще нужно писать статьи, книги о художниках Кубани, издавать их и таким образом зарабатывать. При полном отсутствии таких людей в зале, поначалу можно работать с внештатными сотрудниками. На открытии выставок посетители хотят приобрести каталоги художников, которые сейчас выставляются. Эти каталоги должны быть. Не существует пока и большого каталога выставочного зала, который вполне можно продавать и который будут покупать. 
         Чтобы на хорошем уровне читать лекции по изобразительному искусству, нужны знания, иначе никто не будет за них платить. А такие лекции востребованы. Кстати, лекторий существовал в 1990-е. Его вел выпускник МГУ, кандидат искусствоведения Валентин Александрович Гребенюк. 
         Во всем цивилизованном мире доходы музеев состоят из разнообразных источников. Один из них – это спонсорская помощь меценатов, которые в Краснодаре есть и готовы давать деньги. В конце концов, Третьяковы, Морозовы, Щукины – это были частные лица, без которых не было бы нынешних государственных музеев. И задача директора зала – работать с такими людьми. А задача министерства культуры – взаимодействовать с министерством образования, без которого сложно приглашать на выставки учащихся. 
Бизнес-подход к любой работе оправдан самой жизнью: есть качество – будут деньги. А если публике будут подсовывать «туфту» под видом искусства, никто не придет. Тем более что сейчас появился самый главный соперник музеев и музейщиков – интернет, где есть все. Вот и в зале должно быть это все, для любой целевой аудитории. При правильном бизнес-подходе даже выставки самодеятельных авторов могут приносить доход. При профессиональном планировании на год вперед (или даже на два) с учетом всех памятных дат, юбилеев, каникул, вполне возможно вообще не менять время проведения выставок. Это удобно и для участников выставок, и для посетителей. Выставку Сальвадора Дали весьма глупо проводить как в мае, так и в июне, так как ее целевая аудитория – это учащиеся, которые изучают модернизм ХХ века. Кто мешал также запланировать краевую выставку детского творчества в прошлом году? 
Не должна работа вестись с чистого лица. Новаторство невозможно без традиций.

         Нина Стрижова, директор художественной галереи «Сантал»: Краснодарский краевой выставочный зал изобразительных искусств по праву считается престижной выставочной площадкой для художников. Площадь 1100 м2, 4 зала, самый центр Краснодара, все соответствует статусу столицы Юга России.
         Так сложилось, что мои партнерские отношения с художниками продолжаются 25 лет. Из 160 выставок, которые провела художественная галерея «САНТАЛ», больше десяти проходили в ККВЗИИ.
В начале 2000-х я была участником активной творческой жизни края. Помогала в подготовке, проведении, издании каталога 10-й региональной художественной выставки «Юг России 2003». Тогда в Краснодаре собрались ведущие художники со всех регионов Юга России на выставку «Мир Кавказу». Для Краснодарского края это стало значительным событием. В 2005 году нам удалось осуществить еще один грандиозный проект, совместно с ККВЗИИ провести выставку «Современные художники Кубани» в Центральном выставочном зале «Манеж» г. Санкт-Петербурга. Впервые искусство Кубани было представлено в столице Севера России так широко и объемно: 250 работ от 100 кубанских художников.
С 2003-2013 гг. художественная галерея «САНТАЛ» участвовала во всех проводимых краевых конкурсах произведений изобразительного искусства «Биеннале», с учреждением своих независимых премий: «За патриотизм и духовность», «За сохранение и развитие традиций отечественного изобразительного искусства».
         Самые значимые проекты художественной галереи «САНТАЛ» проходили именно здесь, в краевом выставочном зале: 100-летие со дня рождения актрисы немого кино Ирины Володко, 125-летие Дома творчества «Академическая дача» им. И.Е. Репина.
Я благодарна активному участию в реализации творческих мероприятий различного уровня искусствоведов ККВЗИИ Т.И. Соколинской, 
Н.Л. Щурик, А.Н. Костигиной, без их профессиональной помощи ничего бы не получилось, и Краснодару не открылись замечательные исторические страницы.
         Когда искусствоведов ККИЗИИ заменили на менеджеров, я восприняла это, как изменение статуса выставочного зала с иными целями и задачами и главной ориентацией на зарабатывание денег.
Конечно, печально, когда знания искусствоведов не используются на государственном уровне, ведь это особая категория интеллигентов, которые учатся всю жизнь, занимаются научной работай, исследуют историю изобразительного искусства, существующие и возникающие направления. На это уходят десятки лет, накапливается опыт, поддерживается непрерывность связей. Это надо понимать, равно как и то, что для работы в области изобразительного искусства им не может быть замены. «Жизнь коротка, искусство вечно», как бы мы этому не сопротивлялись.
         Развитие рыночных отношений в российской экономике все ускорили и упростили. В стремлении к успешности и процветанию в бизнесе мы перестали говорить о воспитании человека-созидателя, а разве это перестало быть актуальным? Сегодня эйфория от свободы творчества прошла, поэтому мы уже сокрушаемся о потерянных ценностях и часто говорим, что истончается «культурный» слой нации, а использовать собственный богатейший исторический опыт не спешим.
         Изобразительное искусство всегда выполняло свою главную роль – воспитательную. Это было в интересах государства, когда в каждый исторический период воспитание патриотизма шло через зримые образы, то затухая, то возобновляясь с новой силой.
Я уже много лет наблюдаю, как уходит у людей понимание подлинника, его уникальности, теряется уважение к тому, что не нами создано (памятники, музеи), отношение к профессиональным художникам тоже, к сожалению, оставляет желать лучшего.
         Конечно, должны быть и менеджеры, и дизайнеры с их краткосрочными задачами; а также искусствоведы и профессиональные художники, которые работают на будущее, они просто необходимы друг другу и обществу.
         То, что сегодня семьдесят процентов от общей суммы затрат ККВЗИИ должен зарабатывать сам, дает понять, что работа любого руководителя будет оцениваться прежде всего количеством заработанных денег, а ситуация с выставками остается за теми, кто за них платит. Но не получится ли так, что, решая текущие задачи, мы можем упустить достижение стратегически важной цели культурного воспитания поколений, за которыми будущее нашего Кубанского края и всей страны?
Конечно, только глубокое понимание воспитательной роли изобразительного искусства поможет обратить внимание власти и общества к этому вопросу.
         Почти десять лет мне приходится сотрудничать с художниками Адыгеи, часто бываю в Майкопе, проводила там несколько выставок. Было удивительно, что каждый профессиональный художник в Майкопе имеет мастерскую, за которую он ничего не платит, бесплатные выставочные площади, при проведении юбилейной выставки министерство культуры РА помогает с изданием каталогов. И, конечно, на открытии каждой выставки обязательно присутствуют представители министерства культуры РА, которые поздравляют авторов и организаторов. Для художника это важно, почувствовать себя нужным.
         Северо-Кавказский филиал Государственного музея искусства народов Востока под руководством директора Кушу Н.З. – это вообще образцово показательное во всех отношениях культурно-просветительское учреждение: современные залы, новейшее оборудование, искусствоведы, которые сопровождают постоянные группы учащихся, для которых посещение тоже бесплатно.
         Если в Краснодаре, в ККЗИИ ничего нельзя изменить в вопросах экономики, то хотя бы надо сделать то, что не требует денег – повысить общественное внимание к профессиональным художникам. Их мало, средний возраст членов Краснодарской организации ВТОО «Союз художников России» старше 60 лет, у них хорошая профессиональная подготовка, они много лет самоотверженно служат изобразительному искусству. Это уже «уходящая натура», люди истории. Каждая выставка – почти подвиг, т.к. все художнику приходится делать самому и за свой счет (холсты, подрамники, кисти, краски, доставка, развеска), без обнадеживающей перспективы на дивиденды. Открытие выставки нужно сделать для художника праздником. Это обязательно продлит ему творческую жизнь.
Ну а выставочный зал должен быть таким, чтобы хотелось туда пойти и еще много раз возвращаться.

         Александра Костигина: Вы сейчас очень интересную вещь сказали: оказывается маленькая Республика Адыгея заботится о своем народе, о его культурном уровне и все делает к тому, чтобы буквально принудить подрастающее поколение к культурной жизни. Я не оговорилась – на определенном этапе молодое поклонение нужно именно принудить к посещению выставок и других культурных мероприятий, им нужно помочь осознать их значение. Если ребенка не «принудить», не водить в музеи, на выставки, он и не будет разбираться в искусстве, не состоится в культурном отношении, он будет наслаждаться постерами. Хотя есть и очень хорошие постеры.

         Нина Стрижова: Да, это очень важно: в Адыгее умеют и хотят слушать, в отличие от наших посетителей, которые просто походят по залу и уйдут. А там искусствовед постоянно говорит, говорит, говорит, эта воспитательно-образовательная среда чувствуется сразу. И она, конечно же, нужна: мы ведь не зря говорим, что изобразительное искусство – это эстетическая прививка, самая эффективная и самая дешевая. Так сделайте ее доступной. Для детей это как бы школа, которая переносится в выставочный зал, и там продолжается воспитательная работа. Поэтому нужны искусствоведы, а не менеджеры. Менеджеры просто не знают порой, что сказать ребенку. Поэтому искусствоведов нужно привлекать, нужно приглашать, они всегда с радостью откликнутся. Не нужно все переводить на деньги. Я хочу сказать, они, конечно, нужны, но нельзя все мерить только ими. Уважать художника надо, грамоты ему вручать надо, приходить на выставки надо. И реклама нужна, конечно!

         Владимир Яковлев: Работа искусствоведа, конечно, тоже важна, с подтверждением этого я постоянно сталкиваюсь в своей работе.

         Александра Костигина: Можно даже определить время на выставке, когда на ней будет работать искусствовед бесплатно. Я так делала. Существует очень хороший журнал, который я в свое время рекомендовала, «Справочник руководителя культуры». Пыталась заинтересовать им и Михайленко, но он мне сказал: «Я эту муть читать не буду». А ведь там столько идей со всей России.

         Артур Мартиросов, доцент факультета архитектуры и дизайна Кубанского университета: С 2011 года я занимаюсь курированием проектов в области современного искусства. С 2011 по 2014 год существовала галерея современного искусства «ЦиКаДа», где мы пропагандировали, насколько это возможно, современное искусство Кубани в очень узком сегменте. Если проводить какие-то аналогии, это то, чем занималась крайне уважаемая мной госпожа Айдан-Салахова, пока галерея «Айдан» не прекратила своего внешнего существования. Что обеспечивает успешную коммерческую деятельность проектов? Вот у нас существуют две арт-площадки – «Арт-Союз» и галерея «Сантал». Но даже академическое искусство на этих площадках достаточно разное. Людям, которые будет управлять деятельностью выставочного зала, придется понимать, вместе с экспертами, вместе с искусствоведами, какие направления на этой площадке будут представлены. Когда у нас на выставках висят рядом работы членов Союза художников и людей, которым по 20-25 лет, работы с абсолютно разным видением, это, извините, «Колхоз имени Восьмого марта». И там и там хорошее искусство, но когда вы во вкусный борщ добавляете немного вкусного супа – это катастрофа. Выставки должны быть разнонаправлены, а для этого, обязательно, кроме искусствоведов, должна быть полноценная команда маркетологов. Потому что маркетолог, вместе со специалистами по IT-технологиям, в соцсетях может отслеживать, какая форма искусства пользуется наибольшей популярностью у той или иной фокус-группы: 15-18 лет, 25-35 лет, 40-50 лет… Под эти разные фокус-группы проводить разные выставки, соответственно, в соцсетях постоянную проводить рекламу и добиваться главной цели. Я сейчас скажу фразу, на которую на меня могут обидеться, но я ее выскажу все же: единственной целью выставочного зала должно быть извлечение прибыли. Эта единственная цель любого коммерческого предприятия, но это должно быть извлечение прибыли из собственно искусства: из выставки, посвященной Девятому мая, из выставки «Кубань – казачий край», из выставки «Актуальное искусство Кубани» и так далее. Но без полноценного менеджмента именно в области правильных маркетологических исследований этого не построить. А для этого нужна четкая сегментация деятельности, потому что на одни выставки ходят одни люди, на другие – другие… Это как бы азы, но с этим не могут справиться искусствоведы. А маркетологи не могут сделать то, что могут делать искусствоведы. Поэтому последние должны формировать информацию, скажем так, связанную с рекламой того или иного направления, выбирать для него целевую аудиторию. Этническое искусство, например, должно включать не только казачество, у нас тут вообще юг России, у нас рядом Северный Кавказ с его культурой и так далее.

         Александра Костигина: У нас были очень хорошие связи с Чечней, Ингушетией, мы с ними достаточно плодотворно сотрудничали.

         Артур Мартиросов: Там есть мотивация, причем совершенно понятная – маленькая республика, маленькое население, им очень нужно сохранять свои традиции и формировать менталитет, который не является маргинальным, не создавалось представление, что мы такие, загнанные в угол, отсталые и так далее. Но дело в том, что и для нас эта мотивация для РФ и для Кубани, в частности, она не меньше. Масса проблем как у русского народа, так и других народов Северного Кавказа, и эти проблемы не снимаются только дотациями, государственным финансированием.. Художник производит уникальный интеллектуальный продукт, и он должен получить право тиражировать его где угодно: на постерах, на сумках, на майках, в печатных изданиях, в интернете и так далее. Зарабатывать на искусстве это выгодно прежде всего художнику, когда он вкладывает деньги в свой пиар, он получает этот пиар и становится известным. Этим зарабатывает любой музей и любая выставочная площадка. И маркетолог в зале нужен, чтобы правильно выстроить рекламу, чтобы пришла максимально интересующаяся публика. Но сейчас складывается абсурдная ситуация, когда зал юридически торговать искусством не может, и эту ситуацию нужно менять. Из этого нужно найти выход, легальный и прозрачный, и этот выход – создание фондов и сотрудничать с тем же выставочным залом, который сможет на своей площадке проводить продажи, отчислять выставочному залу оговоренные деньги. Хотя, на мой взгляд, логичней изменить статус самой площадки, нежели привлекать сторонние организации. Хотя бы потому, что они начнут тоже требовать, а мы хотим выставлять драгоценности, сувениры, шубы и так далее. Но подобный ширпотреб – это не зарабатывание, нужно извлекать прибыль другого уровня. Для художника это должна быть интересная выставка, а для зала должно быть экономически выгодно находить новых художников и делать их известными. Это задача искусствоведов – создать имидж художника, его «легенду» может только искусствовед. И еще такой момент, как нижние помещения, это могут быть выставочные площадки для самых каких-то радикальных течений современного искусства. Это может быть и магазин – мы все знаем, что любой современный крупный музей, тот же Эрмитаж или Русский музей, это не только сами картины, но и майки, и значки с тем же «Черным квадратом». Еще один важный момент – социальная значимость этой площадки. Любой мало-мальски крупный музей – место, куда приезжают руководители города, где они встречаются с представителями бизнеса, культуры, с медийно известными людьми – и это нужно правителям города и края, потому что они позиционирует себя в определенном контексте культурной среды. Возникает своего рода социокультурный обмен, и, естественно, люди, видя известную фигуру политика или деятеля шоу-бизнеса, хотят прийти на площадку, где они могут встретиться с ним воочию. Это обычный рекламный ход, причем он должен затрагивать разные направления в искусстве. У нас вот, например, искусство инвалидов или иных подобных групп населения никому не интересно, а вот на Западе посещение выставок такой направленности – неизбежный атрибут успешного политика. То есть это если не финансовая, но еще более важная имиджевая прибыль –важная для политика, для общественной организации или бизнес-структуры. Тем более, что сейчас, во время кризиса, когда для политиков может быть важно поддерживать свой имиджевый статус, это общественная жизнь, она не должна деградировать.

         Владимир Яковлев: Должны быть бесплатные выставки для художников, потому что при нынешних условиях проще отказаться выставляться.

         Нина Стрижова: Я всегда говорила, что триста человек на большой город членов Союза художников это немного. Знать их просто нужно, взаимодействовать с ними нужно и министерству культуры собираться с ними хотя бы раз в год тоже нужно!

         Галина Ташматова: По моим ощущениям, в обществе сейчас сформировался запрос на настоящее искусство: на авангардное, классическое другие виды искусств. Краснодарский край в этом плане далеко не провинция. Ресурс курорта открывает дополнительные возможности в плане популяризации наших кубанских художников. Например, включить в туристический маршрут посещение художественной галереи Майстренко в Красноармейском районе. Но чтобы претворять это в жизнь, нужна внятная региональная политика в области культуры, которую могут вырабатывать только специалисты. На мой взгляд, при министерстве культуры края следовало бы создать консультационный орган, к примеру, Попечительский совет из видных деятелей культуры Кубани, которые в состоянии дать оценку происходящему в этой сфере. Ни в коем случае он не должен состоять из «приятных во всех отношениях» людей. Если нынешние руководители Кубани хотят совершить настоящий прорыв, в том числе и в культурной сфере, им нужно научиться слушать не всегда приятное для них мнение. Тех немногих специалистов-искусствоведов, которые сегодня оказались на Кубани не востребованы, нужно возвращать в учреждения культуры, создавать для них нормальные условия работы и прислушиваться к их мнению.
Всем участникам встречи – спасибо. Ваши тревоги и пожелания мы донесем до культурной общественности Кубани. Я очень надеюсь, что наш разговор заставит задуматься всех: и тех, кто творит бессмертное искусство, и тех, кто должен способствовать этому.


Записал Денис ШУЛЬГАТЫЙ