Культура:

О бедном театре замолвим мы слово…

15.12.2016

Прошедшему в ноябре в Краснодаре фестивалю «Кубань театральная» предшествовал съезд СТД в Москве, после которого еще с полмесяца вся театральная общественность страны горячо обсуждала выступление художественного руководителя театра &laqu

1885

Прошедшему в ноябре в Краснодаре фестивалю «Кубань театральная» предшествовал съезд СТД в Москве, после которого еще с полмесяца вся театральная общественность страны горячо обсуждала выступление художественного руководителя театра «Сатирикон» Константина Райкина.

Константин Аркадьевич взял на себя смелость заявить на всю страну, что театры столкнулись с серьезной проблемой в своем творческом развитии – цензурой. В качестве реального подтверждения своих слов худрук «Сатирикона» припомнил прошлогодний скандал с постановкой оперы «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета, а также скандальное решение руководства Омского музыкального театра летом этого года отменить гастрольный спектакль «Иисус Христос – суперзвезда» Петербургского театра рок-оперы.

Что ж, возможно, мэтр в чем-то и прав. Не удивлюсь, если и впрямь какие-то столичные творческие коллективы ущемляют в праве на свободу творчества, и этому можно найти объяснение. В Москве и Питере театров много, и они в борьбе за зрителя готовы пойти на самые рискованные эксперименты, иногда позволяя себе «переступать грань этики, морали и нравственности».

Когда же подобные творческие эксперименты вызывают бурную реакцию со стороны общественности, власть не может этого не замечать. Посему и рождаются потом в тиши чиновничьих кабинетов всевозможные решения – ограничения и запреты «по многочисленным просьбам трудящихся и общественности». И это, стало быть, получается уже цензура общественная, но поддерживаемая властью.

В российской провинции все обстоит далеко не так, хотя примеры с Новосибирском и Омском говорят об обратном. Например, самые, пожалуй, уважаемые представители кубанского театрального бомонда готовы хоть сейчас вступить в полемику с Константином Райкиным насчет цензуры. «У нас цензуры нет!» – утверждают кубанские театралы, но при этом заводят речь о других проблемах – дефиците творческих кадров, дефиците зрителя.

Какая там цензура? На краснодарских подмостках заезжие режиссеры позволяли самые неожиданные эксперименты, и никто их за руку не дергал. По сути, то были эксперименты над зрителем, который и без этих экспериментов вниманием своим театр не особо жаловал. Но эти заезжие поставили и уехали, а театру жить с этим дальше.

Вот так Краснодарский академический театр драмы до сих пор выезжает за счет таких приглашенных режиссеров – у коллектива все еще нет ни художественного руководителя, ни худсовета. В муниципальном молодежном театре ТО «Премьера» до недавнего времени никак не могли определиться с кандидатурой режиссера. К тому же, с уходом со сцены признанных мастеров театр теряет то, что восполнить не так просто – это появление новых талантов. Уход в этом году режиссера Анатолия Тучкова из «Нового театра» ТО «Премьера» тому подтверждение. Достойную ему замену подобрать будет непросто.

Талант сам по себе не рождается. Его нужно сначала разглядеть, найти, как алмаз в породе. Так это еще не все! Потом кто-то должен огранить этот алмаз, сделать из него бриллиант. Так вот, мастеров по огранке этих «алмазов» у нас как раз и не хватает.

Утверждать, что на Кубани нет талантливой молодежи, было бы несправедливо. У нас уже заставили говорить о себе и талантливые, яркие артисты, и молодые режиссеры. Вот, например, на фестивале в этом году критики и жюри не обошли вниманием наш молодой коллектив «Один театр», который был отмечен за спектакль «Затворник и Шестипалый». А два года назад на предыдущем фестивале за постановку лайт-оперы «Гоголь. Чичиков. Души» премии им. М.А. Куликовского был удостоен молодой режиссер Музыкального театра Александр Мацко.

Так что найти талантливую молодежь в театральной среде можно, но по-настоящему раскрыться талант молодого режиссера, актера не может, потому что им – этим актерам и режиссерам – нужен тот самый «огранщик», который должен быть в каждом театре, но не всегда есть.

Отсюда и получаются такие перегибы, что актеры Краснодарского академического театра драмы Арсений Фогелев, Виталий Борисов и Алексей Мосолов, основавшие несколько лет назад «Один театр», как раз и проявили себя, как настоящие таланты, именно с постановкой в «Одном театре», а не штатной работой в стенах театра Драмы.

Кстати, XV фестиваль «Кубань театральная» им. М.А. Куликовского проходил в этом году в очередной раз без участия Союза театральных деятелей, и после его завершения у многих представителей театрального сообщества Кубани осталось немало вопросов к его организаторам. Впечатления от прошедшего фестиваля у публики, в том числе и у деятелей искусства, противоречивые.

С одной стороны, на организаторов обрушился шквал критики со страниц краевых газет, в интернете, и эта критика не всегда бесспорна.

А с другой, зрительский интерес к конкурсным спектаклям был, мягко говоря, не на высоте.

По сути, любой фестиваль предполагает, что его участники представляют на него свои лучшие работы, потому что главная цель участия (чего там скрывать?) показать лучшее и получить заслуженную награду. Почему-то в этом году театры Кубани засветились на фестивале, скажем так, вполне добротными, но не самыми лучшими спектаклями. Об этом говорили и многие местные критики, которых по какой-то причине не привлекают к работе жюри, составленного сплошь из приглашенных столичных театроведов. И это тоже один из минусов прошедшего фестиваля.

В общем, чтобы не вдаваться в детали (критики в адрес организаторов фестиваля уже высказано достаточно), следует сделать весьма неутешительный вывод: фестиваль «Кубань театральная» не столько представил творческие достижения, сколько обнажил проблемы, накопившиеся за эти годы в театральном сообществе края.

Но, как говорится, на ошибках учатся. До следующего фестиваля еще жить два года, а это значит, что есть время для работы над ошибками. О том, как сделать фестиваль интереснее, как не допустить его девальвации в глазах театральной общественности, как воспитать новые таланты и как сделать театры посещаемыми – эти вопросы решили обсудить мастера сцены, театроведы, деятели культуры и искусства края за круглым столом, который по инициативе «Новой газеты Кубани» и при поддержке Краснодарского краевого отделения СТД РФ пройдет в январе 2017 года.

Сергей ЛАДОЖСКИЙ