Культура:

Победила частная инициатива

15.06.2017

13 июня на сцене краевого театра кукол состоялся вечер театральных капустников «Театральный разъезд»

2621

 

13 июня на сцене краевого театра кукол состоялся вечер театральных капустников «Театральный разъезд». Традиционно его устроителем стало краснодарское отделение Союза театральных деятелей. Стоит ли объяснять смысл названия: артисты закончили сезон и решили, что им пора отправляться в отпуск. И никто не подумал о последствиях. Например, не задались вопросом, а то, что мы показали, это хорошо или плохо? А зачем? Публика своя, терпеливая, со сцены не гонит, шкурками от бананов не бросается, и так сойдёт.

Всё это верно: вот только аплодисменты раздавались не ежесекундно. Но были, были. Уже традиционно вызвали живейший интерес артисты из частного театра «Волшебное колесо». Павел Романычевявил собой образ такого перепуганного насмерть кукольника, который никогда не видел зрителя. Его героя было жалко, но никак не самого артиста. Ведь он вёл себя на сцене как подлинный профессионал, прежде думал о публике, а потом о себе. Да и его товарищи тоже. Альбина Ярославцева и Вячеслав Кремнёв выскочили на сцену под симфоническую музыку погони к фильму «Неуловимые мстители». И как-то сразу стало легко дышать. Получасовая пытка современной попсой предшествующих артистов на время приостановилась. Да к тому же они сами пели, явив собой образ эдаких вечно молодых большевицких детей, борющихся с мировым злом. Точное попадание в жанр, яркое экспрессивное существование на сцене, умение держать темпоритм выгодно отличило этих артистов от прочих. Невольно напрашивалась мысль: это что, когда артисты сами себе хозяева, а главный их начальник – зритель, они работают так, как положено в искусстве: на высоком уровне. А если у тебя гарантированный оклад, то можно и схалтурить. Дальнейшее развитие событий показало, что моё мнение имело под собой основание.

Остальным умению существовать в жанре капустника учиться и учиться. Трудно ругать детей, но ещё труднее этого не делать. Ведь учащиеся музыкально-педагогического колледжа сами собираются вскоре кого-то воспитывать. А тут мы увидели сексуализм, недопустимый не только в детском садике, где им придется работать, но и на подмостках профессионального театра. Юные парень и девушка скрываются за занавеской, поцелуй и вот рядом с их штиблетами появляются детские пинетки. Смешно до колик? Да нет, грустно. А что же папаша 16 лет? А он продолжает пошловато, не по возрасту заигрывать на сей раз с публикой. Я уже не говорю про скабрезные манипуляции с женским платьем, про жалкие этюды первого курса, которые на публику ни в коем случае не выносятся. Помнится, были времена, когда педагогом здесь работал Николай Михайлович Никольский. Тогда я частым гостем была на его показах. Да разве бы он себе такое позволил?

Получше было выступление студентов актерского курса института культуры. И хотя до восторгов дело не доходит, есть тема: они красноречиво кричат нам о том, что ищут театр. Пока, правда, они думают не о том. Всего лишь второй курс заканчивают. Ещё профессией надо заниматься, а не на сцену заглядываться. Тем более, что там хорошего? Вот их предшественники, выпускники прежних лет, вышли и что? Я имею в виду выступление «Одного театра». Не умея, а может, не зная как и по каким законам строится капустник, они облокотились на одно единственное слово – «Отпуск». Это превратилось в почти ритуальное действо: надувался шар, на нем писалось это слово, преподносилось режиссёру, а тот в свою очередь подсовывал им шар со словом «Ремонт». Честно говоря, было не только не смешно, но и очень грустно. Так и хотелось спросить: «А зачем вы пришли служить в театр, если вам здесь так тошно? Ищите-ка вы себе, пока не поздно, другую профессию, где, как говорится, брак стоит дешевле». Наблюдая со стороны за тем, как иные артисты мало и плохо образованные, но уже о себе что-то придумавшие великое, ломают свою жизнь, выскакивая из театра, как из трамвая, понимаешь,что в головы наших молодых актёров уже пробралась зараза, с которой потом справиться будет непросто.

А во всём виноваты люди взрослые, именитые, которые так в своё время поддержали «Один театр», что оказали ему тем самым медвежью услугу. Впрочем, справедливости ради, надо сказать, что честь института культуры отстояли Андрей Трегубов и Виктория Лукина. Их искрометные лацци (маленькие импровизационные сцены) заслуживают самого искреннего одобрения. Аплодисменты были тому подтверждением. Они были короткими и очень точными по смыслу. Актёрский дуэт следовал безупречному принципу оставлять публику чуть - чуть голодной. В общей сложности, они всё время как бы присутствовали на сцене, но при этом поражали своей сиюминутностью и воздушностью.А ещеони каждый раз создавали новые маски. Грим и костюм соответствовали случаю. Предлагаемое обстоятельство – «Мы отправляем артистов на отдых». То это был водитель автобуса, то лайнера, то самолёта. И даже приобщение Трегубова к разряду стюардесс было к месту. Травестийность удалась, что бывает совсем не часто. Смешна и трогательна была его тётя, на которой красный костюм готов был треснуть по швам. Даже борода артиста не помешала делу, а наоборот, ловко обыгрывалась, добавляя происходящему дельартовского комизма.

Одни театры следовали за другими. Блеснул красотой Молодежный, не удивил новизной Новый. В Музыкальном много говорили церемониальные примадонны, но совсем мало пели. Но им простительно: Музыкальный театр на таких мероприятиях редкий гость. Армавирский театр рассказывал про свою горькую долю так, что их действительно стало жалко. Но не более. Туапсинский ТЮЗ был романтичен в рассказе старинных сказок, то про Красную Шапочку в духе Макдонаха, то про Даму с собачкой, где дама оказывается Мальвиной, а пудель Артемон скачет вместо шпица. А чему удивляться, если в академическом театре драмы над чеховским сюжетом из школьной программы поиздевались куда страшнее.

Сам театр драмы в этот вечер заставил нас изрядно поскучать. Артисты из молодых вначале ловко и даже технично изобразили подвешенное состояние своё в рамках театра. Наверное, это такой экивок в сторону министерства культуры, что держит их в бедности и урезает финансирование. Я не все эти проблемы знаю, но экивок получился каким-то длинным и постепенно терял напряжение. Нам вообще хотелось, чтобы эти двое парашютистов, выброшенных за пьянку из самолета, наконец, приземлились. Слава богу, в дело закадрово вмешался чиновник из бывших артистов, но не понятно: хорошо это было или плохо.

Скромно и как-то не радушно выступил новый член содружества муниципальный Новороссийский драматический театр. Его выказывание было коротким и малопонятным. Складывалось впечатление, что они на что-то обижены. Хозяева сцены – краевой театр кукол – отделались танцем веселых монтировщиков. Эти труженики закулисья, конечно, заслуживают своей крупицы славы и своего места в истории театра. Но всё это немного притянуто за уши и попахивало спесью.

И, тем не менее, СТД сделал своё дело. Он, а также режиссёр действия Станислав Слободянюк показали всю палитру, дали возможность оценить уровень достижений. Раньше актёры устраивали капустники, чтобы не умереть со скуки во время великих постов, когда запрещены были игрища. Но традиция не умерла и позже. Легенды ходят до сих пор о тех вечерах, что устраивали артисты Вахтанговского театра. А какие капустники сочиняли представители ленинградских театров в 80-е годы. Некоторые их выступления становились легендой. Пока ещё никто, как мне кажется, не сочинил учебника, как это делать. И, слава богу. Но учиться-то всё равно надо. Друг у друга. Надо любить театр, а не жаловаться на жизнь. Последнее, право, скучно. Надо смотреть спектакли друг друга. Тогда можно поиронизировать над коллегами так, чтобы всем было смешно. А так остаётся ощущение, что все (за редким исключением) сидят в своей скорлупе и сказать им про соседа нечего. Короче, надо дело делать. Потому что актёрство – это профессия, а в ней на всех уровнях нужно существовать достойно.

Елена Петрова

Театровед

Фото Юрия Корчагина