Культура:

Подвижники

21.11.2017

Станиславу Гронскому 80!

2283

Станиславу Гронскому 80!

 

Мы каждый день встречаем тысячи людей-созерцателей. Они легко управляемы и аморфны. Реже на горизонте появляются люди-разрушители. Из них получаются преступники и завоеватели. Но еще реже встречаются люди-созидатели. Они создают прекрасное или просто совершают интересные добрые дела.

Станислав Иосифович Гронский – кумир нескольких поколений краснодарских театралов, создатель двух театров, организатор нескольких фестивалей, заслуженный артист России, обладатель премии им. Ф. Волкова и нескольких краевых премий, орденоносец. Даже подойти страшно, не то, что заговорить. Кто он? Какой этот человек, чья актерская карьера приближается к 60-тилетнему рубежу?

Он родился в Астрахани 20 ноября 1937 года. До пятого класса Стас был обычным астраханским мальчишкой. Школа, футбол, дворовые друзья. А в пятом классе состоялась встреча, ставшая судьбоносной. Учительница русского языка и литературы Валентина Николаевна Можаева, о которой Гронский всегда говорит с особой теплотой и любовью. Это она привила мальчишке страсть к театру и русской словесности. После школы – пединститут, в котором Стас становится звездой самодеятельности. На одном из конкурсов его, студента 4-го курса, заметили и пригласили сразу в два театра. Драму и ТЮЗ. Он выбрал ТЮЗ и 2 года совмещал учебу, службу в театре и работу секретарем комсомольской организации театра. Уже тогда и сформировались такие качества его личности, как самодисциплина, трудолюбие, ответственность, принципиальность, а также организаторские способности, которые станут основой его жизненной позиции.

За пять лет работы в Астраханском ТЮЗ-е Станислав Гронский сыграл такие серьезные роли, как Фердинанд «Коварство и любовь», Митрофанушка «Недоросль», Мечик «Разгром», Печерин «Бэла». В одной из них его и увидел Михаил Алексеевич Куликовский, возглавлявший Краснодарскую драму. Увидел, пригласил и стал учителем молодого артиста. С 1965 г. Гронский – актер главного Кубанского театра. Вот как описывает его появление в Краснодаре Зорик Цатурьян в своей книге воспоминаний «Арка на улице Гоголя».

«Это только кажется, что Станислав Гронский приехал на поезде из Астрахани. Телом своим он, конечно, шагнул из вагона на асфальтовый перрон краснодарского вокзала, но мятежным духом он ворвался подобно метеору в замшелую краснодарскую жизнь. Общественная оттепель все еще стояла на дворе, распахнутые миру юные души жадно впитывали необычные веяния неясных надежд.

И вот в эти дни, овеянные мечтаниями и устремлениями, в краснодарскую жизнь вошел прекрасный рыцарь с чистым сердцем и благородными побуждениями. Он возник из неизвестности, как нарождающаяся звезда, и многие дотоле бесцельно блуждающие души признали его родным по духу и окружили тесным, поглощающим звездный свет ореолом».

Практически сразу он становится ведущим артистом труппы. Вадим «Вызов богам», Антонио «День чудесных обманов», Леонидик «Мой бедный Марат», Бусыгин «Свидание в предместье», Ведерников «Годы странствий». Как писала Софья Малахова, театровед, театральный критик, об одной из его ролей:

«Его герой в смятении решает вечные вопросы гамлетовского толка: как мы живем? Как жить дальше? В этом спектакле и происходит то, что в последующих работах артиста проявит себя как определенная тенденция. Устоявшаяся и благополучная на первый взгляд жизнь сценического персонажа как бы взрывается изнутри и оборачивается своей контрастной изнанкой: неприятием, возмущением и отрицанием».

Видимо, эта внутренняя неудовлетворенность, желание изменить мир, и толкает Гронского на создание 1-го, еще любительского, Краснодарского театра юного зрителя, в котором он в полной мере смог реализовать свои таланты организатора, педагога и режиссера.

Идея, дух будущего ТЮЗ-а зарождались в маленькой комнатке театрального общежития на улице Гоголя, 65. В этой комнате жил центр притяжения всей творческой и свободомыслящей молодежи Краснодара – Стас Гронский. После отставки Хрущева в стране потихоньку закручивали «краник» свободы мысли и свободы духа. А молодому неугомонному сердцу хотелось говорить вслух о том, что волновало, радовало или злило. И тогда появился ТЮЗ, в котором собрались люди, любящие театр и желающие попробовать себя на подмостках. Рождение молодежного коллектива город встретил с восторгом. Один из первых спектаклей «Они и мы» по пьесе Долининой стал главным событием театрального сезона. А первые слова пьесы: «Мы хотим возродить высокое слово идейность! Мы хотим, чтобы каждый из нас стал настоящим человеком! И чтобы каждый из вас, сидящих в зале, задумался над своей жизнью!» – стали неофициальным девизом театра. Кажется, в годы работы в ТЮЗ-е у Гронского обостряется чувство ответственности за тех, кого приручил, начинает формироваться умение бороться за честь и достоинство своих подопечных и улаживать конфликты с власть придержащими.

В 60-х – 70-х годах ТЮЗ стал довольно популярным театром города, составляя достойную конкуренцию Краснодарской академии, на подмостках которой трудится Станислав Гронский. Это Яков в «Старике», Вагнер в «Фаусте», Збышко в «Морали пани Дульской», Каренин в «Живом трупе», Генчо в «Молодоженах». Вот далеко не полный список ролей того периода талантливого артиста. И в это же время он как режиссер ставит в ТЮЗ-е «Думая о нем», «Беда от нежного сердца», «Ночь после выпуска», «Жил-был тимуровец Лаптев», а в некоторых спектаклях, например, «Остановите Малахова» – сам выходит на сцену.

ТЮЗ прожил 15 лет и до сих пор остается легендой. Тюзовцы, ученики Станислава Гронского, пошли разными дорогами. Кто-то в профессию, как Юрий Сергеев, Екатерина Братковская, Наталья Мотова, Ольга Светлова, Татьяна Епифанцева, Иосиф Давыдов; кто-то нашел себя рядом с театром, как фотограф Татьяна Зубкова, завлит музыкального театра Римма Колесникова. А кто-то стал успешным на другом поприще. Но каждый из них стал Человеком и сохранил настоящую, искреннюю любовь к театру. И все это благодаря Гронскому. Киновед Григорий Гиберт вспоминает:

«ТЮЗ – это было не просто увлечение. Это была одна большая семья. И главой, сердцем этой семьи был Стас. Мы шли к нему первому со всеми нашими проблемами, и он в силу своих возможностей, своего опыта помогал решить их. Он был той точкой, вокруг которой все вращалось».

А в родном драмтеатре череда новых ролей. Филипп «Таланты и поклонники», Игорь «Тема с вариациями», Банко «Магбет», Филипп «Тиль», Дугин «Рядовые», Езепов «Забавы после полуночи», Цезарь «Антоний и Клеопатра», Борменталь «Собачье сердце». Кроме актерской деятельности Станислав Иосифович активно занимается режиссурой. Его детские спектакли с успехом шли на сцене Краснодарской драмы. Но неугомонному Гронскому этого мало. Так в его жизнь прочно входит работа в СТД.

Все годы он, несмотря на большую занятость, был активным членом театрального сообщества. А с 1980 года возглавил молодежную секцию краснодарского отделения. Как гласят легенды, активность секции была столь велика, что председатель ВТО Михаил Алексеевич Куликовский назначил ему зарплату. Правда, получил ее Гронский всего два или три раза. Проверяющий из Москвы схватился за голову. Член правления не имеет права на денежное вознаграждение. Весной 1988 г. н.а. СССР Куликовский рекомендовал Станислава Гронкого на пост председателя Краснодарского отделения СТД РФ. На нем Станислав Иосифович задержался на долгих 28 лет.

В том же 88-м в Краснодаре стартовал фестиваль «Кубань театральная». Это был первый фестиваль на Кубани, не приуроченный к какой-то дате или теме. К участию в фестивале допускались спектакли театров края, прошедшие отбор компетентных специалистов. Для работы в жюри были приглашены столичные критики. Тогда никто не думал, что этот фестиваль станет единственным регулярным театральным событием края. В этом же знаменательном 1988 году 1-е апреля город стал отмечать «Хохотом Пегаса», конкурсом театральных капустников, который 7 лет проходил на базе Краевого театра кукол. Никогда не забуду, как мы, студенты театральной кафедры, старались туда прорваться. Как всеми правдами и неправдами добывали заветный пригласительный и, стоя в проходах, хохотали над шутками мастеров.

Однако после ухода оттуда главного режиссера Анатолия Тучкова конкурс стал кочевым. Гронский не позволил сразу улететь любимцу краснодарцев, и «Пегас» еще 6 лет хохотал на разных площадках города. Но в 2003 году этот смех стал так раздражать руководство от культуры, что ему пришлось покинуть Кубань.

«Театральный разъезд», предложенный Станиславом Гронским взамен, проходил в конце сезона как своеобразное юмористическое подведение итогов.

Осенью 1988 года Станиславу Гронскому присвоено почетное звание Заслуженного артиста России.

Они встретились именно в это время. Мой герой и еще одна звезда Краснодарского творческого созвездия: Леонард Гатов. Он предложил Гронскому создать новый, теперь уже профессиональный ТЮЗ. Ведь городу так не хватает театра для молодежи. В 1991-м он родился. Муниципальный театр юного зрителя, известный сейчас, как Молодежный театр ТО «Премьера». Но этому предшествовали хождения по кабинетам высокого начальства, поездки по городам и весям в поисках талантливых выпускников театральных ВУЗов, работа со специально набранным актерским курсом в местном институте культуры. И главное! Поиск единомышленников, готовых начать работать на пустом месте практически без зарплаты.

А ежедневную работу в СТД никто не отменял, и репертуар в драме никто не подстраивал под график занятости нового председателя.

Театр есть! Он вошел в созданное Гатовым творческое объединение Премьера вместе с Новым театром кукол и Театром ветеранов. Но ни у одного из них нет своего помещения. И Гронский снова ввязывается в баталию с администрацией, требуя выполнения обещания дать ТЮЗ-у свой дом. В 1995-м им стал детский кинотеатр «Смена» на углу ул. Седина и Мира. А до этого Молодежка вела кочевой образ жизни. Дом офицеров, ДК «Зернышко», ДК ХБК. И, несмотря на это, новый театр сразу заявил о себе как интересный и серьезный коллектив с собственным почерком и яркой разноплановой труппой. Первая же постановка «Тряпичная кукла» вызвала повышенный интерес у горожан. А в дальнейшем Молодежка прочно заняла лидирующее место среди театров города.

В том же 95-м Станислав Иосифович передает художественное руководство театра Владимиру Рогульченко и полностью погружается в проблемы союза и его членов.

В середине 90-х группу артистов незаконно увольняют из краевого театра драмы. С завидной регулярностью Гронский пишет в прокуратуру ходатайства от СТД с требованием восстановить артистов на работе. Свидетельствует на судебных заседаниях против собственного руководства по основному месту работы. И добивается поставленной цели. Артисты реабилитированы и восстановлены в своих правах. Некоторые до сих пор служат в театре.

Параллельно краснодарское отделение СТД проводит первый конкурс на лучший спектакль для детей, в котором участвовало семь театров края. Этот конкурс до недавнего времени проводился ежегодно, но в связи прекращением финансирования исчез из афиши театральных мероприятий края.

В 1996 году не стало старшего друга и учителя Гронского Михаила Алексеевича Куликовского, и уже через два года фестиваль «Кубань театральная» получает его имя. Теперь, по традиции, он начинается 15 ноября, в его день рождения.

В этот период Станислав Иосифович играет в таких спектаклях родного театра, как «Бег» Тихий, «Идиот» Епанчин, «Евангелие от Воланда» Берлиоз и Каифа «Самоубийца» Подсекальников, «Женитьба» Жевакин, «Фома Фомич» Фома Опискин, «Капитанская дочка» «Андрей Петрович.

В 1998 году Краснодарское отделение СТД РФ получает премию «Золотая пальма» международной организации «Партнерство ради прогресса». А сам Станислав Гронский становится кавалером ордена «Дружбы» и лауреатом премии губернатора Краснодарского края в области театрального искусства им. М.А. Куликовского.

Шесть раз подряд избирали Станислава Иосифовича на пост председателя Краснодарского отделения СТД. Не это ли свидетельство доверия со стороны рядовых членов союза и признание заслуг и трудов Гронского. Юбиляр же не склонен преувеличивать свои заслуги, но и не умаляет их. Вот как он говорит о себе:

«С чего начать речь свою... покаянную? Может быть, с простого и вечного, как мир, русского – «Простите...»? Простите за скромность. И за нескромность тоже простите. Простите за то, что успел натворить... И за то, что еще не успел».

А натворить за 28 лет своего правления Гронский успел много.

Созданный при поддержке Краснодарского отделения Фонда Мира фестиваль спектаклей для детей с ограниченными возможностями и из малоимущих семей «Согреем детские сердца» не только расширил географию работы городских театров, которые выезжали с показами в спецшколы и интернаты. Самое главное, он позволил познакомить детей, многого лишенных в этой жизни, с прекрасным миром театра. При поддержке департамента культуры к юбилею края был проведен конкурс современной драматургии, в котором приняли участие авторы со всей России. А пьесы-победительницы вошли в сборник под названием «Три сюжета в поисках сцены». Большое количество конкурсов, фестивалей и просто спортивных и творческих состязаний, проводимых СТД между театрами города, способствовали установлению между артистами настоящих теплых, дружеских и доверительных отношений. Видимо поэтому частенько артисты одного театра оказываются приглашенными в другой, и это не вызывает кривотолков или закулисной возни. А поддержать связь времен между поколениями помогают традиционные тематические «посиделки» на ул. Гоголя, 65, где вот уже долгие годы расположен «штаб» нашего союза. Занимался Гронский и вопросами городского масштаба. По инициативе СТД администрация Краснодара переименовала площадь Октябрьской революции в Театральную, а одной из новых улиц присвоено имя народного артиста СССР М.А. Куликовского.

В 2007 году Станислав Гронский становится лауреатом премии им. Ф. Волкова «За вклад в развитие театрального искусства Российской Федерации». В 2013 получает медаль «За выдающийся вклад в развитие Кубани» I степени.

Практически невозможно рассказать в небольшой статье обо всем, что сделал Станислав Иосифович Гронский. Как он «выбивал» квартиры артистам театра, как ругался и продолжает ругаться с дирекцией из-за отсутствия в родном театре художественного руководства и нормальной репертуарной политики, как он помогает молодым артистам, делясь с ними опытом и мастерством и прочее, и прочее.

За все свои заслуги в 2015 году Гронский стал первым театральным деятелем Краснодарского края, получившим «Золотой знак СТД РФ».

И сегодня Станислав Иосифович продолжает активно трудиться. Я подсчитала. Если сложить все годы работы Станислава Иосифовича, то его стаж превышает его возраст почти в два раза. А если к этому прибавить годы успешной работы, то мы получим целое тысячелетие, если не больше. Не это ли показатель истинной, с большой буквы, Гражданственности настоящего мастера, артиста, учителя и просто замечательного человека-созидателя?!

 

 

 

Александра Горбова