Культура:

«Пушкин настолько велик, что дописывать, а тем более терять хоть одно слово не стоит...»

30.08.2017

Такое обещание краснодарским детям дал режиссер Вадим Домбровский. Сегодня в Новом театре кукол КМТО «Премьера» идет напряженная работа над новым спектаклем

2195

Такое обещание краснодарским детям дал режиссер Вадим Домбровский. Сегодня в Новом театре кукол КМТО «Премьера» идет напряженная работа над новым спектаклем. Жанр вынесен в название. Кто из нас не знает «Сказку о царе Салтане» А.С. Пушкина. Но она для кого-то литература, есть те, кто помнит фильм. Но вот сегодня существует попытка перевести все в разряд драматургии. А это дело совсем не простое. Как Вадим Александрович собирается справляться с этой задачей, мы решили спросить у него самого.

– Если мы посмотрим на фильм, то обнаружим, что там много текста дописано. Но мне кажется, что Пушкин настолько велик, что дописывать, а тем более, терять хоть одно слово не стоит. Всякое изменение – непозволительная роскошь. Поэтому я постарался сохранить по возможности весь текст. Отсюда родилось решение: все действие комментируют, обсуждают, рассказывают скоморохи. Мы решили не идти по пути постмодернизма и не переносим действие, скажем, в 30-е годы ХХ века.

А ведь сегодня это так модно. Смотрю в Московском театре кукол «Машеньку и Медведя», а там почему-то действует Синяя блуза. Не редки случаи, когда по сцене ходят представители НКВД, стоят вышки ГУЛАГа. И много «живого плана», а то и только он один. То есть театр кукол без кукол. Я же традиционалист. Я считаю, что если режиссер ставит как-то по-другому, пусть не называет это словами «театр кукол». И пусть не имеет в виду детей. А то у Кирилла Серебренникова в «Золотом петушке» такая Шамаханская царица, что ее нельзя показывать детям. Я понимаю, что нахожусь в меньшинстве в нашем кукольном сообществе. Недавно смотрел спектакль «Золушка» в куклах. Понятно, что половина идет «живым планом». Выходит эдакий мальчик-паж, который далеко не мальчик. Он явлен нам в серебряном костюме, темных очках, а рядом фея, с которой у него явно фривольные отношения.

У меня, конечно, тоже есть «живой план», но это я считаю возможным, поскольку использую прием театра в театре. Не люблю писать инсценировок, как это делает большинство режиссеров, но тут пришлось. Я считаю, что в театре должна идти «Золотая классика», а потом уже все остальное. Потому что дети первый раз в жизни идут смотреть, например, «Колобок», и они должны эту сказку и увидеть, а не что-то другое. Это касается и «Сказки о царе Салтане». Они должны увидеть что-то подлинное и услышать текст Пушкина.

В спектакле заняты четыре артиста. Он начинается с пустой сцены и ею же заканчивается. Спектакль строится на трех полотнищах, но есть и бытовые детали. Особенное значение имеет бочка, в которой царица и Гвидон совершают свое плавание. Все остальное моделируется с помощью света, ярких кукол, тканей, тела актера, его костюма. Над созданием образа спектакля работает художник-постановщик из Нижнего Новгорода Наталья Кашенина. И еще приходится все время иметь в виду, что это поэзия. Пушкин не может быть без иронии, без какого-то второго плана, отстранения.

Помимо постановки спектакля мы занимаемся с артистами, многие из которых учились драматическому мастерству, но не театру кукол. Мы с ними занимаемся кукловождением, сценической речью, сценическим движением. Балетмейстер Михаил Белов занят движением и в спектакле. Домбровская Алла Дмитриевна занимается речью. Это представители старейшего театрального вуза страны в Ярославле. После премьеры, которая состоится 9 сентября, мы все задержимся в Краснодаре еще на две недели. Мы все трое будем давать мастер-классы, проводить тренинги. Руководство «Премьеры» пошло на то, чтобы пригласить специалистов. В овладении любым навыком ничего развлекательного, веселого нет. Это как станок в танце. Так надо и все! Этим нужно заниматься какое-то время. Тогда можно увидеть результат.

Итак, 9 сентября Новый театр кукол открывает свой юбилейный 25-й сезон. Каким он будет, я решила узнать у директора театра Кунченко Алексея Владимировича, который вот уже три года вовлечен в этот процесс. Каково это без главного режиссера целиком отвечать за результат?

– Это восьмой спектакль, который выпускается при мне. Буквально каждый из них отнимает много сил, времени, эмоций. Смотришь потом на него, как на свое детище. Сегодня мы снова встречаемся с Вадимом Александровичем Домбровским, который является замечательным мастером кукловождения. Зимой к новому году он ставил спектакль «По щучьему велению». Это был очень успешный проект. Дети хотят видеть этот спектакль, поскольку он целиком кукольный, а они истосковались по этому виду театра. И вот снова мы пригласили ту же постановочную группу. Мы понимаем свои задачи так: необходимо обновлять репертуар, и делать это сейчас нужно с помощью классики. Мы видим, что в данном случае радуются не только дети, но и родители. Видимо, они тоже погружаются в детство.

На весь сезон у нас в планах три постановки. После «Сказки о царе Салтане» мы начинаем работу над новогодним спектаклем. Это будет «Щелкунчик» по сказке Гофмана. Все давно воспринимают этот сюжет, как балетный. Но ведь есть же и литературный первоисточник. Есть в планах и постановка на большой сцене дворца искусств. Произведение тоже великое, но давайте пока подождем его объявлять. Мало ли что? Одно понятно, что в конце сезона мы должны подготовить праздничную программу. Ведь 25-летие – это первый серьезный юбилей.

Елена Петрова

Фото Елены Самородней.