Культура:

Родное «Завтра»

07.06.2017

Еще в прошлом году стало известно, что бессменный редактор журнала «Родная Кубань» писатель Виктор Лихоносов покинет свою должность, сосредоточившись на иных проектах. Новым редактором стал Юрий Павлов, доктор филологических наук, профес

2436

Еще в прошлом году стало известно, что бессменный редактор журнала «Родная Кубань» писатель Виктор Лихоносов покинет свою должность, сосредоточившись на иных проектах. Новым редактором стал Юрий Павлов, доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Кубани. Также сообщалось, что в обновленную редакционную коллегию помимо Виктора Лихоносова вошли Александр Проханов, Захар Прилепин, Платон Беседин.

Первый номер «Родной Кубани» вышел в начале года. Содержание его получилось своеобразным: достаточно сказать, что «гвоздем номера» стало перепечатанное из «Кубанских новостей» интервью губернатора Краснодарского края Елене Золотовой, тогда еще главреду КН, и Виктору Рунову. Что же до остального содержания, то о нем можно сделать вывод, хотя бы по анонсу материала в скандально известной газете «Завтра»:

«Новый главный редактор журнала Юрий Павлов, обещая продолжать лучшие традиции издания, заявляет: «Мы обязательно сделаем так, чтобы «Родная Кубань» в ближайшее время вошла в тройку ведущих патриотических журналов страны и печататься в ней стало престижным для лучших прозаиков, поэтов, публицистов… Особо, бережно-требовательное, отношение к молодым талантам гарантируем. Для редакции журнала нет запретных тем, но есть темы приоритетные. Это проблемы веры, казачества, образования, культуры, истории, политики, молодежи. Редакция будет публиковать тексты разной направленности, в том числе и те, в которых позиция автора не совпадает с позицией журнала. Путь на страницы «Родной Кубани» закрыт только ненавистникам Православия и России».
Сам Проханов, впрочем, не упомянут в «общественном Совете» журнала, но там и без него хватает неоднозначных имен: Прилепин, Шаргунов. Как пишет все та же «Завтра»:

«В журнале №1 за 2017 год реализованы заявленные намерения. Работы молодых прозаиков Ирины Шейко и Андрея Тимофеева, литературных критиков Маргариты Синкевич и Инны Басовой, поэта Николая Дегтерёва. И они выступают на равных с такими известными в литературе авторами, как Юрий Лошиц, Николай Зиновьев, Захар Прилепин, Александр Казинцев. Познавательно и актуально исследование Валерия Касьянова «Одна Родина – одна судьба (античное переплетение судеб Кубани и Крыма)».

Отторжение «ненавистников Православия» явно не распространяется на наследников самых завзятых безбожников в российской истории. В интервью заместителя главного редактора журнала «Наш современник» Александра Казинцева есть характерная фраза:
«Что касается религии... В 1996 году, когда шла последняя реальная борьба за власть в России, я был доверенным лицом Геннадия Зюганова. Он выбрал меня для того, чтобы поехать вместе в Троице-Сергиеву Лавру прямо перед голосованием. Я помню, как он долго стоял перед иконой Георгия Победоносца, поражающего копьем змия. Я думаю, что он представлял себя в роли Георгия, а Ельцина в роли змия. Знаете античное выражение Тертуллиана «душа-христианка»? Даже коммунисты в какой-то момент обращаются к Богу».
При этом человек называет себя «приверженцем левых взглядов», записывая в левые не только таких сомнительных товарищей, как Уго Чавес или Эво Моралес, но и бывшего президента Ирана Махмуда Ахмадинежада. Другие материалы номера, к счастью, не столь политизированы, но общая направленность журнала уже понятна. Впрочем, новый главред предупредил о ней читателя, так что тут все честно.

Вот еще одна фраза из еще одного материала – доктора филологических наук, заведующего кафедрой отечественной филологии и журналистики Армавирского государственного педагогического университета Андрея Безрукова.
«Русский писатель реализует себя через «русскую триаду»: Бог – Родина – народ. В данной системе духовных координат лежит его писательская точка отсчета, мерило чувств и поступков героев, событий, жизни».

Ну да бог, как говорится, с ними, с взглядами авторов. Так или иначе, первый выпуск получился объемным, представительным. В числе авторов ряд достаточно громких имен. Аналогичным представляется и следующий выпуск: в анонсе ко второму номеру, вышедшему в мае сего года, указан ряд материалов, представленных в разных рубриках, связанных с именем Валентина Распутина, которому 15 марта исполнилось бы 80 лет. В журнале впервые опубликована речь писателя на пленуме Союза писателей России в Вологде. В рубрике «Венок Валентину Распутину» органично приведены стихи иркутян В. Скифа, Е. Оводневой, кубанца Н. Зиновьева, воспоминания вологжанина В. Баракова. В статье «Особое мнение» сын Валентина Распутина Сергей полемизирует с 
А. Румянцевым, автором книги о его отце. Еще один эксклюзивный материал номера – никогда не издававшееся интервью академика Игоря Шафаревича. В номере представлены продолжение работы профессора из Армавира 
А. Безрукова «Духовные основы русской литературы», фрагмент путевых заметок Г. Соловьева «Ностальгическими дорожками». В разделе «На перекрестках истории» – впервые публикуемая на русском языке работа британского журналиста 
К. Э. Бекхофера начала ХХ века «В деникинской России и на Кавказе». И многое, как говорится, другое. 

С одной стороны, конечно, содержание журнала выглядит солидно, темы в нем поднимаются серьезные, основательные. С другой – невольно закрадывается опасение, что взятый курс «на вхождение в тройку лучших патриотических изданий» приведет к чрезмерному перекосу в глобальные темы. Высокопарные рассуждения о судьбах России и мира, восхваления зарубежных «вождей» и «аятолл», «православный взгляд на творчество Шекспира» (есть и такая статья в первом номере) не приведет ли все это к тому, что из «Родной Кубани» будет постепенно вымываться собственно «Кубань»? И не превратится ли «Родная Кубань» в этакий литературный вариант газеты «Завтра» с выхолощенной региональной спецификой, которую заменят очередные призывы к выявлению все новых и новых «ненавистников России и Православия»?

Александр КАЙМАНОВ