Поделись с друзьями:

Так считают артисты самого необычного театра не только края, но и России – театра ветеранов сцены Краснодарского муниципального творческого объединения «Премьера». Ровно 25 лет назад, вконце февраля 1993 года, в кабинете генерального директора творческого объединения Леонарда Гатова собрались актёры, оставшиеся без театров. Главному «достоянию» – заслуженному артисту России Владимиру Генину было в ту пору «всего» 63 года. Ему бы –служить и служить в родной оперетте, где он давно стал легендой, но внутренние трения в коллективе талантливому актёру, человеку гордому, никогда не теряющему достоинства, работать не дали. Ушла из театра и его жена Тамара Генина, блестящая актриса, в недавнем прошлом –искрометная Ханума в спектакле «Скандал в Авлабаре». А ещё там была Нелли Роман – темпераментная Кабато из того же спектакля, Евгения Белоусова–легендарная Сильва кубанской сцены. И все они были тоже заслуженными. Но интриги театральные не щадят никого. Да и стыдно стало за родной театр, когда вдруг вздумали поиздеваться над булгаковским «Мастером и Маргаритой», и создан был совсем бессовестный спектакль, где им предлагали кричать в массовке. Пришлось, если ты честь имеешь, уходить из театра. Конечно, в ту пору их жизнь стала не из легких.  Знаменитый на всю страну Эдвин, мистер Икс, Тасило, РинальдоРинальдини, а потом –и Пётр Первый из «Табачного капитана», – Генин пределом мечтаний на тот момент считал для себя роль вахтёра в открывшемся рядом с его домом Молодёжном театре.

И был тогда в его жизни тот второй шанс, который выпадает тем, кто его заслуживает. Навстречу ему вышел тогда энергичный, всегда готовый на творческий эксцентричный шаг, способный связать порвавшуюся нить событий Леонард Григорьевич Гатов. «Я рад вас видеть», – своим густым, хорошо поставленным, объёмным голосом сказал ему всегда предупредительно вежливый артист. «Нет, это я рад вас видеть, – перебил его Гатов.–Будете служить у нас артистом?».  И в этом звучал не столько вопрос– сколько утверждение. В этом была рука судьбы. Благодаря тому разговору, как мне кажется, мы имеем счастье до сих пор видеть и слышать замечательного артиста. Ему– 88, а он не просто востребован. Его участие в праздничном концерте – это целоесобытие.  На губернаторском концерте в честь женского праздника, состоявшемся 6 марта, Генин заслужил самые бурные овации. И в этом –не только дань уважения к возрасту, но и преклонение перед талантом. В его романсе «Только раз бывает в жизни встреча» мы услышали нечто большее, чем просто слова. Конечно, на видеоинсталляции мы увидели образ прекрасной дамы – Тамары Гениной, с которой у нашего героя состоялся своеобразный, напряженный диалог. Это было прекрасное объяснение в любви, в котором слышалась боль от потери. Тамара Матвеевна, к сожалению, давно ушла из жизни. Перед нами в течение нескольких минут прошло такое множество взрослых чувств, что не в силах сообщить миру люди помоложе. Для сильного актёрского проживания, способного до предела взволновать зал, нужно иметь за плечами биографию. И тогда это поймут даже дети. А если не поймут, то почувствуют.

Мысли о подрастающем поколении в голову пришли не случайно. Театр ветеранов –всё время в пути. Не имея собственной сцены, они путешествуют по всему краю. А много ли о них знают? Я решила восполнить этот пробел и отправилась с артистами на выезд. Он состоялся 2 марта в станице Смоленской Северского района. Куратором гастрольного тура выступило министерство культуры края, приурочив его к годовщине освобождения края от фашистской оккупации. У великолепной семёрки артистов нет режиссёра, поэтому все свои программы они составляют сами. Вот и действие под названием «Кубань – земля моя родная» они собрали со вкусом, грамотно.В зале были, конечно, и ветераны, но основную аудиторию составляли дети. Собравшимся подросткам совсем не было скучно, когда патриотические песни чередовались сосмешными номерами.

Затрепетал, унося нас куда-то высоко-высоко, голос Натальи Кушновой. Её волшебное колоратурное сопрано зачаровывало при исполнении таких разных песен, как «Берёзовый сок» или «Песня о тревожной молодости». Ольга Грудина вернула нас к размашистой и бодрой народной песне, а потом –к лирическому неофициальному гимну края, песне «Кубанские синие ночи». А вот меццо-сопрано Инны Разумовской так же поражало своими возможностями. Её «Черноглазая казачка» сменялась патриотической нотой во «Встрече на Малой земле». И следом, на разрыв аорты, – «Новороссийск – слушай! Новороссийск – помни!» в исполнении Владимира Генина. Когда-то Оскар Фельцман написал эту музыку специально для наших артистов. И спектакль «Пусть гитара играет», и эта песня впервые были представлены зрителям и слушателям именно в Новороссийске.

Они многое помнят, Владимир Генин, Александр Гогава, Светлана Турчанинова… Сегодня она –и концертмейстер, и директор театра. При ней около трёх лет назад возникли новые тенденции. И до неё были сильные директора: чего только стоил легендарный Дмитрий Павлович Вайль, воевавший под Сталинградом, ходивший в разведку ещё мальчишкой, ставший после войны администратором. А потом он работал с великими мастерами –от Александра Таирова и Вадима Козина до Александра Вертинского. Позже был талантливый Вячеслав Пинчук, до этого работавший и поднявший на высокий уровень Молодежный театр (там до сих пор бытует вскормленный им зритель), а теперь, вот, она– вечно молодая, энергичная, непоседливая Светлана Яковлевна.

Сегодня её труппа – это семь человек. Раньше было их больше, но ровно год назад ушёл из жизни тенор Виктор Белоусов. «Старшее поколение»–это Владимир Генин и Ирина Васильевна Веденова, которая прошлым летом отметила свой 80-й день рождения. Она поёт под гитару классические романсы с таким же успехом, как и песни собственного сочинения. Можно сказать, что «средний возраст» представляют Александр Гогаваи Ольга Грудина, оба –талантливые исполнители песен. Александр Георгиевич –ещё и ведущий, составитель концертов, режиссёр спектакля «Бешеные деньги» по мотивам пьесы А.Н. Островского. Драматургия органично сочетается с положенными на музыку самим актёром стихами поэтов Серебряного века.

Вот, и 6 марта он читал со сцены длинный монолог поэта Саши Чёрного «Всероссийское горе», где светский человек сам себе не принадлежал, а принимал у себя в доме всяких разностей. Школьники, присутствовавшие в зале, смеялись взахлеб над этой странной, но, видимо, весьма им знакомой ситуацией. А ещё порадовала песня на стихи Беранже «Марионетки», которую как каскадный номер исполнил Александр Гогава вместе с Инной Разумовской. Можно сказать, что она, как и Наталья Кушнова, – это представители более молодого поколения театра. Они являются партнершами Владимира Генина. Вместе с ним они исполняют фрагменты из великих оперетт.

Этот лёгкий, но такой непростой жанр когда-то был чуть ли не главным в Краснодаре. После оккупации, что закончилась ровно 75 лет назад, в числе первых в Краснодар вернулись артисты. Именно оперетта стала тогда главным радостным моментом в жизни города. Она спасала многих и многих от отчаяния. Может, с тех пор она и заняла в жизни старшего поколения краевой столицы особое место. Со временем, правда, ей пришлось немного сдать свои позиции. Но –не в этом театре. Однажды с концертом «Листая оперетту» артисты отправились на гастроли в Горячий Ключ.  Классические арии и дуэты из наследия Кальмана, Легара так поразили жителей и гостей курортного города, что теперь они там бывают часто. Это добавляет оптимизма, особенно– на фоне того непонимания и даже раздражения, что испытывают к ним менее успешные коллеги. Назойливо звучат голоса «доброжелателей»: да кому всё это нужно? А им рукоплещут. И даже дети из станицы Смоленской, собравшиеся в теплом уютном и достаточно молодом (26 лет) Доме культуры говорили артистам «спасибо». И делали это без принуждения, без подсказки взрослых. Тому я сама свидетель.

Благодарят их и взрослые по разным поводам и случаям. Например, недавно совершенно неожиданно приключился 100-летний юбилей Октябрьской революции. Театр, всегда готовый к экспериментам, и здесь не спасовал. Вот что вспоминает Светлана Турчанинова: «Нам позвонили из посёлка Белозёрного и заказали концерт к юбилею революции, и в ноябре мы дали замечательный концерт. Нашли все ноты, с одной репетиции составили программу, пели не только песни, но и составили революционный дуэт. Звучали родные для многих тексты– такие, как «Дан приказ ему на запад», «Варшавянка», «Смело, товарищи, в ногу», а в финале вышел Генин и спел «Летят перелётные птицы» и «Я люблю тебя жизнь».И тут люди вскочили с мест и стали аплодировать. Такого успеха мы даже не ожидали».

Удивляет меня другое: почему на эти концерты не выстраивается длинная очередь? Ведь это связано с нашей генной памятью и долгими годами селекции. Много было патриотических песен, подчас –назойливых и плоских, но, в итоге, в памяти осталось лучшее. Вот, и на этот раз концерт закончился той песней, что в числе наших главных. Вышел Владимир Бониславович, запел «Я люблю тебя жизнь», потом вышли другие актёры, и получилась блестящая финальная точка. Радостно на душе было у всех.

В мае театр собирается отметить свой юбилей –уже в более торжественной обстановке. Тому тоже есть причины: 8 мая 25 лет назад был подписан губернатором Егоровым указ о создании театра. По этому поводу есть планы дать концерт в центре Краснодара. Возможно, придут те, кто связывал в разные годы свою жизнь с этим коллективом. Это и Евгения Белоусова, и Нелли Роман, и Евгений Туренко, и Галина Гоманюк. Возможно, кто-то выступит на сцене. И будет вечер воспоминаний, о прожитых годах и о тех, кого уже нет. И произойдет новая встреча с публикой, которой они привыкли служить верой и правдой.

Елена Петрова

Фото: Елена Самородняя

Комментарии:

добавить комментарий

сортирному гостю 14.03.2018 12:17
Эй,раздающий характеристики незнакомым тебе людям.А ведь ты,бот,туп,как сибирский валенок!От того играешь придурковатое амплуа являться в каждой бочке затычкой и квачом.
Читать полностью ↓ ответить на комментарий