Культура:

«Валентинка» & Коваленко

14.02.2018

Ко Дню святого Валентина в краевом художественном музее показали спектакль «История любви кубанского Третьякова».

3131

Ко Дню святого Валентина в краевом художественном музее узкому кругу, в формате «для своих», показали  спектакль «История любви кубанского Третьякова». Из официальных лиц на представлении присутствовали заместитель министра культуры Краснодарского края Григорий Жуков и заведующая отделом библиотечной, музейной и кинодеятельности Татьяна Мячина. Не знаю, как чиновникам, – а по мне всё это действо при свечах, за чаем, временами напоминало некий светский салон любителей подглядывать в замочную скважину. Обволакивающе тепло, сытно, уютно, но – непристойно же, господа!

Попытка руководства музея представить отрывочные сведения о добрых отношениях основателя Екатеринодарской городской картинной галереи Ф.А. Коваленко с его родственницей (?) А. Салищевой как историю любви поражает своей бесцеремонностью. Насколько известно, новых сенсационных фактов из личной  жизни Ф.А. Коваленко в последние годы ни столичными ни местными исследователями найдено не было. Чтобы воспоминания детей А. Салищевой о том, что их мать при посещении галереи подолгу разговаривала с Федором Акимовичем было бы возможно преподнести как некую «тайную любовь» между ними, – для этого надо обладать неслыханной дерзостью.  

Полагаю, что после такой чересчур вольной трактовки светлое имя Федора Акимовича Коваленко, до конца посвятившего всю свою жизнь созданию доступной городской галереи и школы Живописи и рисования в Краснодаре, нуждается в защите. Ведь сам он уже не способен постоять за свою честь! Умер, понимаете ли…

Понятно, что Коваленко – личность публичная. Он находился в центре духовной жизни края и долгие годы был тесно связан с виднейшими деятелями русской культуры рубежа XIX-XX веков, прежде всего, –  художниками, присылавшими свои произведения на устраиваемые Федором Акимовичем «Периодические выставки Императорской Академии художеств и других русских школ». Не отдайся он в свое время всецело большой идее художественного просвещения, нынешний художественный музей не знал бы многих своих шедевров. Да что там, Россия не узнала бы своих Кокорекина, Нечитайло, Голяховского, а на Кубани, возможно, не появились бы свои Ружейниковы, Евсы, Котелевские и другие славные имена! Тысячи поклонников и поклонниц живописи подолгу разговаривали с меценатом и подвижником. Но из этого следует лишь только то, что он всецело отдавал  себя своему детищу – галерее, сумел сплотить вокруг нее поклонников живописи, сторонников просвещения народа.

Музеи как научные и культурные учреждения веками скрупулезно изучают сведения о своих отцах-основателях. Любым публично преподносимым фактам биографии заслуженных людей всегда предшествует кропотливая исследовательская  работа и ее широкое научное обсуждение на конференциях. Здесь же, очевидно, отдавая дань чуждому нам заокеанскому празднику, музейные работники, решили быстренько придумать что-то новенькое про любовь в голливудском стиле, взяв за основу биографические данные не кого-нибудь малоизвестного, а самого Федора Коваленко, стараниями которого они имеют сегодня приличную работу, требующую интеллекта, элементарной культуры и, безусловно, – такта. Получилась же в итоге прямо-таки черная неблагодарность потомков!

К заключительной надрывной сцене из домашнего спектакля, поставленного наспех музейщиками, в котором героиня – беременная А. Салищева, рискуя жизнью своего не родившегося ещё ребенка, гладит умирающего от тифа Ф.А. Коваленко, даже у самого невзыскательного зрителя появляется множество вопросов. Главный же из них: ради чего в этих святых, поистине, для краснодарцев стенах новый директор музея Юлия Бондаренко представила достопочтенной публике домыслы, не подтвержденные документальными фактами?

Будучи адвокатом на прежней работе, Юлия Викторовна не может не знать, что все дела, связанные с защитой чести и достоинства, – сроков исковой давности не имеют. Самоуверенная попытка переписать собственноручно историю известнейшей во всем мире личности Федора Коваленко только для того, чтобы собрать тематическую вечеринку для узкого круга ко Дню святого Валентина, – непростительное бахвальство. Умалять исследовательскую работу коллектива музея, искусствоведа Светланы Пыхтиной и других ветеранов этого уважаемого учреждения, выдавая себя за первооткрывателя Коваленко, – недопустимо, тем более – для директора музея, выступившей в спектакле в роли ведущей. Новому поколению руководителей кубанских музеев пора понять, что залог успеха любого музея – это, прежде всего, уважительное и бережное отношение к накопленному предшественниками наследию, а не сомнительные эксперименты с ним ради самоутверждения.

Нелишним будет напомнить, что через год, 9-го февраля, исполнится 100 лет со дня смерти Ф.А. Коваленко. Будем надеяться, что министерство культуры Краснодарского края отнесется с должным почтением к этой дате и пресечет распространение служителями музея этого мифа с «душком».

Очень хотелось бы, чтобы работники музея ответили газете: какие факты и документы были положены в основу этого «спектакля», и был ли он допущен к показу министерством культуры Краснодарского края?

 

Владимир ВИКТОРОВ