Поделись с друзьями:

Ко Дню святого Валентина в краевом художественном музее узкому кругу, в формате «для своих», показали  спектакль «История любви кубанского Третьякова». Из официальных лиц на представлении присутствовали заместитель министра культуры Краснодарского края Григорий Жуков и заведующая отделом библиотечной, музейной и кинодеятельности Татьяна Мячина. Не знаю, как чиновникам, – а по мне всё это действо при свечах, за чаем, временами напоминало некий светский салон любителей подглядывать в замочную скважину. Обволакивающе тепло, сытно, уютно, но – непристойно же, господа!

Попытка руководства музея представить отрывочные сведения о добрых отношениях основателя Екатеринодарской городской картинной галереи Ф.А. Коваленко с его родственницей (?) А. Салищевой как историю любви поражает своей бесцеремонностью. Насколько известно, новых сенсационных фактов из личной  жизни Ф.А. Коваленко в последние годы ни столичными ни местными исследователями найдено не было. Чтобы воспоминания детей А. Салищевой о том, что их мать при посещении галереи подолгу разговаривала с Федором Акимовичем было бы возможно преподнести как некую «тайную любовь» между ними, – для этого надо обладать неслыханной дерзостью.  

Полагаю, что после такой чересчур вольной трактовки светлое имя Федора Акимовича Коваленко, до конца посвятившего всю свою жизнь созданию доступной городской галереи и школы Живописи и рисования в Краснодаре, нуждается в защите. Ведь сам он уже не способен постоять за свою честь! Умер, понимаете ли…

Понятно, что Коваленко – личность публичная. Он находился в центре духовной жизни края и долгие годы был тесно связан с виднейшими деятелями русской культуры рубежа XIX-XX веков, прежде всего, –  художниками, присылавшими свои произведения на устраиваемые Федором Акимовичем «Периодические выставки Императорской Академии художеств и других русских школ». Не отдайся он в свое время всецело большой идее художественного просвещения, нынешний художественный музей не знал бы многих своих шедевров. Да что там, Россия не узнала бы своих Кокорекина, Нечитайло, Голяховского, а на Кубани, возможно, не появились бы свои Ружейниковы, Евсы, Котелевские и другие славные имена! Тысячи поклонников и поклонниц живописи подолгу разговаривали с меценатом и подвижником. Но из этого следует лишь только то, что он всецело отдавал  себя своему детищу – галерее, сумел сплотить вокруг нее поклонников живописи, сторонников просвещения народа.

Музеи как научные и культурные учреждения веками скрупулезно изучают сведения о своих отцах-основателях. Любым публично преподносимым фактам биографии заслуженных людей всегда предшествует кропотливая исследовательская  работа и ее широкое научное обсуждение на конференциях. Здесь же, очевидно, отдавая дань чуждому нам заокеанскому празднику, музейные работники, решили быстренько придумать что-то новенькое про любовь в голливудском стиле, взяв за основу биографические данные не кого-нибудь малоизвестного, а самого Федора Коваленко, стараниями которого они имеют сегодня приличную работу, требующую интеллекта, элементарной культуры и, безусловно, – такта. Получилась же в итоге прямо-таки черная неблагодарность потомков!

К заключительной надрывной сцене из домашнего спектакля, поставленного наспех музейщиками, в котором героиня – беременная А. Салищева, рискуя жизнью своего не родившегося ещё ребенка, гладит умирающего от тифа Ф.А. Коваленко, даже у самого невзыскательного зрителя появляется множество вопросов. Главный же из них: ради чего в этих святых, поистине, для краснодарцев стенах новый директор музея Юлия Бондаренко представила достопочтенной публике домыслы, не подтвержденные документальными фактами?

Будучи адвокатом на прежней работе, Юлия Викторовна не может не знать, что все дела, связанные с защитой чести и достоинства, – сроков исковой давности не имеют. Самоуверенная попытка переписать собственноручно историю известнейшей во всем мире личности Федора Коваленко только для того, чтобы собрать тематическую вечеринку для узкого круга ко Дню святого Валентина, – непростительное бахвальство. Умалять исследовательскую работу коллектива музея, искусствоведа Светланы Пыхтиной и других ветеранов этого уважаемого учреждения, выдавая себя за первооткрывателя Коваленко, – недопустимо, тем более – для директора музея, выступившей в спектакле в роли ведущей. Новому поколению руководителей кубанских музеев пора понять, что залог успеха любого музея – это, прежде всего, уважительное и бережное отношение к накопленному предшественниками наследию, а не сомнительные эксперименты с ним ради самоутверждения.

Нелишним будет напомнить, что через год, 9-го февраля, исполнится 100 лет со дня смерти Ф.А. Коваленко. Будем надеяться, что министерство культуры Краснодарского края отнесется с должным почтением к этой дате и пресечет распространение служителями музея этого мифа с «душком».

Очень хотелось бы, чтобы работники музея ответили газете: какие факты и документы были положены в основу этого «спектакля», и был ли он допущен к показу министерством культуры Краснодарского края?

 

Владимир ВИКТОРОВ

   

Комментарии:

добавить комментарий

пра любовь 14.02.2018 16:07
С приходом Бондаренко в музей, водевильный жанр, похоже, становится новой традицией. Впервые она вторглась в стены музея со спектаклем "Тайная тетрадь". Не стесняясь впелести собственные стишки в канву рассказа в том же жанре "пра любовь" об А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой. Теперь понятно для чего - оправдать свои амбиции на директорское место.
Нам часто говорят с экрана о социальных карьерных лифтах. Дескать стремитесь. А получается, что можно назначить на место директора краевого музея человека без опыта работы в культуре (а это непременное условие конкурса). Главное, что у мужа этого человека в друзьях губернатор края. Таким все можно. Коллектив музея надеялся, что назначат на должность директора Елену Николаевну Ковакину. А теперь все вынуждены смотреть водевили и быть по сути соучастниками. Лучше бы на потраченные на спектакль деньги из бюджета издали хороший сборник статей сотрудников.
Раньше в музее проходили научные конференции "Коваленковские чтения". На них всегда со вступительным словом выступала Татьяна Михайловна Кондратенко. А что может сказать Бондаренко? Разве прочитать стишки пра любовь? И вообще о чем может думать директор, у которой бесконечный стихотворный понос в голове? Раньше в музее день Валентина никогда не отмечали.
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
из Кулька 14.02.2018 18:16
Кто отвечает в музее сегодня за научную работу, почему не поправили нового директора? Весь спрос с вас !
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
Василиса 14.02.2018 22:01
Сейчас это модно.Если уж классику не только додумывают, но и извращают, то что уж говорить об этой ситуации.
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
андрей 14.02.2018 22:14
Светлая память Федору Акимовичу Коваленко! Нельзя допускать, чтобы полуграмотные самозванки извращали полную преданности Кубани биографию Великого Гражданина. Этим должна заниматься власть. Но похоже, она одобряет все эти бесчинства?
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
алина 15.02.2018 11:34
Отсутствие культуры, такта, знаний музейного дела, уважения к прошлому - все лежит в основе недопустимой для музея такого уровня самодеятельности.
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
Лапиной 15.02.2018 12:20
Попытка переписывать историю страны, известных людей в последнее время встречается не часто. Как правило этим грешат политики. Коваленко не занимался политикой. Этот спектакль - результат невежественности и самоуверенности новой горе-руководительницы. Идея, как мне сказали музейщики всецело ее. Никаких возражений она не терпит, увольняет всех тех, кто хоть что-то смыслит в этом деле. Да вы на нее посмотрите, в каком виде она приходит на службу?! Нет даже представления о деловом стиле. Даже студентки в таком виде в музей ходить не рискуют. Но это еще бы куда ни шло, если бы было главное- желание учиться у тех, кто хоть что-то знает о музее, его фондах, живописи. Так нет же ! Она решила, что сев в кресло, она автоматичкески все знает лучше других. Виктория Юрьевна, почему вы подбираете на должности в учреждения культуры таких примитивных, сомоуверенных дилетантов? Неужели вы не понимаете, что на Кубани огромное количество образованной творческой интеллигенции, которая в состоянии критически оценить работу любого , кто связан с творчеством. Ну, пощадите наконец культуру и тех, кто ее бережет и любит. Нет ничего хуже серости с энтузиазмом. Наведите порядок в кадровой работе и люди скажут Вам спасибо. Не позорьте себя и культуру подобными казусами.
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
Прохожий 15.02.2018 13:20
О музейных сотрудниках всегда было хорошее мнение. Что же вы в борьбе за директорское кресло так опустились. Хотя понятно, это мнение не всех сотрудников.

Но пятно упало на всех. Жаль.

Для биографической литературы характерно восстановление биографий по отдельным деталям. Что и было представлено. Кстати, давно ли вы слышали что-нибудь о Ф.А. Коваленко, об истории этого замечательного человека? Грустно, но широкой аудитории о нем известно очень мало. Театральная постановка имела целью привлечь внимание к личности Ф.А. Коваленко как к живому человеку, к его чувствам и переживаниям.
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
Прохожему 15.02.2018 14:56
За директорское кресло "боролась" только Бондаренко, жена главы Приморско-Ахтарского района. Даже своего человека на конкурс организовали. Сотрудники музея не виноваты в розыгрыше спектакля. Им нужно "пережить" еще одно "чудо в кружевах", вот и вынуждены молчать. У них семьи и дети.
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
культуртрегер 15.02.2018 16:23
Лапина назначает на должности своих подружек и особо приближенных и глубоко ей плевать на общественное мнение. Она же полная нигилистка, для нее общество - это возможность неумно себя попиарить. Очевидно, что с такими горе - руководителями культура Кубани скоро придет в полный упадок
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
культуртрегеру 15.02.2018 18:45
Ничего подобного! Виктория Юрьевна очень компетентный министр. Она пользуется большим авторитетом на Кубани. С чего вы взяли, что Бондаренко ее подруга? У министра нет подруг. Она всецело отдает себя любимому делу.
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
Уточнение 16.02.2018 12:17
Лапина более чем подруга для Бондаренко. Последняя прилюдно называла ее Викой. Город маленький. Так что нечего стесняться. Она может быть подругой Лапиной. Но причем тут музей? А почему на место Бондаренко не назначить какого-нибудь нотариуса или руководителя агентства недвижимости, пишущих стишки после опостылевшей за многие годы работы юриста? Музей - это не отстойник, не элегантное место работы для состоятельных, не могущих найти в себя в жизни жен глав районов края. Это просветительское и научное учреждение.
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
SOLOMON 16.02.2018 13:42
Вот это очень порадовало: "У министра нет подруг". Звучит, как та знаменитая на весь мир реплика из телемоста: " У нас в стране секса нет!" А у Вики, наверное, не только подруг нет, но мужика тоже, раз "всецело отдает себя любимому делу". Бедная девушка-министер!
А за Бондаренко... Вы скажите спасибо, что она пока (пока!) не устроила в здании музея адвокатское бюро.
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
Зайка моя 16.02.2018 11:18
Все это пишут музейные старухи от одного вида которых зевать хочется, им не нравятся короткие юбки Юли вот они и завидуют ее красоте и молодости. Да она в ресторанах оставляет каждый день больше, чем их зарплата, вот они и бесятся старые грымзы.
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
Зайке 16.02.2018 13:01
Тогда пусть идет работать к Юля к Вике. Она ей точно завидовать не станет. А лучше пусть едет к мужу в Приморско-Ахтарск. Создаст какой-нибудь благотворительный фонд и успокоится. А в музее пусть работают те, кто делает музейную работу нужной людям.
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
культуртрегер 16.02.2018 12:14
Это за какие-такие заслуги Лапина назначила адвокатессу директором музея? Пироги начал печь сапожник. И если Бондаренко не подруга Лапиной, значит ее назначили на должность за взятку, иных оснований для назначения нет. Что скажете, защитнички серости, произвола и беззакония?
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
Мария 18.02.2018 22:43
Пусть себя покажет человек! Она из известной семьи, только пришла и уже творческие идеи,она сама постановщик спектакля и это интересно простому обывателю,которые приходят в музей поглазеть просто,) чем не интерактив?и какая разница ее мужья,подруги,друзья,достаток!????если человек пришел и уже за месяц изучил историю или хотя бы что то попытался сделать!?конечно выставки - это главное в музее!! Будем надеяться,что новый директор будет прежде всего делать их интересными!!!
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
Марии 19.02.2018 21:57
Такое могла написать только дилетант уровня Юлии Бондаренко. Чтобы просто поглазеть следует идти на ярмарку, например. Поздновато женщина, которой, без малого, 50 ринулась в музейное дело. Но если без этого жить она не может, стоит поработать для начала экскурсоводом, мл. научным, поучиться у авторитетных коллег - Диляры Садыковой, Татьяны Сальниковой, Ивана Ващенко, Ольги Гармаш, не говоря уже о музейной гордости - Людмиле Ивановне! В этом случае, она поймет свое место и свой уровень знаний. Директор художественного музея не должен быть просто проходимцем, просочившимся по знакомству или по дружбе с министерским чиновником. Знания и авторитет в музейном мире не купишь с маху, их надо завоевывать годы. За месяц жизнь Ф.А. Коваленко не поймешь, не успеешь, как следует , погрузиться.
Складывается ощущение, что Юлия Викторовна нечаянно спутала дверь музейную с дверью со соседнего "Духана". Там под винцо любой спектакль будет на "ура". Вопрос к министру культуры края - она, действительно, весь этот непрофессионализм лично продвигает?
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
Марии 19.02.2018 12:17
Мария Вы не правы. "Хотя бы что-то" в музее делать категорически возбраняется- это не клуб художественной самодеятельности. Если не знаешь, как нужно, лучше не спеши, присмотрись, поучись у профессионалов. Не совсем понятно ваше утверждение по поводу "она же из хорошей семьи" какое отношение имеет к музейной работе?! Речь, ведь, не о породистости скакуна идет в данном случае. Наследие музея нуждается прежде всего в сохранности, защите и популяризации. Что дал этот пошленький водевиль для понимания фигуры Федора Акимовича Коваленко? Гаденькие экивоки, что мол страдал как простой смертный вовсе ни к чему. Возмущает тот факт, что новый директор первым делом полез копаться в его сокровенном и личном, а не в общественном и значимом. И уж, коль скоро личного то ничего история до нас не донесла, то позволил себе вольные интерпретации на тему "любовь и деньги". Как это пошло, низко и убого!
Читать полностью ↓ ответить на комментарий