Культура:

Великий маринист

11.04.2016

Культурная общественность Кубани надеется, что картины Айвазовского из запасников музея будут, наконец, выставлены для обозрения хотя бы в год юбилея художника. Время для подготовки экспозиции у музейщиков еще есть

2783

Культурная общественность Кубани надеется, что картины Айвазовского из запасников музея будут, наконец, выставлены для обозрения хотя бы в год юбилея художника. Время для подготовки экспозиции у музейщиков еще есть.

17 июля 20017 года исполняется 200 лет со дня рождения великого русского художника, национальной гордости армянского народа Ивана Константиновича Айвазовского. На его родине в Феодосии у сотрудников Феодосийской картинной галереи , созданной им и носящей его славное имя, уже сейчас горячая пора по этому поводу: в марте этого года часть картин из экспозиции была отправлена на вставку в Подмосковье, в конце июня открывается большая выставка великого художника в Третьяковской галерее, где тоже будут представлены картины из феодосийской галереи, а с конца ноября самая грандиозная выставка Ивана Константиновича Айвазовского откроется в Санкт-Петербурге в Русском музее, и к марту 2017 года картины из феодосийской галереи предположительно вернутся домой. В Русском музее уже продуман даже регламент посещения выставки великого мариниста: как в кино – двухчасовые сеансы для посетителей, не более. Так что юбилей художника в Феодосии, где каждый старинный дом и его любимое Черное море дышат памятью о нем, будут как обычно праздновать в кругу знаменитых картин.
В коллекции нашего Краснодарского художественного музея восемь произведений Айвазовского, три из которых передал городу создатель музея Федор Коваленко, а остальные появились в музее в советское время. Как они будут представлены в юбилейный год и будут ли дополнены другими полотнами великого мариниста, пока неизвестно. Поэтому давайте просто вспомним об Айвазовском – художнике и человеке… 
На способности к рисованию младшего сына армянского торговца из Феодосии Константина Айвазовского обращали внимание все. Местный архитектор Кох дал мальчику первые уроки рисования. Городской голова Казначеев, ставший вскоре Таврическим губернатором, направил необходимые документы в Академию художеств в Санкт-Петербург вместе с рисунками юного художника с просьбой отправить юношу учиться в Италию. Ивана Айвазовского в Италию не послали, а в Академию зачислили. Так начался непростой путь к славе Ивана Айвазовского, хотя поклонников и ценителей его таланта всегда было намного больше, чем недоброжелателей. Среди тех, кто высоко оценил морские пейзажи юного живописца, Александр Пушкин, Карл Брюллов, Василий Жуковский.
В молодости художник был чем-то похож на Пушкина. Такие же бакенбарды, живое, слегка некрасивое лицо, умные глаза. И огромное, гениальное ощущение поэзии моря. Его вдохновляла морская стихия, подле которой он родился, прожил свою жизнь и у берегов которой мирно умер в 1900 году, хотя объездил весь свет и своим творчеством удивил весь мир. Его картины представлены во всех музеях мира, во всех знаменитых частных коллекциях, но самые известные и производящие неизгладимое впечатление – в Третьяковской галерее, в Русском музее и в родной Феодосийской галерее, созданной по его замыслу и на его средства. За свою долгую жизнь он создал более 6 тысяч картин. Дарил свои картины царям, вдове Пушкина, армянским церквям. И был удивительно отзывчивым на благотворительность, а сам ни разу не просил денег на свое обучение, на поездки по миру. Его упрекали за плодовитость и быстроту создания огромных полотен. Но разве могло быть иначе: ведь море нельзя писать изо дня в день с натуры: море неповторимо. И вот, вдохновляясь увиденным, Айвазовских спешил к мольберту, пока не растаяло впечатление от увиденного, и рисовал без отдыха. За пять дней была создана, быть может, самая известная его картина «Девятый вал», и уже второе столетие зрители , счет которых перешел на сотни тысяч, стоят как завороженные перед картиной, физически ощущая, что эта водяная глыба вот-вот обрушится прямо на них. Можно утверждать, что кисть Айвазовского была посвящена не просто морю, а морской стихии. Волны, бьющие о берег, приливы, бури, кораблекрушения – все это в его картинах. И в Америку он ехал прежде всего, чтобы увидеть стихию – Ниагарский водопад, который писал при свете луны.
Айвазовский умел зарабатывать деньги своим творчеством. Сборы за входные билеты со своих выставок всегда отдавал на поддержку студентов-художников. Построил за свой счет музей древности в Феодосии и картинную галерею. Помогал родной армянской церкви. Под Феодосией у художника было имение, в котором он отдыхал со своей семьей: женой и четырьмя дочерями: «четырьмя якорями», как, шутя, он их называл, принимая гостей. Но, вырастив дочерей и обеспечив им достойную взрослую жизнь, все же не смог в дальнейшем жить со своей женой- англичанкой Юлией Грэвс. Жена рвалась в Европу, а для художника была дорога родная Феодосия. Айвазовский испросил разрешения у церкви на развод , а, получив его, вскоре женился на молодой армянке из Феодосии. Иван Константинович Айвазовский ушел из жизни в 1900 году, его жена дожила в Феодосии до 1944 года, то есть почти до наших дней.
Известность художника была велика и при жизни: каждый стремился увидеть его картины. Известен случай, когда знаменитый крымский разбойник Али явился к художнику, чтобы посмотреть знаменитые картины, пренебрегая опасностью быть схваченным. Посещали его в Феодосии и великие князья, и писатель Антон Чехов, и композитор Антон Рубинштейн.
Старший брат его, архиепископ Габриель Айвазовский, был для художника непререкаемым авторитетом. Необычайно уважительными были и взаимоотношения между великим художником и католикосом всех армян Хримяном. 
В тот день, когда Феодосия провожала в последний путь Айвазовского, московские газеты писали, то никогда еще не только в Феодосии, но и во всем Крыму не видели таких пышных похорон. Ведь, родившись смертным, художник оставил о себе бессмертную славу. И, прикоснувшись взглядом и душой к его творчеству, увидев картины Айвазовского, действительно осознаешь справедливость сказанного Достоевским, что «красотою мир спасется».
Сергей Левичев