Культура:

«Визитка» по-бедному

26.09.2017

Спектаклем «Кубанские казаки» по пьесе «Веселая ярмарка» краевой драматический театр открыл свой 98-й сезон

3402

В юбилейный для края год, казалось бы, сам Бог велел краснодарским театрам разразиться колоритными постановками на казачью тему. Однако Музтеатр предпочел отмолчаться, а Драма не придумала ничего лучше, чем рассказать нам старую-старую сказку, не имеющую никакой связи ни с действительностью, ни с чаяниями нынешнего времени.

Спектаклем «Кубанские казаки» по пьесе Н. Погодина «Веселая ярмарка» краевой драматический театр открыл свой 98-й сезон. Если бы это была рядовая премьера, на нее – поверьте завзятому театралу – не стоило бы и откликаться. Спектакль донельзя архаичный, откровенно скучный и в самом унылом смысле – датский.

Серьезная рецензия здесь вряд ли уместна. Бранить хороших актеров за то, что играют далеко не на своем уровне мастерства, было бы несправедливо – не их волей это название появилось в афише, и не в их власти вдохнуть жизнь в безнадежно истлевшую ткань давно забытой пьесы – кстати, и в лучшую-то свою пору драматургическими достоинствами не блиставшей.

Однако и промолчать в данном случае было бы неправильно и, пожалуй, даже непатриотично. Ибо постановка «Кубанских казаков» в драмтеатре, хоть и не стала событием в жизни искусства, но, безусловно, является событием в жизни города и края.

Конечно, идею сделать к юбилею казачий спектакль ни новой, ни оригинальной не назовешь. Она витала в воздухе. И совсем не важно, чья инициатива лежала в основе – руководства края, министерства культуры или театра. Но вот кого мы должны благодарить за выбор именно этого материала – вопрос интересный. Ясно одно: долго не искали, высоких задач не ставили.

И напрасно. Потому что в отличие от наших соседей-ростовчан мы до сих пор не имеем своей региональной, воплощенной в яркой художественной форме, «визитной карточки». История, быт, характер кубанского казачества ничуть не менее колоритны, чем у донских собратьев, а вот не нашлось на нас Шолохова и остались мы без своего эпоса. Любимый очень многими роман Виктора Лихоносова «Мой маленький Париж» при всей своей сокровенной нежности к кубанской казачьей старине уже по самой интонации – камерной, интеллигентской – не может быть ни исторической народной драмой, ни этнографическим «паспортом» здешнего весьма своеобразного населения.

Если вернуться на почву театра: у ростовчан есть прекрасный, мощный спектакль «Тихий Дон»; у нас промелькнула в свое время весьма симпатичная постановка пьесы Ивана Вараввы «Хорош дом, да морока в нем», но долго в репертуаре не задержалась.

Похоже, если бы не лучезарная музыкальная киносказка Ивана Пырьева, полстраны бы даже и не знало, что есть на свете такой особый народец: кубанские казаки. Этот замечательный фильм пережил все эпохи, включая ту, где его хаяли без всякой пощады за лакировку советской действительности, и жив до сих пор, и до сих пор любим публикой всех возрастов и социальных слоев.

Однако пытаться воспроизвести пырьевский шедевр на сегодняшней драматической сцене – изначально пустая затея. Без того особого послевоенного упоения самой жизнью и той веры в изумительное завтра; без тех актеров, в которых все дышало искренностью, все было натурально: жаркий румянец, сияние глаз, блеск улыбок, эмоции, темперамент; наконец, без «великого и ужасного» Пырьева, который не считал публику дурой, притом умел угадать, что ей, публике, будет в радость… – без всего этого незатейливая история любви-соперничества председателей двух соседних колхозов остается голой.

Хуже того. Фильм, кадры которого, можно сказать, стоят «у всех в глазах», составляет очень невыгодный для спектакля контраст. Взять хотя бы юную красавицу Дашу Шелест в исполнении Клары Лучко – наша нынешняя Даша вопиюще не соответствует заданному фильмом канону. А каков был «орел степной, казак лихой» – Гордей Гордеевич Ворон, если прекрасная Клара там же, на съемочной площадке, на всю жизнь влюбилась в исполнившего эту роль Сергея Лукьянова!.. Наши «Вороны», может, по-своему и хороши, да не из той оперы. Ну и так далее.

Спектакль вообще как-то на удивление некрасив, дисгармоничен. Лубочные декорации принять можно, хотя это, конечно, «красивость» эконом-класса. Но и сам «народ» какой-то мелкий, беспородный (это на Кубани-то!), и косички у девушек тощие, и костюмы выглядят пошитыми по остаточному принципу…

Повторить успех популярного фильма, не повторяя его самого, – эту идею лелеял в свое время Леонард Гатов. Был даже заказан сценарий, но… не срослось. Возможно, потому, что пытались сделать продолжение на современной почве именно той самой киноистории. А зачем?

В фильме Пырьева в самом деле содержится счастливая и очень точная для нас подсказка, но она не в сюжете, а – в жанре.

Пусть ростовчане гордятся своим эпосом, запечатлевшим народ в самый трагический момент его истории, на переломе эпох. А у нас пусть будет оперетта, лирическая комедия, песни-пляски, народная жизнь в перипетиях мирного времени, причем, с акцентом на праздничной, карнавальной, граничащей со сказкой стороне этой жизни. Здесь мы будем оригинальны. И здесь, может, во всей красе проявится и наш богатый фольклор, и тот сугубо здешний, кубанский – ядреный, хохляцко-русский с прибавлением кавказской перчинки – вариант народного, казачьего характера.

Вот это была бы «визитная карточка», без дураков. Пока же у нас ее как не было, так и нет.

В романе «Анна Каренина» есть эпизод, когда Долли перед балом оценивает платье младшей сестры. «На счет всего остального могут быть сомнения», – говорит она, – но бантик – просто прелесть».

Выходя с премьеры, все критики дружно хвалили буфетчицу. Не ту, которая в фойе, а ту, что была на сцене. Бессловесный, фоновый персонаж, но актриса… сумела вложить в малюсенькую роль столько очарования, лукавства, характерности, что в самом прямом смысле стала украшением спектакля. Если б не она – на сцену, кажется, и вовсе не стоило смотреть.

«Не бывает настолько плохого спектакля, чтобы в нем не нашлось хотя бы маленькой жемчужинки. Возможно, она просто куда-то закатилась…» – глубокомысленно заметил по поводу той же премьеры один артист. Сам он увидел такую жемчужинку в режиссуре Кирилла Стрежнева. Мы его мнения не разделяем, однако готовы согласиться, что такие – невидимые нам, но видимые кому-то другому «жемчужинки» – в наших «Кубанских казаках» могут быть. И кто-то будет на этот спектакль ходить. Не завзятые театралы, так публика попроще. Хуже, если на спектакль с познавательными целями начнут водить школьников, чтобы дать им представление об истории и нравах казачества.

Но все-таки самое главное – не обманываться самим и не обманывать других: эти «Кубанские казаки» не могут и не должны быть визитной карточкой нашего города и края. А значит – надо думать, надо искать, надо ставить перед собой высокие задачи. Не тот мы край, не тот народ, чтобы себя не уважать и на люди представляться «по-бедному».

Ярослав РАЙКОВ

Фото vk.com/dram_teatr