Поделись с друзьями:

В Москве, на сцене Большого зала Государственного Кремлевского дворца 18 октября прошел концерт, грандиозное представление творческих коллективов Краснодарской филармонии имени Г.Ф. Пономаренко. Зрителям столицы была показана красочная, виртуозная танцевальная, музыкальная и песенная шоу-программа «Во Тамани пир горой». В ней приняли участие широко известные творческие коллективы филармонии: концертный ансамбль танца и песни «Кубанская казачья вольница», концертный русский народный оркестр «Виртуозы Кубани», концертный ансамбль «Ивушка», ансамбли «Скрыня» и «Гильце», квартет «Адажио». Более трехсот артистов в более чем тысяче многоцветных и многокрасочных народных и оригинальных костюмах представляли жителям и гостям столицы неповторимое своеобразие многонационального казачьего края, всероссийской житницы Кубани.

Народная артистка России, профессор, генеральный директор и художественный руководитель Краснодарской филармонии имени Г.Ф. Пономаренко Вероника Ивановна Журавлева-Пономаренко, отметила, что это уже восьмое выступление коллектива в Москве. Для кубанских артистов филармонии оно стало особенным и потому, что программу составили как давно полюбившиеся, так и новые номера, и потому, что выступление кубанцев в столице посвящено 80-летию образования Краснодарского края.

Чего нельзя было не заметить сразу же, так это того, что значительную часть артистов филармонии составляют молодые люди, выпускники Краснодарского государственного института культуры.

Не первый раз доводится мне видеть и слышать «Кубанскую казачью вольницу», коллективы Краснодарской филармонии. Помню необычное ощущение от их прошлогоднего выступления, когда я, давний и непоколебимый приверженец традиционной народной песенной культуры, вдруг с удивлением обнаружил существование иного художественного мира. Но ведь слышал же их и еще ранее, и такого удивления не было. Значит, они достигли такого мастерства и такого сценического совершенства, что не подивиться этому было уже невозможно.

Шоу-представление, как известно, имеет как свои формы проявления, так и свои, вполне сознательно поставленные эстетические задачи. Единый, всеобщий и всенарастающий танцевальный и музыкальный порыв, и как итог и результат – шумное веселье и ликование, передающееся и зрителям, готовым улететь за этими дразнящими и искушающими звуками и красками неведомо куда. Здесь – полная безотчетность порыва, кстати, свойственная изначально и народной песне. Или – наоборот, перенимающая это свойство из песни народной. А потому такие шоу-представления и программы мы и должны оценивать с точки зрения их родовых особенностей и стоящих перед ними задач. Нынешняя шоу-программа, представленная в Кремлевском дворце, эту свою задачу – показать веселье и радость бытия – выполнила блестяще.

Это переливающееся красками и звуками ликование, порой как бы и вовсе парящее над сценой, кажется таким легким, воздушным. И можно лишь догадываться, каких трудов это стоило художественным руководителям, многочисленным артистам, чтобы это многоголосое действо заговорило единогласно. Но нам, зрителям, нет до этого дела, мы и вовсе не задумываемся над этим, так как искренне верим в эту, передающуюся нам радость жизни. Во всяком случае – до тех пор, пока она хлещет со сцены, пронизывая и увлекая нас за собой…

Сценическое искусство коллективов Краснодарской филармонии имеет свои, ярко выраженные особенности. Я уж не говорю о высоком темпе исполняемых номеров. Это, что называется, родовое, таков темперамент жителей Северного Кавказа. Ну, замечено же еще в позапрошлом веке, что если посмотреть на разговаривающих друг с другом кубанцев, то со стороны кажется, что они ссорятся.

Но есть и своеобразие жанровое, глубоко продуманное и принципиальное как для художественных руководителей, так и для исполнителей. Это не просто соседство, но совмещение вокала и хореографии; песни, танца и музыки – являет нечто новое, создает своеобразную пограничную эстетическую реальность, конечно же, связанную с народными традициями, но и не чуждую принципам шоу-представлений. С их шумным весельем, изображающим разгульную народную стихию. Понятно, что такого слияния разных видов и жанров сценического искусства можно достичь только продуманной режиссурой. Это редкий, а может быть, единственный случай в современном сценическом искусстве, когда вокальная группа артистов выступает наравне с танцорами. И тут, как мне кажется, раскрылся во всей полноте талант народного артиста России, художественного руководителя «Кубанской казачьей вольницы» Николая Кубаря, можно уверенно сказать, выдающегося хореографа.                Поражает широта охвата танцевальных номеров. Не только кубанские казачьи и танцы народов Северного Кавказа, но и исторические реконструкции – боевой скифский и лирический греческий танцы. Но с особым восторгом были встречены зрителями темпераментные танцевальные номера – адыгский и молдавский… Подчас даже кажется, что Николай Кубарь поставил перед собой грандиозную задачу – показать танцы народов мира – и только временные пределы концерта не позволяют ему сделать этого. А там, за кулисами у него припасено еще и еще…

Слушая выступление филармонистов ранее, задавался вопросом: а не вытесняет ли танец песню? Но это выступление убеждает, что найдено оптимальное их соотношение. Художественный руководитель, нисколько не опасаясь, включает в программу очень уж широко известные песни: «Вечерний звон», «Не для меня придет весна», «Каким ты был, таким ты и остался», «Любо, братцы, любо», которые исполняют и другие коллективы. Ведь это оправдано лишь тогда, если находится их исполнительское своеобразие. И эти широко известные песни коллектив исполняет по-своему. Более того, казалось бы, такая давняя, еще позапрошлого века песня «Рябина» («Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?») вдруг зазвучала совершенно по-своему (солистка Вероника Журавлева-Пономаренко). Смею сказать, что она стала, пожалуй, центральным номером всей концертной программы. Во всяком случае – для меня. Песня прозвучала с такой мощью, с какой «Рябина» давно уже не звучала на наших сценах.

Видимо, непросто в это искрящееся и пенящееся шоу естественно вплести песню. Но постановщикам данного радостного действа это удается. И думается потому, что значительное место в нем занимает блок песен современных, авторских, тематически явно определенных, а также песен народного артиста СССР Григория Пономаренко, из золотого песенного фонда советской поры.

Даже у зрителя неискушенного происходит какое-то припоминание того дорогого и заветного, которое, казалось, затерялось где-то во времени и никогда уже не проснется. Но вот пробуждается, захватываемое неожиданным вихрем звуков… Вовлекаются в это действо и песни народные, давно любимые, которые у многих на слуху, живущие в репертуарах других коллективов. Это, пожалуй, методологически самый сложный и трудный аспект для концертных ансамблей. Ведь шоу-представление и народная песенная традиция, если и не конфликтуют, то, как правило, не мирятся по самой своей природе. И это не аномалия, а норма. И все же постановщикам нынешней шоу-программы, как мне кажется, удалось разрешить эту проблему естественного сочетания, казалось, несовместимого. И, как видится, удалось потому, что они обращаются к песне народной лишь в той мере, в какой она необходима для их концертных задач, как бы заимствуя у народной песни ту энергию, которая в ней всегда есть, – для своего праздничного сценического ликования. Подхваченный этим фейерверком звуков, красок, движений, вдруг ловлю себя на мысли, что в этом восторге находит отдохновение уставшее от тяжких дум сознание. И подхваченная волшебным вихрем, утопает в забвении уже было совсем присмиревшая душа… Надолго ли мне, искушенному, хватит этого восторга, об этом не хочется думать, пока звенит и переливается это виртуозное сценическое действо.

Совершенно очевидно, что Краснодарская филармония сегодня поднимается на ведущее место в общей картине сценического танцевального и песенного искусства края. Если бы меня попросили определить одним словом это завораживающее действо, я бы сказал: там – красиво, там – праздник! Это – ярмарка, в хорошем значении слова. Но этой цели и хотели достичь постановщики представления.

В связи с тем, что основной пафос концерта – прославление родного края, гордость за него и в связи с тем, что в названии шоу-программы «Во Тамани пир горой» звучит дорогое моему сердцу имя Тамань, – как символ Кубани, позволю себе высказать хотя бы кратко свое понимание. Ведь не то, что многие годы, но уже десятилетия, я всматриваюсь в это сакральное место, изучая непревзойденный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». О, эта таинственная Тамань, «вечный город», как говорят о ней древние хроники. Смкерц, Таматарха, а потом – туманная, загадочная Тмутаракань – город и древнерусское княжество, соперничающее с самим Киевом. Впервые помянутая в летописи в год Крещения Руси, она пытает с тех пор душу и сознание русского человека. К ней постоянно обращался безвестный автор «Слова о полку Игореве», из которого ясно, что «поискать града Тмутуракани», значит поискать некоего идеала, смысла бытия. Постоянное пристанище то ли опальных, то ли торжествующих князей. Там князь Мстислав зарезал Редедю пред его полками в 1022 году. И это связано с явлением Божией Матери на Кубани. Там князь Глеб в 1068 году зачем-то мерит по льду расстояние «от Тмутаракани до Корчева», то есть от Тамани до Керчи. Эту надпись на «Тмутараканском камне» находят наши предки, верные черноморцы, пристав к этому берегу 25 августа 1792 года по повелению Екатерины Великой. И там, куда указал тмутараканский князь Глеб почти 940 лет назад, сегодня сооружается грандиозное видение Крымского моста!.. Нет, не так проста эта малая, но таинственная Тамань. Там, вроде бы, случайно, в 1837 году оказывается великий русский поэт и пророк М.Ю. Лермонтов. То ли по военной, служебной надобности, то ли Божье провидение привело его сюда, чтобы он засвидетельствовал о том, что Тамань, то теряющаяся во времени, то опять возникающая из прошлого, – на месте. Там – слезы рекой, там – пир горой.

Да что там, как убедительно доказал наш современник, выдающийся лингвист О.Н. Трубачев, именно где-то там, близ Тмутаракани, Тамани, в «кубанских плавнях» появился корень рус, – давший название народу – русский. И отсюда, с юга на север, а не наоборот, как считали ортодоксы-западники, он распространился на всю страну. Там впервые появилось слово Россия в ее нынешнем звучании, что подтверждается международными договорами. Как считают некоторые исследователи – в районе нынешней станицы Голубицкой…

И еще, вроде бы, игра слов, а на самом деле – сокровенных смыслов, столичному зрителю не сразу и понятных. На красочных подсветках, сопровождающих весь концерт, появляется слово «Атамань». Так называется этнографическая станица, музей под открытым небом. Так где же мы были – во Тамани, на Тамани, в Атамани?.. Язык, оказывается, умнее нас. Куда бы ни отправлялись, а снова попадаем в вечную и неизменную Тамань.

Как мне было не думать об этом в Кремлевском дворце, со сцены которого, переливаясь и варьируясь, то приближаясь, то удаляясь, то скрываясь, то появляясь, дразнило душу дорогое имя моей малой родины – Кубани.

 

Петр Ткаченко, литературный критик, публицист, прозаик.

г. Москва

 

Комментарии:

добавить комментарий

Роман Москвитянин 22.10.2017 14:51
Удивляет то, что перед нами вроде бы народный хор, во всяком случае казачья тема. Это выступление коллектива в Москве встречено тепло, овациями. А к сообщению о его выступлении непосредственно на Кубани почему-то нет комментариев. Что это равнодушие? В чём же дело? К коллективу равнодушие или критик написал не интересно? Вроде бы нет. Он какие мысли об исторической Тамани выдал. Кто ещё так осмыслил Тамань до него? На просторах сети один молодой человек продемонстрировал свою необразованность: "Ну и чё?" Наверное вышколенный интернетом, привыкший рассматривать картинки, а не шевелить мозгами. Но я всё-таки о коллективе. Хотелось бы знать зрительское мнение.
ответить на комментарий
Виктор 22.10.2017 22:09
Концерт был потрясающий! Это я вам говорю как независимый зритель. Подобной концертной программы в исполнении Краснодарской филармонии по уровню мастерства до этого мне видеть не приходилось. Критик написал, как мнем кажется, крайне объективную рецензию . Спасибо за концерт! Браво!
ответить на комментарий
Иван Сельский 23.10.2017 14:30
К сожалению Краснодарская филармония забыла о своем предназначении - нести зрителю филармоническое (академическое искусство) и пошла на поводу своих низкопрофессиональных руководителей в этом жанре, а именно создание дорогостоящих, бездушных шоу а-ля рюс или, если хотите, псевдо казачьих программ. На сцене происходит обычный балаган в угоду современному нетребовательному "пиплу" и "пипл хавает". Несмотря на полный зал, который был забит искусственно по приглашениям, билетов было продано очень мало! Значит были потрачены огромные бюджетные деньги, просто ради того что бы на главной сцене страны фактически студенческие коллективы и их руководители потешили свою самолюбие. Жаль, что автор статьи, профессиональный человек в журналистике и литературе, совершенно не понимает ничего в сценическом искусстве и не разбирается в истинных целях и задачах учреждений культуры! Поэтому и впредь низкопробные полусамодеятельные коллективчики при поддержке региональных властей и бюджетных денег будут незатейливо тешить московского зрителька.
ответить на комментарий
Иван 23.10.2017 22:10
Иван, уж разъясните: что это за "низкопрофессиональные" руководители, уточните? И второе. Краснодарская филармония никак не забыла своё предназначение хотя бы потому, что в числе её коллективов на протяжении многих лет есть те, чьё творчество априори связано с академическим искусством. А именно: Краснодарский государственный камерный хор, Государственный эстрадный оркестр, Государственный балет Кубани. Убедительно? А то, что в филармонии есть и Государственные (!) народные коллективы, говорит о широком диапазоне её творческого потенциала. Стоит только напомнить о балетной группе Кубанской казачьей вольницы, благодаря творчеству которой мы знаем хореографическое искусство Кубани и народов Северного Кавказа во всём его многообразии.
ответить на комментарий
Роман Москвитянин 24.10.2017 21:39
Удивляет злобный тон отзыва Ивана Сельского, оскорбляющий всех - и руководителей, и исполнителей, и организаторов концерта, и публику. Ну, конечно же, несправедливо упрекать в непрофессионализме как руководителей, так и исполнителей. А тот факт, что артисты являются молодыми людьми, "студентами" уж никак не может быть поводом для осуждения. Наоборот, практика говорит о том, что молодые люди, только вступающие на артистическое поприще, как правило, относятся к делу и старательнее, и трепетнее, чем, вроде бы, опытные, для которых многое уже приелось... Да, филармония несёт высокое искусство, и обращение к народности является только одним из многих направлений её деятельности. Но не потому ли она всё настойчивее обращается к народному, что оно не хранится теми коллективами, которые должны хранить её по своему предназначению? То есть пытается, как может, восполнить этот пробел - дефицита истинного народного на сцене. И тут Иван Сельский непроизвольно, сам, видимо, того не желая, обнажает причину своей злобы, выдаёт себя. Говорить о том, что билетов было продано "очень мало" может разве что сотрудник касс Кремлёвского дворца. Если он таковым не является, то тогда он, действительно, человек заинтересованный, "выразитель "истинного народного", а потому его обвинения несправедливы.
ответить на комментарий

В этом месяце:

Судейская «клюква» Хахалевой

3486 просмотров

Расходы на ЗСК явно завышены

981 просмотров

Глава отмахнулся

958 просмотров

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30

Сегодня: 20 Ноября 2017

все статьи месяца