Поделись с друзьями:

25 июня на сцене Краснодарского театра кукол, как и год назад,  снова состоялся «Театральный разъезд».

 Главными действующими лицами на этот раз стали трое артистов из частного театра «Волшебное колесо»: Альбина Ярославцева, Вячеслав Кремнёв и Павел Романычев.  Они то и  представили  всех остальных. Трое скоморохов в классических шапках русских фарсёров, соответственные пёстрые костюмы и точное существование в жанре. Каком? Ну, конечно, фарсе. Когда-то затравленном русской православной церковью, но всё также неистребимом.

Есть в природе артиста что-то, дающее ему силу превозмочь и цензурный запрет, и временные изменения. Фарс жив несмотря ни на что, и тому следует радоваться. Потому что работать так, как это делают артисты «Волшебного колеса» , пожалуй, совсем непросто. Парить над сценою свободно и легко, точно существовать в предлагаемых обстоятельствах, а ещё беречь наше время и работать в бодром темпоритме коротко и внятно, дано совсем не многим. Тому подтверждением служили выступления почти большинства коллективов. Видно, что люди старались, но толку было не много. Они многое говорили и многое хотели прокричать, но...   каждый выход ведущих вызывал вздох облегчения, и мы возвращались в привычную гавань шуток и смеха, где нам было очень комфортно.

 На третьем часу  действия без антракта  выступили артисты Молодёжного театра. Тема была самая животрепещущая – перенос выхода на пенсию. Но трагедия (а для артиста это может обернуться именно таким образом) было подана в ликующих интонациях. Вся гротескно постаревшая труппа (кто-то выехал на инвалидной коляске, кто-то выполз на ходунках, а Джульетта всё теряла и теряла вставную челюсть) резко встрепенулась и «помолодела». Теперь они снова могут до 60 лет играть юных героев, а если зубы вылетят все и окончательно – можно прошепелявить. А то, что публика ничего не поймёт – так что ж ! Указ правительства о поднятии пенсионного возраста придет артистам на помощь.

В том и прелесть капустника, что можно критиковать даже высшую власть без боязни быть наказанным. Одно условие – всё должно быть весело. Публика вялость не простит. Кому-то может показаться велеречивым выступление артистов из туапсинского ТЮЗа, но мне по смыслу легло на душу представление артиста Павла Захарченко. Его директор театра вступил в деловые отношения с дьяволицей. Если бы не  характерный деловой костюм, мы не догадались бы, из какого ада выскочила эта дама со сверкающими рожками. И в самом деле, те документации, что приходят и ложатся на стол театральному начальнику, те аббревиатуры, которые представляют эти бумаги, могут быть порождением только темных сил, в задачу которых  входит уничтожение любого здравомыслия. Также следует отметить и работу в роли старухи процентщицы, а на деле театральной вахтерши артиста Виктора Ардашева. В остальном, новые лица, появившиеся в театре, никак себя не зарекомендовали.

Это же можно сказать и о других коллективах. Театр драмы, Новый театр кукол, Один театр  натолкнулись вновь на какой-то поистине самодеятельный уровень. Когда-то казавшаяся плодотворной идея насытить молодёжью из института культуры профессиональные театры, сегодня становится проблемой. Ну что может сделать один Арсений Фогелев, когда он попадает в ситуацию «Молодец среди овец». Это и ему никакой пользы для творческого роста не даёт, и зрителя опытного и профессионального расстраивает. Впрочем, с последним справились как-то просто. В зале в большом количестве, видимо, присутствовали именно представители указанного вуза, которые бурно поддерживали своих. Это вызвало недоумение у людей профессиональных. Они в панике спрашивали: «А над чем тут смеются?». Пришлось разъяснять. А, в общем,  это объясняется простым словом – клака. Те, кого пригласили для аплодисментов в нужных местах. Студенты и постарались. Хорошего в этом деле мало: сбиваются критерии, снижаются общие требования. Ребятам учиться и учиться, а они уже познали успех. Причем совершенно незаслуженный.

Не знаю, где черпают кадры в театре Армавира, но здесь к общим проблемам прибавилась ещё одна – пошлость. Обыгрывать на театре сцену нетрадиционной сексуальной ориентации, что была явлена нам в образе голубого зайца, не кажется мне уместным. Здесь не церковь, здесь нравы иные. Здесь актриса может выйти в мужском образе и быть убедительной и наоборот. Есть вещи, которые в театре имеют третьестепенное значение, а касаться их, значит проявить не только безвкусие, но и незнание предмета.

Не всё вспомнилось, потому что были случаи, где артисты или не дотянули до уровня, или и не хотели этого делать. Их право. В благодарность можно отметить краткость выступления. Хорошо, конечно, что «Театральный разъезд» всё же существует, и отлично, что у него появились свои лидеры. Артистам «Волшебного колеса»,  которые объездили много «капустных» фестивалей, хорошо образованным, работавшим с мастерами, можно пожелать не только успеха. Им впору в сложившейся ситуации давать своим менее продвинутым коллегам мастер-классы. Дело того стоит.

Елена Петрова, театровед

Фото Юрия Корчагина.

 

Комментарии:

добавить комментарий

Комментариев к этой статье пока нет.