Поделись с друзьями:

В преддверии Международного женского дня в редакции «НГК» прошла медиа-презентация книги директора художественной галереи «САНТАЛ» Нины Стрижовой «Портрет на полотне эпохи», посвященная 110-летию со дня рождения нашей землячки –известной актрисы Ирины Володко.Помимо автора книги,на встрече присутствовали доктор социологических наук, профессор Айтеч Хогуров, профессор Краснодарского государственного института культуры, член Союза кинематографистов России Григорий Гиберт, член союза художников России Николай Райбац, а также журналисты краевых СМИ

Галина ТАШМАТОВА, главный редактор НГК: Накануне восьмого марта мы говорим об истинной женщине, Прекрасной Даме, в подлинном смысле этого слова, –открыла встречу главный редактор Галина Ташматова. –Перед Ириной Володкопреклонялись известные мужчины прошлого века – она была их Музой. Однако жизнь этой творческой натуры была не только блистательной и успешной. На долю актрисы пришлись страшные годы революции, гражданской войны, сталинских репрессий, Великой Отечественной.Рожденная блистать, вдохновлять и покорять, Ирина Володко– аристократка в самом высоком смысле этого слова –сохраняла чувство собственного достоинства даже тогда, когда осталась практически на улице, без жилья и средств к существованию.Книга Нины Антоновны Стрижовой, помоему мнению,– это литературно-исторический памятник поколению истинных женщин. В прошлом веке на Кубани их было немало; жаль, что о многих из них мы ничего практически не знаем. В книге, посвященной Ирине Володко, нет ни одного лишнего слова, она изобилует конкретными фактами из жизни героини, подлинными фотографиями, которые собирала долгие годы автор.Уверена, что книга эта не залежится на библиотечных полках и переживет не одно переиздание.

Нина СТРИЖОВА: Когда мы открывали галерею «САНТАЛ», я уже знала, что она расположена в том самом доме, в котором жила Ирина Володко,– с волнением начала свой рассказ автор книги Нина Стрижова. –К тому времени я хорошо зналаплемянницу Ирины Володко–Тамару Купленикову. По моей просьбе она начала писать свои воспоминания о своей тете. Но поскольку уже тогда Тамара Даниловна была в весьма преклонном возрасте, то она предпочла больше рассказывать, а записывала я.  Общение с этой умной, интеллигентной женщиной было уже, само по себе, для меня большой радостью. С большим интересом я вслушивалась в ее речь, в каждое произнесенное слово, впитывала манеры. И даже, признаться, пыталась им подражать. Но –куда там! Эта внешняя безупречная грация подпитывалась изнутри, то, что принято называть «породой». Мне было очень интересно знакомиться с людьми, которые лично знали Ирину Володко, а таких у нас в Краснодаре немало. Я сразу влюбилась в этот образи начала собирать о ней информацию. Это было совсем нетрудно. Многие находили меня сами, делились не только рассказами, но предметами, так или иначе имеющими отношение к Ирине Володко. На Славянском кладбище я нашла  могилку Ирины: она была в полном запустении. В «САНТАЛе» мы организовывали тематические выставки, а затем открыли музейную экспозицию, посвященную великой актрисе. К столетию со дня рождения Ирины Володко весь город, особенно –улица Ставропольская в Краснодаре –был увешан афишами тех лет с портретом Ирины Володко, которая первой в отечественном кинематографе сыграла роль Натали Гончаровой. Однако нельзя сказать, что в Краснодарском крае имя Ирины Володко сегодняшироко известно и что наши современники гордятся своей великой землячкой. И вот, буквально задни новогодних каникул, после десятойй по счету выставки, которая состоялась у нас в «САНТАЛе» и собрала много поклонников этой актрисы, на одном дыхании я написала эту книгу.

Будущая актриса родилась в 1908 году, в дворянской семье Кулешовых. Ее детство прошло в Екатеринодаре, в доме на углу улиц Красной и Постовой. Рано осиротевшую девочку, вместе с братьями и сестрами, воспитывала бабушка– Полина Карма, получившая хорошее образование в институте благородных девиц и Академии художеств в Петербурге. Ирина Володко всегда вспоминала Полину Карма с гордостью и уважением, восхищалась ее многочисленными талантами,стойкостью духа, умением переносить любые невзгоды, не теряя достоинства. Даже в суровые годы революции, национализации, экспроприации и бесконечных переездов в семье главной оставалась духовная пища.

Окончив гимназию в 1923 году, Ирина– по совету бабушки, считавшей, что у внучки есть талант, –поступила в Кубанский художественный техникум (ныне –Краснодарское художественное училище). Ирина Кулешова училась сбольшим интересом, ее рисунки хвалили. Осенью 1924 года в Краснодаре состоялась выставка художников из Ленинграда, где и произошла встреча молодой студентки Ирины Кулешовой со столичным художником Владимиром Володко. Это была взаимная любовь с первого взгляда: за неделю до возвращения Владимира в Ленинград, молодые получили благословение родных, обвенчались и уехали из Краснодара.

В Ленинграде с 1925 по 1926 год Ирина Володко работала художником в «Новой вечерней газете», а по вечерам занималась в театрально-танцевальной студии под руководством Евдокии Бартеньевой. Тогда же ей поступили первые предложения сниматься в кино. Ее первая эпизодическая роль была в фильме известного режиссера и кинодраматурга Семена Тимошенко –«Наполеон-Газ», затем –еще один эпизод в фильме «Мисс Менд». Но ее «звездным часом» стал момент, когда известный кинорежиссер и актер Владимир Гардин задумал снять фильм о Пушкине. Самого Пушкина сыграл молодой кинорежиссер, актер и сценарист Евгений Червяков. На роль Натали Гончаровой, жены великого русского поэта, проходили пробы 300 претенденток, среди них были профессиональные актрисы, –но режиссер выбрал никому тогда не известную Ирину Володко. На все удивленные возгласы Гардин отвечал, что Ирина Володко, не имея артистического опыта, была, несомненно, талантлива и правильно выполняла все режиссерские задания, даже плакала настоящими слезами с тоской и отчаянием у постели умирающего поэта.У Ирины всё получилось натурально, естественно потому, что творчество Пушкина она любила, и образ Натали был ей близок. Мне рассказывала Тамара Купленникова, что они спорили в детстве о поэзии, о Пушкине и Блоке, и Ирина Володко всегда упоенно цитировала Пушкина. Каждое его слово ложилось ей на душу, она словно растворилась в нем. Не удивительно, что эта роль оказалась особенно близка ей.

Фильм «Поэт и царь» вышел в 1927 году, с огромным успехомон шел на экранах не только СССР, но и за рубежом. Картина месяцами не сходила с экранов, люди смотрели ее по нескольку раз, отмечая безупречно сыгранную роль Натали. Фильм «Поэт и царь» принес девятнадцатилетней Ирине Володко всеобщее зрительское признание и широкую популярность. Она была вынуждена расстаться с мужем, сделав выбор в пользу кинематографа: Ирина Володко снималась у именитых режиссеров того времени: А. Ивановского, Ч. Сабинского, Ю.Желябужского и других.

Тогда же возник у нее новый роман, на этот раз – с писателем Борисом Пильняком. Роман всей ее жизни развивался бурно и страстно, с предложением руки и сердца, но что-то удержало Ирину Володко от того, чтобы сделать решающий шаг. Как оказалось, ее опасения были не напрасны: вскоре в 1937 году Роман Пильняк был арестован. От подобной судьбы Володко спасла встреча с Юрием Екальчиком: блестящим кинооператором, одним из изобретателей широкого экрана, дважды лауреатом Государственной премии СССР. Он увидел Ирину во время съемок фильма «Хрустальный дворец», влюбился в нее и вскоре сделал ей предложение. Двадцать лет совместной жизни были относительно спокойными: Ирина Володко была по-настоящему счастлива в браке с этим благородным, талантливым, тонким человеком, ценившим и понимавшим искусство.

Война застала Володко в Киеве, где она работала на Киевской киностудии вместе с мужем. И вместе с ним же и всей студией, была эвакуирована в Ашхабад. На съемках с тех пор работал только муж, а супруга уходила в госпиталь, где находились на лечении раненные бойцы, играла на пианино, ставила концертные программы, привлекая тех, кто умел петь и играть.

Последней работой Ирины Володко в кино стал фильм Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный», где актриса сыграла одну из придворных дам польского короля Сигизмунда. Больше Ирина Володко уже не снималась, работала художником в Художественном фонде Москвы.  В 1956 году умер Юрий Екельчик,а в больнице Ирина познакомилась с театральным деятелем ИдрисомБазоркином, у которого там же умирала жена. Вместе они боролись за жизнь своих близких, вместе понесли тяжкую утрату. Вскоре они поженились, и Ирина Володко, никому ничего не сказав, улетела в Грозный, где у Идриса уже были дети. Позже дочь Идриса–Аза –в книге «Воспоминания об отце» писала: «Папа с Ириной прожили 13 лет. Это была нелегкая, но очень интересная жизнь. Если говорить о творчестве, а вся жизнь отца за эти 13 лет пронизана творчеством, то лучшей жены в этом отношении быть не могло. Она сама была человеком искусства, актриса, художник, знала и любила музыку, обожала природу. Ее желание сохранить себя совпадало с теми условиями, которые нужны были для работы писателю. Повести «Призыв», «Дороги любви», сценарий «Я буду танцевать», роман «Из тьмы веков»– это было написано в период жизни с Ириной. Как это не парадоксально звучит,но сегодня мы, ингуши, должны быть благодарны ей за то, что она сумела по максимуму изолировать Идриса от нас же – близких родственников, друзей и высвободить время Идриса для работы, для того литературного наследия, что он нам оставил», – так обрисовала жизненный путь своей любимой героини автор книги Нина Стрижова.

АйтечХАГУРОВ: Как известно, Россия полна талантами, и случай Базоркина это в очередной раз подтверждает.  Роман Идриса Базоркина«Из тьмы веков» по степени выразительности вполне сравним с «Тихим доном» Шолохова или «Русским лесом» Леонова, в нем –вся история ингушского народа, это–настоящая эпопея. Вообще, это у нас вечная повестка дня: как отнестись к прошлому и как принять вызовы настоящего. В 90-е годы Идрису Базоркину пришлось пережить тяжкое испытание: его как человека советской, прорусской культуры преследовали боевики, они его держали в плену, когда ему было за 80. В результате, у него развился инсульт, и он скончался.

Григорий ГИБЕРТ:Одна из моих студенток дружила с дочерью Идриса Базоркина,– продолжил Григорий Гиберт,– и она рассказывала мне, что влияние Володко на Идриса Базоркина как на писателя было велико. Она перепечатывала все его вещи, она его правила, переводила и так далее. Однако и этот брак был не вечным, распался.Идрис Базоркин влюбился в молодую девушку Азу, заведующую отделом культуры в редакции газеты «Сердало» в Грозном. Ирина Володко поняла, что ее больше не любят, а жить без любви она не могла. Ее миссия была выполнена, и она решила уехать в родной город, в Краснодар, где ее никто не ждал. Снимала угол, терпела нужду, забвение. Через какое-то время по протекции художницы Ольги Сальковой, стала позировать студентам,получая за это совсем небольшие деньги. Все, кто учился в Краснодарском художественном училище и на худграфе КубГУ, встречали Володко в аудиториях. Она могла часами позировать, не меняя позу и не сутулясь. Она чувствовала внимание окружающих, стремилась создать для художников интересные образы, сама выстраивала композицию центром которой была героиня, наделенная внутренним содержанием, где все важно: поворот головы, взгляд, одежда. Во время ее уроков преподаватели не вмешивались в учебный процесс и сами писали портрет актрисы, - вспоминает профессор.

Николай РАЙБАЦ: Я благодарен за возможность еще раз окунуться в эту атмосферу. Ирина Володко была любимой натурщицей для всех студентов.Самые сложные натурные постановки всегда ставили именно с ней, когда нужно было выполнять сложные тематические задания. Мы с удовольствием писали портреты Ирины Володко, толком оней ничего не зная. Говорили, что она –бывшая актриса. По тому, как она всегда величественно проходила, садилась было понятно, что она сильно отличалась от остальных натурщиков или натурщиц. В то время натурщиками приглашали простых людей –кузнецов, трактористов, доярок, а она была –светская дама. Когда позировала Володко,у студентов настрой был совсем другой: прекращались всякие шутки и разговоры, все старались работать. К сожалению, у меня не осталось ее портретов, но многие из тех, кто писал ее тогда, позже состоялись как художники, получив не только общероссийскую, но и мировую известность. И если сейчас бросить клич на страницах вашего издания, то эти художники, если у них сохранились те портреты, откликнутся. Там были настоящие шедевры, которые не могли быть выброшены; может, удастся их найти и представить миру. Ирина Володко–очень интересная личность, и, безусловно, она интересна не только художникам, но и всем, кто ценит искусство и хочет знать историю своего города, края. Однажды Ирина остановилась возле моего мольберта и обронила: «Да вы талант»! Слова из уст этой женщины повысили мою самооценку и, несомненно, помогли мне преодолеть многие психологические барьеры, характерные для начинающих художников. Так что, и в моей судьбе Володко сыграла немалую роль.

Нина СТРИЖОВА:В эти же годы произошла и первая встреча студента филологического факультете КубГУ Григория Гиберта с Ириной Володко на аллее сквера. Молодой человек читал книгу Сергея Эйзенштейна–в то время, как мимо неторопливо проходила грациозная женщина. Она задержалась на мгновение, увидев в руках юноши книгу знакомого автора и спросила, знает ли он Ирину Володко?Гиберт ответил, что не знает, и она, выразив сожаление, прошла дальше. Следующая их встреча произошла позже, когда Григорий Гиберт уже знал, кто такая Ирина Володко. Они познакомились, много говорили о кино, о режиссерах, о судьбах киноактеров.

Григорий ГИБЕРТ: Когда Ирина Николаевна приехала в Краснодаре ей было очень сложно,– рассказывал Григорий Гиберт. – Она не могла найти своего круга, ей не с кем было общаться, она была безумно одинока. С родственниками у нее не очень получалось общаться, а для студентов она была человеком из другого мира. Ее история в отечественном кино достаточно трагична: ну, вот, она сыграла Наталью Николаевну, а дальше ей кого играть, с ее-то внешностью? Колхозниц? Доярку, механизатора, летчицу? Это –всё не ее. Поэтому она играла женщин из прошлого или женщин из будущего, или каких-то восточных барышень. Она была вне советского кино, ей нечего было в нем играть. В этом тоже была ее трагедия– поэтому она так легко уехала из Москвы, встретив ИдрисаБазоркина.

Ирина Володко постоянно консультировала в театре, ее любили, давали напрокат театральные костюмы, чтобы создавать образы. Там же с ней познакомился заместитель директора театра Дмитрий Вайль, в доме которого Ирина Володко стала частым гостем. А потом в журнале «Советский экран» появилась статья Вайля «Рядом с нами», ставшая судьбоносной для Ирины Николаевны. Ее друзья–Тамара Макарова, Сергей Герасимов, Всеволод Санаев, в то время председатель Союза кинематографистов страны, –приняли самое активное участие в судьбе киноактрисы. А в конце августа 1977 года решением секретариата правления Союза кинематографистов СССР Ирине Володко была выделена квартира №83 в Доме ветеранов кино, в Подмосковье. Для Ирины Николаевны это был подарок судьбы за ее талант, щедрость, благородство души и великое долготерпение. Она помнила тех людей из Краснодара, кто протянул ей руку помощи, приглашала их в гости. И я, и Дмитрий Вайль были частыми гостями в ее новом доме.

Возвращение имени Володко произошло благодаря трем людям,–сказалГригорий Гиберт.–Это Дмитрий Вайль, Наталья Деняк (журналистка радио Кубани) и Нина Стрижова. Самыми близкими людьми, с которыми она общалась в поздние годы в Краснодаре, были Ольга Салькова и Дмитрий Вайль. Именно эти два человека по-настоящему понимали, кто она такая. Эта женщина постоянно ставила перед собойпрепятствия и сама же их преодолевала. Когда мы виделись с ней в Москве, –она и там, среди знаменитых актеров, держалась несколько отстраненно. Это был человек, знающий себе цену, и в этом была она вся.

Звезда «великого немого» умерла 10 декабря 1988 года в Москве, ее кремировали. Урну с прахом Ирины Николаевны Володко родственники перевезли в Краснодар и похоронили в могиле ее сестры Елены на Славянском кладбище.

Галина ТАШМАТОВА: Что нужно сделать, чтобы по-настоящему вернуть городу это славное имя, чтобы достойно увековечить память Ирины Володко?

Григорий ГИБЕРТ: Я думаю, нужно открыть счет, на который желающиемогли быперечислитьсредства, хотя бы– для того, чтобы памятник на могиле Ирины Володко поставить.

Нина СТРИЖОВА: Говоря современным языком,– это своеобразный бренд города. Такими именами, как у Володко, нужно пользоваться и гордиться. Это имидж города– берите пользуйтесь.Память-то сохраняется: еще в 2004 году галерея «САНТАЛ» открыла первую выставку «И на дороги наши ложится отсвет Ваш», посвященную Ирине Володко. 6 декабря 2005 года открылся музей имени Володко. За 15 лет здесь собран большой архивный материал: фотографии, книги, письма, живописные и графические работы, восстановлена фильмография, проведено 10 выставок в городе и крае, собраны газетные публикации, фотографии переданы в Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края «Кубанькино», «Кубанский литературный музей». Понимание значимости таких личностей – важный посыл для сохранения исторической памяти и формирования имиджа города.

Администрация Краснодара должна быть заинтересована в формировании конкурентноспособного бренда– для того, чтобы привлекать туристов, формировать чувство гордости за свой город у его жителей. Наличие известных личностей, безусловно, повышает туристическую привлекательность Краснодара. Будем надеяться, что с помощью администрации края, депутатов города нам удастся открыть мемориальную доску на доме, в котором прошла часть жизни Ирины Володко, и имя это займет свое достойное место в ряду знаменитых уроженцев Кубани и кубанской столицы.

Записал Денис ШУЛЬГАТЫЙ

 

Комментарии:

добавить комментарий

Целую руки твои, Россия новая! 07.03.2018 00:16
Празднование 8 марта-международного женского дня,как впрочем и 23 февраля-это позор страны.В один день бланком был подписан бресткий мир,во второй чествуют(на потеху сатане) память двух жидовок-лесбиянок:клары цеткин и розы люксембург.Посмотрите в окно.Что там увидите?Природа только пробуждается от зимнего сна.В России еще снегу по-колено.Какие цветы? Все натянуто,искуственно и фальшивоЖенский день наши великие ,славные и достопочтенные предки праздновали во вторую неделю после Пасхи-неделю жен мироносиц.Природа ликует во всей своей красе.Как девственница,уготованная к брачному пиру.Призываю всех чтущих к здравомыслию.Возвращаться к своим истокам всегда не просто.Это труд души.
Будьте личностями.Свободными.А не заунывно мычите в унисон с одурманенным пробольшевистским стадом
Алиллуйя любви!.
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
Алексей Шутемов 07.03.2018 11:09
Памяти Ирины Кулешовой (Володко)

Вот, я вернулась. Милый город, здравствуй!
Меня ты помнишь, Родина моя?
Гордился мною? Был ли безучастный?
Вчера ли в славе отгорела я?...

Да нет. Не помнят. К лучшему ли это?
Проклятья, зависть? Просто тишина...
Ютясь в каморке, где немного света,
И таз с водой замерзшей у окна,

Я понимаю - не приходят в славе,
Кто возвратился - все уже сказал,
Лишь неудачник чемодан свой ставит
В родном углу. Таков и мой финал...

Но привыкая к жизни неизвестной
В который раз я убеждаюсь в том,
Что надо быть с собой предельно честным:
Пророка нет в Отечестве своем...
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
+ + + 07.03.2018 11:43
Красиво и талантливо.Это вдохновения Божий дар.Ушла млечным путем в небо,живя душою в волшебных стихах.Вечная память,вечный покой!
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
Ирина ВЕДИНОВА и Наталья БЕДНАЯ 07.03.2018 11:36
Ирина ВЕДИНОВА и Наталья БЕДНАЯ

ЛЕГЕНДА СОВЕТСКОГО КИНО
(Поэма)

К 110-летию со дня рождения художника
и одной из первых актрис немого кино
Ирины Николаевны Володко

Глава 1. ХУДОЖНИЦА ИЗ ЕКАТЕРИНОДАРА

Портрет актрисы в платье строгом,
Глубокий взгляд печальных глаз...
Из прошлого её дорога
К познанью увлекает нас.
…………………………………………

Рождённая в семье дворянской,
Иринка, с ангельской душой,
Купалась в материнской ласке,
Не ведая судьбы иной.

А время, что? Ему лишь свистни,
С Ириной мчится на коне!
И снятся ей мольберт и кисти,
Картины видятся во сне.

Мелькают юности мгновенья,
Художников бомонд бурлит,
Любовь, не просто увлеченье,
И пара под венцом стоит.

Влюблённые, преград не зная,
Супруги Володко спешат,
Их строгой красотой встречают
Нева и город Ленинград.

И к Северной Пальмире чувства
Разогревают в сердце кровь.
К хореографии искусству
В Ирине вспыхнула любовь.

Легка, изящна, артистична,
Восторг для зрителей творит.
Талантом утренней зари
С людьми делиться – ей привычно.

Поклонников, оваций хоры…
Ревнивый муж ушёл давно.
Но жизнь кипит, и режиссёры
Ей открывают мир кино.

Заманчивое приглашенье –
Актёрский, беспокойный дом.
Смешались радость и волненье
В душе, чья жизнь в мирке своём.

Глава 2. СУДЬБА ВЕЛИКОЙ АКТРИСЫ

В кино всё для Ирины ново;
И всё впервые, как букварь,
И роль Натальи Гончаровой
В трагедии "Поэт и царь".

Но преодолевать преграды –
Ирине отроду дано;
Звездой советского кино
Стать в девятнадцать – вот награда!

Она умела в роль вживаться,
Дух героини воплотить.
Ведь Пушкин за любовь мог драться!
А значит, с ним – страдать, любить...

Летят года: успех, гастроли…
В судьбу актриса влюблена.
Всемирной славы вкус, неволи, –
Она изведала сполна.

Война. Бомбят фашисты Киев,
Сирена бешено ревёт.
И на дела уже другие
Ирину Родина зовёт.

Она одним дыханьем дышит
С народом и его бедой,
От бомб фугасных зданий крыши
Оберегает в час ночной.

Покоя нет артистке смелой,
Ирина в госпиталь спешит.
Ждут Володко чтоб песни пела
Для раненой в боях души.

Конец войне. Под небом звёздным,
Утраты заглушая боль,
Последний взлёт в «Иване Грозном» –
Прощальная актрисы роль.

Вновь ожил живописи цвет
Под кистью юности далёкой,
Как голос прошлых кинолент,
В душе усталой, одинокой.

В Москве гнездо напрасно свито,
Изменой ранил близкий друг.
Предательством мечты разбиты,
Ирина вспоминает юг.

Сказав: «Меня никто не любит», –
Спешит Ирина в Краснодар.
Быть может, он и приголубит,
Уймёт отчаянья пожар.

Но ждёт ли город детства музу?..
Где родилась, уж дома нет.
Боимся близким быть обузой –
Чулана лишь холодный свет.

Училище давно успело
Всё о художнице забыть.
Согласна на любое дело –
Натурщицей идёт служить.

И всё, как данность, принимает
С великой скромностью она,
И головы не опускает.
В ней стать особая видна.

В нарядах театральных пышных,
Со взглядом неподвижным слёз,
На память, кажется, Всевышний
Её портреты преподнёс
Сердцам потомков. Он зовёт
Лелеять память об актрисе.
Её талант в небесной выси
Для нас, земных, – духовный взлёт.

P. S. Ирина Николаевна Володко (Кулешова) – 16.02.1908-10.12.1988

февраль 2018 г.
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
Любовь Галицкая Москва 08.03.2018 08:09
Какое счастье, что в Краснодаре хранят память о своей истории, о людях, прославивших его! Какое счастье, что есть такие люди сейчас, как Нина Антоновна Стрижова, возрождающая имена земляков, внёсших огромный вклад в культуру не только города но и России. Бесценен труд Нины Антоновны на ниве пропаганды истинной культуры. Чем больше будет таких людей, тем ярче будет имя нашего славного города на карте страны. Низкий поклон Нине Антоновне Стрижовой за подвижничество!
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
Светлана Гриценко 08.03.2018 20:48
Конечно же имя Ирины Володко принадлежит не только отечественному кино, но и Пушкиниане. Актриса, первой воплотившая на экране образ жены Пушкина, - наша землячка, наделённая многими талантами. Несомненно, история жизни актрисы - это яркая страница культурного достояния Кубани, об этом нельзя забывать. Большая заслуга в том, что это имя стало известно и в 21 веке, принадлежит Нине Антоновне Стрижовой. (Как и многие другие, открываемые галереей "Сантал") Так давайте сохраним всё, что касается Ирины Володко в нашем городе!
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
Владимир Романов 10.03.2018 17:32
Ирине Володко

Иду уже в который раз
вверх по намоленным ступеням,
а вслед за мной восходит тенью
та, кто нам вспомнится сейчас.

Она актрисою была
того Великого Немого,
где ценным было, нет, не слово,
а то, что в сердце сберегла.

Душа отдачею живёт:
кто мало видел, много плачет,
скорбя от каждой неудачи,
и по течению плывёт.

А сколько пережили вы,
учась годами неустанно
невзгоды принимать как данность –
жить, не склоняя головы.

Устроено так – жизнь, судьба
в тяжёлый час сведут с тобою
людей, которых ты достойна,
с кем рядом стыдно, что слаба…

Кто вспомнит? Только этот дом,
вот эти стены и ступени,
и живших трепетные тени,
что сквозь года видны с трудом.

Лишь память, вечный странник наш,
заставит истин взвесить чашу…
Вы – в нас, и на дороги наши
ложится тихий отсвет ваш.

10.03.2018

Лишь однажды пришлось мне пережить мгновенную связь времён, когда я, будучи студентом, прочитал книгу "Крепость в степи", посвящённую истории города Ставрополя и проходя по горбатому мостику парка, что в центре города, с трепетом осознавал, что вот на этом самом мостике молодой Пушкин объяснялся в любви юной Машеньке Раевской, будущей княгине Волконской.
А второй раз это случилось со мной, когда я ступал на выскобленные и покрытые лаком половицы выставочного зало художественной галереи "Сантал", а с портрета на стене величественно и вместе с тем как-то грустно взирала на меня та, чьи ноги ступали по этим половицам. И было это на выставке, устроенной стараниями Нины Антоновны Стрижовой и посвящённой Ирине Николаевне Володко.
Но выставки не вечны – одна экспозиция рано или поздно сменяет другую. И всё же, было бы не то чтобы уместно, а просто необходимо, чтобы тех, кто ступает на порог дома по адресу ул. Коммунаров, 58, встречала мемориальная доска со удивительным профилем актрисы и смотрели бы на них из-под полей шляпы её глаза. И захотелось бы посетителям узнать, кто это встречает их у входа в обитель искусств, чтобы потом, проникнувшись историей жизни Володко, поехать на кладбище и положить цветы к памятнику на её могиле, которого тоже пока нет.
А нужно для этого совсем немного – помочь сделать две этих памятных вещи. И вот тогда действительно будет видно, что мы чтим частицу вот этого прошлого города Екатеринодара, чтим ту, которая в силу своего таланта прославляла город своего детства…
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
М.Ф. Самойлова -Сливина 11.03.2018 15:43
Волей судьбы Ирина Николаевна Володко осенью 1969г. оказалась в Краснодаре, в доме по ул.Коммунаров,58, где жили ее сестра Елена и племянница Тамара с семьей.
Одинокая, забытая, отчаявшаяся она только и смогла сказать им «Меня больше не любят».
Это был закат ее кино карьеры, была долгая жизнь, где ее любили и предавали, была растерянность перед будущим, ведь в 60 лет трудно начинать все сначала, но ее приход в этот дом не был случайным, ведь не зря в библии сказано: «Человек обдумывает путь свой, а Бог направляет стопы его»
… Надолго был потерян жизни след,
Но так случилось – память возродилась.
И этот обсуждаемый сюжет,
Для нас живущих – в праздник превратилась.
Твоих ролей, портретов дивный ряд,
Той красоты, что в дар ты получила.
Судьбы контрастов, жизни без наград,
Как солнцем эту память осветило.
Твой взгляд с портрета проникает в души,
О чем-то нам пытается сказать…
Но голос твой молчанья не нарушит
Никто, Покой, не в силах отвергать.
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
Краснодарец 13.03.2018 10:14
А ведь действительно почему бы не повесить мемориальную табличку на доме? Ведь музей там уже создан. Почему не водить туда экскурсии? Это может быть интересно и туристам и краснодарцам.
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
Ольга Немыкина 20.03.2018 13:59
У портрета
Ирине Володко, актрисе немого кино
к 110-летию со дня рождения посвящается

По галерее бродит тишина,
Рассматривая фото и картины.
Я размышляю, стоя у окна,
О Вас, моя прекрасная Ирина.
Вы были самой лучшей Натали
В немом кино двадцатого столетья.
И в образ этот Вы вложить смогли
И жар души, и чувств её соцветье.
Скажите мне, как душу показать
Вам удавалось мимикой и жестом?
Талант! Талант - живая благодать
Дарована была натуре женской.
Вживаться в чей-то образ до глубин,
И познавать все тайны воплощенья…
Ответ на это может быть один –
Судьбы такое Вам предназначенье.
Оттуда сверху Господу видней…
Но Вы с портрета тихо прошептали:
- Без Червякова, уж поверьте мне,
Натальи образ вышел бы едва ли.
Из полу-жестов, взглядов режиссёр.
Творил меня - актрису из девчонки!
Талантливейший, право, был актёр –
Поэта он играл довольно тонко.
Погиб в войну – ранение в живот –
В тот день и час, как сам великий Пушкин.
Во мне самой война ещё живёт –
Стреляли танки, глухо били пушки.
Его душа испытывала боль,
В груди большому сердцу было тесно…
Там главную свою играл он роль
Отчаянно, талантливо и честно.

И снова в галерее тишина
Отчётливо разматывает время…
Я всё стою в раздумьях у окна,
О судьбах тех, в ком дух сильнее кремня.
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
Эллина Савченко 21.03.2018 09:45
К 110-летию актрисы Ирины Володко

Как удивительно, как ново открывается для меня портрет актрисы великого немого - Ирины Николаевны Володко, и, изучая этот портрет на полотне эпохи (Как верно и мудро сказано!), я поняла всю значимость стоящей перед нами сегодня задачи - не дать погибнуть имени человека, внёсшего такой вклад в развитие культуры страны. И именем этим нужно гордиться!
Кто-то скажет: разве только Ирина Володко прошла все трудности жизни, войну, предательство, скитания... Конечно, не только она. Но все ли беззаветно служили искусству, отдавая себя целиком, без остатка, ничего не требуя взамен ни в годы страшной войны, ни в мирное время? Я подчеркну слово "не требуя". Ведь стойко, без ропота переносить лишения и "пустоту" способен не каждый...
Ирина Николаевна Володко оставила нам в наследие киноленты, в которых она талантливо играла и всегда искусно, в полной мере передавала главную идею картины.
Почему мы, русские, должны забывать имя, которое помнит ингушский народ за то, что благодаря Ирине Николаевне были созданы повести, романы, сценарии, автором которых являлся И.М. Базоркин...
Дом, в котором родилась и провела годы детства и юности Ирина Володко, несомненно должен быть увековечен памятной доской (барельефом) в дань памяти и почтения актрисе, чьё имя подняло в всю эпоху великое немое кино!
Читать полностью ↓ ответить на комментарий