Общество:

Откладывать нельзя!

28.09.2020

Общественники Краснодара обсудили судьбу Всесвятского кладбища и «Расстрельного угла»

Автор: Денис Шульгатый

9499

Очередное заседание дискуссионного клуба «Особняк», прошедшее в здании Общественной палаты Краснодара, было посвящено знаковому памятнику кубанской столицы. В обсуждении приняли участие сотрудники администрации города и края, представители казачества, духовенства, национальных общин города Краснодара, общественники, журналисты и просто неравнодушные к истории города люди.

Сразу же выяснилось, что проблема, мягко говоря, не нова, немногим уступает возрасту самого города.

- Еще в застойные годы, когда я работал журналистом, в тогдашних изданиях, - открыл обсуждение заместитель председателя общественной палаты Краснодара, журналист и писатель Игорь Коломийцев, - уже тогда появлялись публикации, говорившие о проблеме Всесвятского кладбища, о том, что надо обратить внимание на его состояние. А уже потом, я обнаружил, что и в 30-е годы газеты выходили с практически идентичными заголовками, поднимая те же проблемы. Позже выяснилось, что подобные же темы поднимались и в дореволюционных изданиях: что кладбище зарастает, что оно становится заброшенным, что надо что-то с ним делать . С моей точки зрения Всесвятское кладбище - это действительно такая вечная проблема города Краснодара.

На обсуждение было вынесено три вопроса: 1) Всесвятское кладбище города Краснодара как исторический памятник 2) Как мы хотим преобразовать Всесвятское кладбище. 3) Мемориальный комплекс, размещенный на Всесвятском кладбище, как явление культурной жизни города Краснодара.

Об истории памятника рассказал историк, краевед и эксперт Минкульта, Виталий Бондарь.

- Точное время возникновения кладбища неизвестно, - подчеркнул он, - мы ориентируемся только на самые ранние о нем упоминания в документах. Собственно Всесвятским оно стало только в середине 19-го столетия, когда в 1848 году был освящен храм Всех Святых, по инициативе и. о. наказного атамана Георгия Рашпиля. Причем кладбище никогда не считалось именно «войсковым», как часто говорят – оно всегда было общегражданским. Уже к концу 19-го века сформировалось несколько секторов по конфессионально-национальному признаку. Был греческий, он же русский, православный сектор, был и польский – католический. Также имелись армянский, еврейский, лютеранский или «немецкий» сектора. Впрочем, немецкое кладбище было полностью уничтожено уже в советское время, при строительстве улицы Аэродромной, также как и часть католического кладбища.

Представители национальных общин Краснодара, - армянской, греческой, польской, - также присутствовали на встрече, они рассказали о том, что ими делается для благоустройства «своих» секторов, а также о тех проблемах, с которыми им приходится сталкиваться.

О планах администрации города по реконструкции и развитию Всесвятского кладбища рассказал заместитель директора департамента городского хозяйства Краснодара Дмитрий Мироненко. По сути, речь идет о двух проектах – сохранении культурного наследия и собственно реконструкции кладбища. Поднятая тема вызвала живейшее обсуждение, с воспоминанием более ранних проектов и их соответствию текущей ситуации.

Однако еще более живое обсуждение вызвал вопрос о мемориале. Виталий Бондарь выступил категорически против именования «Расстрельный угол», заявив, что это название не соответствует исторической действительности и вводит всех в заблуждение.

- Под этим именованием, достаточно однозначным, должны быть серьезные основания, - сказал он, - и исторические факты, подтверждающие его. У нас таких фактов нет. Когда мы говорим, «расстрельный угол» мы спекулируем.

Было упомянуто и иное название: мемориал «Примирения и согласия». Но большинство участников согласились с тем, что в нынешнем виде экспозиция не показывает, собственно, примирения и согласия. Был процитирован губернатор Вениамин Кондратьев: «Я не вижу здесь ни примирения, ни согласия, максимум, на что это тянет, это переговоры» Участники заседания указали, что вооруженные люди, стоящие напротив друг друга, и впрямь наводят на мысль, что в любой момент оружие может быть пущено в ход. Среди альтернативных предложений были показаны макеты иных вариантов мемориала, где меж красноармейцев и белогвардейцев стоит женщина, символизирующая мать или супругу. Причем, были показаны своего рода «религиозный» и «светский» варианты – первый с иконой в руках, второй с брошенным под ноги женщине оружием. Это вдохнуло новые силы в обсуждение - в частности, Игорь Коломийцев высказал мнение, что икона может обозначать благословение, а совсем не покаяние, которое должно быть символом данного мемориала. Данная интерпретация вызвала резкую отповедь присутствующих на заседании священников, - архимандрита Трифона и отца Алексия Касатикова.

- Предложений о том, как сделать этот ансамбль лучше может быть множество, - высказал свое мнение Игорь Коломийцев. – На мой взгляд, главная проблема этого памятника в том, что он начал складываться стихийно: что-то сделала греческая община, казаки воздвигли свой крест и так далее. Вполне возможно, что город сможет объявить какой-то конкурс, как в рамках того проекта, который касается всего Всесвятского кладбища, должным образом обустроить и данный мемориал. Главная задача, на мой взгляд, связать все эти комплексы и памятные знаки воедино.