Общество:

Саботаж

18.01.2017

После внесенных в закон об ОСАГО поправок, вступивших в силу с 1 января 2017 г. на Кубани ничего не изменилось

2412

Лишь на 8 день упорной и продолжительной схватки с компьютером журналистам НГК удалось получить электронный полис

В течение всего 2016 года в ЮФО, а по большей части, в Краснодарском и Ставропольском краях страховые компании попросту саботировали процесс заключения договоров страхования автогражданской ответственности, чем и спровоцировали взрыв социальной напряженности в среде автовладельцев. Сплошь и рядом страховщики пытались навязывать клиентам вместе с договором ОСАГО еще и целый букет дополнительных услуг, что и вызывало в среде автовладельцев бурю недовольства. А страховщики в отместку стали отказываться от продажи полисов ОСАГО. В этой патовой ситуации, кстати, искусственно созданной, попытались разобраться едва ли не все федеральные и региональные СМИ, в конфликт вмешались власти, правоохранители, общественники и юристы-правоведы. НГК подготовила с начала 2016 года целую серию публикаций на эту тему, а весной даже был проведен круглый стол с участием депутатов, юристов, представителей страховых компаний и Общественного совета при главе администрации края. Увы, к концу года ситуация в лучшую сторону так и не изменилась.

Тем не менее, конфликт между страхователями и страховщиками достиг в прошлом году точки кипения, проблему обсудили на уровне Правительства РФ. В результате кабмин направил в Госдуму предложения о внесении изменений в закон об ОСАГО, которые были одобрены обеими палатами парламента и вступили в силу с 1 января этого года. Обновленный закон обязывает всех страховщиков – участников рынка «автогражданки» – продавать гражданам электронные полисы ОСАГО. Формально страховщики выполняют новые требования закона. Практически на сайтах всех страховых компаний, оказывающих услуги по обязательному страхованию автогражданской ответственности, работают типовые формы заполнения анкет на получение электронных полисов. На практике же купить такой полис через интернет – далеко не простое дело. Если у вас нет желания проторчать в офисе страховой компании часов эдак 10-12 в очереди за оригинальным полисом ОСАГО, то можете получить полис электронный, но при этом вам потребуется терпения и выдержки не меньше.

В том, что при оформлении полиса е-ОСАГО, надо запастись терпением и проявить недюжинное хладнокровие, журналисты НГК убедились на собственном опыте. Начиная с 1 января по 9 января сотрудники редакции – фотокор Людмила Тимошенко и корреспондент Сергей Ткаченко – проводили эксперимент, цель которого была лично проверить степень доступности для автовладельцев услуги по оформлению электронного полиса.

– Мы аккуратно, следуя пошаговым инструкциям, заполняли анкеты-заявки на сайтах 22 страховых компаний, – рассказывает Людмила Тимошенко. – Почти во всех случаях результат был примерно одинаков: когда заканчиваешь заполнять анкету и потом нажимаешь на кнопку «отправить», в большинстве случаев после этого сайт выдавал стандартный ответ: «Ваша заявка не прошла проверку в базе данных РСА». Как такое может быть, если я свою машину страхую уже четвертый год? Были и еще другие подводные камни, как, например, на сайте страховой компании «МАКС». Там я не смогла просто указать место регистрации по паспорту, поскольку у них в списке населенных пунктов отсутствует село Кабардинка, а вручную его забить в поле нельзя.

По словам Людмилы, на других сайтах были и не менее оригинальные препятствия, превращающие процедуру заполнения онлайн-заявки делом бессмысленным. Так, с сайта компании «Ингосстрах» для завершения заполнения заявки необходимо было получить на мобильный телефон смс-код и далее ввести его в специальное окно. Вот тут-то клиента и подстерегает сюрприз. Какой бы вам код ни прислали, вы правильно его ввести не сможете. Людмиле с сайта «Ингосстраха» смс-коды высылали 4 раза, но ввести она их так и не смогла. После каждой попытки на экране монитора появлялась надпись «Вы ввели неверный код».

Еще одна проблема – это совершенно непонятная формула расчета стоимости полиса ОСАГО на сайтах некоторых страхкомпаний. Например, Сергею Ткаченко в страховой компании СОГАЗ, где он оформлял полис ОСАГО три года подряд, почему-то насчитали стоимость страховки в 17500 рублей, причем, что последние два года он не участвовал в ДТП. То есть калькулятор должен был учесть КБМ - коэффициент «бонус-малус» за безаварийную эксплуатацию автомобиля. Но, скорее всего, расчет в данном случае производился по максимуму, что, кстати говоря, недопустимо. Приблизительно такую же сумму за полис предложили калькуляторы на сайтах компаний «Тинькофф», «Евроинс» и «Московия». На сайте «Югории» вообще не получилось заполнить форму заявки, потому что где-то на половине заполненной анкеты сайт неожиданно все сбрасывал. Но, возможно, это связано с какими-то техническими сложностями, и никакой «диверсии» в случае с «Югорией» усматривать не стоит, но водителям от этого, увы, не легче.

Лишь на восьмой день упорной и продолжительной схватки с компьютером нашим экспериментаторам удалось-таки получить заветный документ – электронный полис от компании «РЕСО-Гарантия», который с учетом КБМ 1,0 стоил всего 7 тысяч рублей.

Надо отметить, что о тотальном внедрении практически всеми автостраховщиками электронных полисов известно было еще год назад. Некоторые страховые организации даже в добровольном порядке внедрили практику выдачи е-ОСАГО. За весь прошлый год в России было оформлено 295 268 электронных полисов, из них более четверти (72 670) получили через интернет кубанские автовладельцы. Эту статистику озвучил в декабре прошлого года директор краснодарского филиала СК «Альфа-Страхование» Кирилл Лукьянов на пресс-конференции в Краснодарском отделении «Интерфакса», которая как раз и была посвящена проблемам автострахования.

О чем это говорит? Да о том, что люди устали от бесконечных и постоянных очередей за получением полисов ОСАГО. А в этом году даже в СОГАЗе некие «инициативные» граждане стали вести списки очередников на оформление полиса, чего в предыдущие годы в этой страховой компании никогда не было. Между прочим, директор краснодарского филиала СК «Росгосстрах» Александр Казаков категорически отвергает причастность сотрудников компании к искусственному созданию очередей. По его утверждению, очереди в офисы страховой компании создавали некие предприимчивые дельцы, рассчитывающие на этом подзаработать.

Да, конечно, внедрение электронной системы автострахования во многом должно решить и эту проблему, ну, скажем, даже если не решить, то существенно разгрузить офисы страховых компаний и значительно облегчить работу агентов. Однако, как убедились наши коллеги на личном опыте, полис «е-ОСАГО» приобрести тоже не просто. Очевидно, потребуется еще какое-то время, чтобы механизм продажи полисов через интернет заработал без сбоев. По крайней мере, сегодня эта система еще не дает желаемого результата.

Отдел расследований НГК