Общество:

Школа начинается с… фундамента

06.12.2017

Капитальными должны быть не только знания учащихся, но и здания объектов образования. В этом глубоко убеждена начальник управления по образованию и науке администрации города Сочи Ольга Медведева

2315

Капитальными должны быть не только знания учащихся, но и здания объектов образования.

 

В этом глубоко убеждена начальник управления по образованию и науке администрации города Сочи Ольга Медведева.

– Для начала, Ольга Николаевна, давайте обрисуем круг подведомственных Вам учреждений.

– Это 70 школ, 80 дошкольных учреждений (детских садов), 22 центра дополнительного образования детей.

– Что можно сказать о тех переменах, которые произошли в системе образовательных учреждений за последние годы? Скажем, за 5–7 лет…

– К началу текущего учебного года введено в эксплуатацию шесть школ. Одним из важнейших результатов я могу назвать школу в селении Верхняя Беранда. Собственно школа рассчитана на 200 мест, вдобавок к ней – в одном комплексе – сдан детский сад на 40 мест. При строительстве мы использовали софинансирование: городскому бюджету Сочи помог бюджет Краснодарского края. Важность данного объекта состоит в том, что нам пришлось, по сути, создавать школу заново: прежнее здание пришло в негодность, и вести в нем образовательно-воспитательный процесс было уже невозможно. А для нового комплекса зданий, с учетом специфики территории, был разработан специальный, индивидуальный, проект. На что хочу обратить внимание, так это на организацию работы новой школы в одну смену.

Еще одно направление, также связанное с капитальным строительством, – это возведение 11 пристроек к существующим детским садам (если быть точным, то правомернее говорить о самостоятельных отдельно стоящих зданиях). Каждая из таких пристроек рассчитана на 100 мест. Вдобавок к этому, введено в эксплуатацию восемь новых детских садов. Все они имеют в своей структуре соответствующие помещения – не только для размещения групп, но и игровые комнаты, спортивные и музыкальные залы, пищеблоки, кабинеты медицинских работников и др. То есть в том или ином виде мы получили 19 детских садов – новых или существенно обновленных. Опять-таки, обязательно нужно подчеркнуть, что их создание и ввод в эксплуатацию были бы невозможны без софинансирования.

Не могу не сказать о том, что работа над новыми объектами системы образования продолжается и сейчас, а это должно обеспечить ввод в строй блока начальной школы в структуре СОШ № 100, рассчитанного на 400 мест. Этот объект входит в федеральную и краевую программы развития нашей отрасли. О том, что современная школа должна иметь в своей структуре не только оборудованные специализированные классы, но и помещения спортивных, хореографических, актовых залов, отдельного пищеблока, – можно и не говорить. Поскольку при сегодняшних требованиях – все это является само собой разумеющимся. Главное же заключается в том, что ввод в число действующих блока начальной школы позволит существенно разгрузить здание школы и, что даже более важно, – облегчить условия работы педагогических коллективов и обучения учащихся. Сегодня в этой школе насчитывается 1850 учеников, и учатся они в две смены. А с завершением строительных работ и приемом новых помещений будет осуществлен перевод школы на односменный режим.

Сходные задачи стоят перед нами и в СОШ № 77.

Отдельно нужно выделить работу по завершению строительства детского сада на 210 мест в Лоо. Как это ни покажется со стороны удивительным и, может, даже странным, но в этом поселке до сих пор нет своего детского сада. А он нужен! Мы рассчитываем, что он, как и обозначенные ранее объекты в школах № 100 и № 77 будут сданы в эксплуатацию с расчетом приема учащихся и воспитанников детсада уже с 8 января 2018 года. То есть времени осталось – совсем чуть-чуть.

– Ольга Николаевна, хочу спросить о том, насколько остра в Сочи проблема второй смены. Для Краснодара она, можно сказать, кричащая. Неужели этот вопрос столь же острый и для Сочи?

– По степени злободневности наш город – второй в крае. При общей численности учащихся образовательных школ – 61300 человек – около 15000 обучается во вторую смену.            Положение с первыми классами у нас непростое (число классов в параллели не превышает семи, т.е. – как предел – можно найти в некоторых школах 1 «Ж»), но не такое драматическое.

В ближайшие три года мы рассчитываем на то, что введем в строй три пристройки к городским школам № 15, № 82 и № 11 – примерно на 100 мест каждая, а также – пристройку к школе № 65 в Красной Поляне, где при плановом количестве обучающихся – 650 – реально учится около 1000. Такие меры, как полагаю, должны возыметь действие, и проблема перегруженности будет, таким образом, решена.

Нужно сказать еще об одном вопросе. Сочинцы знают, что есть такой район города, который именуется «Мамайка». Что там необычно? Планы строительства школы там вынашиваются уже не один, без преувеличения, десяток лет. Камни, символизирующие начало процесса, закладываются то там, то сям. А дело с места не сдвигается. Мешает, как говорится, местная специфика: строить нужно с учетом и оползневой опасности, да и сейсмика там – может до 9 баллов «тряхнуть». Мало не покажется!.. А школа, между тем, нужна. Но сколько будет стоить проект? В какую сумму обойдется его воплощение? На эти вопросы пока нет ответов.

– С актуальными вопросами образования (по крайней мере, с «самыми-самыми»), более-менее ясно. Но есть и другие аспекты деятельности. Чем характеризуется воспитательная работа? Есть ли в ней какая-то сочинская специфика?

– Безусловно. И она связана с проведенной в 2014 году Олимпиадой. Не случайно, что мы ее так и называем «олимпийским наследием». Образовательно-воспитательный процесс педагоги города строят таким образом, чтобы развивать волонтерское движение, приобщать ребят к здоровому образу жизни, вовлекать в массовый спорт…

– Не случайно, наверное, то, что Сочи провозглашен городом без курения?

– И это – тоже. Если мы посмотрим на календарь событий в Сочи, то в нем можем обнаружить до 300 воспитательных мероприятий в год. У нас – в единственном городе в целой стране – есть такая воспитательная программа: она называется «Зритель». С ее помощью мы воспитываем в школьниках привычки быть культурными людьми, другие положительные качества.

– А как-нибудь влияет на воспитательный процесс тот фактор, что город все чаще становится местом проведения тех или иных мероприятий международного масштаба?

– Безусловно. Еще в преддверии Олимпиады 2014 года учащиеся наших школ начали «наводить мосты» со сверстниками из других стран. И переписка, и общение, – они продолжаются и по сей день. – Можно, наверное, вспомнить наше с Вами детство и юность, когда в каждой или почти каждой советской школе был свой клуб интернациональной дружбы…

– Нечто подобное возродилось у нас. Но то, что ту или иную страну для дружеских контактов представители школ выбирали в ходе жеребьевки, никого не обижает и не ущемляет.

– Предлагаю завершить наш диалог темой инноваций. Что скрывается на деле за этим новомодным словом в сфере образования в условиях Сочи?

– Инновационные площадки у нас есть везде – и в школах, и в детских садах. Зачастую те, кто сумел продвинуть свои идеи на уровне города, теперь их реализует уже в масштабах всего Краснодарского края. Импульс этому процессу дала, опять-таки, Олимпиада. На сегодняшний день в образовательных учреждениях города насчитывается 15 действующих инновационных площадок, закрепления такого статуса еще за пятью – ждем в обозримом будущем. Что в этом деле важно: инициатива всегда исходит от школ.

 

Беседовал Георгий Кулаков.

Фото автора из архива Управления по образованию и науке администрации города Сочи.