Политика:

Блогеры и выборы

17.08.2015

Сравнительно недавно Центральная избирательная комиссия РФ утвердила рекомендации по ведению агитации в интернете. Среди прочего ею была регламентирована и деятельность блогеров, ежесуточная аудитория которых составляет от трех тысяч пользователей.

941

Сравнительно недавно Центральная избирательная комиссия РФ утвердила рекомендации по ведению агитации в интернете. Среди прочего ею была регламентирована и деятельность блоггеров, ежесуточная аудитория которых составляет от трех тысяч пользователей. Блоггеров обязали "проверять достоверность размещаемой информации и незамедлительно удалять размещенную недостоверную информацию". В то же время в рекомендациях подчеркивалось, что блоггеры не приравниваются к СМИ.

Ранее, напомним, рабочая группа Центризбиркома подготовила проект постановления "О методических рекомендациях по вопросам контроля за соблюдением правил информационного обеспечения выборов в информационно-телекоммуникационной сети интернет". Среди прочего данный проект предусматривал, что блоггеры обязаны соблюдать требования законодательства Российской Федерации, регулирующие порядок распространения массовой информации (сейчас избирательное законодательство РФ в отличие от других отраслей права не приравнивает блогеров к журналистам.) То есть блогеров обязывали соблюдать требования не только закона о СМИ, но и закона о выборах в РФ в той части, что касается предвыборной агитации.

Данный проект раскритиковал председатель Центризбиркома Владимир Чуров. Он заявил, что регулировать агитацию в блогах невозможно хотя бы потому, что отличить агитацию от информации крайне проблематично. И если документ после двух недель, отведенных на его доработку, сохранит формулировки, допускающие двойные толкования, то председатель ЦИК будет голосовать против его принятия и постарается убедить в этом своих коллег.

— Я против тех методических рекомендаций в том виде, в каком они были представлены. Я буду выступать за максимальное смягчение формулировок и ограничение размеров этих рекомендаций, — заявил тогда Чуров . — Я всегда утверждал и утверждаю, что нужно придерживаться общих положений, регулирующих информационное пространство: нельзя допускать клеветы, оскорблений, распространять ложную информацию, и этого было бы достаточно.

Похоже, в Центризбиркоме учли рекомендации непосредственного начальства: в новой версии документа указано, что при информировании избирателей следует учитывать, что содержание информационных материалов, "размещаемых в СМИ или распространяемых иным способом", должно быть "объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений". Также ЦИК напоминает о запрете на публикацию данных об итогах голосования до его окончания. В рекомендациях отдельно прописано, что авторы блогов, ежесуточная аудитория которых составляет от трех тысяч пользователей, должны "проверять достоверность размещаемой информации и незамедлительно удалять размещенную недостоверную информацию, соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством РФ, соблюдать требования законодательства, регулирующие порядок распространения массовой информации". В документе подчеркивается, что владельцы сайтов, зарегистрированных в качестве сетевых изданий, не являются блоггерами. В то же время "сайт, не зарегистрированный в качестве СМИ, СМИ не является". "Таким образом, понятие "блоггер" не тождественно понятию "средство массовой информации", — отмечается в методичке.

Как сообщили "НГК" в управлении Роскомнадзора по ЮФО, по состоянию на 1 августа 2015 года Роскомнадзором внесено в реестр 640 блоггеров. Вместе с тем Роскомнадзор не ведет статистику сетевой активности блоггеров по регионам Российской Федерации, в связи с чем не смог ответить на вопросы корреспондента "НГК" о том, кто входит в пятерку политических топ-блоггеров Краснодарского края, какова активность блоггеров Краснодарского края по сравнению с активностью блоггеров других регионов РФ, возросла ли активность блоггеров в связи с грядущей избирательной кампанией в единый день голосования.

Деятельность блоггеров в части распространения информации в сети Интернет в настоящее время регламентирована Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" с изменениями, внесенными Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 97-ФЗ. За нарушения организатором распространения информации в сети Интернет обязанностей, предусмотренных вышеуказанным законом, статьями 13.31 и 19.7.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Кроме того, за злоупотребления при размещении информации блоггеры могут привлекаться к административной или уголовной ответственности в зависимости от характера нарушения. В результате проведенного Роскомнадзором выборочного мониторинга размещаемой информации выявлено, что наиболее часто встречается использование нецензурной брани – девяносто процентов нарушений. Остальные десять процентов нарушений касаются пропаганды наркотиков и публикаций фашистской символики.

Напомним, что Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей" (он же "Закон о блогерах") был принят Государственной Думой 22 апреля 2014 г., одобрен Советом Федерации 29 апреля 2014 г., подписан Президентом РФ Владимиром Путиным 5 мая 2014 г.

Согласно закону, владельцы популярных сайтов, страниц в социальных сетях (блогеры) и других ресурсов в интернете обязаны регистрироваться в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций /Роскомнадзор/. Служба вносит их в специальный реестр. После этого к интернет-ресурсу применяются те же требования, что и к СМИ. Их владелец обязан разместить на сайте свои фамилию и инициалы, а также адрес электронной почты, обеспечивать соблюдение законодательства РФ: не допускать призывов к терроризму, не раскрывать государственную тайну, не нарушать законы о выборах, хранить в течение полугода любую информацию, включая персональные данные других пользователей и комментаторов, и предоставлять их по требованию правоохранительных органов и др. На владельца ресурса возлагается ответственность за комментарии, оставляемые пользователями.

За не предоставление или несвоевременное предоставление информации по требованиям правоохранительных органов предусмотрены штрафы: для граждан от десяти тысяч рублей до тридцати тысяч рублей, для юридических лиц от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей. Повторное нарушение в течение года увеличивает сумму штрафа почти в два раза, или влечет за собой административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.

Ресурсы включаются в реестр, если их суточная аудитория составляет более трех тысяч пользователей. При этом внесение в реестр может происходить как по решению Роскомнадзора, так и на основании ходатайства владельца ресурса.