Политика:

Главы поселений: у нас нет проблем, у нас есть задачи

24.02.2016

4 февраля в редакции «НГК» прошла встреча журналистов с главами четырех поселений. Получился вполне откровенный разговор, что называется, о наболевшем – о том, как жить кубанскому селу в сложных экономических условиях, и что делать

4651

4 февраля в редакции «НГК» прошла встреча журналистов с главами четырех поселений. Получился вполне откровенный разговор, что называется, о наболевшем – о том, как жить кубанскому селу в сложных экономических условиях, и что делать власти на местах, чтобы села и станицы не умирали, а развивались.

«НГК»: Говорят, что оттого, как работают органы местного самоуправления, зависит, каким будет авторитет власти среди населения. Местная власть, и это абсолютно справедливо, как нам кажется, ближе всего стоит к народу и лучше всех остальных ветвей власти знает и понимает проблемы и настроения народа. Поэтому от руководителя местного органа власти – главы поселения – очень много зависит, как будет строиться диалог между властью и народом, избравшим эту власть. В этой связи у главы любого поселения самая, так сказать, выигрышная позиция, ибо ежедневно, лицом к лицу, он должен общаться с населением, с жителями хуторов, сел, станиц, которые доверили ему власть. Так поделитесь своими впечатлениями, как это у вас получается и чего вам удалось добиться. 
Иван ТРИПОЛЕЦ, глава Кубанского сельского поселения Апшеронского района: Наш район у кубанцев ассоциируется, прежде всего, с красивыми живописными лесами, предгорьем, благоприятным для отдыха климатом и чистым воздухом. Многие краснодарцы и другие жители Кубани – частые гости у нас. Излюбленные места для туристов – это, конечно, Лагонаки и Гуамское ущелье. Те, кто едет в том направлении, обязательно проезжает через Кубанское поселение, в границах которого проживают 7300 жителей. Бюджет поселения небольшой. На 2016 год он составил 15,5 млн рублей, из которых собственных средств всего 6,5 млн.
Сегодня, к великому сожалению, должен констатировать, в поселении нет бюджетообразующих предприятий. Когда был совхоз, специализировавшийся на производстве табака, то вопрос с занятостью не стоял, так как 80% трудоспособного населения были задействованы в производственном цикле круглый год. Рабочие места уже существуют в организациях и учреждениях бюджетной сферы, в торговле и общественном питании, также в небольших цехах по переработке древесины. Молодежь преимущественно уезжает за пределы Апшеронского района в поисках хорошей зарплаты.
У Кубанского сельского поселения есть еще одна особенность. По своему составу население у нас многонациональное: на территории поселения проживают русские, армяне, турки-месхетинцы и хемшилы. В с.Вперед 50% жителей это хемшилы – выходцы из бывших союзных республик, которые в свое время выбрали Апшеронский район, и в частности, Кубанское с/п местом своего постоянного проживания. Такая демографическая ситуация наложила свой отпечаток на жизнь населенного пункта и поселения в целом. Были проблемы во взаимоотношениях с местным населением, в основном, «в штыки» были приняты турки-месхетинцы и хемшилы, которые переехали к нам целой диаспорой. Но со временем они все-таки адаптировались, но проблемы на бытовом уровне все-таки возникают, и мы их решаем.
«НГК»: Чем они занимаются? Где нашли себе применение?
ТРИПОЛЕЦ: Они, главным образом, заняты в сельском хозяйстве, большинство из них специализируется на животноводстве. Но и здесь тоже возникали некоторые конфликтные ситуации, связанные с тем, что выгул скота осуществлялся неорганизованно. Просто, кто на что горазд: выгоняли со двора скотину – и пусть себе пасется. Естественно, это не устраивало людей, живущих по соседству. Дело в том, что закон обязывает в таких случаях формировать стада и организованно выгонять эти стада на пастбища. Администрация заняла в этом отношении крайне жесткую позицию, предупредив население, что буем штрафовать нарушителей. Сейчас эта проблема решена: только в 4-х населенных пунктах, где организованы общественные стада и определены маршруты их прогона по населенным пунктам.
Все, наверное, знают, что с 1 января сельским поселениям передали полномочия распоряжаться земельными участками, собственность на которые не разграничена. Это породило еще целый ряд неразрешимых, на мой взгляд, сегодня задач перед властью на местах.
Чтобы исполнять эти полномочия, необходимо подготовить нормативные документы, для оказания этих услуг обучить специалистов, а также найти дополнительные денежные средства в бюджете. Но почему-то те, кто готовил этот закон, не подумали о том, что в бюджете поселения средства на это не предусмотрены.
«НГК»: О каких суммах может идти речь?
ТРИПОЛЕЦ: Давайте рассмотрим это на конкретном примере. У нас в поселении стоит на очереди на получение участков 30 многодетных семей, которым по закону мы обязаны предоставить участки бесплатно, причем с готовой инфраструктурой. Если не считать этого последнего – инфраструктуры, то на оформление каждого участка уйдет не меньше 10 тысяч рублей. На оформление 30 участков мы соответственно потратим 300 тысяч. И средства эти необходимо откуда-то взять. А если учесть, что в поселении числится 260 многодетных семей, которые могут воспользоваться своим правом, то расходы возрастут в разы.
В 2015 году эти полномочия, согласно заключенным соглашениям, исполнял район, но прокуратура признала это незаконным. В связи с этим главы сельских поселений Апшеронского района обратились с письмом к депутату Государственной Думы члену фракции «Единая Россия» Езубову А.П. с просьбой дать разъяснения, почему с 2015 года сельские поселения обделили, забрав 50% средств, поступавших с продажи земельных участков и от арендной платы за землю, и почему исполнение государственных полномочий по распоряжению земельными участками не подкреплены финансовыми средствами, как это делается с административными комиссиями и специалистами военно-учебных столов.
«НГК»: Вы получили ответ из Госдумы на свое обращение?
ТРИПОЛЕЦ: В январе пришел ответ, в котором нам разъяснили, что закон этот принимался с учетом того, что сельские поселения 131-ФЗ наделены лишь 13 полномочиями по решению вопросов местного значения, а раз так мало полномочий, то и денег дополнительно на их исполнение не требуется. Правда, парламентарии в Москве не учли такой факт, что на поселения еще край возложил 14 полномочий.
В настоящее время решается вопрос по земле следующим образом: возможно, в Земельный кодекс, а также в Бюджетный кодекс будут внесены изменения, в соответствии с которыми в бюджеты сельских поселений могут добавить 50% сбора за арендную плату, либо эти полномочия передадут на районный уровень.
«НГК»: Как же вы такую ситуацию с этими земельными участками объясняете гражданам, которые по закону имеют право на эту землю, тем же многодетным родителям? Обращаются ли к вам с вопросами?
ТРИПОЛЕЦ: Закон вступил в силу только с 1 января этого года. А люди, если и обращаются, то их мало интересуют такие подробности. Обязаны тебе предоставить земельный участок, значит, должны предоставить.
«НГК»: Какие объекты социальной инфраструктуры действуют в вашем поселении?
ТРИПОЛЕЦ: У нас работают три ФАПа, Кубанская участковая больница, три школы (две восьмилетние и одна средняя), в 4-х из 6 населенных пунктов есть почтовые отделения. В школах с педагогами ситуация сложилась более-менее благоприятная – учителей хватает, но с квалифицированными медработниками есть проблемы. Сейчас вот нам не хватает фельдшера в п.Ерик. Есть программа, «Земский доктор», но, на мой взгляд, она не решает проблему закрепления на селе молодых врачей, так как выделяемые средства в размере 1 млн. рублей тратятся врачами по своему усмотрению, а, на мой взгляд, необходимо ограничить их улучшением жилищных условий, приобретением жилья или его строительством именно на селе, тогда есть вероятность, что они останутся у нас на месте.
«НГК»: Что вы скажете о ваших взаимоотношениях с депутатским корпусом поселения. Есть какие-то противоречия?
ТРИПОЛЕЦ: У нас с ними полный консенсус. В Совет поселения были избраны люди, занимающиеся бизнесом, а также сотрудники бюджетной сферы. Можно сказать, дилетантов нет, а это значит, что с ними работать можно продуктивно. По крайней мере, принципиальных разногласий у нас нет.

«НГК»: Виктор Павлович, в Курчанском сельском поселении те же проблемы, что и у вашего коллеги из Апшеронского района?
Виктор ГРИШКОВ, глава Курчанского сельского поселения Темрюкского района: Чтобы не повторяться, я скажу, что проблемы, о которых рассказал Иван Матвеевич, сегодня актуальны практически для всех поселений, с той лишь разницей, что у каждого с/п своя специфика, в зависимости от месторасположения. В частности, Курчанское с/п расположено в этом плане очень выгодно. У нас административные границы сразу с двумя районами края – Крымским и Славянским. Кроме того, через Курчанское поселение проходит федеральная автодорога, соединяющая Темрюк с Краснодаром. В поселении проживает 11404 человека. До начала 2000-х население было занято, главным образом, в агропромышленной отрасли. Это рисоводство, виноградарство и животноводство. Были у нас два крупных предприятия – рисосовхоз «Светлый путь» (6300 га рисовых полей – чеков и порядка 6 тыс. га суходола) и рисосовхоз «Красный Октябрь» (в общей сложности 4522 га). 
«Светлый путь» обеспечивал рабочими местами, по меньшей мере, треть трудоспособного населения – 1,3 тысячи человек трудились на полях этого совхоза. В «Красном Октябре» – 1100. Еще в винодельческом хозяйстве были заняты 1300 человек. Вот эти три сельхозпредприятия были в поселении градообразующими. 
Из объектов социальной инфраструктуры в поселении есть две школы, три детских сада, участковая амбулаторная больница и ФАП, а также краевой детский реабилитационный центр «Светоч», где проходят лечение дети с заболеваниями центральной нервной системы. Работают два клуба, оба. Кстати, 60-х годов постройки и давно требуют ремонта. 
С 2004 года совхозы прекратили свое существование, и население Курчанского с/п вынуждено было искать работу на стороне. Сегодня большая часть жителей трудится в Новороссийске, ст. Варениковской, Темрюке, Крымске, а с наступлением курортного сезона – в ст. Голубицкой, в Анапе, Геленджике.
То есть достаточно много жителей нашего поселения отправляются на сезонные работы. Это нам осложняет задачу по сборам налогов. Нет сезона – нет работы. Люди разводят руками: денег нет. А что делать, если надо ремонтировать дороги, тротуары, заниматься благоустройством поселения? У нас в поселении 118 км дорог, которые надо приводить в порядок. В прошлом году на содержание этих дорог мы только своих бюджетных денег потратили свыше 5 млн рублей. 
Уже 12 лет кряду для поселения собираемость налогов в местный бюджет – это одна из самых острых проблем. Основная причина – отсутствие градообразующих и бюджетообразующих предприятий. В 2011 году бюджет поселения составлял 10,4 млн рублей, и мы едва сводили концы с концами, сейчас добавили еще 9 млн, но этого тоже недостаточно. 
Другая особенность, характерная для нашего района, носит демографический характер. Население Курчанки почти на 50% обновилось за счет приезжих из других регионов России. Но это преимущественно старшее поколение – люди пенсионного и предпенсионного возраста. Их привлекает климат Темрюкского района и стоимость земли и жилья, которая все же ниже, чем в той же Анапе или Геленджике. К тому же близость курортов двух морей – Азовского и Черного. 
«НГК»: Есть ли сегодня реальные перспективы возродить рисоводство в поселении? Ведь сейчас, как известно, обновленное руководство исполнительной власти края направляет усилия на то, чтобы вернуть региону утраченный статус центра рисоводства в стране.
ГРИШКОВ: Как раз в прошлом году, в августе, накануне своего избрания на должность губернатора у нас в Курчанской был В.И. Кондратьев, с которым мы проехались по полям, где когда-то были рисовые чеки. Так вот, на некоторых полях за 12 лет уже деревья повырастали! Гидротехнических сооружений нет, оросительные каналы – от них одно название осталось. Губернатор тогда сказал, чтобы рисовые поля заработали в течение двух месяцев. А комиссия из края в составе 14 человек приехала к нам только 15 января. 
«НГК»: И каков результат работы этой комиссии? 
ГРИШКОВ: Пообещали в этом году привести в порядок чеки и засеять рисом 5 тыс. га. Ведь, насколько мне известно, в 2016 году край должен дать 1 млн тонн риса. Но нужен инвестор, который смог бы вложить средства в восстановление оросительной системы, подготовить чеки к посеву и, соответственно, засеять эти 5 тыс. га. 
«НГК»: А в чьей собственности сейчас находится земля, на которой планируется восстанавливать рисоводство? 
ГРИШКОВ: Земли, которые планируется выделить под рисоводство, это 11 тыс. гектаров, сейчас числятся в федеральной собственности, но в Москве уже готовят нормативную документацию по передаче этих земель на баланс поселения. Потом надо будет передать эти землю в аренду инвестору, а инвестор в свою очередь должен еще и в реконструкцию инженерно-технических сооружений вложиться. В общем, я не представляю пока, как это все будет реализовываться, но сегодня на эти рисовые чеки без слез смотреть невозможно. 
«НГК»: То есть вы хотите сказать, что это все планы не на ближайшую перспективу?
ГРИШКОВ: Как вам сказать? В 2014 году «Красный Октябрь» уже засевал рисом 1,5 тыс. га. Он может столько же засеять безболезненно и в этом году. А вот, к примеру, 6 тысяч с лишним гектар чеков 12 лет вообще не обрабатывались. Их подготовить будет непросто. Но я благодарен губернатору хотя бы за то, что он обратил внимание на эти наши проблемы и направил к нам комиссию. Можно сказать, что в этом направлении лед тронулся, начало положено, и сейчас многое зависит оттого, найдется ли инвестор и как скоро. 
«НГК»: А как у вас развивается малый бизнес?
ГРИШКОВ: Малый бизнес? Да у нас всего на все поселение 9 предпринимателей! Нет на руках у населения денежной массы – развитие предпринимательства бесперспективно! Вот в конце 2015 года прекратил деятельность крупный предприниматель Коблов, специализировавшийся на реализации металлоизделий и ремонте автомобилей, сельхозтехники. Подскочили цены на металл, на энергоносители – и он свернул свой бизнес. 
Еще один наш предприниматель занимается животноводством. У него около 700 голов скота. Но для такого стада нужны выпасные земли, которых практически нет. По нормативам положено на каждую корову по 3 га выпасной земли, у него всего 200. Этого, конечно, мало очень. 
Несколько лет у нас работает рыбопромысловая артель – ПСК «Курчанский». У них более 1000 га прудов, в которых они выращивают и реализуют порядка 600-700 тонн рыбы в год. Но тут опять же надо решать проблему с кормами – нет земли под выращивание кормовой базы для рыбы. 
«НГК»: Курортная сфера как-то у вас развивается? 
ГРИШКОВ: Нет, но есть положительная динамика развития придорожного сервиса. В основном, это торговля плодоовощной продукцией: бахчевыми культурами, виноградом. 
«НГК»: Короче, можно резюмировать, что проблема занятости населения для вас сегодня стоит на одном из первых мест? 
ГРИШКОВ: Это есть. Из-за безработицы у нас с собираемостью налогов ситуация не совсем благоприятная. А из предприятий, работающих в границах поселения, можно упомянуть лишь агрофирму «Южная», у которой на 700 га виноградников трудятся 147 человек. Причем. Они могли бы трудоустроить и больше, но на зарплату 18-20 тысяч работать на виноградниках желающих найти не так уж и просто. За эти 20 тысяч надо пахать с утра до вечера. 
«НГК»: Виктор Павлович, вы сказали, что сейчас население Курчанской на 50% составляют приезжие. Они отличаются ментальностью от местных жителей?
ГРИШКОВ: Очень сильно отличаются. Они более требовательны, чем наши жители. Наверное, это правильно, поскольку людям совсем не безразлично, в каких условиях они живут, по каким улицам ходят. У нас, кстати, уровень освещенности улиц – 87%. Не каждая станица в крае так освещена. 
«НГК»: Значит, в вопросе занятости, вы делаете ставку на сельское хозяйство?
ГРИШКОВ: Вы знаете, у нас получилось так, что сегодня без дела сидят сотни людей – профессионалов-рисоводов: механизаторы, специалисты по обслуживанию ГТС, поливальщики и т. д. Поэтому многие наши земляки с нетерпением ждут возрождения в поселении рисоводства. Удастся вернуть отрасль, а я надеюсь, что удастся, и тогда можно будет решать на поселенческом уровне много задач и социальной, и экономической направленности.
«НГК»: По своей численности население Новомихайловского ненамного больше Курчанского или Кубанской, а вот бюджет поселения просто несопоставим. Анатолий Владимирович, поясните, пожалуйста, с чем связана такая разница в бюджетах?

Анатолий РУСИН, глава Новомихайловского городского поселения Туапсинского района: Начнем с того, что в состав поселения входит 12 населенных пунктов с общей численностью населения 15 тысяч жителей. На 2016 год бюджет поселения составляет 140 млн рублей. Но на территории поселения расположен ФДЦ «Орленок», от которого из федерального бюджета напрямую поступают налоги в наш бюджет. Основной же источник пополнения – это земля, аренда и продажа которой тоже существенно сказывается на наполняемости бюджета поселения.
«НГК»: На что же вы тратите такие деньги?
РУСИН: У нас самая главная проблема – это очистные сооружения, которые надо немедленно строить. В администрации края об этом знают, а мы постоянно напоминают им об этом, чтобы про нас не забывали.
Еще одна сложная и дорогостоящая задача – это газификация. Туапсинский район – один из менее газифицированных в крае. Но мы сейчас уже перевели на газ одну котельную, и еще одна на очереди. Что касается газификации населенных пунктов, то линии газопровода подведены уже к двум самым большим населенным пунктам: поселок Новомихайловкий и село Ольгинка, а это составляет 80 % населения Новомихайловского городского поселения. Последний шаг – это решение жителей, собственников частных домовладений и жилья в многоквартирных домах. Им необходимо будет получить технические условия, заказать и выполнить проект перевода многоквартирного дома с сжиженного на природный газ, в среднем на это уйдет в пределах 8-15 тыс. рублей, плюс доплата, в зависимости оттого, какое газовое оборудование они будут устанавливать у себя в квартирах. 
«НГК»: Давайте поговорим о ФДЦ «Орленок». Что этот федеральный детский центр значит для вас? Головная боль, дополнительное бремя или все же подспорье в том плане, что сквозь призму «Орленка» федеральные власти уделяют больше внимания и поселению?
РУСИН: Нет, это ни в коем случае не бремя. Я бы сказал, присутствие федерального детского центра «Орленок» налагает дополнительную ответственность, и эта ответственность распространяется не только на администрацию поселения, но и на районные власти. 
Кроме того, надо учитывать, что штат обслуживающего и технического персонала «Орленка» главным образом укомплектован за счет местного населения.
«НГК»: То, что в Новомихайловском находится ФДЦ «Орленок» и что поселок является курортным и пользуется популярностью, не сказывается ли благоприятно на занятости в бюджетной сфере – медицине и соцкультбыте? РУСИН: Как и в других поселениях, у нас все еще не доукомплектован штат специалистов в области здравоохранения, врачей не хватает, хотя на сезон, как и в других курортных районах, штат медиков усиливается. Мы даже сейчас готовим площадку под строительство жилья для врачей – будем предоставлять как служебное тем, кто приедет к нам работать. Это будет, вероятно, 4-квартирный дом. 
С учителями и культработниками у нас проблем нет. 
«НГК»: Во многих поселениях существует такая проблема, которая не решается буквально годами – это задолженность бюджетных учреждений за жилищно-коммунальные услуги. У вас она тоже есть?
РУСИН: У нас таких проблем нет. Все долги перед местным бюджетом погашены, а в прошлом году мы даже ликвидировали последнее из четырех убыточных муниципальных предприятий. 
«НГК»: Больной вопрос для многих курортных населенных пунктов – самовольное строительство…
РУСИН: Для нас это тоже больной вопрос. Недавно в административном порядке снесли несколько незаконно построенных гаражей. Чтобы таких прецедентов не было, надо еще на стадии строительства обязывать, убеждать застройщика все делать в соответствии с законодательством, в конце концов, предупреждать о возможных последствиях. Если строительство ведется с нарушениями, то в случае не выполнения принять крайнюю меру – снос.
«НГК»: Ваше поселение находится в зоне риска возникновения ЧС природного характера, иногда гибнут люди. Как сегодня решается у вас вопрос по предупреждению населения о возможной угрозе ЧС? 
РУСИН: И у нас в поселении, и во всем Туапсинском районе установлена современная и эффективная система предупреждения и оповещения об угрозе чрезвычайных ситуаций. Специальные датчики, работающие на солнечных батареях, связаны со спутником, через который в автоматическом режиме могут разослать на мобильные телефоны смс-сообщения с предупреждением. Также есть возможность использования так называемых ревунов. 
«НГК»: Какова удаленность населенных пунктов в границах вашего поселения?
РУСИН: Если считать от Новомихайловского, то от 5 до 17 км, но только один из 12 населенных пунктов труднодоступный - это село Подхрептовое. 
«НГК»: Станица Новотитаровская фактически сегодня стала одним из густонаселенных районов Краснодара, а формально является поселением в составе Динского района Краснодарского края. Сергей Константинович, как такой фактор соседства с краевым центром сказывается на жизни станицы в частности и поселения в целом?

Сергей КОШМАН, глава Новотитаровского сельского поселения Динского района: Прежде всего, это сказывается на демографической ситуации. С одной стороны, немалое количество жителей Новотитаровской и входящих в состав поселения 4-х населенных пунктов работает в Краснодаре, а это значит, что нагрузка на социальную инфраструктуру в поселении не адекватна тем социальным выплатам, которые поступают в бюджет. 
С другой стороны, сами краснодарцы стали селиться и строить дома в нашем районе, и это тоже налагает свой отпечаток на инфраструктуру. 
В самой станице, где раньше работал и консервный комбинат, и два колхоза-миллионера, из 22 тысяч гектар 400 га всего было занято под промышленную зону, которой сейчас нет. Тем не менее, поселение интенсивно застраивается, в основном, это индивидуальное жилищное строительство. Наметилась тенденция, при которой пожилые краснодарцы переезжают в Новотитаровскую, так сказать, отдыхать на пенсию. 
«НГК»: Получается, что Новотитаровская становится одним из спальных районов Краснодара?
КОШМАН: Не то, чтобы спальным районом, а чем-то пограничным между городом и деревней. Хотя сегодня население Новотитаровской уже дошло до 30 тысяч жителей, но за счет вот этой тенденции переселения из города эта цифра неуклонно растет. 
«НГК»: А каков бюджет поселения?
КОШМАН: На 2016 год он составил 60 млн рублей. Но это кажется, что много. Например, в прошлом году мы заработали около 30 млн на продаже и аренде земли. Эти деньги ушли в район, а обратно не вернулось ни рубля. Тем более, что мы потратили собственные средства на оформление земельных участков, которые нам тоже никто не компенсирует. 
Раньше было так, что от продажи муниципального имущества 50% вырученных средств оставалось в поселении, а остальное уходило в район. И поселение было заинтересовано в этом. Сегодня в район уходит все. Так какой у меня будет стимул? Тратить средства из бюджета поселения и ничего не получить на благоустройство станицы? 
Я понимаю, что в зону ответственности районной власти входит немало объектов социальной инфраструктуры, которые надо содержать: школы, садики и т.д. Но надо понимать, что в станицах люди тоже хотят ездить по нормальным дорогам, ходить на освещенных улицах по тротуарам, а не грязь месить, жить в теплых домах. 
Сейчас, правда, теплоснабжение передали нам – это уже плюс. Но надо как-то и с деньгами решать. Правильно мои коллеги говорили, что при расширении полномочий глав поселений надо и бюджеты корректировать. 
«НГК»: Иногда приходится слышать, когда ваши же коллеги говорят, что вам легче работать, потому что под боком крупная и богатая компания «Бондюэль». Это правда? Французы вам чем помогают?
КОШМАН: Это не совсем так. Они иногда выделяют спонсорскую помощь при проведении праздников, других массовых мероприятий. На День станицы, например. Ну, помощь в размере 20-30 тысяч рублей – это не такие большие деньги, чтобы утверждать, что компания кардинальным образом оказывает влияние на жизнь поселения. 
«НГК»: Жители станицы Новотитаровской жалуются, что с экологией не все в порядке у «Бондюэля».
КОШМАН: Такая проблема существует. Когда нагрузка на производственные мощности увеличивается в период сбора урожая, очистные сооружения, очевидно, не рассчитанные на это, не справляются. И тогда станицу накрывает специфическим запахом. Конечно, это мало кому понравится. Но у нас нет конфликта по этому поводу. Тем более что руководство предприятия занимается техническими вопросами, чтобы выбросы производства были в пределах допустимых норм.
«НГК»: Можно назвать это предприятие градообразующим? 
КОШМАН: Нет, оно таким не является. По большому счету, у нас нет вообще градообразующих предприятий. Работает несколько частных фирм и предпринимателей, которые занимаются торговлей, в сфере услуг, авторемонтом и т.д.
«НГК»: Вы сказали, что в поселение передали услуги по теплоснабжению. Каким образом осуществляется подача тепла потребителям?
КОШМАН: Мы создали под это дело муниципальное предприятие по обслуживанию теплосетей, заключаем договоры на оказание услуг по теплоснабжению и несем за это ответственность. Кроме этого, мы еще создали МУП, которое специализируется на работах по благоустройству и ремонту дорог, специально закупили оборудование и механизмы, и теперь можем сами содержать в надлежащем состоянии и дороги, и тротуары. 
Приведу пример. У нас на хуторе Карла Маркса одна фирма отремонтировала километр дороги – счет выставили на 5 млн рублей. Так мы за эти же деньги собственными силами теперь можем также, ничуть не хуже, отремонтировать, ну, наверное, километров десять. Эффект очевиден. 
Это один маленький пример, но он воочию демонстрирует, что местное самоуправление может эффективно использовать бюджетные средства, исполнять полномочия. Но для этого должно быть и финансирование, соответствующее требованиям вышестоящей власти. 
Вы совершенно правильно заметили в самом начале, что главы органов местного самоуправления, в отличие от всех остальных ветвей власти, находятся в непосредственном контакте с населением. Это козырь, которым нельзя не пользоваться. Глава лучше знает, какие первоочередные задачи необходимо решать поселению. Главная из них – это жизнеобеспечение. И эти задачи перед ним ставит его избиратель. Если этот контакт между органом местного самоуправления и населением будет постоянным и продуктивным, поселение будет развиваться. А кто, как не район, должен быть заинтересован в том, чтобы его поселения были сильными и крепко стоящим на ногах? Будут сильными поселения – будет крепким и район. Такого результата надо добиваться. 
Но уровень эффективности работы органа местного самоуправления еще во многом зависит оттого, насколько дееспособными и работающими окажутся законы, регламентирующие деятельность глав поселений в рамках их полномочий. 

Записал Сергей ЛАДОЖСКИЙ.
Фото: Анастасия ПОЛОСИНА.