Политика:

Кондратьев – единственный «отличник» на Юге

01.06.2015

На днях Фонд «Петербургская политика» и холдинг «Минченко Косалтинг» опубликовали пятнадцатый выпуск Рейтинга политической выживаемости губернаторов. В данном рейтинге оценивается вероятность сохранения в должности действующи

815

На днях Фонд "Петербургская политика" и холдинг "Минченко Косалтинг" опубликовали пятнадцатый выпуск Рейтинга политической выживаемости губернаторов. В данном рейтинге оценивается вероятность сохранения в должности действующих глав регионов на протяжении ближайшего года по пятибалльной шкале (где пятерка – максимальная оценка, единица – минимальная). Среди глав регионов юга России Вениамин Кондратьев оказался единственным руководителем, кто получил в данном рейтинге "пять", хотя и с "минусом".

Среди сильных сторон врио губернатора называется недавнее назначение, а также поддержка со стороны силовиков и прежнего главы региона Александра Ткачева. В то же время его рейтинг превышает рейтинг предыдущего главы Краснодарского края Александра Ткачева: в опубликованном в декабре 2014 года "Четырнадцатом рейтинге политической выживаемости губернаторов", прежний "хозяин Кубани" был оценен всего лишь на "четверку с минусом", где в позитив Александру Ткачеву записали успешное проведение Олимпиады в Сочи и "длительную способность к политической выживаемости", а в негатив – "снижение внимания к региону после присоединения Крыма". Надо сказать, что, в целом, Александр Ткачев редко оказывался в "отличниках" данного рейтинга: пятерки он получал только дважды: в 2007 ( первом рейтинге) и в 2012 году. Остальные годы он балансировал между "тройкой" и " четверкой". Этим он сильно отличается, например, от главного своего оппонента на Северном Кавказе, главы Чечни Рамзана Кадырова, все эти годы получавшего от Фонда твердые "пятерки". Впрочем, как раз в рейтинге за 2015 год Кадыров впервые сдал свои позиции, получив всего лишь "четверку". Сильными сторонами Кадырова эксперты назвали федеральную поддержку и контроль над ситуацией в регионе, а слабыми – постепенное погружение во внутриэлитные конфликты и негативные резонансные ситуации, трения с главами соседних республик, связанные с претензиями на лидирующие позиции на всем Кавказе.

Стабильно на протяжении последних четырех оценок остается и рейтинг главы Адыгеи Аслана Тхакушинова, получающего свои четверки (ранее его рейтинг был более подвержен колебаниям: бывали и "пятерки", и "тройки", и даже "двойки"). Среди его сильных сторон в 2015 году эксперты назвали политическую стабильность и "отсутствие очевидных внешних интересантов в борьбе за контроль над регионом", а среди слабых – "дефицит достижений" и "уязвимость для антикоррупционных кампаний".

Возвращаясь к Кубани, можно предположить, что высокая оценка врио губернатора, исходит из представления экспертов о некоем "кредите доверия", выданного новому главе региона и федеральным центром, и местным населением. В то же время не совсем понятно, учитывается ли в данном рейтинге то, что для "местных элит", с которыми Кондратьев вынужден "настраивать отношения", врио губернатора человек не новый. По всей видимости, не учитывались в ходе составления рейтинга и недавние перестановки в краевой администрации.

В целом же отмечается, что на сегодняшний день среди экспертов популярны две гипотезы относительно кадровой политики в отношении глав регионов. Согласно первой из них, губернаторский корпус в целом укомплектован к циклу федеральных выборов и масштабных перестановок уже не будет. Вторая точка зрения исходит из того, что само устройство системы программирует периодические громкие замены – в том числе подчас весьма экстренные, как это было в случае Сахалина. В более уязвимом положении оказываются те губернаторы, кто не имел мощной федеральной лоббистской поддержки и оказался на посту губернатора в силу обстоятельств. Положение относительно слабых губернаторов с ресурсом федеральной поддержки выглядит двойственным: им удается оставаться в должности, но необходимым ресурсом для укрепления позиций внутри региона они подчас не обладают, что приводит к постепенному снижению их шансов на "выживаемость" и не позволяет им пролоббировать проведение досрочных выборов. На позиции этой категории губернаторов повлияет и развитие еще одной важной интриги вокруг того, окажется ли статус избранного губернатора более высоким в сравнении с назначенным.

Надо отметить, что в рейтинге за 2014 Краснодарский край назван претендентом на "роль бенефициария от падения валюты", как "территория с развитой инфраструктурой транзита и перевалки экспортных грузов". Надо полагать, данная оценка не потеряла актуальности и по сей день. Также в числе подобных "бенефициариев" названы регионы с развитым сельским хозяйством.

Фонд "Петербургская политика" – российский исследовательский и экспертный центр. Фонд развития общественных связей "Петербургская политика" является независимой некоммерческой организацией. Фонд создан в 2002 году для изучения общественного мнения и социальных процессов в обществе, для проведения научных, социологических и политических исследований. Рейтинги выживаемости губернаторов публикуются с 2007 года: каждые полгода проводится опрос ведущих российских экспертов в сфере региональной политики, в том числе представителей органов власти, участвующих в анкетировании на условиях анонимности. По итогам опроса по пятибалльной шкале оценивается вероятность сохранения главы региона на своем посту в ближайшее время.

Отдел расследований "НГК"