Политика:

Кукловоды

10.04.2017

Политехнологи с улицы Красной, сами того не желая, сработали на оппозиционного политика Навального

2860

Политехнологи с улицы Красной, сами того не желая, сработали на оппозиционного политика Навального

То, что предвыборная кампания Алексея Навального вызовет неоднозначную реакцию в регионах, было ясно, наверное, сразу и всем: и сторонникам оппозиционного политика, и его разномастным оппонентам. Особо бурная реакция ожидалась от жителей на юге России в лице казаков и прочей патриотической публики, которая, согласно общераспространенному заблуждению, водится у нас в несоразмерно большом количестве. Тем более что буквально перед открытием штаба в Краснодаре аналогичное мероприятие прошло в Ростове-на- Дону, где люди в казачьей форме блокировали вход в гостиницу, где проходило мероприятие, не давая выходить волонтерам, и вообще, по словам волонтеров, «вели себя агрессивно».

Нечто подобное ожидалось и на Кубани, тем более что опыт столкновения с кубанскими казаками у Алексея Навального и его сторонников имеется. Сам Навальный в открытии штабов не участвует: еще 27 марта он был отправлен под арест на 15 суток по обвинению в неповиновении сотрудникам полиции во время несогласованной протестной акции. Поэтому штабы открывал председатель федерального предвыборного штаба Навального Леонид Волков. Его встреча с волонтерами состоялась вечером в конференц-зале бизнес-центра «Кавказ». Само мероприятие проходило на третьем этаже, однако внизу, на входе, стояли молодые люди с плакатами: «Вандальный не нужен», «Пошли прочь из нашего города», «Не дадим пачкать нашу историю».

Впрочем, бескомпромиссность борцов с «агентами Госдепа» оказалась весьма относительной. Свою позицию они предпочитали выражать исключительно через плакаты, которыми они чуть ли не отбивались, когда корреспондент НГК пытался их сфотографировать. В коридоре перед конференц-залом стояла аналогичная публика с плакатами схожего содержания и точно также не особо охотно позволяла себя сфотографировать.

– Волков, вон из Краснодара! – выкрикивал в микрофон молодой человек, мечущийся меж своих соратников прямо посреди коридора, – Волков, вон из России!

Началось какое-то оживление, по коридору двинулись персонажи, ставшие с этих выходных «визитной карточкой» кубанских антинавальнистов. Неизвестные активисты в костюмах животных – героев диснеевских мультфильмов ( почему-то борцам с агентами Госдепа американская мультипликация оказалась ближе отечественной). Собственно, именно эти товарищи и стали наиболее яркими (во всех смыслах) противниками Навального на Кубани, а не казаки. Последние, впрочем, тоже присутствовали – и на входе, и подпирая стенку вдоль коридора. Однако особой агрессии с их стороны я не заметил. Может потому, что в данный момент казаки находились на боевом дежурстве совместно с сотрудниками полиции, также во множестве присутствующими на мероприятии. Некий мужчина в казачьей форме даже сидел среди волонтеров в первом ряду. Уже в ходе самой встречи с Леонидом Волковым глава штаба Навального со всем своим пылом рассказывал, что разные люди из разных слоев населения могут внести свой посильный вклад.

– За первый месяц координатору и его команде нужно будет с каждым из вас, кто записался в волонтеры, поговорить отдельно, чтобы узнать, чем каждый может сделать свой вклад. «Я студент» – у меня нет сейчас времени, но летом у меня будет три месяца на уличную агитацию, чтобы раздавать листовки. А я пенсионер, но при этом я старшая по дому и мне не составит труда раскладывать листовки в почтовые ящики и поговорить с соседями. А я работаю, но у меня будет летом неделя, которую я буду готов посвятить агитации, научите меня, как это сделать. А я казак! – Волков указал на сидевшего на первом ряду казака, – и готов вести агитацию и распространять материалы среди своих соратников.

Не знаю, насколько человек в казачьей форме был готов к такой своей роли, но внешне во всяком случае несогласия он не выразил.

Все вышесказанное, по словам Волкова, должно помочь координаторам определиться, как из волонтеров собрать «самую лучшую и мощную в России агитационную машину», которая сможет стать «более мощной, чем телевизор и все СМИ вместе взятые». Сбор подписей пройдёт с 5 по 15 января 2018, при этом по плану нужно собрать шесть тысяч в Краснодаре и 2,5 тысячи в Сочи – именно в этих городах откроются действующие штабы кандидата. Их задача в том, чтобы помогать волонтерам советами, агитационной продукцией, а если понадобится, и юридической помощью. Волков при этом подчеркнул, что пока кампания идет за допуск Алексея Навального к выборам, что окончательно будет ясно только в конце текущего года. И, если это получится, наступит новый, еще более сложный этап – сбор подписей за кандидата с 5 по 25 января 2018 года. И, соответственно, нужно проделать огромную подготовительную работу, чтобы точно выяснить, кто готов ставить свои подписи.

– Не существует ни одной политической силы, у которой семьдесят тысяч волонтёров зарегистрированных, – подчеркнул Волков, – у нас сейчас именно столько. И их число постоянно увеличивается. Может сложиться ощущение, что Краснодар «не наша территория»: мол, Навальный должен рассчитывать на Москву, Питер, может, Новосибирск или Екатеринбург, где он соберет много голосов, много сторонников, а вот Краснодар, Ростов или Ставрополь – это какая-то периферия. В связи с этим я хочу напомнить, что город Краснодар является единственным городом -«немиллионником», который входит в топ-10 городов по просмотрам блога Навального, по просмотрам видео и по числу пожертвований. Даже в этой десятке он занимает шестое место. То есть мы находимся в городе, где у нас все хорошо с поддержкой, где люди, собравшиеся здесь, являются главной ведущей политической силой, если судить по количеству волонтеров. Даже сейчас в этом зале собралось около двухсот человек, а всего зарегистрировано около пятисот волонтеров. Это только в Краснодаре, в целом по краю еще больше. Ни у одной политической силы в Краснодаре нет такого количества волонтеров.

Отдельно была упомянута Адыгея и, конкретно, Майкоп– там официального штаба не будет, но при этом там, как и в ряде городов Кубани будут организованы «народные штабы».

– Важный момент, – подчеркнул Волков, – то, что у нас сейчас идет кампания за допуск Навального к выборам, пока облегчает нашу задачу. Эта мысль вообще охотней принимается сторонниками действующей власти, чем собственно оппозицией, у которой распространен этот дискурс: мол, не надо участвовать в выборах, это садиться за один стол с шулерами, это легитимация и так далее. А с той стороны политической спектра таких проблем нет – там не против, чтобы Навальный участвовал в выборах и был образцово-показательно побежден Путиным. И убеждать их в том, что оппозиция должна участвовать в выборах, относительно несложно, стоит это учесть.

От технологической части выступления Волков перешел к политической, заявив, что попытается изложить тут позицию по разным вопросам – и не только свою, но и Алексея Навального. Вопросов было множество, по самым разным темам. Например, был вопрос: «Чем программа Навального отличается от программ других кандидатов в президенты».

– Вы, видимо, не очень хорошо читали нашу программу и программы иных кандидатов. Ни судебной реформы, ни децентрализации, ни много чего еще у Путина нет. Но главное – мы уже знаем, что ждать от этой власти. У Путина было 17 лет, и сейчас мы пришли к уровню ВВП 2006 года. Если раньше, в 2005 году, например, могли быть иллюзии о «светлом будущем», то сейчас таких иллюзий нет. У нас в программе есть шесть пунктов, которые продолжают прорабатываться и учитывают множество нюансов по самым разным вопросам.

– Протесты не организуют, протесты возникают, – ответил Волков на вопрос, планируются ли еще акции подобные тем, что были 26 марта, – там история была такая: 2 марта вышло наше расследование, 13 марта его посмотрело десять миллионов человек. И мы уже тогда поняли, что ответом будет молчание. А потом Алексей ехал из Орла и уже из машины писал мне: «Что вот злость берет, просто злость: я вот еду по Орловской области, вижу, что тут запустение, нищета, а эти …, просто украли 70 миллиардов, сидят на них и ничего не делают. Давай сделаем заявку на митинг. Даже если выйдет десять человек в десяти городах – это значит уже, что есть люди, которые имеют принципиальную позицию». Подали заявку на митинг в Москве – на следующий день было подано 50 заявок в разных городах, а в скором времени это было свыше сотни заявок. Это было абсолютно стихийное явление, так что универсального приема нет, специально организовать это невозможно. Это только власти могут так делать, выгоняя на митинги бюджетников. Я только могу верить, что политическое чутье Навального срезонирует с общественными настроениями снова, как это и произошло 26 марта.

Неизбежным был вопрос и о статусе Крыма:

 – Это, наверное, один из самых популярных вопросов к Навальному, наряду с контрактной армией, – сказал Волков . – Я могу только процитировать мнение Алексея: в мире очень много болевых точек, это одна из тех неразрешимых проблем, которые тянутся годами и десятилетиями. Так, за 44 года не решена проблема Северного Кипра, за последние 45 ничего не произошло с Фолклендскими островами, за 60 лет ничего не произошло с палестинскими территориями. И похоже, с этой проблемой не справимся ни мы, ни наши внуки. Крым сейчас еще одна такая точка на карте мира. Безусловно, плохо, что она была создана: мы нарушили международные договоры, мы попали под санкции, мы подорвали к себе доверие как к партнеру, с которым можно иметь дело. Но сколько бы не было резолюций ООН, статус Крыма в мире не изменится.

На вопрос о том, нужно ли сотрудничать с политическими организациями, Волков ответил, что «это какой-то миф, что нужно сотрудничать с политическими организациями».

– Да, мы можем не выезжать в регионы, собрать десять круглых столов с Григорием Явлинским и выпустить соглашение по сотрудничеству с «Яблоком». Что от этого изменится? Хлынет ли к нам поток волонтеров от Григория Алексеевича? Да нет, потому что не пастух он им и не хозяин. Наша стратегия в том, что работать напрямую с людьми, обращаться не к структурам и организациям. И нам без разницы, чей он сторонник — ПАРНАСа, «Яблока», «Открытой России». Мы открываем штаб в Краснодаре — здесь наш координатор, Мирослав Валькович, национал-демократ, а в Калуге будет руководить либертарианец и так далее. Мы смотрим, прежде всего, на деловые качества человека, на его возможный вклад. Но если говорить конкретно об «Открытой России»: вы знаете, что Ходорковский открыто высказался в поддержку Навального, поэтому мы ему благодарны.

Один из вопросов был о том, может ли власть помешать выдвижению Навального в связи с делом «Кировлеса»:

–Надо сказать, что сейчас препятствий для выдвижения Навального нет, – подчеркнул Волков, – у него нет судимости по тяжкой статье, которая запрещает ему баллотироваться. Дело о «Кировлесе» сейчас подвешено, у Алексея нет судимости. Конечно, власти не заинтересованы в том, чтобы допустить Навального к участию в выборах. И они будут делать все, чтобы его не пустить и чтобы убедить нас в том, что все безнадежно. Мы увидим осенью много статей условно приличных людей, политологов: ну хороший парень Навальный, но есть законы, ну dura lex, ну не может, ну давайте последний раз объединимся вокруг Григория Алексеевича Явлинского, а Алексей попробует свой шанс в 2024-м. Не ведитесь на это. Решение о допуске или недопуске Навального на выборы не принятно. Оно будет принято по ситуации в декабре, не ранее того и будет приниматься, исходя не из юридических соображения, а из прагматических. А юридическое оформление последует. Нам до декабря надо сделать так, чтобы политические издержки от недопуска Навального были больше, чем от допуска. Так как это было кстати, на выборах мэра Москвы в 2012 тоже никто не собирался пускать на выборы Навального, для чего был принят муниципальный фильтр. Но в итоге мы создали такую ситуацию, что эти выборы – Навальный против Собянина, что эти два основных кандидата. И после этого у Собянина не было бы иного выбора, кроме как допустить кандидата. Сейчас нам предстоит та же работа в масштабах страны.

– Наш главный враг – фраза, «что ничего нельзя изменить», – сказал Волков. – Наш девиз «Делай, что должен, и будь что будет».

После общения с волонтерами Волков пообщался и с краснодарскими журналистами, ответив на ряд интересующих их вопросов: про иностранное финансирование, участие несовершеннолетних в выборах и многое другое.

– Закон не запрещает несовершеннолетним участвовать в митингах, – ответил Волков, – но эта проблема раздувается искусственно. Когда наступил такой ажиотаж вокруг этой темы, мы взяли статистику по всем группам в соцсетях, и там всего лишь семь процентов несовершеннолетних, а так же, как и согласно статистике по задержанным, их очень мало по сравнению с общим числом. Безусловно, они были и закон это не запрещает – мы же не будем брать паспорт у старшеклассника и выгонять его с митинга, за то, что он не подходит по возрасту. Можем вспомнить множество провластных движений: «Наши», «Молодая гвардия» , «Сталь» и прочие, которые пригоняют школьников на митинги, тогда как оппозиция никого выходить не заставляет и не может этого делать.

Под конец Волков отметил хорошую работу сотрудников краснодарской полиции, которые, по его словам, в отличие от ростовских коллег реально следили за порядком. Это же позже заявила и председатель РО «Партии Прогресса» Анастасия Титова, положительно отметившая работу краснодарской полиции, «на этот раз захотевшей и сумевшей предотвратить какие-либо противоправные действия провокаторов против участников открытия избирательного штаба».

Надо отметить, открытие штаба Навального стало главным медийным событием региона в эти выходные: о мероприятии написали как независимые СМИ – как, интернет-портал «Юга.ру» ,так и официальные издания. Новости об открытии вышли на сайтах двух официальных телевизионных каналов региона – Кубань 24 и МТРК «Краснодар». А официальное издание краевой администрации газета «Кубанские новости» написала «Открытие предвыборного штаба одиозного политика Алексея Навального в Краснодаре не вызвало восторга общественности Кубани и превратилось в сюрреалистическое костюмированное шоу». Об открытии штаба сообщили «Курганинские известия», «Сельская газета Новопокровского района», «Тихорецкие вести», «Приазовские степи» и многие другие официальные издания, собственником которых является департамент имущественных отношений администрации Краснодарского края. Практически, все новости являются калькой друг с друга. И, несмотря на общий умеренно-негативный тон статей, по сути, они создали штабу Навального дополнительный политический пиар, оповестив о нем все население края.

Записал Денис ШУЛЬГАТЫЙ