Политика:

Вместо «населения» у нас уже сформировалось гражданское общество

22.08.2016

Интервью с председателем городской Думы Краснодара Галушко В.Ф.

1966

Интервью с председателем городской Думы Краснодара Галушко В.Ф.

НГК: Вера Федоровна, вот уже почти год, как городская Дума Краснодара работает в новом составе. Какие наиболее важные решения, на ваш взгляд, приняли депутаты нового созыва за истекший период? В чем вы видите главную цель работы городского парламента?

В.Ф. ГАЛУШКО: С начала созыва мы провели 20 заседаний городского парламента, на которых принято 293 решения. Все они актуальны для города и горожан, но среди наиболее важных я бы выделила принятие и исполнение городского бюджета, программу по выполнению наказов избирателей, корректировку программы по приватизации муниципального имущества, внесение изменений в Генеральный план в части строительства жилья эконом-класса и социальных объектов, наименование зелёных зон, все решения, касающиеся социальной сферы.

Цель городского парламента как представительного органа заключается в формировании нормативной правовой базы для решения всего широкого спектра вопросов жизнедеятельности кубанской столицы. Также Дума должна оперативно реагировать на изменения в социально-экономической ситуации, федеральном и региональном законодательстве, чтобы приводить городскую нормативную базу в соответствие с требованиями текущего момента. Другими словами, городская Дума – это такая правовая платформа, на которой зиждется вся конструкция городской власти и хозяйства, и от эффективности её работы, слаженности, взаимопонимания с исполнительной ветвью зависит во многом благополучие горожан.

НГК: В нынешнем составе городской Думы представители 4 политических парламентских партий. Идет ли это на пользу городской Думе? Что, по вашему, мешает оппозиции сделать свое представительство в Гордуме более существенным?

В.Ф. ГАЛУШКО: В связи с тем, что представитель одной из политических партий решил изменить свой статус и стать независимым депутатом, в городской Думе сегодня представлены 3 партии.

Без сомнения, политическое многоцветье идёт только на пользу. Смысл деятельности любой оппозиции – не дать «забронзоветь» правящей политической силе, выявлять и обращать внимание власти и общества на ошибки, предлагать свои решения в тех ситуациях, когда, по мнению оппонентов, власть движется в неправильном направлении. Поэтому наличие в городской Думе депутатов, имеющих иной взгляд на политические и социально-экономические проблемы общества, повышает качество работы парламента. А увеличить своё представительство можно только одним путём – идти в народ, завоевывать симпатии и голоса избирателей, активно участвовать в выборах, привлекать своих сторонников для контроля за их прозрачностью.

НГК: Как часто приходилось в этом году депутатам Гордумы Краснодара рассматривать вопросы, связанные с исполнением доходной и расходной части бюджета? Вызывали ли эти вопросы острые дискуссии среди депутатского корпуса?

В.Ф. ГАЛУШКО: Такие вопросы рассматривались не то чтобы часто, а постоянно. Все наши основные проблемы начинаются с бюджета и им же заканчиваются. Если помните, в конце прошлого года бюджет Краснодара принимался с дефицитом в 2 миллиарда рублей.

Чтобы привлечь в бюджет дополнительные средства, администрация города и депутаты городской Думы ведут работу по сокращению недоимок по налоговым и неналоговым доходам в местный бюджет, действуют межведомственные комиссии и рабочие группы по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов, разработан ряд мероприятий, направленных на повышение эффективности использования муниципального имущества.

Совместно с регистрирующими и налоговыми органами мы актуализируем базы данных о земельных участках и объектах налогообложения, выявляются случаи нецелевого использования земельных участков. В общем, делаем всё, чтобы в полной мере использовать имеющиеся ресурсы.

Хотя, надо признать, мы ограничены в своих манёврах, что обусловлено экономической ситуацией в стране. В стеснённых финансовых условиях свою главную задачу городская власть видит в сохранении социальной направленности бюджета, поддержке тех категорий граждан, которые менее других могут защитить свои экономические интересы на фоне кризиса. Здесь хочу отметить, что уровень социальной поддержки горожан в Краснодаре значительно выше, чем во многих городах России.

Острые дискуссии, конечно, неизбежны, когда одним небольшим караваем нужно накормить всю семью. От чего можно отказаться, где можно ограничить расходы, где этого делать категорически нельзя, за счёт чего можно привлечь деньги в бюджет, а инвесторов – в экономику; вокруг этих вопросов и возникают дискуссии. Но проходят они конструктивно. Никто не тянет одеяло на «свою епархию». Депутаты – люди ответственные и понимающие, что нельзя где-то сделать очень хорошо, а другую отрасль посадить на голодный паёк. Всё должно быть сбалансировано, но опять-таки с учётом приоритетности социальной сферы.

НГК: Наиболее обсуждаемой среди депутатов гордумы всегда была тема продажи городского имущества на торгах. Много ли объектов было выставлено на продажу в этом году? Какова политика исполнительной власти города в этом вопросе. И есть ли у депутатов в этой части расхождения с мнением исполнительной власти?

В.Ф. ГАЛУШКО: Городская Дума Краснодара ежегодно утверждает план приватизации объектов муниципальной собственности, формируется перечень объектов, выставляемых на продажу.

Решения о приватизации объектов рассматриваются на заседаниях Думы, в ходе которых изучается целесообразность продажи того или иного объекта. Существует единый федеральный сайт, через который организуются торги. Всё делается абсолютно прозрачно, понятно и, естественно, законно.

В 2016 году было выставлено на продажу 29 объектов муниципальной собственности, представляющих собой нежилые помещения. На данный момент продано 7 объектов. Как видно, эти объекты не пользуются повышенным спросом. Причина в том, что часто они находятся не в самом лучшем состоянии, требуют значительных вложений для достижения коммерческой привлекательности. Это усугубляется кризисом на рынке недвижимости, который находится в застойном положении.

Но губернатор Краснодарского края Вениамин Иванович Кондратьев поставил задачу не продавать муниципальное имущество за бесценок. Лучше дождаться стабилизации экономики и рынка, чтобы привлечь в местный бюджет больше средств от продажи своего имущества. При этом объектов, которые можно продать, с каждым годом становится меньше: город не покупает те же нежилые помещения, а продаёт имеющиеся. И это коррелируется с политикой государства, направленной на разгосударствление собственности, с тем, чтобы вовлекать имущество в оборот и получать доходы в бюджет от предпринимательской деятельности.

А политика исполнительной власти и городской Думы в этом вопросе одна – пополнение городского бюджета за счёт продажи имущества, которое не может принести доход иным способом.

НГК: Городская Дума работает в тесном контакте с главой города. Как вы оцениваете итоги этого сотрудничества? Удалось ли депутатам Гордумы Краснодара стать самодостаточным органом и заставить считаться с собой главу города и его команду?

В.Ф. ГАЛУШКО: Да, Вы правы, городская Дума и мэрия города, глава администрации работают в тесной связке. А как иначе? Жители города совершенно обоснованно рассматривают власть как одно целое, не деля его на ветви, находящиеся в автономном плавании. Краснодарцы очень часто направляют свои письма, жалобы, обращения одновременно в электронную приёмную городской Думы и в такую же приёмную администрации города. Они воспринимают городскую власть как одно ответственное за всё, что происходит в городе, лицо. И цель работы у Думы и администрации идентична – развитие города и улучшение качества жизни горожан. При этом, отвечая на Ваш второй вопрос, отмечу, что городская Дума не является техническим придатком исполнительной власти, штампующим разработанные в недрах эдакого «старшего брата» решения. Отнюдь.

Кстати, по Уставу муниципального образования город Краснодар администрация города и глава подотчетны населению и городской Думе. Все проекты решений Думы, как внесенные администрацией, так и родившиеся в самой Думе, проходят жесткую фильтрацию в профильных комитетах городского парламента в ходе бурных дебатов, кропотливого и даже, я бы сказала, въедливого анализа целесообразности принятия этих решений, их социально-экономических последствий. Немало примеров, когда проекты решений, предложенные структурными подразделениями администрации, не проходят этот фильтр и направляются на доработку, исправление допущенных ошибок. Так что Дума была и есть самодостаточный орган.

А главу города и его команду мы не заставляем с собой считаться. Это происходит по факту и на взаимной основе. Люди в обеих ветвях городской власти настроены на конструктивную работу, а не на определение собственного и чужого величия. И общество сегодня изменилось. Люди пристально следят за действиями власти, активно влияют на её решения, и это очень радует, поскольку вместо «населения» у нас уже сформировалось пусть пока не самое сильное, но всё же гражданское общество, которое осознает собственную ответственность за свою судьбу. Жители города имеют желание участвовать в жизни города и реализуют это желание.

НГК: Ведете ли вы лично прием граждан? С какими вопросами чаще всего обращались к Вам краснодарцы в этом году?

В.Ф. ГАЛУШКО: Конечно, все депутаты городской Думы Краснодара ведут приём граждан в своих избирательных округах. Кроме того, ежегодно в общественные приёмные депутатов Думы поступает не менее 15 тысяч обращений граждан.

Тематика личных и письменных обращений практически неизменна. В основном, они касаются вопросов благоустройства придомовых территорий, жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, выполнения наказов избирателей, ремонта жилья, образования и здравоохранения.

Граждан волнует рост тарифов на коммунальные услуги. Много жалоб на плохое уличное освещение, ямы и ухабы на дорогах и во дворах, на состояние требующих капитального ремонта домов и лифтов. Также жители города просят оборудовать детские игровые и спортивные площадки на придомовых территориях.

Сейчас к нам поступают жалобы по поводу изменений в порядке определения объёма потребленной электроэнергии и передачи показаний индивидуальных приборов учёта в АО «НЭСК». Эти изменения – чисто технические и при должной разъяснительной работе не будут вызывать у граждан затруднений. Вроде бы не так сложно объяснить людям суть новшеств, доступный и многовариантный механизм своевременной передачи показаний, но не уделили этому вопросу достаточного внимания – граждане нервничают, обоснованно опасаются коллизий при оплате электроэнергии.

Во всех случаях я как депутат делаю всё, что в моих силах, чтобы помочь человеку. Где-то достаточно одного звонка должностному лицу, чтобы на проблему обратили внимание и решили её, где-то нужно направить депутатский запрос, где-то не обойтись без участия профильных служб администрации города. И многие вопросы, с которыми к нам приходят жители, мы решаем вместе с администрацией.

К сожалению, есть проблемы, которые не решить сходу. Конечно же, они имеют финансовый характер. Тем не менее, пусть в отложенном режиме, но мы ищем пути, прорабатываем различные варианты.

Скажу прямо, некоторые проблемы жителей города не решаются не потому, что они не решаемы, а потому, что ответственные должностные лица халатно относятся к своим функциональным обязанностям. Кстати, в таких случаях проще всего помочь человеку, вернув нерадивого чиновника на истинный путь – путь служения народу, или вовсе отстранив его от работы, к которой он не готов. Но когда проблема заключается в отсутствии или недостатке денежных средств в бюджете, тогда сложнее. Но, как я уже сказала, ищем выход, пока его не найдем.

НГК: Расскажите, пожалуйста, о работе молодежного парламента при Гордуме. Насколько серьезна их работа, не является ли эта структура данью моде?

В.Ф. ГАЛУШКО: Молодежный парламент муниципального образования город Краснодар сформирован в 2012 году и является консультативно-совещательным органом. Парламент призван содействовать участию молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни, в процессе нормотворчества, а также в представлении интересов молодых жителей Краснодара в городской Думе, администрации города, органах государственной власти, общественных объединениях.

На сегодняшний день в Краснодаре проживает более 250 тысяч молодых людей. Представьте, это почти четверть всего населения города, и их голоса и мнение должны быть слышны на всех уровнях.

Члены Молодёжного парламента имеют право вносить предложения и рекомендации органам муниципальной власти по вопросам молодёжной политики, привлекать экспертов и самим выступать в этой роли при разработке соответствующих проектов. И они это делают.

Кроме того, ребята не сидят в офисах, а весьма активно участвуют во всех делах, которые затрагивают не только молодёжь, но и интересы всех граждан.

Должна отметить, что члены Молодежного парламента Краснодара с первых дней участвовали в ликвидации последствий стихийного бедствия в Крымске. Ими были организованы пункты сбора гуманитарной помощи, сформирована группа по взаимодействию с коммерческими организациями для оказания материальной помощи пострадавшим. Ежедневно группы добровольцев из числа членов парламента выезжали в Крымск для устранения последствий катастрофы. Перед лицом общей беды ребята незамедлительно стали волонтёрами и привлекли других к этой столь важной работе.

Также активно молодые парламентарии участвовали в ликвидации последствий «ледяного дождя» в 2014 году и во всех многочисленных субботниках по благоустройству города.

Возможно, у кого-то и складывается мнение, что «молодёжка» является декоративным приложением к «настоящей» городской Думе Краснодара. Это не так. Конечно, молодежный парламент как общественный орган не может выйти за рамки своих полномочий и выполнять не свойственные ему функции. Но своё существование парламент оправдывает. Суть в том, что мы готовим кадровый резерв, проводим своего рода учёбу на реальных примерах управления городом. И неважно, кем станут в будущем молодые парламентарии, пойдут ли в политику, уйдут в бизнес или займут иную нишу. Главное – воспитать ответственных граждан своей страны, у которых есть навыки участия в государственном и местном управлении, общественном самоуправлении.

НГК: Уделяет ли парламент кубанской столицы внимание работе с незащищенными слоями горожан: малоимущими, многодетными, инвалидами и т.д.?

В.Ф. ГАЛУШКО: Говоря о социальной направленности бюджета, имеется в виду в первую очередь поддержка наименее защищенных категорий граждан. В городе действует муниципальная программа «Социальная поддержка граждан муниципального образования город Краснодар», в рамках которой на социальную поддержку горожан в ближайшие 3 года будут затрачены средства федерального, краевого и местного бюджетов на общую сумму в 2 миллиарда рублей. В 2016 году расходы на реализацию Программы запланированы в размере 614 миллионов рублей.

В Программу включены 4 подпрограммы:

- «Старшее поколение» на 2015 – 2017 годы – Расходы на реализацию подпрограммы в 2016 году запланированы в размере 24,6 млн. рублей. Программа включает в себя ремонта жилья ветеранов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним, отдых и оздоровление в специализированных учреждениях горожан старшего поколения.

- «Дополнительные меры социальной помощи и социальной поддержки отдельных категорий граждан» на 2015 – 2017 годы. Расходы на реализацию подпрограммы в 2016 году запланированы в размере 132,2 млн. рублей.

- «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей» на 2015 – 2017 годы. На поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и на приобретение для них 35 квартир будет потрачено в этом году около 300 миллионов рублей. Это средства федерального, регионального и местного бюджетов. Согласно подпрограмме администрация города осуществляет отдельные государственные полномочия по предоставлению денежных выплат на содержание детей- сирот приёмным родителям, патронатным воспитателям, в том числе и на организацию оздоровления и отдыха детей.

- «Дополнительные меры социальной поддержки жителям муниципального образования город Краснодар по оплате проезда на муниципальных маршрутах регулярного сообщения» на 2015 – 2017 гг. Для организации льготного проезда в муниципальном транспорте различных категорий граждан на в 2016 году городская казна выделяет 162,3 млн. рублей. Льготами по оплате проезда воспользуются 64 тысячи горожан, включая 57 тысяч студентов и учащихся.

Также в соответствии с решением городской Думы Краснодара в образовательных учреждениях организовано бесплатное питание детей сотрудников правоохранительных органов, погибших при исполнении служебных обязанностей, бесплатное двухразовое питание детей с ограниченными возможностями здоровья, принимаются меры социальной поддержки других категорий детей.

НГК: Вы долгое время были председателем краевой избирательной комиссии, при вашем участии прошло множество избирательных кампаний. Продолжаете ли вы «держать руку на пульсе» избирательных процессов в Краснодарском крае? Можете ли вы выделить какие-то региональные особенности выборов на Кубани и, если «да», как, на ваш взгляд, они могут отразиться на предстоящих выборах?

В.Ф. ГАЛУШКО: Да, много лет в моей трудовой деятельности было связано с краевой избирательной комиссией. И они пришлись на годы, когда в России формировалось новое избирательное законодательство. Время это было и тяжелым, и интересным. Мы учились на ходу, учили других, создавали практически с чистого листа избирательную систему новой России. Поэтому было бы лукавством отрицать, что избирательные процессы в Краснодарском крае я воспринимаю отстранённо. Тем более что быть депутатом двух созывов, возглавлять представительный орган кубанской столицы и держаться вдали от избирательной тематики просто невозможно.

При этом какие-то особенности, присущие именно кубанским выборам, я бы не стала выделять в силу их отсутствия. Кубань репрезентативна относительно общероссийских политических процессов, и её региональная избирательная система не содержит эксклюзивных характеристик.

НГК: Ваша политическая биография полна самыми драматическими моментами, взлетами, падениями. Чему научили Вас эти уроки жизни? Как отражались перипетии Вашей политической карьеры на Ваших близких? Что Вы могли бы посоветовать молодым людям, которые мечтают сделать политическую карьеру?

В.Ф. ГАЛУШКО: Вы знаете, я не скажу, что моя политическая биография полна драматическими моментами. Это несколько гипертрофированная формулировка. Да, не всегда дорога была ровной, не всегда ожидания соответствовали реалиям.

Большой отрезок моей жизни и работы пришёлся на ломку старой политической системы и строительство совершенно новой. Менялся механизм административного управления, ставший во многом зависимым от нарождающейся конкурентной политической среды. Новое время потребовало новых подходов. Вопросы управления перестали решаться одними командами и разнарядками. Нужно было убеждать людей, заручаться общественной поддержкой, привлекать на свою сторону эффективностью работы, а не лозунгами и призывами к самопожертвованию ради высоких, но далёких от прозы жизни идей.

В то время вся страна прошла через ломку и переоценку ценностей. Рушились многие идеалы, их место занимали новые, у кого-то в голове каким-то образом совмещались, казалось бы, несовместимые вещи. Такое было время – время политического, экономического и духовного поиска. Подробности известны и без моих воспоминаний, а о себе скажу лишь одно. Пройдя через советскую систему органов государственной власти, через органы власти Краснодарского края – субъекта Российской Федерации и теперь, работая в представительном органе города Краснодара, я старалась и стараюсь оставаться верной идеалам, которые были заложены в наше поколение с самого детства. А именно: сохранить в себе гуманизм, человечность, я бы сказала, человеколюбие, стремление служить народу, а не обслуживать интересы отдельных слоёв общества. Хочется сохранить «розовые очки», через которые человек воспринимает человека как брата, а не как волка.

И, конечно, патриотизм, но не квасный и не показушно-конъюнктурный, зависящий от курса национальной валюты, а тот, когда родная земля даёт силы жить, несмотря на личные потери, когда воздух родного края наполняет тебя бешеной энергией, когда тебе больно, если больно твоему соседу, когда тебе стыдно, если твои земляки в чем-то нуждаются… В общем, нужно оставаться человеком и помнить о том, что нет большей радости, чем помогать людям, особенно, если ты облечён сегодня властью и имеешь возможность облегчить жизнь ближним, заслужить их добрые слова в свой адрес после того, как ты покинешь начальственное кресло.

А молодым людям, мечтающим сделать политическую карьеру, могу посоветовать следующее: учиться, учиться и ещё раз учиться. Не зазорно повторить мудрые слова, в которые вложен глубокий смысл.

Овладевайте настоящими, твёрдыми знаниями, расширяйте свой кругозор. Если чего-то не знаете или не понимаете, спрашивайте знающих: это не стыдно. Вникайте в проблемы, докапывайтесь до самой сути, доводите начатые дела до конца, будьте стойкими духом, любите людей и свою страну. Тогда всё у вас получится.

Денис ШУЛЬГАТЫЙ