Политика:

Выборы в Госдуму по-новому

03.09.2015

В среду ЦИК утвердит схему нарезки одномандатных округов для выборов в Госдуму в 2016г. и на последующие десять лет.

781

Лепестковая нарезка мажоритарных округов к выборам в Госдуму, к которой, как сообщают СМИ, может прибегнуть ЦИК, существенно осложнит избирательную кампанию для оппозиции. Предполагаемая нарезка не только размоет протестный электорат за счет смешения критически настроенных к власти горожан и лояльных сельских жителей, но и усложнит кандидатам саму избирательную кампанию, которую придется проводить одновременно для разных групп электората. "Но кто сказал, что будет легко?" – размышляет политолог Евгений Минченко. В среду ЦИК утвердит схему нарезки одномандатных округов для выборов в Госдуму в 2016г. и на последующие десять лет. По данным "Коммерсанта", избирком может использовать так называемый лепестковый вариант нарезки, когда один округ объединит административный центр региона и сельские территории. Существует мнение, что таким образом ЦИК может моделировать результаты голосования, размывая голоса протестно настроенных горожан голосами сельских жителей, настроенных к власти более лояльно. "Конечно, с помощью нарезки округов можно если не определить, то существенно повлиять на результаты выборов. Это делается уже лет двести. Есть даже термин джерримендеринг, названный по имени американского губернатора, который еще в начале 19 века впервые с помощью нарезки округов выиграл фактически провальную для него и его партии избирательную кампанию", – напомнил историю вопроса директор центра политологических исследований при финансовом университете при правительстве РФ Павел Салин. В России, по его словам, подобный метод начали осваивать со второй половины 90-х гг. По мнению эксперта, объединение городских и лояльных сельских избирателей выглядит логично, особенно если учесть, что "протест городского электората направлен не против федеральной власти, а скорее против власти местной, а по одномандатным округам от "Единой России" как раз пойдут представители местной власти". При этом Салин не считает, что голосование в 2016г. будет носить чисто протестный характер, как это было в 2011г., когда "голосовали не за КПРФ, ЛДПР или эсеров, а против "Единой России". "Сейчас по итогам региональных выборов мы наблюдаем, что модель протестного голосования себя изжила. Так что модель-2016 будет носить более сложный характер", – сказал политолог. Член Совета межрегионального движения наблюдателей "Сонар" Владимир Егоров, комментируя возможные намерения ЦИК, также вспомнил о джерримендеринге. "Принцип лепестковой нарезки, безусловно, размывает протестный электорат, который, в основном, базируется в крупных городах и мегаполисах", – подчеркнул наблюдатель. Егоров полагает, что партии власти есть чего опасаться, поскольку голосование в 2016г., по его мнению, будет носить протестный характер, учитывая активные попытки непарламентской оппозиции занять места в региональных парламентах. Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, комментируя объединение города и сельской местности в один мажоритарный округ, заметил, что благодаря стремительному процессу урбанизации, который наблюдается в последние годы, грань между городом и деревней постепенно стирается. "Сельского населения, в общем-то, в Российской Федерации не так уж и много. Это во-первых. Во-вторых, сегодня эпицентр протеста находится в крупных городах, но с ухудшением экономической ситуации он будет смещаться в малые и средние города. И, собственно, далеко не факт, что лепестковая нарезка решит проблему уравновешивания протестно настроенных и лояльных избирателей", – заявил политолог. По его словам, скорее стоит говорить о том, что в таких сложносоставных округах кандидатам придется использовать дополнительные финансовые, организационные и технологические ресурсы, поскольку одновременно придется вести фактически несколько избирательных кампаний для разных групп электората. Минченко при этом не отрицает, что такой расклад существенно осложнит ситуацию для непарламентских партий, ресурсы которых гораздо меньше, чем у партии власти. "Конечно, это усложняет. Но кто сказал, что будет легко?" – резюмировал политолог.