Интервью:

Айтеч Хагуров: «Именно любовь даёт полноту жизни»

09.06.2021

Респондент: Айтеч Хагуров - профессор, доктор социологических наук, главный научный сотрудник Института социологии РАН

Интервьюер: Галина Ташматова

3967

«НГК»: Айтеч Аюбович, недавно Вы отметили 85-летний юбилей. Две кафедры социологии двух ведущих вузов Кубани чествовали Вас, ревниво называя «своим». Одна из ваших биографических книг, получившая премию Е. Ф. Степановой, которая называется «Жизнь коротка как журавлиный крик», будто подчёркивает, что времени на все Ваши замыслы Вам явно не хватает. Вы полны энергии, преподаёте, пишите научные и литературные труды, занимаетесь общественной деятельностью, у Вас много настоящих друзей и даже поклонниц. Готовы уже оценить, какое дело в жизни Вы считаете самым главным?

А. ХАГУРОВ: В первую очередь, это мой сын Темыр, первый проректор КубГУ, которым я горжусь. А в сфере трудовой – это многочисленные мои ученики, мои аспиранты, студенты, общение с которыми на лекциях, на семинарах, на консультациях и просто в быту было для меня высочайшим наполненным духовного и нравственного смысла делом. У меня ностальгия по тому времени, когда у студентов в аудитории горели глаза. Сейчас, к сожалению, их глаза чаще всего устремлены в телефоны.

«НГК»: Вам всегда удавалось органично сочетать личную жизнь и работу?

А. ХАГУРОВ: Нет, не всегда удавалось. Семью нелегко создавать, работа требует полной самоотдачи, я метался между семьёй и работой.

«НГК»: Сожалеете об этом? Что бы изменили, будь такая возможность?

А. ХАГУРОВ: Изменил бы характер семейных отношений. Мне по душе традиционный уклад, который был заложен в семьях наших родителей. Нет необходимости жене утверждаться в деловой сфере, высшее призвание женщины заложено в её роли в семье.

«НГК»: Согласны Вы с утверждением, что любовь – главный смысл существования человека?

А. ХАГУРОВ: Согласен. Именно любовь даёт полноту жизни, которую никакое другое дело не может человеку дать. Я вспоминаю собственные ощущения в наивысшие моменты этого состояния, когда умереть за любовь мужчине ничего не стоит!

«НГК»: Как думаете, девальвирует чувство любви со временем?

А. ХАГУРОВ: Если гендерные различия мужчины и женщины будут и дальше сохраняться, то глубина этого чувства будет сохраняться неизменной. Природа своё возьмет.

«НГК»: Вы много читаете. Какие произведения искусства и литературы произвели на Вас наибольшее впечатление и оказали влияние?

А. ХАГУРОВ: В разное время мне нравились разные авторы и произведения. В юности – это Спартак итальянского писателя Рафаэлло Джованьоли. Любовь гладиатора Спартака к Валерии всегда оставалась для меня мерилом отношений между мужчиной и женщиной. В 60-е годы произвела неизгладимое впечатление оскароносная американская мелодрама «Римские каникулы», повествующая о неожиданно вспыхнувшей любви принцессы к репортеру. Если говорить о деле, то в начале трудовой деятельности я работал на производстве. Посмотрев фильм «Девять дней одного года», понял, что занимаюсь не своим делом, этот фильм определил моё бегство с производства в сферу науки.

«НГК»: Можете вспомнить минуты триумфа в Вашей жизни?

А. ХАГУРОВ: В профессиональном плане это сдача кандидатского экзамена, в результате которого я сразу получил место ассистента на кафедре философии Краснодарского педагогического института, впоследствии Кубанского госуниверситета. От избытка чувств я заявил контролёру трамвая, что буду платить за каждого входящего в вагон пассажира до своей остановки «Улица Горького». Сама защита кандидатской диссертации такого удовольствия мне не доставила. Второй триумф – докторская диссертация. Первый раз я её защищал в 1989 году, оппоненты придрались к тому, что в работе мало закрытого материала. В ВАКе сказали, что пусть усилит закрытость. А в это время уже начали рассекречивать архивы КГБ, где мне было взять эту секретность? Я психанул, и защита подвисла. Второй раз, в 1991 году, когда всё кругом бурлило, на защите моей докторской столкнулись амбиции двух кафедр: социологии и истории-методологии марксистской социологии. Моя работа стала для них местом ристалища. В конце концов, обе стороны признали практическую значимость и ученую новизну моего труда. Как раз это было время пустых полок в магазинах. Мой двоюродный брат Асхат передал мне два чемодана. В одном была колбаса и зелень, в другом – выпивка. После моей успешной защиты состоялось примирение воинствующих кафедр, до рассвета мы продолжали горячий учёный спор, закусывая колбасой с зеленью.

«НГК»: А что больше всего занимает Вас как учёного сегодня?

А. ХАГУРОВ: Я проникся глубиной и нравственным уровнем теории устойчивого развития, изучил все доступные материалы по истории возникновения и развития концепции устойчивого развития. Пришёл к выводу, что она содержит глубочайший смысл и философско-мировоззренческий, и прикладной управленческий. Знаменитая Рио-де-Жанейрская конференция 1992 года окончательно сформировала основные принципы этой концепции. Они сводятся к тому, чтобы через управление состыковывать, согласовывать, сбалансировать взаимосвязи и отношения трёх сторон нашей жизни: экономики, экологии и социума. К этой концепции чуть позже была добавлена Хартия Земли. Она изложена не только научным языком, но и языком культуры и веры. Хартия Земли взывает к нам, землянам, относиться к земле как к живому организму, от которого мы все живущие на земле питаемся.

«НГК»: Как можно применить это в практической плоскости?

А. ХАГУРОВ: Если под практикой понимать и политику нашего государства, то язык теории устойчивого развития стал языком уже международным. Невозможно сегодня разговаривать с развитыми странами Европы и Азии, не переходя на язык теории устойчивого развития, игнорируя понятия «устойчивость», «гармоничность», «зелёная экономия», «зелёная экология», «соглашения по климату», «качество жизни» и т. д.

«НГК»: Эта концепция где-то уже реализуется?

А.ХАГУРОВ: Мы реализуем этот опыт в аграрной сфере с учётом отечественного и международного опыта. Россия и Канада очень схожи по климатическим и другим показателям. Долгое время правительство Канады направляло средства на развитие сельских территорий через государственные структуры. Однако развивались в результате единицы – крупные агрохолдинги, большинство сельского населения нищало ещё больше. Затем тактика изменилась, появились новые структуры, чиновники которых стали работать непосредственно в сельских территориях и помогать местным сообществам готовить документы на получение государственных грантов с учётом местных возможностей и потребностей. По этому же пути идёт сегодня Европа. К примеру, на одного сельского жителя в России сегодня государство в качестве поддержки тратит 10 евро, Германия – 2231 евро, Великобритания – 2017 евро, Дания – 2472 евро, Швеция – 3453 евро. В России сегодня по этому пути пошел Алтайский край, там системно с приглашением специалистов Тимирязевской академии разработан областной план устойчивого развития сельских территорий. Местные жители Алтая подают заявки на гранты: «Развитие сельского туризма» (конного, водного, молодёжного и других), «Помощь семьям с детьми» (альтернатива отсутствующим детским садам, группам кратковременного пребывания детей и нянь), «Помощь пенсионерам в получении навыков работы с компьютером», «Краеведение и изучение истории родного края» и т. д. Активна в этом плане и Архангельская область, Пермский край. К сожалению, Краснодарский край в этом плане ничем не отличился.

«НГК»: Неужели на Кубани нет ни одной площадки, где реализуется этот прогрессивный и востребованный во всём мире проект?

А. ХАГУРОВ: Три года назад лаборатория социальных проблем сельских территорий КубГАУ выиграла грант Российского фонда фундаментальных исследований на 3 млн рублей по проекту «Социологические аспекты устойчивого развития сельских территорий». В этом завершающем году мы сосредоточились на Усть-Лабинском районе, руководство которого с интересом отнеслось к нашим идеям. Там мы разрабатываем дорожную карту перехода района на устойчивое развитие. Надо отметить заинтересованное активное участие в работе проекта главы района Сергея Запорожского. На прошлой неделе мы встречались с главами сельских поселений Усть-Лабинского района, которым объяснили методику составления дорожной карты, дали задание подготовить в течение трёх месяцев дорожные карты для каждого поселения. С сентября, когда дети пойдут в школу, мы намерены запустить второй проект, направленный на выявление социальных инициатив жителей села. Дети вместе с родителями станут авторами инициатив, а затем на конкурсе будут отобраны лучшие инициативы, которые, мы надеемся, получат финансовую поддержку спонсоров.

«НГК»: Айтеч Аюбович, Вы занимаетесь любимым делом. Вы счастливый человек?

А. ХАГУРОВ: Я затрудняюсь ответить на этот вопрос. Мне знакомо и то и другое. В некоторых вопросах я счастливый, в других – не совсем.

«НГК»: А что, по-Вашему, нужно для полного счастья?

А. ХАГУРОВ: Что нужно для счастья? Лев Толстой сказал, что нет счастья, есть только зарницы счастья. Это при том, что у него была огромная семья, всемирная известность, достаток. Даже этот знаток человеческих душ дал такое определение счастья. Эта информация стоит того, чтобы над ней поразмышлять, когда мы говорим о счастье…