Интервью:

Николай Смоляков: «Поверьте, никто не уйдет от ответственности»

01.07.2021

Респондент: Николай Смоляков - начальник УГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю

Интервьюер: Татьяна Гусельникова

6775

«НГК»: Николай Викторович, прошел год с того момента, как Вы возглавили УГИБДД по Краснодарскому краю. До назначения Вы возглавляли аналогичное управление в Белгородской области. Есть ли какие-либо отличительные особенности службы на Кубани?

Н.В. Смоляков: Краснодарский край превышает Белгородскую область и по территории, и по числу населения, и по количеству автотранспорта. Регион инвестиционно привлекательный, он активно развивается, это отражается и на плотности населения и, соответственно, на интенсивности транспорта. Конечно, вопросы безопасности дорожного движения здесь стоят остро: от строительства новых автострад до изменения культуры поведения гостей и жителей Кубани.

«НГК»: Что касается безопасности на дорогах. Какие новые методы использует ГИБДД для фиксации правонарушений на дорогах? И какие способы наиболее действенные?

Н.В. Смоляков: Все мероприятия по обеспечению безопасности основываются на анализе аварийности. Дорожно-транспортные происшествия с тяжкими последствиями происходят чаще всего по причине выезда на полосу встречного движения, где в «лобовых» столкновениях гибнут и водители, и пассажиры. Поэтому последние полтора года для профилактики и предупреждения таких правонарушений мы используем беспилотные летательные аппараты авиационного отряда Росгвардии. По инициативе УГИБДД с учетом интенсивности движения и состояния аварийности на основных автодорогах края установлены информационные щиты: «Внимание! Контроль выезда на встречную полосу». Кроме того, с 1 марта этого года мы широко используем метод скрытого надзора за дорожным движением на патрульных автомобилях, в том числе с использованием специальных технических средств. Такой надзор в основном применяется для профилактики грубых нарушений ПДД - это выезд на «встречку» и нарушение скоростного режима.

Хочу сказать, что основное количество (90%) правонарушений по линии ГИБДД фиксируется камерами фото-видеофиксации. Нарушение фиксируется, а затем выносятся постановления по 11 составам. Из новых - непредоставление преимущества в движении пешеходам (вынесено 3184 постановлений в 2021 году) и выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения (1848 постановлений).

«НГК»: Николай Викторович, часто читатели жалуются на то, что служба судебных приставов снимает штрафы с расчетных счетов водителей, не давая им возможности оспорить штраф, либо оплатить его с 50 % скидкой. Есть ли выход, на Ваш взгляд, из этой ситуации?

Н.В. Смоляков: Такие постановления рассылает администрация Краснодарского края. Нарушитель может не получить заказное отправление с копией постановления об административном правонарушении, зафиксированном камерами фото-видеофиксации. Доставкой занимается почтовый оператор, с которым по итогам торгов заключён контракт. При наличии достаточных оснований считать, что доставка заказного почтового отправления осуществлялась с нарушением срока, мы со своей стороны восстанавливаем льготный период оплаты административного штрафа на основании поданного ходатайства, что предусмотрено ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ. В этом случае в отношении почтового оператора организуем претензионную работу, в том числе с судебными решениями по применению к нему штрафных санкций.

«НГК»: А если гражданин сам стал свидетелем правонарушения, каким способом он может сообщить о нем в ГИБДД: что необходимо предоставить, и куда можно обратиться?

Н.В. Смоляков: Сообщения о происшествиях, в том числе о нарушениях ПДД, круглосуточно принимаются и незамедлительно регистрируются в дежурных частях территориальных органов внутренних дел по телефону 02 (со стационарных телефонов) или 112 (с мобильных телефонов, при необходимости номер полиции уточняется у оператора сотовой связи). При приеме сообщения о нарушении оперативным дежурным будет выяснена вся необходимая информация, а также сообщен дальнейший порядок действий. Лицу, сообщившему информацию о нарушении ПДД, необходимо быть готовым прибыть в подразделение Госавтоинспекции для опроса в качестве свидетеля.

«НГК»: Обыватели не редко становятся свидетелями правонарушений, совершаемых автовладельцами с номерами зарубежных государств? Каким образом наказывают граждан иностранных государств, совершивших правонарушения на дорогах Краснодарского края?

Н.В. Смоляков: Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, привлекаются к административной ответственности на общих основаниях в соответствии с требованиями КоАП РФ, как и граждане РФ. У нас есть возможность получения информации о владельцах временно ввезенных в Российскую Федерацию транспортных средствах, зарегистрированных за пределами страны, которыми управляют граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации. При остановке указанных ТС под управлением граждан, постоянно проживающих на территории иностранного государства, сотрудники ДПС производят фотографирование технического средства, свидетельства о регистрации автомобиля и водительского удостоверения лица управляющего данным ТС. Указанную информацию сотрудники ДПС заносят в ФИС ГИБДД-М в специальный подраздел «Иностранные документы». Проверяют наличие нарушений и, в случае подтверждения Центром, выносят постановления, которые вручают под подпись привлекаемому к ответственности лицу. Работа по привлечению лиц, управляющих автомобилями, зарегистрированными в иностранных государствах, налажена. Поверьте, никто из них не уйдет от ответственности.

«НГК»: Буквально недавно изменились правила сдачи экзаменов для получения водительского удостоверения. Расскажите о нововведении.

Н.В. Смоляков: Ключевым изменением стало то, что проверка первоначальных навыков управления транспортным средством на закрытых площадках в формате отдельного экзамена теперь не проводится. Сотрудники Госавтоинспекции дают объективную оценку готовности будущих водителей управлять транспортным средством исключительно в условиях реального дорожного движения. Это правило коснулось кандидатов в водители легковых и грузовых автомобилей, а также автобусов и составов транспортных средств. Практический экзамен на мототранспортных средствах проводится в целом на прежних условиях. Изменения также внесены в перечень ошибок и нарушений, за которые, как и прежде, предусматривается выставление штрафных баллов. Ошибки и нарушения разделены на подгруппы по одному, двум или трем штрафным баллам в зависимости от степени влияния на безопасность движения. При этом грубые ошибки, при совершении которых экзамен завершится сразу, вынесены в отдельный блок. Например, основанием для прекращения проведения практического экзамена стала ситуация, когда кандидат не пристегнул ремень безопасности или использует во время движения телефон. Для получения положительной оценки кандидату в водители необходимо продемонстрировать навыки безопасного управления транспортным средством в условиях реальной дорожной обстановки, набрав при этом, как и ранее, менее 5 штрафных баллов.

Еще одним принципиальным нововведением стала возможность присутствия наблюдателей в автомобиле при проведении экзамена. В качестве таковых могут выступить, например, другие кандидаты в водители, ожидающие своей очереди на экзамен, представители общественных организаций, автошкол. Участие наблюдателей поможет добиться повышения прозрачности экзамена и разрешить возможные спорные ситуации.

«НГК»: Читатели, ставшие свидетелями того, как через Яблоновский мост проезжают фуры, возмущены тем, что для общественного транспорта действует запрет на передвижение по мосту, а большегрузы спокойно передвигаются. Каким – то образом фиксируются эти нарушения? Тем более, это не безопасно, учитывая состояние Яблоновского моста.

Н.В. Смоляков: На период реконструкции Яблоновского моста владельцем автодороги принята временная схема организации движения, установлены технические средства организации движения, ряду транспортных средств запрещено движение по данному мосту. Однако, есть водители которые игнорируют дорожные знаки, выезжают на мост на грузовом транспорте и подвергают опасности не только себя, но и других участников дорожного движения. Ведь эти ограничения были введены после проведения ряда технических испытаний. Конечно же, при осуществлении контроля за дорожным движением сотрудникам Госавтоинспекции выявляются водители грузовиков, игнорирующих требования дорожных знаков, ко всем таким водителям принимаются меры в соответствии с действующим законодательством. Но поставить у данного моста сотрудников ДПС в круглосуточном режиме невозможно, у нас просто нет таких ресурсов.

«НГК»: Уже завершен первый месяц летнего курортного сезона. Насколько известно, в этот период на черноморские курорты всегда привлекали дополнительные наряды ДПС. Как сегодня складывается ситуация? Или камер фотофиксации достаточно?

Н.В. Смоляков: В период курортного сезона существенно увеличивается интенсивность движения транспортных и пешеходных потоков, что требует от Госавтоинспекции принятия соответствующих мер реагирования. Ежегодно для усиления надзора за дорожным движением на территориях курортных городов и районов края: Анапа, Геленджик, Новороссийск, Туапсинский и Темрюкский район, обеспечивается откомандирование сил и средств подразделений Госавтоинспекции края. В целом, принимаемые меры реагирования на территории края позволяют минимизировать транспортные задержки, значительно снизить факторы, способствующие образованию длительных заторов и, соответственно, оптимизировать уровень организации бесперебойного движения транспорта на автомобильных дорогах. Кроме того, увеличивается плотность выставляемых нарядов ДПС, в том числе для обеспечения регулировочно-распределительных действий и оформления дорожно-транспортных происшествий.

В настоящий момент у нас установлено 1871 аппаратно-программных комплексов автоматической фото-видеофиксации нарушений ПДД. С помощью программного обеспечения мы анализируем интенсивность движения ТС в местах установки комплексов, определяем среднюю скорость движения потока ТС и осуществляем прогнозирование развития дорожной обстановки. Датчики установлены в местах повышенной аварийности, на участках дорог с большой интенсивностью движения пешеходов, в районах учебных заведений, с предварительным анализом мест концентрации дорожно-транспортных происшествий. На территории Краснодарского края действуют аппаратно-программные комплексы автоматической фиксации нарушений правил движения через железнодорожные пути, фиксации нарушений ПДД проезда перекрестков (проезд на запрещающий сигнал, выезд за стоп линию и выезд на перекресток при образовавшемся заторе), фиксации не предоставления преимущества в движении пешеходов и движения по полосам для маршрутных транспортных средств, в случаях нарушения ПДД. Кроме того, в 2021 году модернизировано 35 комплексов на выявление выезда в нарушение ПДД транспортного средства на полосу, предназначенную для встречного движения.

«НГК»: Если можно, личный вопрос. Как известно, Вы увлекаетесь футболом. СМИ писали, что болеете за «Спартак» и «Динамо». Можно ли Вас уже назвать болельщиком ФК «Краснодар»?

Н.В. Смоляков: Я выступаю за профессионализм в спорте, в том числе и на футбольном поле. Интересно наблюдать за развитием клуба «Краснодар», конечно, болею за них во время матча. Но «Спартак» в моем сердце с детства, любимая команда – она одна и навсегда.