Экология:

У нас в кРаю

13.12.2017

По материалам медиа-конференции: «Продвижение туристического бренда Краснодарского края. Медиа-инструменты, административный ресурс и бизнес-задачи»

4107

По материалам медиа-конференции: «Продвижение туристического бренда Краснодарского края. Медиа-инструменты, административный ресурс и бизнес-задачи»

 

Галина Ташматова, главный редактор «Новой газеты Кубани»:

– Уважаемые участники Круглого стола, позвольте я буду обращаться к Вам «коллеги». Ведь всех нас, собравшихся в этом зале, объединяет стремление – сделать курорты Кубани лучшими в России и конкурентными на мировом уровне. Год назад в нашем крае был принят чрезвычайно важный документ «Концепция развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2030 года». Что изменилось в этой сфере с его появлением? Станет ли этот документ для курортной сферы края той самой дорожной картой на оставшиеся 13 лет?

Редакция «НГК» весной этого года поставила перед собой амбициозную задачу – изучить мнение отдыхающих на курортах Кубани, представителей малого бизнеса, работающего в курортной сфере, и обобщить собранные материалы в совершенно новом, непривычном пока для российских медиа информационном продукте, который называется «лонгрид». В социальных сетях мы организовали голосование, с тем, чтобы узнать, какие пляжи, туристические маршруты, санатории, объекты агротуризма жители края и гости считают лучшими, а какие – худшими. Мы также собрали мнения авторитетных экспертов по проблемам кубанских курортов, которые не только обозначили проблемы, но и указали пути их решения. Без помощи Гильдии издателей периодических печатных изданий ГИПП и куратора нашего проекта Мамоновой Ирины мы бы не справились с этой новой многотрудной задачей. От всего сердца благодарим наших помощников и наставников за оказанную помощь и поддержку. Сегодня вы станете первыми, кого мы познакомим с нашим новым медиа-инструментом. Надеемся, что с его помощью разговор о достоинствах и недостатках концепции на нашем Круглом столе будет наглядным, конкретным и аргументированным. Таким образом мы хотим напомнить, что грамотные действия СМИ в деле развития курортов играют значительную роль.

Далее идет презентация лонгрида, с которым можно познакомиться на сайте «Новой газеты Кубани»: http://www.ngkub.ru/ekonomika/kurorty-kubani-v-krayu-problem

Леонид Красноруцкий, заместитель председателя Анапской региональной курортной ассоциации, депутат Совета МО город-курорт Анапа, директор ДОЦ «Энергетик»:

– Спасибо за приглашение и за возможность сказать о том, что Анапа – это наш самый любимый город. Мы его любим и должны сделать его действительно привлекательным для наших туристов. Мир сегодня становится настолько глобальным, что туристы к нам приезжают не только из Российской Федерации, но и ближнего зарубежья. К нам активно едут туристы из Европы и Азии. Буквально в октябре месяце мы с нашими партнерами провели очень серьезные переговоры с китайцами, которые заинтересовались нашими программами. Кстати, на днях в МГУ мы встречались с Камневым Александром Николаевичем, который представлен в лонгриде. Мы обсуждали вопросы нашего Черного моря и возможность сотрудничества в рамках организации отдыха для наших друзей из Китая. А это, как вы понимаете, огромный рынок и большие возможности для нашего Краснодарского края. Ссылаясь на эту презентацию, подготовленную редакцией, я выражу не только свое мнение, но и мнение представителей нашей ассоциации. Мы очень внимательно изучили этот новый документ «Концепцию развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2030 года». Считаем очень полезным сам факт его появления. Надеемся, что эта концепция позволит объединить усилия для того, чтобы сделать нашу отрасль еще более технологичной и привлекательной для наших потенциальных гостей. Но есть вещи, которые для нас очень важны и которые хотелось бы осветить. Прежде всего, члены нашей ассоциации АРКА увидели, что очень мало уделено внимания как раз основным задачам этой отрасли. Ведь задачей санаторно-курортной отрасли и в советское и постсоветское время являлось оздоровление нашей нации. И эта концепция, как нам кажется, не совсем четко отражает эту задачу. Она должна иметь характер документа, с которым мы можем прийти в федеральные министерства и ведомства и получить дополнительные ресурсы для развития нашей отрасли. И обозначение одной из основных задач концепции – оздоровление нации, позволит нам сделать это более эффективно. Если посмотреть концепцию, во введении этот вопрос стоит последним пунктом. Первое – это заработать деньги, второе – поднять смежные отрасли, третье – образовательные моменты, четвертое – еще что-то и только последний пункт – оздоровление нации. Наше мнение, что этот пункт должен быть на первом месте. Использование природных и лечебных ресурсов, которыми наш край богат и уникален, позволяет нам держать пальму первенства. Поэтому хотелось бы услышать и о проблемах сохранения и рационального использования этих природных ресурсов. Ни для кого не секрет, что в последнее время у нас появляется все больше и больше тревожных звоночков о том, что акватория, те территории, где мы добываем лечебные грязи, минеральную воду, загрязняются. И в концепции, как мне кажется, должны обязательно быть отражены эти проблемы более четко.

Я 17 лет работаю в Анапе. До этого работал в Крыму. Наблюдается тенденция к снижению количества детских учреждений. И снижение не только количества этих учреждений, но и снижение количества прибывающих на отдых детей. Как мне кажется, такой уникальной природно-климатической базы для оздоровления детей, как Анапа, по крайней мере, в Краснодарском крае, нет. И не сохранить эти возможности для российских детей будет преступлением. К сожалению, мы видим те процессы, которые идут. Пионерский проспект, где раньше в разы было больше детских учреждений, превращается в спальный район. И об этом нельзя не говорить. Думаю, что возможность сохранить статус федерального детского курорта, сделать его более современным, технологичным не только с точки зрения оздоровления, но и образования и формирования личности будущих поколений, позволит городу Анапа и всему Краснодарскому краю привлечь дополнительные инвестиции не только в виде денег, пришедших за приобретение путевок, но и государственное финансирование. Яркий пример был на форуме в «Артеке», который за три года превратился в сказочную страну. Что мешает нам сделать это в Анапе в еще большем масштабе с теми возможностями, которые у нас, в общем-то, есть? Вот этот момент волнует все сообщество руководителей детских лагерей, потому что мы пока, к сожалению, не видим в этом направлении четкой и понятной государственной и региональной политики. Я очень рад за коллег – руководителей федеральных учреждений, таких, как «Орленок», «Смена», «Артек», «Океан», они, действительно, сейчас очень серьезно модернизировались, изменились, они получили достаточно серьезное финансирование из федерального бюджета, а это порядка 100-120 тыс. детей на протяжении всего года. А у нас порядка 20 млн детей, которые летом должны получить новые навыки, знания, компетенции. Где это можно получить, как не в детском лагере?! Те навыки и возможности, которые ребенок может получить в лагере за 21 день, вряд ли можно получить в обычной общеобразовательной школе. Тем более, что мы все с вами прекрасно знаем, что наш мир стал с одной стороны глобальнее, а с другой стороны – теснее. Наши дети не проводят время на улице, они все меньше работают в коллективах. Но лагерь не только для детей, он еще и площадка для подготовки кадрового резерва нашей системы образования. Те же самые компетенции, навыки и знания будущие педагоги могут получить на этих самых площадках. Это не только школы, это дополнительное образование, это вузы. Эта проблема вообще очень слабо обозначена в этой концепции. Там есть такое выражение, что надо развивать бренд, что «Сочи – зимняя олимпийская столица», а почему бы не развивать бренд – «Анапа – детский федеральный курорт»? На самом деле этот бренд уже существует, надо только дать новый импульс развитию города, разработав концепцию развития детского федерального курорта в рамках этой большой концепции, которая нам представлена на обсуждение. Об этом можно говорить долго и много. О том, что застройщики где-то законно, где-то незаконно застраивают пляжные территории, вывозят песок. Можно говорить о том, что экономический вектор развития наших курортов сегодня направлен в сторону тех людей, которые делают быстрый бизнес, которые работают не на перспективу. Никто не оценивает профиль учреждения. Мировая практика и наша тоже показывает, что люди хотят приехать в санаторий, где есть большая территория, парковая зона. Мы взяли в одно время крен, когда на 6 сотках строилась гостиница на 200 мест, и городская среда была той самой территорией, на которой люди организовывали свое пространство для отдыха и оздоровления. И когда это все уплотнилось, мы поняли, что потеряли. И недоурегулированность этого вопроса как раз и привела к этому. К примеру, земельный налог для детского учреждения 1,5 % от кадастровой стоимости, об этом писала «Новая газета Кубани». Мы сейчас говорим про наш муниципалитет. А земельный налог для многоквартирного жилищного строительства – 0,03% от кадастровой стоимости, т.е. в 50 раз меньше. Мы ушли от планирования, и сегодня рынок определяет наше развитие, и здесь есть недоработки, и они тоже никак не отражены в концепции. Но в целом, это очень полезный документ, он позволил нам на все посмотреть со стороны, и я думаю, он позволит нам еще более четко сформулировать то, к чему мы хотим прийти.

Михаил Полиенко, заместитель директора по авиационной коммерции ООО «Базэл Аэро»:

– Аэропорты Краснодарского края уже сейчас являются крупнейшими в ЮФО и СКФО. За 10 месяцев 2017 г. мы обслужили более 9,5 млн пассажиров (+8% к 2016), а в ноябре мы впервые в истории края обслужили 10-миллионного пассажира. В т.ч. пассажиропоток Сочи составил более 5 млн, Краснодара – 2,9 млн, для сравнения, крупнейшие аэропорты соседних регионов: Ростов – 2,3 млн, МинВоды – 1,87 млн. И у нашего края есть возможность использовать это преимущество, чтобы создать на их базе крупнейшие туристические транспортные центры Юга России. Сейчас мы ведем работу с нашими перевозчиками о создании новых туристических продуктов, объединяющих воздушную и наземную перевозку на соседние курорты – у таких перевозок есть потенциал. И если смотреть в долгосрочную перспективу, то наличие железнодорожной станции и автостанции в аэропорту Краснодара сделает аэропорт привлекательным для туристов, направляющихся в эти регионы, позволит расширить зону охвата аэропорта. При этом необходимо учитывать, что соседние с нами регионы также имеют долгосрочные планы развития своих перспективных курортов, и Краснодарский край имеет возможность получить выгоду от этого, если мы синхронизируем развитие нашей инфраструктуры наземного транспорта с этими планами. Например, соседняя республика Адыгея имеет федеральную программу развития туризма, в соответствии с которой в 2020 г. планируется обслуживать на курортной базе Адыгеи 600 тысяч туристов в год. В программах Карачаево-Черкессии и Ставропольского края планируется 1,5 и 2 млн туристов соответственно. Значительная часть этого турпотока можно обслуживать через аэропорт Краснодара, создавая здесь дополнительные доходы, налоги и рабочие места.

Развитие международного туризма – регион имеет большой долгосрочный потенциал привлечения иностранных туристов. Но для его реализации необходимо обеспечить прямую воздушную перевозку из тех государств, которые являются наиболее перспективными рынками. Мы ведем активную работу по привлечению иностранных авиаперевозчиков и туроператоров к сотрудничеству с местными принимающими компаниями, поэтому непосредственно получаем от них обратную связь о наиболее важных проблемах: существующий визовый режим и отсутствие значимых кампаний по продвижению наших курортов.

Для упрощения визового режима было бы крайне полезно распространить на Краснодарский край упрощенный визовый режим, который сейчас действует в регионах Дальнего востока.

Для решения проблем с информированностью иностранных туристов необходимо целенаправленно создавать интересный контент на иностранных языках, ориентированный на иностранных туристов, который могли бы распространять иностранные партнеры. Инвестировать в международное продвижение курорта (участие в выставках, информационные кампании). Помогать в организации ознакомительных поездок иностранных турагентов и пробных туристических групп – тут местные власти могут выступать в роли интеграторов, объединяющих усилия местного туристического бизнеса ради будущей общей выгоды.

Как показывает международный опыт, максимальное упрощение визового режима и проактивная позиция местных и региональных властей – едва ли не важнейшие условия для развития иностранного турпотока.

Регулярное прямое воздушное сообщение с российскими регионами имеет важное значение для привлечения наиболее платежеспособного сегмента туристов, т.к. деловые люди не готовы терять лишние сутки на дорогу. Сейчас летом в некоторых областных центрах возникает парадоксальная ситуация, когда улететь на иностранный курорт легче (а иногда и дешевле), чем в ту же Анапу. Это ограничивает потенциальные доходы местного бизнеса от прибывающих туристов, т.к. более платежеспособные туристы тратят больше денег во время отдыха. Активно применяемым сейчас в России инструментом развития прямого регионального авиасообщения является субсидирование авиаперевозок в рамках государственных и региональных программ. Мы видим, что другие регионы активно применяют субсидирование, в т.ч. и для открытия новых рейсов на курорты Краснодарского края. Предлагаем рассмотреть возможность выделения средств краевого бюджета на стимулирование рейсов из регионов с наибольшим рыночным потенциалом. Субсидии снижают риски перевозчиков при открытии новых рейсов, поэтому при прочих равных перевозчик предпочтет открыть рейс на направлении, где есть субсидирование. И в интересах нашего края, чтобы это были направления в Геленджик, Анапу, Краснодар или Сочи.

Стимулирование проектов развития круглогодичного туризма. С этим относительно хорошо обстоит ситуация в Сочи, главным образом за счет зимних курортов и насыщенного календаря крупных мероприятий (спортивных, деловых, культурных). Однако на других курортах края ситуация существенно хуже – авиационный пассажиропоток, например, курорта Анапа в зимние месяцы сокращается в 8-9 раз по сравнению с летними месяцами, и на наземном транспорте похожая картина. Наш регион имеет хороший потенциал развития круглогодичного туризма за счет бальнеологических курортов, винного туризма, а также развития календаря мероприятий на базе этих городов. Маленький город Ментон во Франции с населением 30 тыс. жителей ежегодно привлекает 240 тыс. туристов на фестиваль лимонов. Конечно, он имеет давнюю историю, и каждый день проделывается большая работа, чтобы это организовать, но когда-то он тоже проводился в первый раз, и этот пример показывает, что подобные проекты в долгосрочной перспективе способны давать очень хороший результат. Содействие развитию таких проектов путем предоставления экономических льгот, целевых субсидий и иных инструментов, должно быть приоритетной задачей.

Станислав Ермолаев, кандидат биологических наук, эколог:

– Я хотел бы обратить внимание на нашу реальную ситуацию, в которой мы сегодня находимся. Я рискну нарушить благостную картину и свою ложку дегтя в это добавлю. Когда мы разрабатывали концепцию, то помимо подробной экономической оценки мы должны были все-таки дать и оценку современного состояния природно-ресурсной базы, на которой основана санаторно-курортная отрасль. В этом плане все не так плохо, как нам может казаться, все гораздо хуже. Мы находимся в том положении, когда многие природные лечебные факторы фактически утратили свои оздоровительные свойства. Это касается и прибрежных морских акваторий, и ряда месторождений гидроминеральных ресурсов. Очень важно понимать, к чему мы идем, пытаясь развивать курорты. Мне, как человеку, близкому к природе, гораздо важней и интересней видеть то, что происходит с природой, на которой курорты базируются. Интереснее, чем смотреть на развитие материально-технической инфраструктуры курорта, когда речь идет о неких инвестициях. Я как эколог немножко далек от понимания инвестиций. Для меня инвестиции – это привлечение финансовых средств, за которыми стоит перераспределение прав собственности на создаваемые материальные ресурсы, но не более того. И при этом те, кто эти инвестиции вкладывает, они меньше всего думают о последствиях вложения. На мой взгляд, взгляд эколога, инвесторы имеют немножко деформированное сознание. Они никогда перед собой не ставят такой вопрос – каковы последствия? И поэтому, когда мы говорим об инвестициях в курорты, то зачастую речь идет о вложении средств в развитие базы размещения, в развитие объектов удовлетворения каких-то базовых потребностей – попить, поесть, купить. Но не в развитие той структуры курорта, которая позволит максимально эффективно и бережно использовать эти природные ресурсы и сохранить их на будущее. Естественно, никакой инвестор не будет вкладывать деньги в строительство очистных сооружений, полигонов ТБО, никакой инвестор не будет бесплатно отсыпать пляжи, никто из инвесторов не будет заниматься изъятием, как в Анапской бухте, водорослей, которые загрязняют эту акваторию и создают непригодную для оздоровления среду. Поэтому, на мой взгляд, недостаток этой концепции – в отсутствии реальной оценки состояния природно-ресурсной базы. Второй момент – это отсутствие проработанных механизмов реализации тех направлений развития курортов, которые там прописаны. А вот каковы могут быть механизмы реализации, об этом надо говорить предметно. Необходимо не просто декларировать совершенство нормативно-правовой базы. К примеру, у нас на многих федеральных курортах отсутствуют органы управления этими курортами, а присутствуют органы муниципального управления, при которых существуют отдельные подразделения, достаточно небольшие в виде управлений по санаторно-курортному комплексу, где зачастую работают люди непрофессиональные, не понимающие сути этой отрасли. Это люди, которые приходят вместе с новым главой, как у нас в Анапе, эта ротация происходит каждые 3-4 года, иногда даже чаще. Они не успевают вникнуть в то, что происходит на курорте, их меняют, приходят новые. И этим людям бесполезно объяснять, что на самом деле вся эта ситуация с развитием курортной отрасли во многом определяется не тем, сколько денег они привлекли и как они провели рекламную кампанию, а тем, насколько они смогли сохранить в пригодном состоянии пляжные акватории. Например, для многих наших приходящих руководителей вот такая простая логическая цепочка недосягаема для осознания. Вот сейчас у нас идет плотная точечная застройка территории курорта. К чему это приводит? Первый шаг – создание новых застроенных территорий с твердыми покрытиями, кровлями, откуда стекают дождевые стоки. Ливневой канализации как таковой нет. Дальше эти стоки направляются в море. От этого прибрежная акватория теряет прозрачность. А что такое прозрачность? Прозрачность – это обеспечение проникновения ультрафиолета в толщу морской воды. Ультрафиолет – это единственный природный фактор, убивающий энтеровирусы и ротовирусы. А отсутствие такого природного фактора приводит к их массовому размножению. А энтеровирусы очень устойчивы к существованию в природной водной среде. Они неделями плавают и ждут жертву, а жертвы – это тысячи отдыхающих детей. И если у нас не будет обеспечена очистка дождевых стоков, то у нас, естественно, не будет нормальных пляжей, пригодных для оздоровления и лечения. Вот такая простая цепочка – застройка – дождевые стоки – очистка – мутность воды – энтеровирусы и так далее. Эти все вещи необходимо себе хорошо представлять и понимать, что нельзя все мерить увеличением койко-мест в здравницах, строительством новых объектов размещения, а нужно все мерить конечным продуктом, который мы получим. То ли мы получим оздоровление людей, то ли мы получим повышение заболеваемости. В концепции также необходимо дать оценку перспективам востребованности санаторно-курортной отрасли. Для меня туризм – это познавательный процесс, когда люди едут увидеть что-то новое. А курорты Кубани ценны, прежде всего, тем, что здесь есть возможность оздоровления и лечения. А чтобы это происходило, надо понимать, с чем люди приезжают. Очень сильно, на мой взгляд, изменилась ситуация. Если раньше преобладали заболевания, которые действительно можно было эффективно лечить, то сейчас приезжают люди, которые являются жертвами современной химической пищи, вредных факторов воздействия, они приезжают с ослабленным иммунитетом, и рассчитывать на то, что для них санаторно-курортное лечение может дать какой-то положительный результат иногда бывает очень сложно и даже наивно. Поэтому в концепции нужно оценить, какова потребность и востребованность направлений санаторно-курортного лечения, и уже потом говорить о необходимости его развития. Наши известные санатории должны существовать, но мы должны понимать, кто является потребителями их услуг. Поэтому основные современные проблемы, которые нам надо преодолевать – это проблема лукавства и проблема невежества. Давайте будем об этом помнить.

Николай Шевченко, начальник управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов Краснодарского края:

– Наш край достаточно богат природными ресурсами, и пока эти ресурсы выдерживают нагрузку. Что хотелось бы сказать о горном туризме, который должен оставаться в своем первоначальном виде? Это группы людей, которые действительно хотят подышать воздухом, увидеть красоты, испытать физические нагрузки. Что касается джиппинга – это, конечно, не горный туризм. Это услуга для ленивых. При этом никакой гарантии безопасности. При этом они пересекают речки, ручьи. Всему этому наносится урон. В результате загрязняется речка, нарушается русло, разрушаются берега. Фотография на вашем сайте, где по реке с брызгами идет машина, фиксирует нарушение действующего законодательства, которое влечет за собой административное наказание. В связи с чем нами по государственным номерам данного автомобиля будет установлен собственник для принятия мер по привлечению к ответственности.

Министерство природных ресурсов в принимаемый закон о джиппинге предоставило свои рекомендации. Естественно, все эти маршруты должны с нами согласовываться. Я вас уверяю, что когда мы их согласуем со всеми ограничениями, что речки пересекать нельзя, там проезжать нельзя и так далее, не будет джиппинг таким привлекательным и востребованным. Сейчас депутатами ЗСК рассматривается этот документ во втором чтении. Поэтому все должно быть так, чтобы этот бизнес не увеличивал нагрузку на природные ресурсы.

 

Сергей Зенков, начальник отдела федерального государственного охотничьего надзора и федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания управления по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания министерства природных ресурсов Краснодарского края:

– Хочу поблагодарить за правильное выступление эколога из Анапы, который берет на себя смелость и во всеуслышание ставит эти проблемы, которые очень болезненные именно в нашем крае, потому что только у нас есть такие уникальные курорты. Хотелось бы напомнить, что все субъекты, которые занимаются джиппингом, подлежат ответственности по административному Кодексу в соответствии с экологическим законодательством и законодательством о безопасности транспорта. Я бы хотел попросить вас и другие СМИ более вдумчиво освещать эти проблемы. Совсем недавно по всем каналам кубанского телевидения освещалась история о том, как в Горячем Ключе сердобольная гражданка изъяла из среды обитания маленьких енотов, развернулась целая дискуссия – хорошо она сделала или плохо? Во-первых, она нарушила закон, изъяв их из среды обитания без надлежащего разрешения, во-вторых, было отягчающее обстоятельство – это был памятник природы. И таких ляпсусов у наших уважаемых СМИ очень много. Хотелось бы, чтобы наши усилия, направленные на сохранение всех экосистем Кубани, были бы объединены. СМИ – это сегодня единственный педагогический метод воздействия на наше людское сообщество.

Галина Ташматова: – Я позволю себе сразу расставить акценты. То, что мы используем в этом лонгриде фотографию, это задокументированный факт, он имеет место быть. Мы не правоохранительные органы, мы не органы прокуратуры, наша задача – придавать факты огласке, что мы и сделали. Убирать это фото мы не будем, а посмотрим, что будет дальше. Я прошу вас обратить на это внимание, найти владельца этого автомобиля и предъявить ему претензии. И обязательно рассказать нам о том, что по факту публикации нарушитель привлечен и наказан. А мы сообщим об этом нашим читателям. Вот это будет самая настоящая воспитательная мера.

Наталья Подольцева, главный специалист – эксперт Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю:

– У нас бывают такие ситуации, когда туристы, побывав на территории Краснодарского края, пользовались услугами туристических агентств, где реализуются такого рода экскурсии. В таких ситуациях мы взаимодействуем с МВД, таких обращений достаточно. В ходе проверок выясняется, что транспортное средство не зарегистрировано, не оформлено ИП, договоры ни с кем не заключены. Поэтому гражданин должен 100 раз подумать – чем ему может грозить такая экскурсия.

Николай Петриков, генеральный директор ООО «Пересвет-Регион Краснодар»:

– Я живу в Тенгинке. И около моего дома находится площадка, куда приезжают туристы, чтобы совершить поход в горы. Естественно, что их доставляют на автобусах, там однажды стояло 150 автобусов и почти такое же количество ГАЗ-66. Дальше дорог нет. Как бы вы ни призывали людей идти на Тенгинский водопад пешком, никто туда пешком не пойдет. И упрекать людей в том, что они ленивые, нельзя. А вы представляете, сколько бензина тратит ГАЗ-66? Просто дело в том, что сегодня у нашего курорта нет рокады. Офицеры знают, что такое рокада. Я живу в Тенгинке и никак не могу свою племянницу летом свозить в дельфинарий. Простояв час в пробках, мы отказываемся от поездки. А джиппинг – он перпендикулярен, это не рокада фронта. Это единственное развлечение для тех, кто отдыхает в Лермонтово, в Джубге и так далее. Вот это самая главная проблема. А чем джиппинг отличается от дороги из Краснодара в Джубгу? То же самое – вдоль дороги! Хаос, никаких законов. Поэтому транспортная проблема – самая главная. Действительно – мы увлекаемся инвесторами, понятно, почему. Проблема с визами. Если я хочу пригласить сюда своих родственников из-за границы, это вообще проблема. Не знаю, чем, к примеру, нам опасен один немец по сравнению с миллионами таджиков и узбеков? Если сотни китайцев ходят по стране без всяких документов – это нормально, а если пригласить француза или немца – это проблема. Все чешут репу – как это сделать? Уже никого не интересуют эти пятизвездочные турецкие отели, все хотят просто поехать и посмотреть страну. Я тоже много езжу по стране, и скажу так: наш край не уникален. Вот Байкал – уникальный. Но там тоже огромные пробки, дороги разбиты. Попробуйте проехать эти 70 км к Ольхону. Камчатку возьмите, где любит отдыхать наш премьер-министр. Отличный курорт. Вопрос не в комфорте. Не в деньгах. Вопрос в транспортной доступности. Нужно, чтобы приехали туристы из Западной Европы, к примеру, если мы хотим с ними работать. Но мы им, товарищи дорогие, создаем кошмар. Те, кто приезжает из других регионов и попадает на эту трассу – в Анапу и на Джубгу, это настоящий кошмар – с детьми люди мучаются по 5-6 часов, где можно двигаться за час. И вот этот кошмар мы предлагаем жителям нашей страны?! Это не уникальная ситуация. Уникальность в том, что у нас лучшие природные условия. Самую лучшую дорогу в своей жизни я видел в Испании, там частная дорога, платная, но в нее, как в зеркало можно смотреть. И что, мы не можем построить дороги? Мы в космос полетели, а дорогу построить не можем…

Сергей Доморат, начальник управления курортов и рекреационных ресурсов администрации города Сочи:

Что касается джиппинга. Весь этот бизнес, так называемый, малый бизнес, основная его цель – поездка в горы. У той территории, на которую они едут, у нее есть правообладатель. У нас в Сочи – это Сочинский национальный парк. У этого правообладателя есть свои рычаги воздействия на нарушителей. Откровенно говоря, мы видим, что по той или иной причине эти преступления не всегда пресекаются. Даже когда пресекаются, то наказание носит незначительный характер для предпринимателей, что результата не приносит. Мы, как муниципалитет, имеем полномочия работать только на муниципальной территории, а нацпарк – это федеральная территория, туда мы зайти не можем. Мы прекрасно знаем все маршруты, по которым они едут в нацпарк, и устраиваем рейды. Останавливаем эти джипы, ГИБДД проверяет на соответствие транспортного средства всем требованиям. При нарушениях этот предприниматель теряет деньги, которые люди, как они говорят, их родственники, должны ему заплатить. Машина уходит на штраф-стоянку. Таким образом, мы боремся, но тем самым имидж нашего курорта мы не поднимаем. Поэтому мне кажется, нужно совместно с нацпарком разработать регламент взаимодействия. Если это нельзя искоренить, то необходимо этот вид деятельности легализовать, сделать так, чтобы джиппинг работал в рамках допустимых норм. Если говорить в целом о том, как мы продвигаем наш курорт, то мы прекрасно понимаем, что только то, что у нас прошла Олимпиада, дало эффект. И необходимо поддерживать этот турпоток. Нам необходимо применять определенные маркетинговые механизмы. В этом году мы, допустим, сохранили уровень того турпотока, который был в предыдущем году, несмотря на то, что Олимпиада уже прошла. Каким образом мы это делаем? Естественно, что в муниципальном бюджете нет таких средств, чтобы можно было участвовать во всех выставках, в том числе, в международных. Поэтому глава города Сочи Анатолий Николаевич Пахомов собирает наш актив из руководителей объектов размещения, в том числе, санаториев, местных туроператоров, и мы едем с презентациями по городам-миллионникам. В прошлом году мы объехали шесть городов. Всего уже объехали – 30. Перед тем, как поехать, он созванивается с мэром этого города или губернатором. Просит, чтобы тот собрал местный актив – промышленные предприятия, СМИ, и на этой презентации мы рассказываем о наших туристских возможностях. И после этого начинается взаимодействие между крупными предприятиями и нашими туроператорами в виде заключения договоров по оздоровлению трудового коллектива. И в результате, мы по данным нашего аэропорта видим рост турпотока из городов, в которых мы побывали с презентациями. По поводу морского туризма я бы, все-таки, хотел сказать, что круизный туризм у нас есть. У нас ходит теплоход «Князь Владимир». Он идет из Сочи через Новороссийск, потом в Ялту, и заканчивается маршрут в Севастополе. Он цикличный, два дня теплоход находится в каждом городе, потом опять возвращается в Сочи. Мы проанализировали деятельность этого теплохода за это лето, это был у него первый сезон, и выяснили, что 70% людей, которые пользовались его услугами, заходили из Сочи, так как собственник теплохода – наш туроператор. Была проведена хорошая рекламная кампания. Помимо этого, мы поехали в Ростуризм и собрали туроператоров на федеральном уровне. Глава нашего города создал ассоциацию курортных городов, в которую вошли курорты Краснодарского края, Крым, Кавминводы и Алтай. Мы регулярно собираемся и обсуждаем наболевшие вопросы, делимся опытом.

Кроме того, мы сейчас активно продвигаем программу «Открытый Юг» по загрузке наших здравниц в межсезонье. Летом с загрузкой Сочи проблем нет, зимой тоже. В межсезонье мы планируем загружать по трем направлениям – первое – это «Открытый Юг», мы договорились с нашими здравницами, что в этот период они практически по себестоимости отдают свои путевки, чтобы не распускать свой трудовой коллектив, оплачивать коммуналку. Цена составляет примерно 1400 рублей в сутки с питанием и лечением. Достаточно конкурентоспособная цена, и она пользуется популярностью. Следующее направление – развитие конгрессного туризма. У нас было построено большое количество залов. До 20 тыс. человек мы можем единовременно в Сочи разместить только в конгресс-залах. И, естественно, спортивный туризм. У нас большое количество спортивных объектов. И по этому же принципу в межсезонье практически по себестоимости мы будем предлагать всем нашим спортивным федерациям на федеральном уровне, чтобы они приезжали в Сочи и пользовались всем этим достоянием, которое пришло к нам благодаря олимпийским играм.

Г. Ташматова: В концепции нет ни слова о спортивном туризме. Но есть город Сочи, который стал для нашего края пионером в этом новом виде туризма.

С. Доморат: И причем, чтобы этот вид туризма не стал у нас мертворожденным, мы уже под них определяем местных, сочинских туроператоров, которые делали бы акцент в своей деятельности на развитие этого направления.

Л. Красноруцкий: Если говорить про джиппинг, то это, я думаю, не возможность попасть на какие-либо уникальные места, а это больше адреналин, который получают участники этих поездок. И работая в рамках экологического воспитания, мы с Камневым Александром Николаевичем совместно с МГУ и рассказываем детям, что, прежде всего – природа, а потом уже мы. И удовлетворение наших приземленных потребностей – это не всегда здорово, а чаще всего это разрушает наше окружение.

Людмила Варваштян, начальник управления по развитию курортов администрации Туапсинского района:

– Все, кто здесь находится, мы все вместе делаем одно дело, направленное на процветание нашего края, в первую очередь, через процветание наших курортов. Все-таки, наш край уникален. Нам есть, чем гордиться. Мы рады, что среди наших курортов есть такой флагман. Но я думаю, что и остальным курортам: и Геленджику, и Анапе, и Туапсинскому району есть, на чем сделать акцент. Мы себя позиционируем как семейный отдых. Настолько много возможностей и настолько они разнообразны, что трудно выделить какой-то один сегмент. И в этом наша изюминка. Мы можем предложить услуги, которые может позволить себе как средний россиянин, есть и спектр услуг, разработанный здравницами, который способен удовлетворить самого требовательного отдыхающего. Оздоровительные лагеря нашего курорта принимают одновременно около 20 тысяч детей.   На территории района расположен один из крупнейших в России детских центров – «Орленок». Для  детей есть замечательная возможность  провести незабываемый отдых на Черноморском побережье. Те вопросы развития отрасли, которые сегодня поднимались, настолько важны и актуальны, что рассмотреть их за одну встречу сложно. Мы сейчас подняли большой пласт проблем, которые лежат перед нашими курортами. И та стратегия, которая уже выработана, она направлена на то, чтобы большинство из них решить уже  в ближайшее время. Ждать особенно нам некогда. Правильно говорили при обсуждении, что, может быть, для Сочи Крым не является конкурентом на ближайшие 10 лет, хотя это вопрос риторический. Но то, что конкуренция  - это хорошо и она позволяет двигаться нам всем вперед, это очевидно. И, к сожалению, поднятая  проблема проходимости автдорог, наверное, самый сдерживающий фактор для увеличения турпотока в Краснодарский край. Это известно всем, в том числе и администрации Краснодарского края. И губернатор делает все, что от него зависит.  Для решения этой проблемы  надо приложить еще больше усилий, или  как-то приспособиться к данной ситуации и искать пути для того, чтобы доставлять наших туристов на курорт с меньшими проблемами. 

Дмитрий Горбат, старший прокурор отдела по надзору за исполнением природоохранного законодательства прокуратуры Краснодарского края:

– Нам очень важно получение обратной связи от экспертного сообщества, от средств массовой информации. Своевременное получение информации о нарушениях позволяет нам эффективно регулировать деятельность, в том числе – подконтрольных органов исполнительной власти, и совместно добиваться их устранения. Что касается той проблематики, которую вы озвучиваете. Мы не вторгаемся в вопрос компетенции формирования экономического базиса и привлекательности самого курортного бизнеса. Наша задача состоит в контроле за субъектами предпринимательства, за органами исполнительной власти, в том числе – и в реализации прав граждан на общедоступные среды, как-то береговая линия. Что касается джиппинга. Раз уж мы остановились на этом направлении, то здесь необходимо исходить из того, что входной билет в этот бизнес значительно мал, и проблематика здесь есть и для нас. Здесь уже прозвучало о том, что организаторы выступают зачастую физическими лицами и при рейдовых мероприятиях прикрываются тем, что они перевозят родственников. Никаких документарных фактов, подтверждающих оказание услуг там не присутствует. Это тема дискуссионная. ЗСК сейчас этим вопросом занимается. К какому итогу у нас придут законодатели, с тем и будем работать. Я хочу обратиться ко всем участникам – если у вас есть факты, которые требуют вмешательства, которые требуют координации нескольких органов, обращайтесь в органы прокуратуры, совместно будем приходить к каким-то решениям.

Игорь Кривошей, заместитель начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея:

– Как уже сказали выше, не бывает без ложки дегтя в этой бочке меда.

Вопрос джиппинга – это самая маленькая часть большой проблемы. Мы давно наладили контакт с органами ГИБДД, работаем совместно с нацпарком. Нарушения выявляются, пресекаются, наказываются. Но вы поймите, увеличивающийся пассажиропоток и автомобильный поток летом край разрывает на части. Те же выбросы от этого автопотока летом, а край то у нас курортный! Промышленности не так уж и много. И основным загрязнителем является транспорт. Но и самое проблемное, как и во всей стране, – это несанкционированные свалки, с которыми борются все органы государственной власти. И в курортный период нагрузка на эти объекты возрастает многократно. Поэтому хотелось бы видеть в концепции поэтапные шаги по снижению этого воздействия на край. Мы как гостеприимные хозяева хотим, чтобы здесь всем было комфортно, в том числе и нам после того, как этот пассажиропоток и автопоток схлынет осенью из края.

Алла Фомкина, руководитель турагентства «Жить на море», автор блога «Жить на море» в Инстаграм:

– Мне хотелось внести маленькую лепту относительно блогосферы и развития интереса к нашему краю непосредственно в социальных сетях. Как бы там ни было, исключать этот момент из современной медиа-системы мы не можем, потому что активная молодежь, люди, которые любят путешествовать, стремятся получить новые эмоции, все сидят в социальных сетях и черпают информацию оттуда. К примеру, что касается Крыма, то есть там пара блогеров, которые создают очень «вкусную» и интересную картинку, которая привлекает большое количество туристов. Они не только на этом зарабатывают деньги, организуя индивидуальные экскурсии, они создают хорошее впечатление всему региону. Поэтому мне кажется, что было бы разумным добавить в концепции механизмы взаимодействия со СМИ, блогерами. Надо приглашать блогеров, у которых много подписок. Если на законодательном уровне это люди, которые имеют более 10 тыс. человек, то я думаю, что в городах, где 150 тыс. населения, можно снизить эту цифру.

Руслан Асланян, член Общественной Палаты Краснодарского края:

– Прежде, чем с чем-то бороться, надо выяснить природу того явления, с которым мы боремся. Дело в том, что когда есть спрос и соответствующее предложение, надо это вводить в легальное русло, а не бороться с этим. Это что касаемо джиппинга. Я думаю, что современные системы навигации, другие информационные технологии позволят отследить все маршруты – где ездят и сколько стоят. Что касается вообще туризма, то всем известный факт, что Сочи у нас флагман, и надо нам учиться в какой-то мере. Сам бываю в Сочи и зимой, и летом, и на «Князе Владимире» плавал, очень понравилось. Самое главное, если мы что-то создаем, необходимо это сохранить.

Андрей Бритченко, заместитель директора департамента экономического развития администрации МО город Краснодар:

– Темой нашего сегодняшнего мероприятия было обсуждение концепции, немножко странно, что здесь нет разработчиков концепции. Нам, Краснодару, обидно, что нас там так мало. Что касается развития города Краснодара и туристской отрасли. У нас ярко выраженной сезонности нет. Порядка 90-95% туристов, приезжающих в Краснодар, приезжают с деловыми визитами. Львиную долю закрывают такие площадки, как «Экспоград-Юг» и «Краснодар-Экспо». Это те площадки, на которых проходит порядка 30 мероприятий, в том числе и «Юг Агро» – бессменный фаворит, который собирает участников даже из США. Если говорить про конгрессный туризм – у нас тоже есть база для этого, ничем не хуже, чем у коллег в Сочи. Кроме того, мы являемся единственным городом-миллионником и столицей региона, который имеет часовую доступность в хороших условиях к предгорному кластеру, двум побережьям, а с появлением Крыма еще и неким транспортным хабом. Еще одна уникальность Краснодара – это то, что благодаря нашим нефтяникам у нас открыли бальнеологический курорт. Это наша Краснодарская бальнеолечебница, у которой есть два вида воды. У нас есть и культурный туризм, делаем также упор на становление экскурсионного туризма. В этом году у нас открылся туристско-информационный центр, который призван обеспечивать комфортное пребывание на территории Краснодара и края. Есть и определенные проблемы. Проблема № 1 – это транспортная доступность, это пробки. Вторая проблема – это отсутствие парковочных мест. Нет у нас, как в Европе, знаков, обозначающих «Стоянка экскурсионного транспорта». Хотя в экономике города туризм занимает небольшой процент, но все-таки эту отрасль считают перспективной. Открывается большое количество гостиниц, в том числе и мировых операторов – Хилтон, Марриот, Ибис, Шератон, Тюлип. Это монстры мирового туризма и им Краснодар интересен, а они, как говорится, просчитывают копеечку и видят перспективу.

Сергей Кривоносов, заместитель председателя комитета Госдумы ФС РФ по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи (видеообращение):

– На сегодняшний день в Российской Федерации создается Союз развития туризма, учредителями которого являются 10 регионов нашей страны, среди них и Краснодарский край. И мы в настоящий момент изучаем концепции развития каждого региона в индустрии туризма для того, чтобы результаты стали более эффективными, и чтобы в кратчайшие сроки эти регионы показали увеличение минимум в два раза туристического потока. Что касается сегодняшней концепции, о которой мы говорим, мы будем над ней работать, планируем встретиться с министром туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, чтобы продолжить работу над данным проектом. И для нас важно, чтобы обязательно там была конкретика, пошаговая дорожная карта, и что очень важно, учитывалась работа над законодательством. Потому что без точечного изменения законодательства, без получения новых инструментов, достичь такого развития туризма будет намного сложнее. Поэтому в ближайшее время мы дадим свое заключение, свои рекомендации, каким образом и что нужно доработать, чтобы эта программа стала более эффективной и работала на жителей и гостей Краснодарского края.

Галина Ташматова: Позвольте выразить общее мнение участников конференции. Хорошо, что есть в крае концепция, это шаг вперед. Но она требует дополнений, изменений. Надеюсь, мнения, прозвучавшие сегодня, будут учтены разработчиками этого документа и министерством развития курортов Кубани. Спасибо за активную работу. Все ваши мысли и пожелания мы бережно донесем до наших зрителей и читателей.

Подготовила Татьяна ГУСЕЛЬНИКОВА