Культура:

Антон ЛУБЧЕНКО: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВЕЗДЕ ОДИНАКОВАЯ»

13.06.2018

10 июня в Сочи состоялась премьера Девятой («Линцской») симфонии композитора и дирижёра Антона Лубченко.

67151

10 июня в Сочи на концертной сцене Парка науки и искусства «Сириус» в исполнении легендарного Государственного академического Большого симфонического оркестра имени Петра Чайковского под управлением прославленного Владимира Федосеева с триумфальным успехом состоялась российская премьера Девятой («Линцской») симфонии молодого, но уже известного композитора и дирижёра Антона Лубченко.

В конце прошлого года 32-летний Лубченко был назначен художественным руководителем Сочинского симфонического оркестра. А 24 мая и 1 июня муниципальный коллектив под его управлением дал два концерта в Зимнем театре и Зале органной и камерной музыки имени Алисы Дебольской, повергнув искушенных сочинцев в культурный экстаз. Пыл нового дирижёра всеведущая молва уже окрестила «революционным», проделанную им работу – «героической»,  открывающиеся перед оркестром перспективы – «блестящими». А тут ещё – фурор с БСО!..

После премьеры в «Сириусе» журналист Виктор Терентьев побеседовал с «революционером от искусства».

 

ЛИНЦСКАЯ СИМФОНИЯ

– Антон Владимирович, худруком оркестра в Сочи вы стали в ноябре, почти одновременно с первым исполнением вашей Линцской симфонии в австрийском городе Линце. Кстати, аплодировали там в том числе министр культуры России и Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Австрии. Тогда же у Владимира Федосеева и возникла идея соединить в одной программе Большого симфонического оркестра две Линцские симфонии – вашу и Моцарта, что ко всеобщему восторгу произошло на сочинском концерте. Сопоставление с Моцартом не смущает?

– Добавьте к нашей компании Петра Ильича Чайковского и поймёте, что такое соседство вызывает священный трепет и накладывает груз колоссальной ответственности. Манию величия точно не провоцирует. А быть исполненным одним из лучших оркестров России под управлением народного артиста СССР, работавшим с Мравинским, сотрудничавшим с Шостаковичем, Гаврилиным, Свиридовым, – счастье!

Тут вот какое дело: 2018-й – Год музыки России и Австрии. На это событие Большой симфонический оркестр откликнулся серией концертов, а также выпуском специального компакт-диска, посвящённого музыке композиторов двух стран. Важно отметить, что Владимир Федосеев долгие годы работал и до сих пор сотрудничает с Венским симфоническим оркестром, а Австрию называет «второй Родиной»!

Наряду с сочинениями самых популярных композиторов Австрии и России – Моцарта и Чайковского – в программу сочинского вечера включили и моё произведение, основанное на впечатлениях от пребывания в Линце. Частям симфонии я предпослал небольшие выдержки из своих дневниковых записок, чтобы слушатель мог лучше понять её содержание. Это сцены из городской жизни, заканчивающиеся солнечным воскресеньем с перезвоном колоколов. Параллель с моцартовской Линцской симфонией – возможность сравнить эмоции двух композиторов от пребывания в славном австрийском городе с разницей в два с половиной столетия.

 

МЯТЕЖНЫЙ ПРАВДОЛЮБ

– О ваших впечатления от Сочи мы обязательно поговорим, но чуть позже. А пока разрешите продолжить симфоническую тему в контексте реанимации курортного оркестра. 7 июля 2014 года «Новая газета Кубани» опубликовала мой критический материал «Реквием по оркестру».

Минуло больше четырёх лет, надежда на возрождение почти иссякла, и вот – два ваших концерта, в которых впервые в Сочи так свежо и гармонично прозвучал ряд классических шедевров. Причём оба концерта объединяет образ мятежного правдолюба принца Датского и образ древней и мрачной, кровавой и агрессивной Дании. Насколько созвучны и актуальны эти музыкальные образы для лучезарной летней столицы миролюбивой, демократической и прогрессивной России?

– Вашу статью читал, но сам не присутствовал на описываемом выступлении. Допускаю, что во многом вы можете быть правы. По гамбургскому счёту уровень коллектива в профессионально-творческом и техническом плане до недавнего времени, мягко говоря, оставлял желать лучшего.

При составлении программ мы исходили из возможностей состава оркестра. К сожалению, во многих регионах долгое время существует практика, когда к исполнению берётся сочинение, предполагающее гораздо большее количество музыкантов, чем имеется в наличии. К примеру, нужны 3-4 кларнетиста, а есть лишь два, и дирижёр говорит: «Ну и ладно!» Нет бас-кларнета? Пусть за него сыграет фагот! Такое переделывание классических партитур – переоркестровка за великого автора – кое-где существует до сих пор. Это абсолютно недопустимо!

Да, есть редакции симфоний Шумана, Бетховена, принадлежащие Малеру, который исходил из современных ему представлений об искусстве оркестровки. Но это официальные редакции, практически – другая точка зрения. Важно отделять изданную дирижёрскую редакцию от подхалтуривания «за неимением возможности». Мы искали произведения, рассчитанные на меньший состав музыкантов. При этом убеждён: оркестр должен воспитываться и расти на серьёзных произведениях – на Прокофьеве, Шостаковиче, Чайковском.

Музыка Сергея Сергеевича Прокофьева для драматических спектаклей рассчитана на драмтеатры, где оркестровая яма зачастую не отличается большими размерами, т.е. музыка – для небольшого состава. Нашему оркестру эти сочинения «пришлись впору». Своего «Гамлета» Прокофьев написал, будто специально для нас: две валторны, один гобой, один фагот, два кларнета, две флейты. И такой же по составу у него «Евгений Онегин». Причём за 46 лет до Прокофьева для аналогичного состава написал «Гамлета» и Чайковский.

Мне пришла идея объединить их «Гамлетов» в одну программу. А поскольку «Евгений Онегин» для всех в большей степени ассоциируется с Петром Ильичём, чем с Сергеем Сергеевичем, мы вышли на «Диалог эпох» – с «Онегиным» Прокофьева, которого я давно мечтал сыграть, но без «Онегина» Чайковского.

К 1 июня нашего полку прибыло за счёт приглашённых мной на постоянную работу в оркестр музыкантов, что позволило нам исполнить «Гамлета» Шостаковича. Конечно, это не ретроспектива мятежного шекспировского правдолюба в музыке, однако своеобразная музыкально-литературная «арка». Сам образ, на мой взгляд, актуален для России во все времена. Недаром русские композиторы обращаются к этой трагедии из века в век.

 

ИНЫЕ ВРЕМЕНА

– И в Сочи по сей день встречаются «отголоски» гамлетовского характера. К примеру, если Антон Владимирович заметил, что трубач Сочинского симфонического оркестра своей солирующей партией «запорол» сюиту из оперы Прокофьева «Повесть о настоящем человеке», то правду скрывать не станет. Как настоящий человек, при публике назовёт вещи своими именами, остановив концерт и предложив отыграть дубль. Рассказывают и о других случаях проявления принципиальности и справедливого негодования, что идёт вразрез с традиционным в регионах приспособленчеством к господствующим порядкам. Нонконформист Лубченко, исповедующий свободу взглядов и поступков, – поборник истины! Разве нет?

– Вы хорошо информированы.

– И на память не жалуюсь: Гамлета объявили сумасшедшим!

– На дворе – иные времена. Этот обычай у нас канул в Лету вместе с Советским Союзом, а перед законами Искусства все равны.

Случай с трубачом в моей практике впервые. Понимаю, что выступление – не репетиция и не испытательный полигон. Трубач вступил раньше и отыграл несколько страниц в диссонанс с оркестром, после чего от волнения вообще перестал играть.
Я понимал: коли так получилось, до конца сюиты всё и у всех пойдёт вкривь и вкось – музыканты тоже получают или не получают исполнительский драйв. Исполнитель должен знать: с рук такое ему не сойдёт. Рублём особо не накажешь – нам пока далеко до зарплат федеральных оркестров. Поэтому я сознательно перешёл на личности. Думаю, выбранный метод оказался вполне эффективен: трубач покраснел, мобилизовал себя и выполнил поставленную задачу. Иными словами, в том моём решении присутствовал и педагогический момент. Этот эпизод вдруг сплотил оркестр, который всё второе отделение играл, как в последний раз в жизни.

Нужно быть честным с публикой и с самим собой, иначе между сценой и залом не будет взаимообмена энергией. Себя не обманешь, а пришедшие на концерт люди могут  не знать чего-то узкоспециального, но всё чувствуют.

Конечно, это был экстраординарный случай. Я далёк от акцентирования на критике музыкантов. «Се человек», как сказано в Священном писании. И, кстати, на том концерте меня очень порадовал кларнетист, неожиданно замечательно сыгравший соло в Шостаковиче...

Понимаете, у нас нет времени на раскачку. В сжатые сроки необходимо выстроить фундамент из огромного количества сочинений. Не успокоюсь, пока в нашем репертуаре ни будет всех симфоний Чайковского, Прокофьева, Шостаковича, Рахманинова, хотя бы нескольких серьёзных сочинений Скрябина, Глазунова, Стравинского, Кабалевского, Щедрина. Только при таком раскладе можно говорить о достижениях.

 

«БОЕЦ» ОРКЕСТРА

– В Концерте Кабалевского солировала Евгения Наумова, ученица легендарной Эммы Налбандян, преподавателя по классу виолончели ДМШ № 2, чьи ученики – сплошь студенты и выпускники российских и зарубежных консерваторий, играют в знаменитых коллективах, но которая, к сожалению, так и не удостоена почётного звания «заслуженный учитель РФ». Хотя для своих питомцев и их родителей, а также для таких корифеев, как Юрий Башмет, она давно – «народная»…

Да, Женя – талантлива, убедительно доказала это в концерте, однако именно вы разглядели в ней талант и использовали его для общего блага. Как познакомились со своей будущей солисткой?

– Женя репетировала в зале виолончельный концерт Лало (она вообще очень много занимается), а я шёл мимо и услышал игру. Зашёл, поздоровался, поинтересовался причинами выбора произведения. Оказывается, ей предложили с ним выступить. Знаете, далеко не каждый музыкант серьёзного оркестра, а Женя даже не концертмейстер группы в нашем, может сходу прилично сыграть ре-минорный концерт Эдуара Лало!

Попросил её прислать запись, послушал и остался очень доволен. Потом у меня случился форс-мажор: солистка оркестра Мариинского театра не смогла принять участие в нашей программе. Тогда и попросил Евгению за 13 дней выучить Концерт Кабалевского. С невероятно сложной задачей девушка справилась. Стало понятно, что Женя в коллективе – настоящий боец. Такие люди в нашем коллективе есть ещё, будем с ними работать.

 

ХАЛТУРА ЗАКОНЧИЛАСЬ

– Недавно, с вашей лёгкой руки, в оркестр на ключевые позиции пришло сразу несколько хороших музыкантов: первая и вторая валторны, скрипка, первый фагот, контрабас, первый гобой...

Вами достигнута договорённость с Петербургским музыкальным ателье «Доценко и К°» о систематическом техосмотре сочинских инструментов, нуждающихся в ежегодной профилактике и ремонте. В ходе первого визита питерских мастеров отремонтированы личные инструменты музыкантов и те, что принадлежат филармонии...

– …Благодаря этому оркестрантам стало в прямом смысле легче дышать, и вся духовая группа зазвучала стройнее!

– После «летних каникул» коллективу предстоит пройти экзамен-прослушивание. Начатый вами отсев продолжится. Не боитесь новых обид?

– Всегда кто-то с кем-то дружит, кто-то на ком-то женат или за кем-то замужем. Но какие могут быть обиды? Итог разгильдяйства – остановка выступления на публике.
Мой коллега Олег Солдатов – человек профессиональный. Он проделал в этом коллективе определённую работу и продолжит свою деятельность, однако подходы к стандартам в оркестре должны сегодня меняться. Я сказал музыкантам: «Ребята, халтура закончилась».

 

КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС

– Слышал о вашей договорённости с мэром Сочи о выделении оркестру 3-4 квартир. Это правда?

– Да. Инициатива Анатолия Николаевича Пахомова уже оформлена в конкретное поручение, а пока расходы по аренде жилья для приглашённых музыкантов компенсирует Сочинское концертно-филармоническое объединение. И спасибо большое гендиректору СКФО Владимиру Мишарину, что он находит возможность открывать новые ставки при отсутствии ресурсов!

К сожалению, остаётся по прежнему открытым вопрос зарплат. Ни один серьёзный коллектив не может существовать сегодня с зарплатой в 20-25 тысяч в месяц. На фоне других регионов России для Сочи – это позор! Владимир Васильевич сконцентрировал все возможности объединения на нуждах оркестра, не только выделяя необходимые ставки, но и премируя музыкантов. Увы, эти возможности не безграничны. Без серьёзной помощи городских властей нам не обойтись. Мы разговаривали на эту тему с Анатолием Николаевичем. Он – человек, умеющий слышать.

Конечно, это не значит, что мы собираемся сидеть сложа руки. И моя задача как менеджера – добиться заинтересованности потенциальных партнёров, контрактов с выгодными для оркестра финансовыми условиями. У нас много проблем: нужно покупать инструменты, иметь возможность приглашать интересных солистов… Для этого создаём Попечительский совет и Фонд симфонического оркестра. Однако зарплаты – база, без которой ничего не построить. Поэтому выход один: добиться, чтоб наш оркестр встал в один ряд с ведущими региональными коллективами страны не только по исполнительскому качеству, но и по уровню зарплат. Будем работать над тем, чтобы добиться увеличения финансирования в рамках муниципального бюджета 2019 года.

– Антон Владимирович, задам сложный вопрос в надежде на простой ответ: зачем вам всё это?

– Интересно создать коллектив с «низкого старта». Как это было в Бурятии, когда я в 25-летнем возрасте возглавил республиканский театр оперы и балета. Потом – Владивосток, где поднимал с нуля Приморский государственный театр оперы и балета. Теперь – Сочи... Бог любит троицу.



ОКНА С ВИДОМ НА МОРЕ

– Образ города-праздника, навеянный книгой воспоминаний Хемингуэя о его жизни в Париже, на мой взгляд, не очень проецируется на Сочи. Сочи больше напоминает город-пионерлагерь из кинокомедии Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»: «бодры» надо говорить бодрее, а «веселы» – веселее. И даже сочинский летний карнавал, не смотря на роскошные костюмы, не производит впечатления искреннего праздника души, т. к. носит обязательно-принудительный характер, проводится, по ощущениям, не для себя, а для отчёта, как в той рекламе: «Не запостил, значит, не было».

Ещё одним элементом курортной показухи можно назвать, вероятно, Хартию «Я люблю Сочи!», которая, по признанию некоторых работников учреждений социальной отрасли, мешает выполнять непосредственные профессиональные обязанности. Тут даже совестно напоминать слова «зрящего в корень» автора «Гамлета»: «Люблю, – но реже говорю об этом. Люблю нежней, – но не для многих глаз. Торгует чувством тот, что перед светом всю душу выставляет напоказ!»

Нередко слышу и от гостей курорта о фальшивых нотах, халтуре, лицемерии… А как вы воспринимаете курортную атмосферу летней столицы?

– Ну знаете, показушности и заинтересованности внешней стороной больше, чем сутью, везде достаточно. Это, скорее, примета времени, чем географии. Взять хотя бы историю с постановкой моей оперы «Доктор Живаго» в Германии. Сколько в немецкой прессе написано злых слов?! Приехал-де русский композитор-чиновник, посмел ругаться с немецким режиссёром, выступает за… традиционные российские культурные ценности! Даже мою фотографию с Президентом России нашли и опубликовали. А причём тут президент? Ведь ни слова не сказали о самой музыке! Постановка изначально была нужна им исключительно как повод для политического скандала, никого музыка-то не интересовала. Чем не показуха?!

Что касается курортной атмосферы, у меня нет времени в неё окунаться. Мой Сочи – это окна с видом на море и пение птиц с четырёх утра, цветущие магнолии и удивительно ароматный воздух… Это праздник, который всегда со мной!

Я по натуре человек закрытый. Много езжу и редко задерживаюсь в каком-либо городе дольше 3-5 дней. Так складывается график. И нет задачи вписаться в праздничное пространство курорта. Мне всё равно, где играть: в Сочи, Москве, Петербурге, во Владивостоке или Пекине. Профессиональная ответственность-то везде одинаковая.

 

МНЕНИЯ ПО ПОВОДУ.

 

Эмма Налбандян,

преподаватель по классу виолончели сочинской ДМШ №2:

 

– Оба концерта, которыми дирижировал Антон Владимирович Лубченко, – в Зимнем театре и в Органном зале – произвели на меня впечатление праздника подлинного искусства с оттенком профессионального счастья.

Конечно, я очень волновалась за свою ученицу Евгению Наумову, солировавшую в Концерте №1 Кабалевского для виолончели с оркестром. Всё-таки менее двух недель на разучивание и всего одна репетиция – слишком большой риск. Однако Женя – большая умница, и с честью сдала «экзамен на прочность». Пусть поставленный на сцене подиум был для высокой девушки маловат, а стул под ней почему-то покачивался, на её игру – эмоциональную, выразительную и по музыкальным интонациям точную – эти и другие испытания не повлияли. Я ощутила чувство гордости, знакомое всем учителям. Безусловно, будь у Жени больше времени, результат был бы более впечатляющим.

Благодарна Антону Владимировичу за высокое доверие, оказанное моей ученице, и за наш оркестр, который будто очнулся от долгого сна! Разумеется, пока не всё безукоризненно – есть ещё над чем работать, но уже явственно просматривается открывающаяся перспектива.

Мне очень хочется, чтоб у нового дирижёра и художественного руководителя всё задуманное получилось. Он взял, на мой взгляд, правильный курс. И, если не будет никаких препятствий или форс-мажоров, может добиться серьёзных успехов.

История с сочинским трубачом в сюите Прокофьева показательна. С халтурой или работой вполнакала Антон Лубченко, принципиальный и требовательный профессионал с большой буквы, не смирится. Строгий спрос – с каждого. Это очень импонирует. Нужно иметь мужество говорить людям в глаза горькую и аргументированную правду, особенно сегодня, когда отовсюду льется патока отчётов об успехах, а между тем до совершенства – как до неба. Лучше выявлять и исправлять ошибки сразу, не доводить ситуацию «до гангрены». 

 

Инна Калайда,

выпускница теоретико-композиторского факультета Ростовской государственной консерватории, мама Даниила Калайды, музыканта Всероссийского юношеского симфонического оркестра под управлением Юрия Башмета:

 

– Антон Лубченко для Сочинского симфонического оркестра – настоящий подарок! В коллективе немало хороших музыкантов, но им не хватало талантливого руководителя. Восхищает то, что разительных перемен новому дирижёру удалось добиться за столь короткий срок. Это вселяет надежду, что Сочи, наконец-то, обретёт симфонический оркестр, достойный летней столицы.

Концертная программа в Органном зале 1 июня воспринималась целостно. Оба отделения Лубченко держал слушателей в напряжении. Не могу не отметить солистов. Великолепно исполнен Евгенией Наумовой виолончельный концерт Кабалевского. И от Концерта Пахмутовой с московским трубачом Владимиром Пиняловым получила удовольствие. А эпизод с приостановкой исполнения прокофьевской сюиты из-за сочинского трубача я восприняла спокойно. Как музыкант понимаю Антона Владимировича, взвалившего на себя груз ответственности за общий исполнительский уровень. «Что бы ни происходило в оркестре, плохого или хорошего, – за всё в ответе дирижёр», – отмечал великий Евгений Мравинский.

Расхожее выражение «Публика – дура» (ничего не поймёт и всё проглотит) несправедливо. Публика – разная. Однако даже люди, в слуховом отношении не очень подготовленные к восприятию симфонической музыки и не очень опытные, имеют определённый слуховой навык, «шестым чувством» отличают прекрасное исполнение от неудачного. Анализ и аргументы – удел специалистов.

В Сочи гастролирует много одарённых музыкантов и знаменитых оркестров, записи гениальных концертов есть на телевидении и в интернете – живём не в отрыве от цивилизации: при желании можно сопоставить исполнительский уровень. И если исполняемое произведение блистательно, это поймёт каждый, независимо от профессии. Публику нужно уважать, чувствовать свою ответственность перед слушателями, и тогда высокий профессионализм исполнителей оценят по достоинству.

Снимаю шляпу перед маэстро за то, что он привнёс в будни нашей, с симфонической точки зрения, музыкальной провинции высокую столичную культуру. Я не перфекционист, но мне присуще стремление к идеалу, как и многим жителям олимпийской столицы, «заразившимся» олимпийскими принципами задолго до 2014 года.

 

Лидия Кузьмина,

начальник управления культуры администрации города Сочи:

 

– Сочи, динамично развивающийся в последние годы, всё больше обретает столичные черты, что не может не сказаться и на развитии культуры нашего города, музыкальной, в первую очередь. Международные проекты – Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета, Музыкальный фестиваль «Crescendo» Дениса Мацуева, Международный оперный фестиваль имени Галины Вишневской, концерты филармонических оркестров из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Перми… – безусловно, способствуют повышению интереса к новым эстетическим впечатлениям искушенной и не очень публики. В конце 2017 года главой летней столицы Анатолием Пахомовым для нового витка в развитии Сочинского муниципального симфонического оркестра был приглашён в качестве художественного руководителя молодой и энергичный дирижёр и композитор Антон Лубченко. К слову, Анатолий Николаевич всегда проявляет живой интерес ко всем культурным событиям в нашем городе, с большим вниманием и заботой относится к музыкантам, художникам, педагогам и всем профильным специалистам, работающим в досуговой отрасли курорта.

В случае с симфоническим оркестром это, несомненно, вопрос престижа: город столичного уровня обязан иметь первоклассные оркестр и хор. В связи с этим придётся решать организационные задачи. Но то, что за короткое время Антоном Владимировичем наряду с репертуарной деятельностью подготовлены и представлены две внеплановые огромные и непростые симфонические программы, свидетельствует: для трудолюбивых и ищущих музыкантов невозможного нет! 

Концерт, состоявшийся 24 мая, стал грандиозным приношением в честь 80-летия Зимнего театра. Выбранный репертуар необычен: «Гамлет» Шостаковича и «Гамлет» Чайковского, «Евгений Онегин» Прокофьева – серьёзнейшая музыка, непростая в плане восприятия даже для подготовленного слушателя!

Тут и творческие находки, и использование новых техническо-художественных приёмов: опущенный «железный» (противопожарный) занавес в качестве декорации, ощутимо преобразовавший акустические возможности зала, измененная рассадка музыкантов… – всё способствовало особым слуховым и зрительным впечатлениям.

Вокальные партии солистки филармонии Екатерины Богачёвой и студента Сочинского колледжа искусств Владимира Грищенко (класс преподавателя Людмилы Нечаевой), уверенно  представленные с элементами драматической игры в разных уголках зала Зимнего театра – на сцене и из лож, в зрительской части и в кулисах, вызвали горячий эмоциональный отклик слушателей, погружённых в это завораживающее действо.

Удачно вписан в общую канву и номер камерного хора под руководством Ольги Луковской. А связали части музыкального полотна воедино хорошо подобранные литературные фрагменты в профессиональном исполнении известного телеведущего Дмитрия Фоменко.

Иными словами, дебют Антона Лубченко в роли нового художественного руководителя и дирижёра Сочинского муниципального симфонического оркестра прошёл на высшем уровне. И вообще, маэстро характеризует высший уровень: вкуса, стиля, образования, организаторского таланта и исполнительского опыта. Думаю, секрет успеха в этом. Программа получилась вдохновенной. После оваций, устроенных публикой, очень приятно было услышать и восторженные отзывы! 

В концерт, проходивший 1 июня в Органном зале и тоже богатый на сюрпризы, входили произведения из музыки советского периода, к сожалению, нечасто исполняемые – «Гамлет» Шостаковича, Концерт Кабалевского для виолончели с оркестром (солистка – Евгения Наумова), сюита из оперы Прокофьева «Повесть о настоящем человеке», Концерт Пахмутовой для трубы с оркестром (солист – Владимир Пинялов). В целом, программа получилась удивительной. Музыка Шостаковича звучала в кинофильме Григория Козинцева «Гамлет» с Иннокентием Смоктуновским в главной роли. Это уже третье посвящение принцу Датскому за два концерта! Впечатлили солисты и весь состав оркестра, который, казалось, обрёл «единый голос».

А после инициированного дирижёром повторного исполнения сюиты из оперы «Повесть о настоящем человеке», уверена, зал окончательно понял, что для Антона Лубченко на первом месте – профессионализм и качество. И ведь как прозвучало  произведение Прокофьева во второй раз?!

Замечу, сочинский слушатель и зритель – очень благодарный: встречает всех исполнителей одинаково тепло и радушно, всегда готов кричать «Браво!» и просить исполнения на бис. Теперь он, хочется верить, станет более чутко вслушиваться в звучащую со сцены музыку, будет более взыскателен и требователен при оценке исполнительского мастерства.

Очень важно также, что весь руководящий состав Сочинского концертно-филармонического объединения – его генеральный директор Владимир Мишарин, в первую очередь,  а также директор филармонии Валерия Анфиногенова – оказывает всемерную поддержку развитию оркестра. А вдохновляет сегодня СКФО, как и в целом культурную сферу курорта, направленный на поддержку всей культурной отрасли Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Мы живём в период судьбоносных перемен в различных государственных отраслях. И ещё в прошлом году на декабрьском заседании Совета по культуре и искусству Президент России Владимир Путин отметил, что вопросы культуры имеют определяющее значение практически для всей нашей жизни: для экономики, образования, технологического развития, обеспечения суверенитета.

«Культура, – сказал тогда Владимир Владимирович, – это мировоззрение, прежде всего, универсальный инструмент сохранения и передачи традиционных моральных, духовных, эстетических ценностей и основа гармоничного, свободного общества, способного сберечь свою самобытность и при этом быть открытым, восприимчивым к глобальным тенденциям развития цивилизации».