Культура:

«Апостолы равенства»

17.02.2016

Кубанские театралы выбрали нового председателя краевого отделения СТД

2611

Кубанские театралы выбрали нового председателя краевого отделения СТД
На очередной отчетно-выборной конференции Краснодарского краевого отделения Союза Театральных деятелей России (СТД РФ), которая прошла 15 февраля в Малом зале краевого театра Драмы им. Горького, актер Андрей Светлов, председательствовавший на конференции, в одной из своих реплик процитировал известного английского критика и писателя Мэтью Арнольда. Цитата довольно длинная, но смысл заключен в одной фразе: «Деятели культуры – истинные апостолы равенства». 
– Мне кажется, что это определение – апостолы равенства – должно быть в большей степени адресовано не столько к нам, театральным деятелям, а к нашим чиновникам от культуры.
Почему был сделан такой кивок – стало понятно, когда перед делегатами выступил с отчетным докладом Станислав Гронский, бессменно руководивший Краснодарским отделением СТД на протяжении 28 лет. В докладе прозвучала жесткая и во многом справедливая критика бывшего руководства министерства культуры края, чиновники которого уже долгое время фактически не интересуются театральной жизнью Кубани.
Показателем этого стал небольшой конфуз, произошедший с министром культуры Викторией Лапиной, выступившей с приветственным словом к участникам конференции. Виктория Юрьевна в своей речи поблагодарила Станислава Гронского за 16 лет руководства региональным отделением Союза. 
«Не 16, а 28», – деликатно поправил Гронский министра. 
«Ну, не знаю. У нас записано 16», – слегка смутившись, отреагировала Лапина. 
Собственно, этот небольшой курьез, как нельзя лучше характеризует взаимоотношения деятелей театра и краевого министерства, существовавшие до недавнего времени. 
На это посетовал с трибуны и сам докладчик, напомнив делегатам, что чиновники министерства культуры с завидным упорством долгое время не замечали существования краевого отделения СТД, а порой и просто мешали нормальной работе, даже в таком деле, как организация и проведение фестиваля «Кубань театральная». 
– Этот фестиваль, который был учрежден краевым отделением СТД и традиционно проводился нами же, был всегда популярен у зрителей и деятелей театра со всего края, были гости из других регионов. Так было! Теперь же нас отодвинули в сторону, и получилось так, что два фестиваля подряд СТД к «Кубани театральной» не имел никакого отношения, – с сожалением констатировал Станислав Гронский. 
Не с лучшей стороны зарекомендовало себя краевое ведомство, проигнорировав Южный театральный форум СТД РФ, проходивший в Ростове-на-Дону в сентябре 2014 года. Кубань представили на форуме четыре краснодарских театра (28 человек). Однако отсутствие в составе делегации представителей министерства культуры Краснодарского края вызвало недоумение даже у председателя СТД России Александра Калягина, который нередко отзывался о деятельности кубанского отделения СТД, как об одном из лучших театральных сообществ в стране. Не преминул упомянуть об этом Александр Александрович и в своем видеообращении к участникам краснодарской конференции. 
Выступившие в прениях участники конференции также с сожалением отмечали, что в краевом министерстве многие знаковые события в театральной жизни края почему-то не замечают. Например, снискавший особую любовь и популярность у краснодарской публики новый проект молодых актеров театра Драмы Арсения Фогелева, Алексея Мосолова и Виталия Борисова – «Один театр» – стал экспериментальной площадкой для многих мастеров сцены в реализации своих творческих идей и проектов. Здесь регулярно проходят фестивали и работают творческие лаборатории. Это событие так и осталось не замеченным нашими чиновниками от культуры. 
Как сказал в своем выступлении на конференции главный режиссер Нового театра ТО «Премьера» Анатолий Тучков, в Краснодаре абсолютно нет рекламы и анонсов репертуара своих театров. Зато на рекламу заезжих поп-звезд и столичных артистов, выступающих с антрепризами, те структуры, которые монополизировали рекламные площади в кубанской столице, средств не жалеют. Это не справедливо. Возможно, что многое зависит и от волевого политического решения руководителей минкультуры, но складывается такое ощущение, что «наверху» и на это не обращают внимания. По принципу: «Ничего личного – только бизнес!».
Вместе с тем в докладе Гронского нашлось место и позитиву. Станислав Иосифович с благодарностью отметил, что за отчетный период удалось качественно отремонтировать и привести в порядок здания и интерьер театров в Краснодаре, Армавире, Новороссийске. Кстати, не так давно новороссийцы пополнили семью профессионалов – с 2015 года на базе Народного театра в этом городе был создан профессиональный коллектив – Новороссийский театр Драмы им. Вл. Амербекяна. А не так давно в большую семью театров гармонично влились и частные творческие коллективы – это уже упомянутый «Один театр» и театр «Волшебное колесо». Спектакли этих коллективов получили неплохие отклики в региональных и даже федеральных СМИ. 
В сложных экономических условиях союз нашел средства для оказания материальной помощи многим ветеранам сцены, а молодые актеры театра Драмы и муниципального молодежного театра прошли обучение в Международной театральной школе СТД РФ. 
К сожалению, никак не закончится затянувшийся на годы ремонт Туапсинского ТЮЗа, а власти города все кормят обещаниями. Эту проблему, очевидно, уже придется решать новому составу правления СТД и его председателю. 
Режиссер Нового театра Анатолий Тучков напомнил коллегам по цеху еще об одном случае, характеризующем отношение власти к деятелям кубанской сцены: 
– Станислав Иосифович уже говорил о том, что наш СТД отодвинули от проведения «Кубани театральной», СТД от фестиваля ушел на задний план. Но мы порой оказываемся «за бортом» и других событий, происходящих в крае. 
Когда проводилась «Ночь театров», я обратился к одному из работников минкультуры, Константину Петрушину, с вопросом: «Почему наш театр не известили о том, что будет такое мероприятие? Мы бы тоже поучаствовали». Ответ меня обескуражил: «А вы к нам не относитесь, у вас свое начальство!»
Позвольте, а к кому же мы относимся? Вы не задавались вопросом, почему исчезли театральные капустники? Почему убрали «Хохот Пегаса»? Очевидно, потому, что он кому-то стал неудобен. Заменили его проектом «Театральный разъезд», который тоже закрыли. Наверное, по той же причине – стал неудобен. Извините, но театр существует и работает не для чиновников, а для всех! 
Приблизительно такой же лейтмотив был и в выступлениях других участников отчетно-выборной конференции. Между властью и театральным сообществом не должно быть никакой стены, а должен быть взаимополезный и конструктивный диалог, безо всяких заискиваний и прислужничества. Это понимают и принимают все, кроме тех, кто волею обстоятельств наделен высокими полномочиями.
Между прочим, к этому же диалогу призвала театральное сообщество и министр культуры Лапина, обратившись со сцены к участникам конференции. Пока же налицо только монолог, ибо в министерстве по-прежнему не слышат голос театральной общественности. Выступавшие делегаты выразили надежду, что новый министр культуры Виктория Лапина и обновленный состав министерства не будут повторять ошибок прежних руководителей Натальи Пугачевой и Галины Соляниной, отгородившихся на длительное время стеной непонимания от деятелей театра.
Отдавая должное той работе, которую правление СТД, достаточно возрастное по составу, проделало за последние пять лет, многие деятели театра возлагают большие надежды на новый состав актива, который значительно омолодился. Помимо Станислава Гронского, возглавлявшего кубанское отделение Союза без малого 30 лет, из правления уходят на отдых Леонтий Желябин и Альбина Лесина, которые также немало лет своей жизни отдали работе в аппарате СТД. 
На смену этим опытным, сникавшим почет и уважение в профессиональной артистической среде людям, теперь придет молодежь. И это не случайно. В ходе голосования новоизбранным председателем краснодарского краевого отделения СТД РФ стал актер Краснодарского муниципального молодежного театра Анатолий Дробязко. В борьбе за эту должность с ним конкурировал молодой актер Краснодарского театра Драмы Алексей Мосолов. Любопытно, что из 69 человек, принявших участие в голосовании, более 20 отдали предпочтение как раз молодому Мосолову, хотя в перерыве перед процедурой голосования некоторые из делегатов называли Алексея Мосолова не иначе, как «техническим кандидатом», чтобы была соблюдена процедура альтернативных выборов. А в действительности оказалось, что «технический» отобрал у явного фаворита больше трети голосов. 
В общем, все происходило честно, хотя порой эмоционально, открыто, без лживой лести и лицемерных слов. Артисты, правда, умеют скрывать истинное лицо под маской, но конференция СТД все-таки не то действо, где уместен актерский талант, это, как мне показалось, понимали и участники, а потому выступавшие говорили то, что, как говорится, «накипело».
Молодые актеры говорили о том, как сложно пробивать звания, более опытные говорили о том, что СТД практически один, без поддержки власти заботится о ветеранах сцены, режиссеры – о том, как тяжело бороться за зрителя без поддержки прессы и без объективности критики, а критики жаловались на то, что им негде стало печататься. 
Даже видавший виды заместитель председателя СТД РФ Геннадий Смирнов, присутствовавший на конференции, в сердцах сказал: 
– Я на многих региональных конференциях уже побывал, но такого отчетного доклада и таких выступлений в прениях еще нигде не слышал. Артисты так открыто и честно о своих проблемах мало где говорят.
Так что, новому составу правления краевого отделения СТД и его председателю Анатолию Дробязко еще понадобится некоторое время, чтобы осмыслить и проанализировать итоги конференции, а затем определить первоочередные задачи, которые должно решить театральное сообщество, чтобы не только сохранить жизнь театру, но и развивать его всеми силами. 
А чиновникам культуры следовало бы задуматься над тем, в каком направлении строить свои взаимоотношения с деятелями искусства. Эти люди не признают дрессуры, ибо артист только тогда остается артистом, когда дышит и творит в атмосфере свободы, потому что он и есть «апостол равенства».
Сергей ЛАДОЖСКИЙ