Культура:

Фавориты «Кинотавра-2016»

20.06.2016

XXVII Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр», проходивший в Сочи в Год кино, объявил имена победителей.

4304

XXVII Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр», проходивший в Сочи в Год кино, объявил имена победителей.

Гран-при достался школьной комедии Оксаны Карас «Хороший мальчик», приз «За лучшую режиссуру» – Кириллу Серебренникову за картину «Ученик». «Лучшим дебютом» признана «Чужая работа» Дениса Шабаева. Приз «За лучшую женскую роль» – у Натальи Павленковой («Зоология», режиссер Иван И. Твердовский), «За лучшую мужскую роль» – у Константина Хабенского («Коллектор», режиссер Алексей Красовский). Лучшим оператором назван Денис Фирстов, снявший «Коллектора». Приз имени Григория Горина «За лучший сценарий» вручен Константину Челидзе («Огни большой деревни», режиссер Илья Учитель). Специального диплома имени Микаэла Таривердиева «За музыкальное решение фильма» удостоены композиторы Джорджо Джамбо и Игорь Вдовин («Разбуди меня», режиссер Гийом Проценко). Специальным дипломом жюри с формулировкой «За лучшее кино о кино» отмечен фильм Ильи Учителя «Огни большой деревни».

Гильдия киноведов и кинокритиков России, планировавшая сначала воздержаться от раздачи «лавров» из-за «кризиса в российском кино», все-таки наградила своим призом «Зоологию», а «Чужую работу» – дипломом «За создание документального киноромана «Отверженные».

Остановимся подробнее на некоторых картинах, ставших фаворитами «Кинотавра-2016».

 

Веселый фильм о взрослении

Вручая Гран-при, председатель жюри и создатель «Легенда № 17», а также «Экипаж» Николай Лебедев отметил, что фильм Оксаны Карас, исполненный юмора, иронии и надежды, по-человечески рассказывает о человеческом – о движение вперед и о взрослении. Именно поэтому жюри предпочло легкую зрительскую историю артхаусным драмам.

«Хороший мальчик» навевает воспоминания о целой серии известных «школьных» лент российского кинематографа («Плюмбум, или Опасная игра» Вадима Абдрашитова, «Курьер» Карена Шахназарова…), но при этом стоит особняком, т. к. острые проблемы сумел отразить светло и радостно.

Наш главный герой Коля Смирнов, – рассказывает режиссер картины, – хороший мальчик в общепринятом понимании. До определенного момента он полностью оправдывает чужие ожидания. Отличник, послушный, рационалист. В его мире все просто: есть черное и белое, хорошее и плохое, все разложено по полочкам, а любая сложная «взрослая» ситуация решается очень просто. Любишь кого-то? Женись. Не прав? Попроси прощения. Запутался? Разберись. Главное качество Коли – юношеский максимализм. И ему легко с этим жить. До того момента, пока в его жизни не случается эта сумасшедшая неделя. Но не только Коля – «хороший мальчик», «хороший мальчик» и его антагонист – директор школы Дронов. Он просто виртуоз разруливания сложных взрослых ситуаций. Однако и ему становится нелегко, когда в его жизни появляется Коля и со всей подростковой страстью принимается распутывать клубок чужих проблем.

Главный герой умудряется влюбиться в учительницу английского языка, состоящую в любовной связи с директором школы, а потом у Коли случается дружба-любовь с Ксюшей (Анастасия Богатырева), дочерью Дронова (Михаил Ефремов). И все это на фоне поисков искренних чувств и честных отношений, заигрываний с «одноруким бандитом», системы выживания «повернутого» на здоровье папы (Константин Хабенский), занятий русскими народными танцами под началом колоритного просоветского завуча (Татьяна Догилева)…

«Хороший мальчик» – веселое игровое кино на стыке жанров: не просто комедия, но и драма взросления, и детектив о том, «кто поджег школу?», а финал восходит к лучшим традициям индийского кино. Главная картина «Кинотавра-2016» выйдет на экраны страны уже во второй половине сентября. Причем дистрибьюторами российского фильма стали сразу два лидера мирового кинопроката – Walt Disney Studios и Sony Pictures Releasing, что говорит само за себя.

 

По религиозным соображениям

«Ученик» Кирилла Серебренникова, показанный ранее в программе «Особый взгляд» Каннского международного кинофестиваля, тоже вроде на тему старшеклассников, но уже в жанре школьного нуара. В киноверсии спектакля «(М)ученик», поставленного в «Гоголь-центре» по пьесе Мариуса фон Майенбурга, действие происходит в современной России. Старшеклассник Вениамин Южин (Петр Скворцов) отказывается посещать занятия физкультурой, а на закономерный вопрос матери (Юлия Ауг) «почему» отвечает: «По религиозным соображениям». «Да какие у тебя религиозные соображения?!» – смеется та.

Тинэйджер на глазах превращается в террориста, – констатирует авторитетный киновед Сергей Шолохов. – На какой почве у него «сносит крышу», не совсем понятно, автору важно показать механизм превращения заурядного пацана в религиозного фанатика. А Библия, цитатами из которой фонтанирует ученик, дает его мракобесию идеологическое обоснование. Я, правда, про феномен православного терроризма слышу впервые, но фильм «Ученик» уже бьет в международный фестивальный набат: вот она, настоящая угроза!

Дьявол, как известно, всегда найдет подходящую цитату из Святого писания. Поэтому образ юного школьного «пророка» обманчив, хотя под его обаяние попадают мать героя, директор школы, настоятель местного храма… Формально устами отрока гласит истина: мир погряз во лжи и зле, утрачена вера, поругана добродетель. И на каждый обнажаемый порок у почитателя библейских моральных норм находится верное «слово Божие». Одна лишь учительница биологии Елена Львовна (Виктория Исакова) не позволяет усыпить себя «аксиоматичностью» канонических формулировок, вследствие чего ее вольнодумный атеизм вскоре истолковывается даже коллегами исключительно сионистскими причинами.

И не помогут никакие призывы к здравому смыслу, а также апелляции к доказанным наукой фактам. Зато «златоуст»-манипулятор Вениамин находит полную поддержку у администрации школы, ниспровергая евангельскими откровениями эволюционную теорию Чарльза Дарвина и не только. Даже намерение убить, а впоследствии убийство – один из смертных грехов! – рьяный последователь Христа с легкостью обоснует благозвучной апостольской фразой.

Мальчик, находясь в пубертате, будучи не самым лучшим учеником в классе, испытывая определенные психологические проблемы, выбирает себе такой ход защиты-нападения, подслушанный, разумеется, у взрослых, – говорит Кирилл Серебренников. – Не надо же объяснять, откуда берется фраза: «Это оскорбляет мои религиозные чувства»? Наш фильм критикует ханжество и равнодушие людей, которые очень легко соглашаются с любыми носителями каких-то экстремальных, экстремистских идей. Он о глобальной растерянности самых разных людей перед мракобесием, идейной косностью, безумием и страхом. Страхом быть честным и правдивым... Я всем зарубежным интервьюерам рассказывал возмущающую меня историю про мой родной город Ростов-на-Дону: там церковь отбирает кукольный театр, в который я ходил в детстве, где получил свое первое достаточно сильное театральное впечатление. Ранее на этом месте был разрушенный в 1930-е годы храм, и сейчас землю хотят забрать. Я считаю, это вредительство.

По словам режиссера, свою работу он ориентировал прежде всего на российскую аудиторию. Уже заключен прокатный договор с российской киноторговой компанией «Вольга».

Мне говорят, в России нет спроса на подобного рода фильмы, – пожимает плечами Серебренников. – Так сегодня устроен российский прокат. Надеюсь, «Ученика» все же посмотрят, потому что он был в Канне, получил премию Франсуа Шале... Такие фильмы, как наш, в Европе пользуются зрительским интересом, идут во многих кинотеатрах. Французы сразу купили нашу картину, затем итальянцы, бельгийцы, немцы. Купила Южная Корея...

 

Время коллекторов

«Монофильм»-притча Алексея Красовского с участием Константина Хабенского «Коллектор» знакомит с представителем не самой уважаемой профессии, однако раскрывает душу главного героя Артура и предлагает зрителю как бы «встать на его место» на одну ночь, проведенную вместе с ним в офисе на фоне «московских окон негасимого света». На наших глазах специалист экстра-класса, выжимающий при помощи ловкого обмана и циничных провокаций из злостных неплательщиков миллионные долги, превращается в жертву… «вернувшегося бумеранга». Мстительницей стала супруга некого должника, покончившего с собой. Она выкладывает в интернет видеокомпромат, превращая Артура за считанные часы в изгоя, от которого отказался работодатель и на которого объявлена охота. Даже охранник офиса, где забаррикадировался герой, предъявляет тому свои счета. Есть только ночь, чтоб «через телефон» реабилитироваться в общественном мнении и избежать наказания, доказав всем свою невиновность.

Герой фильма – коллектор, имеющий дело только с крупными должниками, и поэтому «нарушающий правила», «многое себе позволяющий». По словам режиссера, полюбить такого персонажа гораздо сложнее, чем полицейского или врача. Однако стереотипный образ коллектора-бандита не соответствует действительности.

Подобные слухи вокруг профессии создаются намеренно, – заверяет Алексей. – Кто-то наверху принял такой сценарий: сейчас нашим главным врагом будет коллектор. Зрителю очень легко с этим согласиться, потому что большинство людей сегодня живут в долг. Перенаправить гнев на коллекторов, американцев, украинцев и других легко. Я проверял: более половины статей об ужасах работы коллекторов – выдумки и фейки, созданные для того, чтобы разжечь ненависть. В 2017-м, скажем, устроят «год педофилов» – станут воевать с ними. Потом сборная проиграет, и мы все будем ненавидеть футболистов. Об этом и наше кино: ненависть словно разлита в пространстве, ее можно направить на кого угодно. И на месте этого коллектора может оказаться любой другой.

Это вызов, который принял я как автор сценария и, надеюсь, Константин как исполнитель роли. Но есть люди, окружающие героя: они тоже меняются в своем отношении к нему. Больше всего пришлось работать не над главным героем, а над второстепенными образами. Хотелось, чтобы эти люди были нестандартными в своих реакциях и поступках. Когда один человек оказывается в щекотливой ситуации, интересно не только то, как поведет себя он сам, а как поведут себя окружающие. Все ли они пройдут проверку на преданность? Кто-то поможет, а кто-то, напротив, будет злорадствовать, достанет телефон и будет несчастного снимать. Наша задача состояла в том, чтобы показать перемены других героев, но при этом самих героев оставить за кадром.

Режиссер обращает внимание, что в его картине люди всегда «почти присутствуют в кадре». Или стоят за дверью, или в виде толпы шумят за окном, или мелькают силуэтами... Разнообразие аудиоконтента достигалась за счет современной техники, позволяющей передавать не только голоса, но и формирующий внутреннее пространство окружающий фон (шум города или музыку). Зритель-слушатель ясно ощущает, что мир шире «темницы» героя.

Испытание полутора часами экранного времени Хабенский выдержал. Наблюдать за его реакциями на быстро меняющиеся обстоятельства нескучно. Вот он вежливо, но немилосердно достает должника, проходящего медицинское обследование, вот шутя и всерьез заказывает машину навоза для светского раута, для которого неожиданно стал persona non grata, а вот душевно беседует с молоденькой медсестрой ветеринарной клиники, куда днем отвез сбитую бродячую собаку. К слову, история о собаке, спасенной Артуром, воспринимается несколько ходульно и в лоб. Хотя, с другой стороны, как иначе показать «белизну и пушистость» коллектора? В арсенале у героя только слова и интонации, но зритель невольно проникается симпатией к «чудовищу».

Картина держится на актере и его энергетике, – подчеркивает председатель жюри «Кинотавра» Николай Лебедев. – Костя в очередной раз показал свой класс. Это очень талантливая и профессиональная работа. Меня радует, что от фильма к фильму он оттачивает свой талант!

Новый актерский образ Константина Хабенского в кинотеатрах можно будет оценить уже в октябре.

 

Ода хвосту

Роль Натальи Павленковой и новый фильм Ивана И. Твердовского «Зоология» вызвали у журналистов противоречивые чувства. Столичные «акулы пера» и искушенные кинокритики восторгались легкостью и комичностью истории о хвостатой работнице зоопарка Наташе, а представители местной прессы, преимущественно дамы, осерчали на режиссера за излишний натурализм, вызывающий брезгливость. На пресс-конференции одна из сочинок усердно обличала молодого режиссера, не щадя его самолюбия и отказываясь видеть в картине «борьбу людей с собственными комплексами, которые тянутся «хвостами». 

Прекрасно понимаю аудиторию, которую раздражают темы, с которыми я работаю, – говорит Иван И. Твердовский. – Возможно, им я и адресую свое кино. На обсуждениях «Класса коррекции» некоторые женщины буквально вырывали микрофон и, брызжа слюной на весь зал, кричали, что они работают учителями в школах, чуть ли не преподают в классах коррекции, и что таких школ, как в моем фильме, нет. Понимаю, с чем могла быть связана эта истерика и злость. Но если такая злость поможет этим женщинам поменять свой подход к детям, пробудить хоть на один день любовь к детям, тем более к таким детям, то чем плоха злость по отношению к картине? Кстати, «Зоология», на мой вкус, интереснее предыдущего фильма.

Героиня «Зоологии» – немолодая женщина, живущая с мамой в приморском городке и всю жизнь вызывающая насмешки у коллег. А тут еще у нее вырос длинный и толстый хвост, напоминающий фаллос. Разумеется, событие не удалось скрыть, что пробудило лютую ненависть всех видов и родов семейства бесхвостых «человекообразно-земноводных», коих в городке пруд пруди! И тут – луч надежды: стыд и глубокое отчаянье Наташе поможет преодолеть любовь, неожиданно появившаяся в ее жизни вместе с хвостом. Увы, молодой рентгенолог (Дмитрий Грошев), заинтересовавшийся Наташей, оказывается любителем «экзотики».

По словам певицы Алены Свиридовой, песни в исполнении которой звучат в «Зоологии», зрительный зал покидаешь в смятении: пронзительные и отвратительные моменты настолько перемешаны, что не знаешь, как относиться к уведенному. Однако даже в такой роли Наталья Павленкова очень органична – создала символ принятия собственной уникальности. Не понравились Свиридовой в «Зоологии» постельные сцены.

Здесь необходимо уведомить: хвост… не имеет эрогенных зон, что может рассматриваться как главная трагедия героини.

Вся история задумывалась под Наталью Павленкову, – объясняет режиссер, – и вокруг нее очень сложно было создать «правильную» актерскую среду. Она самобытная артистка, работающая в диалоге с партнерами, но в безусловный альянс ни с кем не вступающая.

«Среда» у Твердовского получилась под стать героине, атавистичной. Как в песенке Леонида Дербенева из репертуара Аллы Пугачевой про волшебника, сотворившего розовую козу с желтою полосой и с рогатой ногой вместо хвоста… Не исключено, что хвостатая Наташа является иногда во сне Ивану и с укором сверлит глазами. Но на пресс-конференции Твердовский об этом не упомянул, акцентируя внимание на бездуховном, лицемерном и скупом на любовь мире.

Виктор ТЕРЕНТЬЕВ

Фото Сергея ЛИСИЦЫНА