Культура:

Как услужить всем хозяевам?

21.05.2019

Недавняя премьера в Краевом академическом театре драмы не могла остаться незамеченной

1946

Недавняя премьера в Краевом академическом театре драмы не могла остаться незамеченной. И дело не в том, что здесь поставили известную пьесу Карло Гольдони «Слуга двух господ». Интрига возникла вокруг фигуры нового главного режиссера Константина Демидова. Это было радостной новостью, поскольку этот постановщик очень понравился как артистам, так и значительной части зрителей. Сначала на сцене Молодежного театра он поставил небесспорную, на мой взгляд, но оказавшуюся в результате в прочтении Демидова интересной пьесу Владимира Набокова «Событие», потом – великую «Гедду Габлер» Генрика Ибсена. В последней постановке было много тонких подробностей, стильность, исключительно внятна работа с каждым актером. И в том, и в другом случае перед нами была драма в лучшем своем проявлении.

И вот, «Слуга», одна из лучших комедий мирового репертуара, да еще в духе дель арте… К этому нужно долго стремиться и тщательно готовиться, создавать специальную труппу.  А то, что над комедией дель арте бились великие умы от Мейерхольда до Вахтангова, – это же знать надо.

Спектакль был явно сырой, темпоритм откровенно провисал. Но здесь вина лежит не на одном режиссере. Хотя бесконечные фронтальные мизансцены – это уже его забота. Надо отметить чрезвычайно слабую в актерском отношении труппу. Вот перед нами главный герой, Труффальдино, в исполнении Арсения Фогелева. Как известно, в подобных пьесах слуга зачастую является протагонистом. Широко расставленные ноги ассоциируются с подагрой и старостью, а по пьесе – это ловкий слуга. Когда он, бедный, ковыляет с блюдами от одного хозяина к другому, всё думаешь, отчего это они не выгонят его с работы? Безликая, вялая Смеральдина Аллы Мосаловой и вовсе вызывает скуку. Всё, на что хватает её характерности, – так это намекнуть на особые отношения с хозяином, которому она служит, – доном Панталоне.

Но если Фогелев – всё же профессиональный артист, и есть надежда, что со временем его роль обрастет подробностями и он сверкнёт своим дарованием, то от других молодых участников действия ждать ничего хорошего не приходится. Перед нами – череда унылых, усталых, несмотря на молодой возраст, выпускников института культуры. Здесь требуется глубокое погружение в литературу, драматургию, искусство в широком смысле слова. И так – изо дня в день, пока не поймёшь, что ты принадлежишь к чему-то большому, осознаешь свое присутствие в мире искусства как служение. И вот мы видим, как вместо полнокровных персонажей: Сильвио, Клариче, Беатриче или Флориндо – по сцене блуждают люди, как будто бы взятые с улицы. Они беспомощны актерски, между ними не возникает взаимодействия, а говорить об ансамбле и вовсе не приходится.

Конечно, рядом есть профессионалы. Хорош, техничен, объемен образ Панталоне в исполнении Сергея Калинского. В роли доктора Ломбарди интересен, стилен и утончен Сергей Мочалов. Как только они появляются на сцене, действие оживает. Но им отведено в тексте так мало места, что нам кажется: краткие минуты просветления заканчиваются слишком быстро. И трудно им оправдать беспомощность актрисы, исполняющей роль Беатриче. Ведь они должны воспринимать ее как молодого человека. По сюжету, Беатриче выдает себя за своего брата и является в образе мужчины. О том, как следует существовать в сложнейшем амплуа травести, она, кажется, никогда и не слышала. А без этого всё выглядит странно: два немолодых дядьки – не настолько идиоты, что не замечают перед собой девчонку?!

Нелепо выглядят и дивертисменты с подтанцовками в итальянском стиле. В драматическом спектакле это всегда выглядит нелепо. Так нас, во всяком случае, учили. Нет прорастания этого механического действия из предлагаемых обстоятельств. Наверное, режиссер хотел хоть как-то украсить унылое действие. Пожалуй, единственное, что можно отметить как положительный момент, – это сценографию московского художника Андрея Климова. В ней, равно как и в костюмах, чувствуется дыхание XVIII века. Кажется, это до нелепости вычурная и странная эпоха – «рококо». Нет масок на лицах актеров, но маска как костюм, имидж представлена, должно быть, верно. Нет излишней, вульгарной в таких случаях пестроты, есть аккуратность и сдержанность. Как-то особенно запомнился костюм Панталоне. Может, потому, что артист умеет его носить. У того времени были особые требования к пластике, жесту. А это пока освоили далеко не все.

Интересно решено и сценическое пространство, с разными лестницами,  фонтанами, глубиной, с отсылкой в эпоху, где всё было традиционно заведено раз и навсегда. Но есть место и современному взгляду на то время. Всё это, конечно, – заслуга и режиссера тоже. Ведь, в конце концов, он в первую очередь создает вместе с художником-постановщиком образ спектакля. Короче, эти двое, что смогли, то и сделали. Но как только начинается движение фигур, всё меняется не в лучшую сторону.

Вместе с тем, актеры, поработавшие с Константином Демидовым, говорят о нем восторженно. У них сложилось мнение, что он знает, что делает, умеет быть убедительным и убедить других. Хотелось бы, чтобы режиссер Константин Демидов, молодой, полный сил и желания работать, всё-таки продолжил свой путь на краснодарской сцене, несмотря на эту явную неудачу.

Елена ПЕТРОВА, театровед

Фото Юрия КОРЧАГИНА