Поделись с друзьями:

Во всем мире в деятельности музеев и даже частных галерей приоритет отдается местным художникам: в Америке – американским, во Франции – французским, в Германии – немецким. Логично, что на Кубани приоритетным направлением работы музейных организаций в области современного искусства должны быть выставки местных, региональных художников.

И задачи искусствоведов – творчество этих художников изучать, анализировать, пропагандировать различными способами: создание выставок, написание статей и книг, хранение, чтение лекций и т.п. Все эти задачи относятся исключительно к просветительской, а уж никак не коммерческой деятельности. Сейчас на Кубани сложилась уникальная региональная школа изобразительного искусства. Об этом, в частности, шла речь в апреле этого года в Российской Академии художеств на круглом столе, посвященном публикации научного сборника "Неофициальное искусство в СССР. 1950-1980-е года". Деятельность Краснодарского краевого выставочного зала, начиная с 1990 года, оказала огромное влияние на формирование этой школы. На краевых, городских, персональных (Евгений Цей, Граер Аракельян, Алексей Паршков, Валентин Папко и др.), групповых выставках ("Белый дракон", "Фасад", "Некто", "Зеленое солнце", "Северная, 510" и др.), в тематических проектах ("Учитель и ученики", "Дебют", "Виды и жанры изобразительного искусства") многочисленные в то время посетители имели возможность увидеть все разнообразие творческих поисков современных художников Кубани. Они создали столько, что на много десятилетий вперед есть чем заниматься исследователям творчества южно-российских авторов.

А задача работы художника гениально просто сформулирована Сальвадором Дали: "Художник – рисуй". А все остальное – от лукавого. Патриотизм творца не в его разговорах, а в его произведениях. Социокультурные идеи, которые иногда высказывают те или иные авторы, не всегда должны выходить за рамки их мастерских. Как известно, Карбюзье предлагал снести почти все здания в Москве, оставить только Кремль, Храм Василия Блаженного и несколько особняков эпохи ампира. Сходные идеи были и у русских футуристов.

У каждой эпохи – свои вандалы. В начале двадцатых годов великий русско-мордовский художник-символист Степан Эрьзя (Нефедов), выезжая в эмиграцию, оставил в Новороссийске значительную часть своего художественного наследия. В основном это были мраморные скульптуры, которые несколько десятилетий хранились в местном музее и не были повреждены даже во время войны. В 1960-е годы партийные органы обратились к новороссийским художникам – членам СХ РСФСР, с целью провести экспертизу творчества Эрзи. Те ответили, что Эрьзя – художник плохой и что его работы нужно уничтожить. После такой "экспертизы" скульптуры были вывезены на грузовике из музея и использовались местными "ваятелями" для своих нужд. Усилиями молодого тогда художника Сердюка чудом сохранилась лишь одна работа.

Деятельность сегодняшнего директора Краснодарского выставочного зала сродни деяниям этих варваров. Он уничтожил библиотеку выставочного зала и его архив докомпьютерного времени, изгнал тем или иным способом всех специалистов, причем, не только старых, но и молодых, только что окончивших искусствоведческие факультеты. Утечка мозгов из организации завершена. Люди с образованием – менеджер, НИКОГДА не изучавшие историю искусств, проводят экскурсии и даже пытаются читать лекции. Фонды не пополняются работами музейного уровня. Каталоги, созданные по целевым программам, на государственные деньги, сыреют в подвалах зала, а иногда на них течет вода. И это вместо того, чтобы раздать их по школам и библиотекам края, которые остро нуждаются в материалах по кубановедению. И вообще, реальным руководителем зала является в значительной степени даже не директор, а его заместитель – настоящий полковник артиллерии. И вот он и принимает многие решения. При прежнем руководителе, который доверял специалистам, сотрудники работали десятилетиями. Сейчас, как в последний час Апокалипсиса, смена кадров происходит ежеквартально.

Никакие идеи – ни религиозные, ни эстетические, ни финансовые – не могут быть поводом для уничтожения памятников культуры, архитектурных шедевров, картин, библиотек. После того, как забудутся приветственные слова, которые говорят художникам на открытии выставок и разойдутся картины по всему миру. Что-то должно остаться. Это что-то – тексты о выставках, опубликованные репродукции с картин. В этом смысл деятельности как научных сотрудников (которых уже нет), так и руководства зала.

Михайленко – художник своеобразный, со своим лицом. Но я не видела у него ни одной картины, в которой хотя бы в какой-то степени прозвучала бы любовь к Отечеству, России, Кубани, семье, женщине, своему дому. Конечно, художник имеет полное право быть космополитом и создавать свой американизированный вариант поп-арта для выражения личных сублимаций. Это его частное право.

Сколько бы лет ни прожили, к примеру, Александр Иванов, Брюллов, Гоголь, Достоевский, Тургенев за границей, но они работали для своей страны. А у Михайленко большинство названий картин – на английском. Какого зрителя он имеет в виду? Англоязычного? Михайленко живет, вроде, в России.

Наше дело, историков искусства, исследовать творчество того или иного автора без гнева и пристрастия. Но мы не только ученые. Если ты хочешь в своем деле добиться высоты, относись к нему со страстью (это Гегель!). И совсем невозможно без страсти относиться к своему дому, ребенку, городу, стране, языку (в данном случае – русскому).

Времена не выбирают, как известно. Мне как дважды профессиональному читателю – филологу и искусствоведу, для которого история и современность – это открытая книга, наблюдать за всеми безобразиями, которые происходят в области художественной жизни Кубани, положено бесстрастно. Наверное, так и было бы, если б это не была Моя Родина, ради которой я работала 25 лет за нищенскую зарплату.

Невесело и учащимся школ и вузов, которые практически перестали посещать выставки. В самые бедные 1990-е годы у пяти профессиональных искусствоведов в среднем было по две экскурсии в день. Причем, речь идет о групповых экскурсиях. Учащиеся, объединенные в группы, сейчас редкое явление в зале. Плачевно выглядит и внешний вид зала. Экспозиционное оборудование не соответствует даже образу сельского клуба. Различного рода хлам хранится непосредственно в экспозиционном зале, в то время как в подвале, где ему и место, расположена мастерская директора – художника.

Искусствоведение среди всех гуманитарных наук – самая трудная дисциплина. Слишком большой объем информации, слишком многое нужно уметь делать. Чтобы стать специалистом, помимо образования, нужны десятилетия работы. Неудивительно, что в зале сейчас научная работа над выставками вообще не ведется. Ведь чтобы ее, выставку, организовать, нужен год, два и более. Написание каталога, буклета, подготовка экспонатов требует много времени и сил. Последние годы выставки часто организовывались по принципу тяп-ляп. Есть пустое от коммерческих проектов место – вставляем персональную или групповую выставку художников, которые в свою очередь не успевают подготовиться. Даже о выставке, посвященной 70-летию Великой Отечественной войны, на сайте зала не было не то что аналитической статьи, но даже пресс-релиза.

Как говорили древние китайцы, чтоб Вам жить в эпоху перемен. Мы действительно переживаем интересные времена. На нашей памяти разрушилась последняя евразийская империя – СССР. Сегодняшний процесс собирания земель носит непростой характер. В этой исторической ситуации культура – это единственный ковчег, способный сохранить вид гомо сапиенс от обратной трансформации в обезьяну. На сегодняшний день значительная часть коллектива выставочного зала сильно способствует этой трансформации.

Член АИС, Почетный член Общероссийской общественной организации качественных средств массовой информации "Российский союз прессы"

Татьяна Соколинская

Комментарии:

добавить комментарий

убойный 14.09.2015 14:59
Давно пора руководству культурой обратить внимание на это "лысое сокровище". Наконец - то увидел его. Сколько не идешь мимо зала - выставка - продажа тряпок, а внешний вид убогий и отталкивающий. На что только тратятся бюджетные деньги
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
Чопорный 15.09.2015 17:44
Татьяна Соколинская? Никто не знает такую тетю. Никто из журналистов. Откуда взялась, да ещё из "качественной прессы"?
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
2day 15.09.2015 17:58
Такое чувство, что автор статьи испытывает личную неприязнь к руководству выставочного зала. Если есть проблема в культуре, то ее надо рассматривать комплексно, а не заострять внимание на конкретном учреждении или руководителе.
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
искусствовед в штатском 15.09.2015 19:31
Любовь к Отечеству, России, Кубани, семье, женщине, своему дому. Правильные слова, только удивительно слышать их от человека, у которого, дочь и внучка живут отнюдь не на Кубани, а совсем наоборот в Германии.Знаю этот зал и его проблемы достаточно хорошо.Наконец, в нем стали работать молодые, активные люди и им не надо два года, для того что бы написать пресс-релиз, который, "филологу и искусствоведу" стоило бы писать без орфографических ошибок. Хотя бы.Понятно, автор статьи не молод и обижен,что "времена уже не те". Не молод, но очень амбициозен, чувствуется менторский тон. Искусствоведение среди всех гуманитарных наук – самая трудная дисциплина. Слишком большой объем информации, слишком многое нужно уметь делать. Чтобы стать специалистом, помимо образования, нужны десятилетия работы. Ну так и предоставьте молодежи эту возможность. Уступи дорогу. Нет же, автор считает что без его участия "все погибло". Весьма ошибочное мнение - научатся. И главное, автор статьи забыл упомянуть о том почему он уволился из этого "ада". А попросту была очень некрасивая история с 75 летним художником, Ищенко Николаем Прокофьевичем, кому любопытно, может узнать. Сбежала, наш уважаемый автор, от греха подальше, аж пятки сверкали. Наше дело, искусствоведов в штатском, исследовать творчество того или иного автора без гнева и пристрастия. И поэтому мы пожелаем такому крупному специалисту успехов на ниве Кубанского искусствоведения (а может и германского), но и обижать художников, очень нехорошо. Помните об этом, автор. В особенности немолодых. Удачи !
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
Гнать в шею 16.09.2015 13:11
Давно выписываю НГК. Читаю от корки до корки. В прошлом и предыдущих годах о безобразиях в выставочном зале писала искусствовед Н.Щурик. Теперь статья искусствоведа Соколинской. Ничего личного, только о деле пишут люди душой болеющие за кубанскую культуры. Получается, что реакции со стороны министерства на это -ноль. Молчание - тоже позиция. Новому министру следовало бы вникнуть в суть происходящего в выставочном зале и ответить газете. Это элемент культуры, уважения к жителям края. Госпожа Лапина должна ответить, почему происходят все эти безобразия и сделать соответствующие выводы!
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
человек 16.09.2015 19:58
Из зала ушли все молодые профессиональные специалисты. Видимо, им было неинтересно.
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
паша- король русского натюрморта 17.09.2015 09:33
я бы михайленко не доверил и курей пасти, окружил себя идиотами и сам идиотом стал, уже давно
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
паша- король русского натюрморта 17.09.2015 12:08
чопорный дядька, ты букварь до конца дочитай, а потом будешь лапать искусство
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
Фаина 17.09.2015 17:13
Под самым красивым хвостом павлина (в конкретном случае петушиным) скрывается самая обычная куриная жопа. Так что меньше пафоса, господа. Фаина Раневская. Ваш петушок обкакался, благодаря вам и таким как вы, артиллерист в штатском. Он ещё, петушок ваш, машет крылышками, но никогда не взлетит! Петухи и курицы, как известно всем, не ЛЕТАЮТ! А вы друзья как не садитесь всёж в музыканты не годитесь! Русский баснописец Крылов.
Читать полностью ↓ ответить на комментарий
Пряжа 16.10.2015 08:11
Паше-королю русского натюрморта. Петух ты общипанный1 Тебе до Михайленко как до луны! Что за нравы у тебя паша-[...] людей обижать! Ноль ты, а не король! НООООЛЬ!
Читать полностью ↓ ответить на комментарий

В этом месяце:

Деньги вперед!

1801 просмотров

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31

Сегодня: 25 Августа 2019

все статьи месяца