Культура:

Позови меня, тихая Родина

18.07.2019

С 1 июля по 31 августа в краснодарской Художественной галерее «САНТАЛ» проходит ретроспективная выставка пейзажной живописи кубанских художников, посвященная 135-летию Дома творчества художников «Академическая дача имени И.Е.

1893

С 1 июля по 31 августа в краснодарской Художественной галерее «САНТАЛ» проходит ретроспективная выставка пейзажной живописи кубанских художников, посвященная 135-летию Дома творчества художников «Академическая дача имени И.Е. Репина»

Экспозиция представляет большую серию пейзажей, написанных в разные годы кубанскими мастерами трех поколений, работавших в Доме творчества. С 2004 года галерея «САНТАЛ» ведет проект, объединивший десятки художников края и Республики Адыгея, каждый раз дополняя выставку новыми именами авторов, картинами, воспоминаниями и историями, связанными с их пребыванием в тех местах.

Андрющенко В.Т. Перед дождем,1985 35х45

Народный художник В.М. Сидоров назвал эти места «краем вдохновения». Для многих художников, побывавших на Академической даче, она стала «русским Барбизоном», жизненной и профессиональной школой, дорогой в настоящее искусство.

Дом творчества художников «Академическая дача имени И.Е. Репина» находится в Тверской области, в 15 км от города Вышний Волочок, о котором в летописных источниках упоминается с 1417 года. Здесь берет свое начало великая русская река Волга, с этой землей связаны история, наука и культура России. Именно здесь 300 лет назад, в 1719 году, Петр I осуществил свою идею, соединив Каспийское и Балтийское моря, благодаря одному из самых талантливых людей своего времени, новгородскому купцу Михаилу Ивановичу Сердюкову (1678 – 1754 гг.), проект которого превзошел все ожидания и был отмечен высоким признанием профессионалов: Вышневолоцкая искусственная водная система, построенная М.И. Сердюковым, масштабностью, сложностью своих средств и пользой превосходит все подобные пути на свете.

Воронкин Б.И. осень в Кишарино. 1995. холст, масло. 94,5х75

Сегодня всех приезжающих в Вышний Волочок со стороны вокзала встречает памятник создателям Вышневолоцкой водной системы – Петру I и М.И. Сердюкову, выполненный скульптором Ю.В. Злоти. А ведь именно от этого вокзала, сохранившегося до наших дней почти в неизменном виде, ровно 170 лет назад на строящейся железной дороге Петербург – Москва началось движение поездов между Тверью и Вышним Волочком, и первым по готовому участку пути проехал император Николай I, инициатор железнодорожного строительства в России.

Неповторимая красота древней Тверской земли, ее дремучие леса, голубые озера, синие льняные поля не могли оставить равнодушными художника И.Е. Репина, приехавшего в гости к своему другу В.А. Кокореву. Репин любовался красотами тех мест и всё повторял: «Картины… Картины…»

Тогда и родилась идея – создать дачу для летней практики и отдыха студентов Императорской Академии художеств. Место было выбрано удивительное. На возвышенном берегу Мстинского озера, у истока реки Мсты, в окружении светлых березовых рощ и соснового бора расположился Владимиро-Мариинский приют (таково первоначальное название дачи). Датой его основания считается 22 июля 1884 года.

Благодаря стараниям Василия Александровича Кокорева (1817–1889 гг.), общественного деятеля, предпринимателя, коллекционера, который не только был создателем и покровителем, но и собственными силами и средствами содержал, обустраивал этот приют для художников на протяжении пяти лет, до конца своей жизни.

В.А. Кокорев, создавший свое детище в конце XIX века, внес существенный вклад в отечественную культуру. В память о нем на Академической даче установлена мемориальная доска основателю.

Владимиро-Мариинский приют стал местом работы на пленэре наиболее талантливых студентов Академии художеств и их педагогов, чьи имена вошли впоследствии в историю русского искусства: А.И. Куинджи, П.П. Чистяков, Н.К. Рерих, А.А. Рылов, И.И. Бродский, А.Г. Венецианов, И.Е. Репин, К.Ф. Богаевский, Е.И. Столица и др.

Булгаков Г.А. Летний день. 1966. холст, масло. 32х52,5

Дело, начатое В.А. Кокоревым, продолжил Илья Ефимович Репин (1844-1930 гг.), профессор Академии художеств. Его стараниями «русский Барбизон» – первая в России творческая база для студентов-художников – перешел под покровительство Академии. И.Е. Репин принимал активное участие в решении любых вопросов по содержанию и распорядку работы дачи.

В 1964 году, в юбилейные дни 80-летия Академической дачи, была торжественно открыта мемориальная доска, посвященная Репину. А в 1972 году установлен памятник И.Е. Репину работы скульптора О.К. Комова. 

После революции 1917 года территория бывшего приюта использовалась под пионерские лагеря.

Второе рождение Академической дачи произошло в 1947 году – по решению Совета Министров СССР, поддержавшего обращение художников о необходимости создания такой базы для творческого роста молодых художников. Так Академичка стала Домом творчества, функционирующим круглый год. Почти 40 лет его бессменным директором был Петр Николаевич Козельский, друг художников, душа дачи, ветеран Великой Отечественной войны, легендарный танкист.

Первым поколением кубанских живописцев, приехавших в эти места, были ветераны войны Г.А. Булгаков, В.И. Сидоров, В.И. Бирюков, П.С. Калягин, Г.И. Митрофанов, П.Н. Ружейни­ков, В.М. Мехед, П.Д. Филиппенко. Они были в тех же военных шинелях и сапогах, только теперь за плечами находились этюдники с красками. Эти годы они вспоминали с благоговением и работали самоотверженно, создавая жанровые картины, отражающие героику времени.

Определяющими в работе живописцев стали гражданственность и народность – отличительная особенность эпохи. Руководителями потоков были народные художники, академики, поэтому такое творческое общение художники называли университетами. Несколько поколений прошли обучение в университетах Академической дачи у известных мастеров изобразительного искусства.

Для художников-южан открылись другие ландшафты, с низкими облаками, белыми ночами, иной освещенностью. Знания, полученные в процессе совместной работы, для многих стали профессиональным и нравственным стержнем, фундаментом дальнейшей жизни и деятельности.

В конце 1970-х годов группа молодых художников с Кубани приехала на Академичку: М.В. Архангельский, В.В. Монастырный, С.Д. Воржев, А.М. Мельников, Т.П. Ружейникова, А. Эсмонт, Б.И. Воронкин, С.В. Сапрунов, В. Сапач, И.Н. Сыромолотов, Ю.Н. Пономаренко и другие. Их работы украшают залы и сегодня. Художники приходят на выставку, чтобы отдать дань памяти их творческой Родине.

Борис Иванович Воронкин часто вспоминает слова художника Ю. Подлясского: «Вы даже не представляете, каким замечательным сокровищем Вы обладаете – Академичкой, такого чуда нет нигде в мире».

Воржев С. Д.Старый дом. 1983. картон, масло. 80х100

Время многое изменило в жизни художников, уже нет той поддержки со стороны государства, нет возможности поехать к тем родникам, где когда-то пили хрустально чистую воду, ходили по тропинкам, помнящим следы великих предшественников, и всё это наполняло начинающих авторов силой неизбывной, помогало жить и творить. Но счастье в том, что в их жизни была Академичка, и они могут рассказывать об этом своим ученикам, передавая с радостью свою неугасающую светлую память. Книга отзывов, хранящаяся в галерее «САНТАЛ», стала историческим свидетельством этих воспоминаний Н.П. Калугиной, Г.А. Булгакова, А.А. Васильева, И.Я. Коновалова, В.И. Бирюкова и других.

Александр Сергеевич Пушкин, много раз проезжавший по земле Вышневолоцкой, называл эти края «милым берегом». И хочется еще раз вспомнить поэта в год 220-летия со дня его рождения. Мудрость его мысли, великая сила слова, подкрепленные высоким чувством патриотизма, – живительный источник для детей Академички.

Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор,
На небе серенькие тучи…

Его стихи – настоящие живописные полотна, что еще больше роднит мастеров кисти с мастером слова. Слова поэта звучат, как библейская заповедь: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости».

Н.А. СТРИЖОВА,
директор Художественной галереи «САНТАЛ»