Культура:

У моря Черного столько радости зачерпнуто!

22.06.2016

В течение многих десятилетий художники Кубани писали Черное море, которое было для них и источником вдохновения, и символом Родины, ее южных окраин.

1966

В течение многих десятилетий художники Кубани писали Черное море, которое было для них и источником вдохновения, и символом Родины, ее южных окраин.
С 21 июня в Краснодарской художественной галерее «САНТАЛ» проходит ретроспективная выставка художников Кубани «Черное море мое». В экспозицию вошло 40 живописных и графических работ, созданных с начала 1960-х по 2016 год.
Многих авторов уже нет среди нас, другие продолжают радовать зрителей своим творчеством. Выставка посвящается юбилею краснодарского поэта и художника Нелли Василининой. Тема моря нашла отражение в ее лирической поэзии. 

Волна лениво лижет берег.
Июнь цикадами звенит.
И снова неохота верить,
Что год
Уже вошел в зенит.
Листва
Свое чуть слышно шепчет.
На ветке ветка – как смычок.
Подует – и скрипичной речи
Польется наземь ручеек.
В душе мелодия покоя
Ей и привольно и легко.
Здесь счастье рядом,
Под рукою, –
Искать не надо далеко.

Красота и богатство черноморских берегов всегда привлекали к себе людей: сначала это были древние греки, которые пустились в плавание за золотым руном, сейчас – это жители современной России, предпочитающие отдых на его прекрасных берегах. С ХIХ века русские живописцы создавали в Крыму свои знаменитые марины. В ХХ веке со всего Советского Союза ехали в Краснодарский край на пленэры тысячи художников. И среди кубанских авторов не было ни одного, кто хотя бы раз ни сидел с кисточкой у берегов Анапы, Новороссийска, Утриша, Геленджика. 
Дома творчества, созданные после Великой Отечественной войны, позволяли преумножать традиции пленэрной живописи русской, французской школ. Один из самых знаменитых – Дом творчества художников им. К.А. Коровина, расположенный в Крыму, в Гурзуфе. Он был создан на базе дачи-мастерской живописца Константина Коровина, которая в 1947 году стала Домом творчества Художественного фонда СССР. Именно сюда съезжались живописцы-любители морских и горных пейзажей. Много лет работал здесь В.Ф. Бугай, не раз бывали заслуженный художник РФ Г.А. Булгаков, заслуженный деятель искусств Кубани С.П. Новгородова.
Совместные пленэры были свое-
образными социокультурными мероприятиями, которые играли важную роль в развитии и обогащении творческих связей между деятелями культуры. Расположенный на берегу Черного моря Дом творчества решал и решает не только творческие, профессиональные задачи. Групповые выставки, на которых представлялись черноморские пейзажи, привлекали и привлекают внимание широкой общественности к геополитическим и климатическим проблемам, возникающим в южно-российском регионе.
Что значит Черное море для кубанских живописцев послевоенного поколения? Ведь с тех времен до сегодняшнего дня изменился не только пластический язык, но и отношение к миру. Но главным осталась любовь к природе южного региона России, стремление донести ее до зрителей. 
Морские ландшафты вдохновляли, рождали сопереживание с природой, первозданной, стихийной, свободной. Других привлекала покоренная стихия: мощь гудящих портовых кранов, громады кораблей у причалов. Большинство писали на пленэре этюды. Затем на основе этюдов создавались тематические картины, в которых сохранялась внутренняя динамика и корпусная манера письма. Кого-то привлекала красота и величие морских глубин, и они предавались созерцанию, философии, иные создавали трудовые будни простых людей: моряков, рыбаков, портовых рабочих.
На выставке собраны работы художников разных поколений. Старшее: А.А. Чечин (1909-1983), заслуженный художник РФ Г.А. Булгаков (1916-2011), Р.И. Солуянова (1914-1986), В.Н. Мехед (1924-1998), П.Г. Амасьян (1922-2001); шестидесятники, чье творчество достигло кульминации в эпоху Оттепели. Это было время интереса к «разрешенному» тогда импрессионизму, который в той или иной степени влиял и продолжает влиять на многих авторов. Они полюбили свободную живопись, сочетая ее с реалистически достоверным отображением действительности. Эти художники представлены этюдами и картинами, в которых непосредственность восприятия мира сочетается с моральным императивом строителей социализма. Наиболее характерна картина Г.А. Булгакова «Чинят сети» (1965.Картон, темпера), в которой изначально тяжелый труд рыбаков показан, как светлое и поэтическое действо. Известный мастер натюрморта Р.И. Солуянова представлена добротным академическим пейзажем «Море» (1965). Изысканные графические работы А.А. Чечина («Скалы у моря». 1967. Бумага, см. техника) продолжают традицию культуры Серебряного века, когда в изобразительном искусстве ценили сложные символические смыслы.
Следующее поколение художников, чье творчество началось в 1970–1980-е, более разнообразно в выборе пластических языков. Один из выдающихся послевоенных жанристов Кубани 
В.В. Кухно (1945 – 1998 ) любил сочетать марины с тематическими композициями. Он рассказывал истории о своем детстве на берегу моря («Бухта моего детства». 1986. Холст, масло), о людях, для которых тяжелая работа моряка – привычное занятие. 
Необычный для неоклассика, заслуженного деятеля искусств Кубани О.М. Гаврилова ранний этюд «Сейнеры у причала» (1970.Холст, масло) – пример объединения различных стилей: академического, реалистического и импрессионизма.
Мастер лирической акварели Н.И. Иноземцев представлен несколькими работами («Геленджик». 2003. Бумага, акварель, «Яхты отдыхают». 2006. Бумага, акварель), в которых он, учитывая свето-тоновые нюансы, передает различное состояние природы. 
Традиции русской реалистической школы развивают заслуженные художники РФ В.Ф. Папко («Дом у моря». 1996. Холст, масло) и В.С. Яковлев («Море у берегов Анапы». 2010. Холст, масло), тяготеющие к большому стилю станковой картины.
Иной, декоративный подход к маринаму М.В. Архангельского (1937-2006) и заслуженных художников РФ 
А.А. Паршкова и В.Блохина. Последователь французского постимпрессионизма, М.В. Архангельский десятилетиями жил и работал неподалеку от моря, и сотни его работ представляют собой экспрессивные морские пейзажи, виды берегов Лоо, Геленджика, Новороссийска («Рассвет над морем. Новороссийск». 2004. Холст, масло). А.А. Паршков всего раз работал в Доме творчества им. К. Коровина в Гурзуфе, но «свободная стихия» вдохновила его на создание большой серии пейзажей, написанных как на пленэре, так и в мастерской.
В течение многих десятилетий художники Кубани писали Черное море, которое было для них и источником вдохновения, и символом Родины, ее южных окраин. И для всех людей, которые живут рядом с ним, и для туристов, приезжающих отдохнуть, поплавать и полюбоваться его берегами, море всегда было символом свободы, вдохновения, красоты. Поэтому каждый по-своему способен внести свою лепту в его защиту, сохранение чистой воды, морских обитателей, растений и животных.
Двадцать лет назад шесть причерноморских стран: Россия, Украина, Болгария, Румыния, Турция и Грузия – подписали стратегический план действий по реабилитации и защите Черного моря, которое в большой степени страдает от загрязнения отходами минеральных удобрений, нефтепродуктами и другими остатками жизнедеятельности человека. Многомилионные толпы туристов тоже не способствуют сохранению флоры и фауны, рыбных запасов. 

Член АИС
Соколинская Т.И.