Общество:

Из прошлого в новый век

20.07.2016

Интервью с директором МБОУ СОШ № 2 г. Краснодара Ларисой Владимировной Попович

2187

Храм науки, открывшийся в Екатеринодаре в далеком 1921 году,  произвел около 100 выпусков. Из стен этой школы ученики уходили на Великую Отечественную войну...

Интервью с директором МБОУ СОШ № 2 г. Краснодара Ларисой Владимировной Попович

КОРР: Лариса Владимировна, Вам выпала честь руководить школой с историей. В этом году средней школе № 2 исполнилось 95 лет. Ощущаете ли Вы груз «прожитых школой» лет?
Л. ПОПОВИЧ: Наша школа – одно из первых общеобразовательных учебных заведений, открытых в Екатеринодаре. Вначале она была мужской. В разные годы она меняла свое местоположение, к школе делали пристройки. Но основное здание школы остается неизменным с 1957 года. Посмотрите, какие у нас  просторные, светлые классы с большими окнами, широкая парадная лестница. Школа не выглядит «старушкой» и спустя 95 лет. Представляю, сколько любви и старания закладывали отцы города при строительстве этого монументального  здания, расположенного в историческом центре Краснодара, сколько надежд связывали с его открытием. И это чувство сопричастности к истории города не может не обязывать нас, нынешних педагогов. Дети тонко чувствуют окружающую их обстановку. В этом смысле  внешняя академичность школьного здания, я в этом уверена, сказывается на отношении к школе, поведении и успехах наших учеников и учителей. Они достойные продолжатели традиций казачьего града, где воспитанию и образованию молодежи уделялось, как мы знаем из истории, очень большое значение.
КОРР: Наверняка существует много разных критериев, по которым министерство образования оценивает результаты работы школ.  Нашим же читателям, думаю, будет интересно узнать, сколько выпускников 11-х классов вышло из этих стен в этом году, все ли они получили аттестаты о среднем образовании и были ли среди них золотые медалисты?
Л. ПОПОВИЧ: В этом учебном (2015–2016 гг.) году  в двух одиннадцатых классах обучалось в нашей школе 53 учащихся. Все  получили аттестаты об окончании средней школы, из них с золотой медалью окончили школу 11 ребят.Большинство из них являлись отличниками с первого класса.
КОРР: Вы отслеживаете дальнейшую судьбу Ваших выпускников?
Л. ПОПОВИЧ: Это делать несложно, поскольку наши выпускники долгие годы не прерывают связь со школой. При любой возможности они  приходят в школу, звонят, пишут, устраивают встречи. Вот самый свежий пример. Из 57 выпускников прошлого учебного года (2014–2015 гг.) в высшие учебные заведения  поступили все до единого. Причем две трети из них  выбрали вузы Москвы и Санкт-Петербурга. 
КОРР:  Но правильно ли стремление большинства  родителей и учащихся любой ценой получить высшее образование?
Л. ПОПОВИЧ: Когда дети заканчивают 9-й класс, наши педагоги в индивидуальном порядке дают рекомендации родителям. Если ученик в силу разных обстоятельств с трудом освоил программу, рекомендуем продолжить обучение в лицее или колледже. Там  наряду со средним образованием учащиеся получают и профессиональное образование, что повышает их самооценку, избавляет от комплекса неудачника. Есть категория родителей, которые понимают, что у ребенка слабые способности к обучению в 10–11 классах, но хотят, как они выражаются, «продлить ребенку детство». Считаю, что тем самым они наносят своим детям определенный вред.  Я начинала свою  педагогическую биографию  преподавателем  колледжа электронного приборостроения, в котором продолжают обучение ребята после основной школы. Как раз в этом возрасте у детей появляется желание самостоятельно определять свою судьбу, отвечать за свои поступки. Случалось на собрании родители учащихся колледжа удивлялись: «Вы про нашего ребенка говорите, ничего не путаете?» Излишняя опека так же опасна, как и невнимание к воспитанию ребенка. Тут важно соблюсти золотую середину. Думаю, что любящее сердце родителя обязательно подскажет, что для вашего ребенка предпочтительнее.  В 10-м классе аттестовывают учеников  по полугодиям. И у тех, кто отсиживает время , складывается ошибочное впечатление, что регулярно учить уроки не обязательно, что будет еще время исправить отметки. Нагрузка на учеников старших классов нынче немалая. Хорошо, когда к 8-му классу ребенок  уже определился с выбором будущей профессии, точно знает, какие предметы будут при поступлении профилирующими и делает на них упор,  работает над тем, чтобы набрать побольше баллов при сдаче ЕГЭ.
КОРР: Складывается  впечатление, что у  сегодняшних школьников учеба не оставляет времени на увлечения, досуг.
Л. ПОПОВИЧ: Человечество накапливает с каждым годом все больше знаний о мире, усложняются учебные программы, методика преподавания. Неизменной остается главная задача  школы – обучая, воспитывать. Дефицит времени сегодня испытывают не только взрослые, но и дети. А потому мы стремимся к тому, чтобы в нашей школе ребенок смог получить не только  базовые, но  и  дополнительные знания и навыки в самых разных областях жизни. Во внеурочное время в школе работает свыше 25 бесплатных кружков и секций. Чтобы перечислить успехи наших кружковцев одного интервью не хватит. Школа наша входит в почетный список 100 лучших школ края, определяет который администрация Краснодарского края. У нас есть  футбольные классы, школьная  керамическая студия под руководством Татьяны Дмитриевны Кладовой, которая является лауреатом конкурса «Адрес детства – Кубань». Наша школьная газета в 2014 году стала лауреатом Всероссийского конкурса  «Лучшая школьная газета». В кабинете на стенах вы можете видеть работы ребят  из ИЗО-студии под руководством Валерия Геннадьевича Обухова. В школе много лет работает  кружок «Служить Отечеству»,  руководит которым учитель истории и обществоведения, в прошлом прапорщик, по первому образованию дирижер военного оркестра Светлана Борисовна Бухарова. Она из семьи потомственных военных,  служила в горячих точках. Каждый год ребята из этого кружка участвуют в военно-патриотической игре «Зарница» и неизменно завоевывают призы и награды. В кружке занимается много девочек, которые охотно участвуют в параде зарничных отрядов ко Дню Победы, который ежегодно проходит в Краснодаре. Именно ребята-кружковцы стали инициаторами участия наших старшеклассников в марше «Бессмертного полка».  Сила личного примера педагога играет огромную роль в воспитании детей. В нашей школе работает 63 увлеченных, любящих детей и знающих свое дело педагога. Руководить столь сильным коллективом для меня не только большая честь, но и большая ответственность. 
КОРР: Многие школы края испытывают недостаток в учителях-предметниках. А как у Вас обстоят дела с кадрами?
Л. ПОПОВИЧ: В настоящее время унас имеются вакансии учителя математики и учителя  английского языка. Обе вакансии связаны с тем, что учителя ушли на пенсию. Я уверена, что до начала нового  учебного года мы их закроем. Радует то, что в школу идут работать мужчины. Сегодня в нашей школе работают  педагогами уже 8 мужчин.
КОРР:  В новых микрорайонах Краснодара количество детей превышает количество мест в школе. А как у вас обстоит дело с набором в первый класс?
Л. ПОПОВИЧ: В новом учебном году  планируем традиционно набрать  4 первых класса. Школа наша находится в старом центре, где практически не строится новое жилье, потому и нет резкого  увеличения числа учащихся. Хотя каждый год количество учеников, обучающихся в школе, постепенно растет. Однако по санитарно-гигиеническим требованиям все наши классы сегодня соответствуют нормам.
КОРР: А другие помещения, спортзал, библиотека, столовая, спортивные площадки на открытом воздухе?
Л. ПОПОВИЧ: Пожалуй, самой большой проблемой на сегодняшний день является  школьный актовый зал. Он строился вместе со школой и давно уже требует серьезного ремонта. Зал очень большой.  Учитывая, что он находится в самом центре города, мог бы служить для самых разных нужд, и не только школьных. Мы очень надеемся, что к следующему юбилею школы город изыщет средства для того, чтобы его отремонтировать.
КОРР: Работа в школе летом  не замирает. В Вашей приемной я увидела  много людей: учителей, родителей. Есть ли возможность у Ваших учителей поехать во время отпуска к морю?
Л. ПОПОВИЧ: Благодаря нашей профсоюзной организации желающие могут получить путевки на базу отдыха «Рассвет» в Геленджике и на  ведомственную базу отдыха в Ольгинку. Победители профессиональных конкурсов среди педагогов награждаются путевками бесплатно. Наши пенсионеры также имеют возможность поправить летом  свое здоровье на море. 
КОРР: Лариса Владимировна, еще недавно каждая школа гордилась собственным интернет-классом. Сегодня каждый ученик, включая первоклассника, – активный пользователь и посетитель сети Интернет. Любой из них может высказывать свое мнение о чем угодно, в том числе и об учителе. Это усложняет жизнь педагогов?
Л. ПОПОВИЧ: Не только Интернет, но и в целом политика в области образования многое изменила в жизни школ и учителя. Почтительное отношение к учителю, который, как  прежде,  сеет доброе, разумное, вечное, сегодня  встречается все реже. Моя мама 43 года проработала в школе учителем,  заместителем директора по учебной работе. Она считает, что учитель – это миссия.  Я тоже так считаю, несмотря на то что теперь принято называть работу учителя «образовательными услугами». У информационной открытости, которая появилась с приходом в нашу жизнь Интернета, две стороны. Хорошо, что информация стала доступнее. Плохо, что доступной стала и  та информация, от которой нужно защищать ребенка. Учителям и родителям предстоит осваивать эту новую данность, учить детей ориентироваться в  безбрежном электронном  море  информации. Я – за открытость в разумных пределах и чувство меры во всем. 
Ирина ГЛАГОЛОВА