Общество:

Кубань становится центром старообрядчества

03.02.2016

29 января в г. Краснодаре прошёл круглый стол «Старообрядчество юга России: история и современность». Круглый стол состоялся в рамках проекта «Русская связь». Сохранение и популяризация духовного наследия русского старообрядчества и поддержка историко

5219

29 января в г. Краснодаре прошёл круглый стол "Старообрядчество юга России: история и современность". Круглый стол состоялся в рамках проекта "Русская связь". Сохранение и популяризация духовного наследия русского старообрядчества и поддержка историко-культурных связей с общинами за рубежом, осуществляющегося при поддержке Президентского гранта "Благотворительным фондом по сохранению православных общин" (г. Приморско-Ахтарск).
Открывая круглый стол, генеральный директор, художественный руководитель Кубанского казачьего хора В.Г. Захарченко говорил об уникальности России как единстве в многообразии. Совершенной мозаике, где непохожие друг на друга фрагменты образуют гармоничное единство. И старообрядцы – один из самых важных фрагментов этой мозаики. Уникальны их твёрдость в вере, отсутствие различий между убеждениями, словом и делом. Эти качества особенно важны сейчас, когда единый в многообразии Русский Мир пытаются уничтожить. Враги, в частности, вербовщики ИГИЛ, пытаются сыграть на неприятии молодёжью лжи и лицемерия. И именно старообрядцы могут противостоять разрушителям своей твёрдостью и искренностью, живым христианским укладом жизни. Виктор Гаврилович отметил важную роль Президента России в сохранении современного старообрядчества, о необходимости поддержки проекта "Русская связь" на самом высоком уровне.
По словам руководителя проекта "Русская связь", заместителя заведующего НИЦ ТК ГБНТУК КК "Кубанский казачий хор" А.И. Зудина, Кубань в течение последних десятилетий превращается в один из значимых центров русского старообрядчества. В основном, за счёт репатриантов из-за рубежа разных волн: из Турции, Румынии, Болгарии, Грузии, Дагестана. Ими был основан хутор Новопокровский Приморско-Ахтарского района, село Новонекрасовка на территории Большого Сочи. Причём, к сожалению, традиционные центры старообрядчества на Урале, в Сибири слабеют и угасают.
Именно поэтому так важна связь с общинами старообрядцев за рубежом, как залог единства русского православного мира. Предстоит выявить эффективные и неэффективные методы сохранения традиций и образа жизни старообрядцев, налаживания связей между общинами.
О необходимости спасения российского единства в многообразии, нелицемерности старообрядчества говорил и известный кубанский писатель В.И. Лихоносов. Писатель рассказал об огромном влиянии старообрядчества на русскую культуру в целом, в частности, на Вологодскую литературную школу писателей-деревенщиков, о своём знакомстве с переехавшими из Румынии старообрядцами-липованами на Тамани. Об истории церковного раскола и старообрядчества немало говорил и писатель Ю.И. Мочалов.
Посетили круглый стол и представители власти: заместитель начальника департамента по делам религии и межнациональных отношений И.В. Онищенко и представитель администрации Приморско-Ахтарского района А.В. Сляднев. Они говорили о старообрядчестве, как об одном из символов района и всего края, важности взаимоотношения власти с религиозными общинами для поддержания мира и стабильности.
Директор "Благотворительного фонда по сохранению православных общин" протоиерей о. Георгий Ефимов говорил о том, что проект "Русская связь" призван помочь сохранить русскую идентичность старообрядческих общин за рубежом, сохранить у них русский язык. Потому что в наше время они подвергаются небывалому давлению внешнего, секулярного мира. И потому нуждаются в поддержке единоверцев и России, как государства. О. Георгий говорил о необходимости в стране не только промышленного, но и духовного "импортозамещения" – отказа от западного "культурного продукта" в пользу глубинной и традиционной русской эстетики.
О. Иоанн Севастьянов, настоятель старообрядческого храма Белокриницкой иерархии в городе Краснодаре, говорил о трудностях в налаживании связи между различными старообрядческими общинами не только за рубежом, но внутри России.
Председатель старообрядческой общины г. Краснодара А.М. Буряев, представители Русской православной церкви Московского патриархата говорили о том, что старообрядчество может быть достойным примером для подражания и для других православных, и для русского народа в целом.
А.И. Зудин и старший научный сотрудник ЮНЦ РАН Н.А. Власкина рассказали о том, что уже сделано в ходе реализации проекта и что планируется сделать. В течение 2015 – начала 2016 гг. участники проекта посетили старообрядческие общины Астраханской области и Ставропольского края, Республики Дагестан, за рубежом – старообрядцев Грузии и Молдавии. Разрушение традиционного сельского хозяйства и русофобская политика 1990-х годов нанесли тяжелый удар по общинам. Наиболее комфортно старообрядцы чувствуют себя в Молдавии, где уклад жизни, язык и идентичность испытали наименьшее давление. В Грузии местная община включает и грузин, среди которых существует интерес к старообрядчеству.
По итогам экспедиционных поездок планируется издание популярной, хорошо иллюстрированной книги, которая могла бы помочь самим старообрядцам вспомнить родные обычаи и рассказать о старообрядчестве широкому кругу читателей. Особое внимание планируется уделить системе жизнеобеспечения, взаимопомощи и самоорганизации. Для этих же целей уже создан сайт "Русская связь".
Педагог и этнограф М.А. Лященко рассказала об идее молодежного лагеря, где дети из старообрядческих семей Юга России и зарубежных стран могли бы вместе отдыхать и общаться, что помогло бы им сохранять знание русского языка и обычаев, русскую идентичность. В обсуждении проекта лагеря приняли активное участие о. Георгий Ефимов, о. Иоанн Севастьянов, опытный турист и организатор детского отдыха А.И. Кобезский.
Говорили о разных моментах прежней и нынешней старообрядческой жизни. О том, что прежде лидеров общин избирали только среди тех, кто не желал никакой власти. Об уважительных взаимоотношениях старообрядцев диаспоры с местными мусульманами. О том, что иногда стремление отгородиться от наступающего секулярного мира приводит к неприятным и двусмысленным ситуациям: в отдельных общинах запрещают причащаться тем, у кого есть невенчанные внуки. Но парни из старообрядческих семей нередко легче других переносят военную службу, так как с детства привычны к жесткой дисциплине. А в засушливых дагестанских степях в середине XX в. старообрядцы создали уникальную ирригационную систему, которая позволяла собирать в экстремальных условиях до двух урожаев в год.
Игорь Васильев