Общество:

Воинствующая безграмотность!

01.06.2016

Наконец-то воочию увидел отрытый на днях на улице Виноградной памятник Вячеславу Воронкову. Идея превратить бывшего градоначальника (1971 – 1977) и Почетного гражданина города-курорта Сочи в «рыцаря без страх

6632

20

Наконец-то воочию увидел отрытый на днях на улице Виноградной памятник Вячеславу Воронкову. Идея превратить бывшего градоначальника (1971 – 1977) и Почетного гражданина города-курорта Сочи в «рыцаря без страха и упрека» неплохая. Дон Кихотом Вячеслав Александрович, конечно, не был, но почему бы не облагородить образ «народного мэра», придав ему романтическо-героический флёр?

Скульптура у Вячеслава Звонова и Александра Бутаева получилась как всегда качественная – на века (достаточно перечислить их знаковые работы: памятник Петру Первому и скульптурную композицию из героев фильма «Бриллиантовая рука» возле морвокзала, Нептуна на Приморской набережной, серию сказочных скульптур в парке «Ривьера»…) Споры о том, могут ли сочетаться доспехи рыцаря тевтонского ордена и плащ древнеримского легионера, на мой взгляд, не имеют под собой основания. Это аллегорическое обобщение – художественное представление идей посредством конкретного образа. Зато обратите внимание на пьедестал, расписанный «под хохлому» с пунктуационными ошибками!

Во-первых, такое количество надписей – признак дурного тона и плохого вкуса. Во-вторых, правописание устоявшихся словосочетаний регламентировано: медаль «Герой труда Кубани» – второе слово в названии пишется со строчной буквы, а не прописной (по гамбургскому счету). В-третьих, невольно возникает вопрос: чьи не очень талантливые и безграмотно оформленные стихи выбиты на одной из гранитных плит по соседству с бессмертной строчкой Александра Блока про вечный бой?

Вчитаемся в этот «шедевр» (пунктуация сохранена):

 

Что же делать, если обманула,

Та судьба, как всякая судьба

И что жизнь безжалостно хлестнула,

Грубо, веревкою кнута.

 

Когда беда к тебе нагрянет,

Ты двери ей не закрывай –

Она к другим стучаться станет

Ты их в обиду не давай.

Ты посильней, потерпеливей

Заставь беду свою устать.

Чтоб, кто-то мог чуть-чуть счастливей

С рассветом солнышко встречать!

Первая строчка – вопрос, однако знака вопроса мы не видим. Сравнительный оборот «как всякая судьба» нуждается в выделении запятыми с обеих сторон, т.к. мысль продолжается: что делать, если жизнь безжалостно хлестнула… Рифма «судьба – кнута» бедная, образ «веревка кнута» неудачный (кнут – верёвка или ремень, прикреплённые к палке и служащие для понукания животного, т.е. в данном случае – верёвка веревочная).

Во втором четверостишии два простых предложения «Она к другим стучаться станет» и «Ты их в обиду не давай» тоже нуждаются в знаке препинания: в запятой или точке. Образ беды, которая стучится в двери к людям, – расхожий, но предлагаемый способ спасения от нее малоэффективен: лирический герой беду «берет на себя», чтобы на других ее «не хватило». И явно переоценивает свои силы, хотя хвастуном увековеченный в бронзе экс-мэр не был.

Возможно, автор стихотворения намекает на имевшуюся судимость Воронкова за экономическое преступление (13 лет лишения свободы с конфискацией имущества) и на то, что Вячеслав Александрович взял на себя чужую вину? Если так, то выражение мысли неуклюжее, а сама мысль содержит ошибочный посыл. Получается, надо взять на себя всю ответственность, чтобы преступники избежали справедливого наказания? Покрывательство лиходеев, с точки зрения норм общественной морали, у всех народов не в чести, т. к. закон есть закон.

Третье четверостишие самое слабое в этом не очень сильном опусе. Прежде всего, бросается в глаза немотивированная запятая после «чтоб». Смысл двух первых строчек страдает из-за отсутствия «правильных» знаков препинания. Автор предлагает заставить беду «посильней, потерпеливей» устать? Или напоминает читателю, что тот «посильней, потерпеливей», поэтому в состоянии заставить беду устать? Образ «уставшей беды» – корявый. Так измотал беду «сильный и терпеливый» лирический герой, что она бессильно опустилась на землю, предоставив возможность «кому-то» и «чуть-чуть счастливей» встречать солнышко. Почему только «кому-то» и почему «чуть-чуть»?

Стихотворение напоминает чью-то пробу пера. Может, даже уважаемого Бикмеева Мидехата Нурдиновича, оплатившего изготовление и установку памятника! При этом непонятно, почему имя, отчество и фамилия мецената указаны полностью, а создатели памятника стыдливо зашифрованы в инициалах. Обычно бывает наоборот. Нескромно кичиться благотворительностью. Получается, человек ставил цель обессмертить себя, а не Воронкова и попутно Бутаева со Звоновым (последнего из скульптора зачем-то превратили в архитектора). Но большие деньги были потрачены без пользы – это позор, а не самореклама.

И последнее. Стыдно, что на улицах олимпийского Сочи столько художественных безобразий, начиная от установленной возле Пушкинской библиотеки скульптуры «позеленевшего» Александра Пушкина, абсолютно не похожего даже на посмертную маску поэта (работа Петра Хрисанова), и заканчивая похожим на себя бронзового Воронкова, но в оправе безграмотных кичливо-дешевых ярлыков…

Петр РЫБАКОВ

Комментарии

Написать комментарий

Отмена

Сочинские новости

21.06.2016 10:24

С кем бился Воронков?
07.06.2016 10:51
http://sochi.news/2016/06/07/s-kem-bilsya-voronkov/


В последние дни в фейсбуке развернулась дискуссия по поводу установки памятника бывшему председателю исполкома Сочи (1971-1977 гг.) Вячеславу Воронкову. Я тоже присоединился к ней, поскольку считаю, что такие процессы, как увековечивание чьей-то памяти — дело не праздное. Памятник — это символ и эталон. Их ставят героям и очень заслуженным людям, отличившимся чем-то очень выдающимся.

Я написал в соцсетях, что мне не очень понятно, чего такого сделал Воронков, чтобы отливать его фигуру в бронзе. И получил возражения. Попытаюсь суммировать их. Вот главные: при Воронкове город развивался по единому Генплану, не было хаотичной застройки; Сочи стал настоящим курортом; при нем строили жилые микрорайоны, многие получили квартиры; с ним было приятно работать (это бывшие сотрудники исполкома пишут). И наконец: Воронков дружил с Владимиром Высоцким.

С последнего и начну, как с самого простого. Сам по себе факт дружбы с Высоцким не выводит Воронкова в число выдающихся людей, а о глубине этой дружбы мы знаем со слов самого бывшего предисполкома. Да, Воронков организовал выступление барда на пикнике для своих друзей. Точка. Но Высоцкий много где выступал, он не был борцом с системой, как его теперь преподносят. И в клубе КГБ выступал, как мы теперь знаем, и на дачах членов Политбюро. Так что — не аргумент.

Перейдем к главному достижению, которое приписывают Воронкову: формированию Генплана. По этому плану город жил с середины 1970-х до начала 1990-х. В его рамках было построено несколько микрорайонов, гостиницы «Москва» и «Чайка», Торговая галерея, концертный зал «Фестивальный». Кому как, но более-менее примечательным с архитектурной точки зрения сооружением я бы назвал только «Фестивальный». Все остальное — обычные панельные коробки, которыми были застроены многие советские города. К тому же «Москва» перекрыла путь морскому бризу, особенно это было заметно летом. Что было явной ошибкой и о чем в свое время много писали.

Вопрос: где оригинальная курортная архитектура тех лет, кроме «Фестивального»? Слышал плач по снесенной «Чайке». А вот честно: чего в ней было хорошего? Панельный чемодан без ручки.

Все достойное внимания относится к предыдущей эпохе. Многие еще воспевают Торговую галерею, но, по-моему, это просто длинный трехэтажный магазин, ничем курорт не украсивший. Вот в Милане торговая галерея у площади Дуомо — это шедевр. Сочинская — нет.

Воронков очень гордился микрорайонами, построенными на возвышенностях. Честно говоря, архитектурно они тоже просто никакие, а уж с точки зрения удобства проживания — и того хуже. И еще обратите внимание, какие там узкие дороги во многих местах, две машины с трудом разъезжались. Социальных объектов там было мало, почти за всем надо было «спускаться» в город. В те же годы, например, в Алма-Ате микрорайоны строили полностью упакованными: весь перечень необходимых магазинов, образовательных и медицинских учреждений, предприятия сервиса, собственный кинотеатр, рынок, столовые и кафе. Сочинские разве такие были? Нет!

В своих телевыступлениях, которых было множество, Вячеслав Александрович старательно обходил один из самых главных своих проколов: строительство нового ванного здания комплекса «Мацеста». А ведь это была действительно его инициатива, поддержанная тогдашним главным архитектором. Результат известен: здание, по сути, стало плотиной в очень опасном с точки зрения гидрологии месте. Что и привело к его гибели. А проект был очень дорогой.

К тому же, Генплан не предусматривал, что у сочинцев будут личные автомобили. Ну разве что немножко… Понятно, он ведь был рассчитан на советские реалии. И в новой социально-экономической ситуации, в 1990-х, когда автомобили таки появились, город встал. Хронические пробки. А микрорайоны стали непроездными, особенно по утрам и вечерам, из-за припаркованных во дворах и вокруг них машин.

«Сочи стал настоящим курортом». Опять-таки — с чьей точки зрения? С точки зрения курортника тех лет — не очень-то. Судите сами: гостиниц мало, и они постоянно забиты, турбазы и пансионаты — тоже. А санатории — вообще отдельная тема, к городу отношения не имеющая, ибо — ведомственные. Ресторанов мало, по вечерам в 1970-е в них стояли очереди. Два-три часа простоять, ежели не местный — не вопрос. На пляжах места нет, если с утра не занял. За любым пляжным удовольствием, начиная от катамарана, — очередь. И паспорт в залог.

В частном секторе также забито все, люди соглашались жить и в сарайчиках, и даже ночевать на раскладушке под открытым небом. В бани и душевые — очереди. К вечеру в магазинах не было даже хлеба, все расхватывали. Доступные развлечения: кино и танцы. На танцах — драки. Парни бегают друг за другом с цепями и дрынами, стражей порядка не видно. Это курорт?

На милицейских стендах куча портретов. Особенно много — молодых женщин и девушек. Без вести сгинувших на всесоюзной здравнице. «Завезли дурочку» — так это называлось. Да-да, это 1970-е, те самые, «легендарные».

На мой взгляд, Воронкова часто вытаскивают из контекста времени. Вот говорят, «не было хаотичной застройки и самостроя». Так извините, власть тогда была жесткая, попробуй построй чего-нибудь по собственной воле. В очередь, и жди квартиру, хороняка! Так было не только в Сочи, а везде. По крайней мере — в РСФСР. О разных инициативах мы знаем больше со слов самого Воронкова и из его книг. Но я вот вспоминаю то время и не вижу, как в тех условиях можно было самостоятельно «рулить» городом, находившимся под всесоюзным приглядом. Или вы хотите сказать, что большие стройки проходили мимо строительного отдела ЦК КПСС и Госплана? Что Сочи строился за счет доходов от курортной отрасли? Ну-ну.

Не отрицаю, Воронков мог что-то предлагать. Но насколько реализация тех предложений зависела от него? В той системе подчиненности и отношений?

В последние 15 лет В.А. Воронкова стали именовать не иначе как «легендарный мэр Сочи». Ну, во-первых в современном звучании он не был и не мог быть мэром. Главным руководителем города в советской иерархии был первый секретарь горкома КПСС. А исполком выполнял решения, утвержденные партийными органами. Да, Воронков в середине 1950-х тоже возглавлял горком, но не в свой «легендарный» период. Я прекрасно помню, когда его стали так именовать. Это было в период предвыборной кампании 2000-2001 годов. Тогда о Воронкове вспомнили в штабе кандидата в мэры Вадима Бойко. И возникла идея раскрутить Вячеслава Александровича как самого лучшего руководителя города советских времен. С тем, чтобы он дал благословение Бойко, подкрепив его выдвижение своим авторитетом. Что и произошло. До этого много лет о Воронкове публично никто не вспоминал. Точнее, я нашел одну публикацию 1991 года, но там о нем отзываются негативно. На банкете по случаю регистрации Бойко в качестве кандидата бывший предисполкома дал ему напутствие в такой форме, что почитателям Воронкова лучше о ней не знать.

В последующие годы не было ни одних выборов мэра, чтобы кандидаты (а иногда и сразу несколько) не использовали Воронкова в своих целях. Правда, он стал осторожнее: говорил, что никого конкретно не поддерживает, а просто хочет высказать пожелания.

Да, наверное с Воронковым «было приятно работать». Он был не лишен обаяния, хорошо и грамотно говорил, разбирался в городском хозяйстве. Но являлся ли он героем? Думаю — нет. Очень инициативных тогда не любили. Чтобы усидеть в кресле, надо было быть очень послушным, исполнительным и даже угодливым. В брежневские времена иначе не бывало. Да и сейчас не разбежишься.

Мне кажется, Воронков был продуктом своего времени. Со всем плюсами и минусами.

Я нарочно обошел тему его судимости: очень темная история, хоть новое расследование затевай. Однако это серьезный аргумент против того, что уже произошло: установки памятника. Сначала разобраться бы, чего там было. Кстати, монумент (о его художественных достоинствах тоже умолчу) намекает на образ Дон Кихота. Плюс цитата Блока про «вечный бой». С кем бился Воронков? С КПСС?
А почестями его в городе и так не обошли: почетный гражданин Сочи. Да еще Герой труда Кубани. Может, на этом пока и стоило остановиться? И почему памятники надо ставить только начальству? Вот, например, Сергей Венчагов — один из лучших декораторов города за всю его историю. Он разве не достоин?

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Олег Галицких
Журналист

Е.З.

22.06.2016 11:12

Написано очень политкоректно! Интересно, как и за что Воронков получил звания и награды? Раньше он был преступником и награждать было не за что, а после отсидки у Вячеслава Александровича не было возможности совершить что-то выдающееся! Получается, Почетным гражданином Сочи и Героем труда Кубани он стал за то же, за что и сидел!!!

1

03.06.2016 19:39

Колхоз

Каменотес

03.06.2016 18:18

Не то клоун с партбилетом, не то шут с уставом КПСС времен недоразвитого социализма. Для сокрытия голой задницы и золотой звезды мэра прикрыли одеждами Римской империи. Своих-то шмоток не было

N.N.

03.06.2016 09:30

Теперь осталось только поставить памятник Пахомову "за Олимпиаду", но обязательно в костюме клоуна!

Сочинка

03.06.2016 09:52

Такой памятник уже есть - возле сочинского цирка!!!

Sveta

03.06.2016 09:44

Правильно! Чтоб было куда плевать!

Елена Степановна

03.06.2016 08:00

За что Воронкову поставили памятник? Подвигов он не совершал - работал в условиях плановой экономики. Возглавлял горисполком всего 6 лет. Был полноправным членом команды Медунова ("преступного сообщества"), то есть ничем не отличался от других, иначе не продержался бы на своем месте и месяца. При Воронкове чуть ли не открыто торговали должностями и квартирами... За что ему поставили памятник?

Лобок

03.06.2016 08:45

Елена Степановна! Как хорошо, что вы есть, что вы вскрыли это преступное сообщество, работавшее в условиях плановой экономики! Воронову нельзя ставить никакие памятники, ведь он работал в команде Медунова! Елена Степановна, пишите ещё, мудрости вам и вашим детям, а также здоровья и процветания, успехов в труде и новых открытий! А также приветствуется наличие у вас необыкновенного ума! Пишите, пишите, пишите! Елена Степановна, поднимите общественность Сочи на снесение ненавистного памятника ненавистному Воронову! Пикетируйте памятник, а фотографы НГК тут же выедут фотографировать ваш пикет

Макс

03.06.2016 09:46

Напрасно иронизируешь. Тётка ведь права.

Лобок

03.06.2016 12:44

Конечно, я уверен, что тетка права, раз утверждает, что Медунов создал преступное сообщество, то знает ИЗНУТРИ, т.к. нет ни одного судебного приговора, ни одного ментовского документа о создании Медуновым "преступного сообщества". Тятя, видимо, в курсах и при делах, иначе откуда слушок? Может обделили квартирами вот и сдает своих? Вообще, когда появляется такая Елена Степановна с базара и делится своими торговыми "новостями", то путь ей только в одну газетку, питающуюся сплетнями и слухами, на том и добывающей бабки - в Новую газету Кубани. Вот уж где раздолье брехунам и сплетникам - болтай что хочешь, только бабки гони!

Сева

03.06.2016 15:42

Лобок, ты ленив! О сочинско-краснодарском деле материалов с приговорами - выше крыши. Вот например: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE-%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE Или вот: http://www.kommersant.ru/doc/1646828 Впрочем, ищи сам. Фиг ли здесь умничаешь, а сам - валенок валенком! Только бочку катишь на "НГК" и тёток-правдолюбок!

читатель

03.06.2016 15:14

Ну, почему же ничего не было в прессе? Было. Консервные банки с икрой вместо рыбных консервов, выпускали на рыбзаводе, для распределения среди элиты. Тонкостей не помню, а читать довелось. Что-то расследовали. Кроме того именно в то время старались райкомовцы. Уничтожали теплицы и рассаду в огородах. Буквально крушили. Жалобы в крайком отправить почтой не представлялось возможным, досматривало КГБ, пришлось нарочным возить.

Елена Степановна

02.06.2016 21:23

Памятник заслуженному вору в ворованных латах и с ворованными стихами!

Лобок

03.06.2016 06:38

Елена Степановна, добрый вечер! Хорошо,что вы есть на белом свете. И хорошо, что вы написали эти справедливые слова. Значит, вы неравнодушный человек, душой и сердцем болеющая за Родину-мать. Долгих вам лет и огромного семейного счастья. А также здоровья и успехов в писательском творчестве

Секвестр

05.06.2016 16:43

Лобок, заканчивай свои приколы. Елена Степановна права. Поднимите старые подшивки "Литературной газеты" 80-х годов и о деяниях господина Воронкова я узнал . работая на Камчатке.Я охренел, прочитав в газете, кому этот памятник! Сочинцы, не опошляйте свой город ТАКИМИ монументами.

Лобок

05.06.2016 17:12

С каких пор газетная статья стала судебным решением? Разве не известно, что ТОЛЬКО суд может объявить человека виновным и установить в чем? А тут тетя Елена Степановна решила. А на базаре знаешь сколь сплетен - все правда?

Сергей

06.06.2016 08:26

А суд вынес свое решение относительно Воронкова и других преступников по сочинско-краснодарскому делу.

Удивленный

02.06.2016 14:17

Было:
"… Что же делать, если обманула
Та мечта, как всякая мечта,
И что жизнь безжалостно стегнула
Грубою веревкою кнута?.." (А.Блок «Перед судом» отрывок)

Стало:
"… Что же делать, если обманула,
Та судьба, как всякая судьба
И что жизнь безжалостно хлестнула
Грубо, веревкою кнута..." (автор безграмотного плагиата скромно не указан)
Как говорится: «Почувствуйте разницу!»

Cлямзили только ОДНО четверостишие!

Александр Блок
ПЕРЕД СУДОМ

Что же ты потупилась в смущеньи?
Погляди, как прежде, на меня,
Вот какой ты стала - в униженьи,
В резком, неподкупном свете дня!

Я и сам ведь не такой - не прежний,
Недоступный, гордый, чистый, злой.
Я смотрю добрей и безнадежней
На простой и скучный путь земной.

Я не только не имею права,
Я тебя не в силах упрекнуть
За мучительный твой, за лукавый,
Многим женщинам сужденный путь...

Но ведь я немного по-другому,
Чем иные, знаю жизнь твою,
Более, чем судьям, мне знакомо,
Как ты очутилась на краю.

Вместе ведь по краю, было время,
Нас водила пагубная страсть,
Мы хотели вместе сбросить бремя
И лететь, чтобы потом упасть.

Ты всегда мечтала, что, сгорая,
Догорим мы вместе - ты и я,
Что дано, в объятьях умирая,
Увидать блаженные края...

Что же делать, если обманула
Та мечта, как всякая мечта,
И что жизнь безжалостно стегнула
Грубою веревкою кнута?

Не до нас ей, жизни торопливой,
И мечта права, что нам лгала.
Все-таки, когда-нибудь счастливой
Разве ты со мною не была?

Эта прядь - такая золотая
Разве не от старого огня?
Страстная, безбожная, пустая,
Незабвенная, прости меня!

Зимняя вишня

01.06.2016 12:49

Ау, Сочинцы! Ваши улицы становятся гимном пошлости или филиалом местного кладбища? Примите соболезнования от жителей Краснодара.