27 апреля была задержана министр физической культуры и спорта Краснодарского края Людмила Чернова.
5845
В канун майских праздников из многочисленных публикаций российских СМИ стало известно об очередном аресте правоохранителями высокопоставленного чиновника краевого правительства. Вечером 27 апреля была задержана министр физической культуры и спорта Краснодарского края Людмила Чернова. А вскоре после этого Александр Жуков заявил о том, что он покинет пост главы Олимпийского комитета России. Официальная причина, озвученная им: слишком большая загруженность работой в Государственной Думе. Она оказалась не совместимой с деятельностью главы ОКР.
Все это означает, что 29-го мая Олимпийский комитет России получит нового президента. И уже ему придется выводить олимпийское движение страны из кризиса, восстанавливать его репутацию после допингового скандала и строить с нуля отношения с МОК. Говорить о том, кто выиграет выборы, – пока рано, но первый кандидат уже есть. Федерация фехтования России выдвигает кандидатуру четырехкратного олимпийского чемпиона Станислава Позднякова. Он долгое время руководил ФФР, а минувшей зимой возглавил российскую делегацию на Олимпиаде в Пхёнчхане, подменив как раз Жукова, который, в связи с допинговыми историями и нейтральным статусом сборной, допущен туда не был. Возникает вопрос: есть ли связь между арестом Черновой и отставкой Жукова?
Как известно, Чернова задержана в качестве подозреваемой и в настоящее время содержится в изоляторе временного содержания. Ей инкриминируют совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 286 УК РФ, – «превышение должностных полномочий» и вменяют в вину заключение заведомо незаконного договора с руководством футбольного клуба «Кубань» о выделении субсидий из бюджета региона «в рамках региональной программы по поддержке команд по игровым видам спорта и дополнительных соглашений к ним.
Обратите внимание: субсидии выделялись в 2012 и 2013 годах, то есть в те времена, когда ФК «Кубань» являлся коммерческой структурой и на 75% принадлежал донецкому бизнесмену, уроженцу Армавира Олегу Мкртчану и его компании «ИСД» («Индустриальный союз Донбасса»). Остальные 25% оставались в управлении администрации Краснодарского края, а вице-президентом был главный финансист края, вице-губернатор Иван Перонко.
Субсидии (в деле фигурирует сумма в размере 886 млн рублей) должны были распределяться, согласно бюджетному законодательству края, только среди некоммерческих организаций, каковой ФК «Кубань» на тот момент уже не являлся (по данным СПАРК, был зарегистрирован как непубличное акционерное общество (НАО) «Футбольный клуб «Кубань» в 2002 г.). В этом-то правоохранители и усматривают признаки должностного преступления со стороны министра спорта Людмилы Черновой. Причем уголовное дело возбуждено в отношении Черновой «и иных неустановленных лиц».
Весьма странно, что дело находится в производстве ГСУ МВД России по Краснодарскому краю. В этой связи возникает много вопросов к тем должностным лицам, кто санкционировал арест и расследует это дело.
Во-первых, с учетом статуса Людмилы Черновой как руководителя регионального министерства и с учетом озвученного масштаба ущерба государству (без малого почти миллиард рублей!), ее дело по подследственности должно быть передано Следственному комитету России. Почему этим занимается полиция – пока никто не объясняет. Ни УФСБ, ни СУ СКР никак это не комментируют прессе.
Во-вторых, что это за «иные неустановленные лица»? Надо полагать, есть еще какие-то предполагаемые фигуранты этого дела, имена которых пока не установлены, но вполне предсказуемы. Если выгодоприобретателем по договору о выделении субсидий является ФК «Кубань», то и установить имена «иных лиц» не составит труда. Причем один из них – бывший совладелец клуба Олег Мкртчан – уже несколько месяцев находится под следствием в Москве (арестован в феврале 2018 года по подозрению в незаконных финансовых операциях). Ясно, что Людмила Чернова, пусть даже и министр, но без согласования с губернатором Ткачевым (он же был тогда, напомню, президентом ФК «Кубань») не могла вбухать 800 с лишним миллионов субсидий в коммерческую структуру, ведь главным распорядителем бюджетных средств является администрация Краснодарского края. В случае с делом Черновой это мог быть только один человек, помимо Ткачева: его заместитель Иван Перонко. Но он сегодня никому уже не интересен.
И совсем уж странно то, что следствие ссылается на преступное деяние, совершенное 5-6 лет назад. Но почему только сейчас это всплыло на поверхность? Любое отраслевое ведомство в краевой администрации ежегодно подвергается тщательной проверке со стороны аудиторов Контрольно-счетной палаты Краснодарского края. Итоговый доклад о результатах этих ежегодных проверок выносится на обсуждение Законодательного собрания Краснодарского края.
Согласитесь, как-то нелепо выглядит ситуация, при которой за пять лет ни депутаты ЗСК, ни аудиторы КСП не выявили финансовых нарушений в деятельности краевого министерства спорта аж на сумму 886 млн рублей. А полиция вдруг – бац! – и нашла целое тяжкое преступление!
Думается мне, что Людмила Чернова в этом деле – далеко не главный фигурант. До главных надо еще добраться. По моему глубокому убеждению, дело Черновой – способ сделать сговорчивым накануне перетряхивания кабинета министров РФ, как минимум, министра сельского хозяйства РФ Александра Ткачева. А то и бери выше!
Сергей ЛАДОЖСКИЙ