Политика:

Могут ли блогеры агитировать за кандидатов?

18.08.2020

На вопросы «Новой газеты Кубани» отвечает председатель крайизбиркома Алексей Черненко

Автор: Татьяна Гусельникова

1536

Избирательная кампания на Кубани выходит на финишную прямую. В разгар предвыборной гонки «Новая газета Кубани» поинтересовалась у председателя Избирательной комиссии Краснодарского края Алексея Черненко об агитации в социальных сетях. Как выяснилось, избирательное законодательство не успевает за реалиями жизни.

Нас интересовало, имеет ли право кандидат в губернаторы размещать материал агитационного характера о себе и своих соперниках на своих страницах в социальных сетях? Требуются ли для этого какие-либо специальные пометки, оплата со счета кандидата и пр. Допускает ли закон продвижение штабов кандидатов и самих кандидатов в социальных сетях за денежные средства? Мы также поинтересовались, должны ли кандидаты в губернаторы и другие уровни власти использовать свои избирательные фонды для оплаты агитационных материалов, размещенных блогерами в соцсетях.

Как пояснил «НГК» председатель крайизбиркома Алексей Черненко, статьей 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлен ограниченный перечень лиц, которым запрещено участие в агитации. К указанным лицам не относятся блогеры, а также подписчики социальных сетей.

- Перечень методов, которыми может проводиться агитация, является открытым, то есть агитация может проводиться любыми незапрещенными законом методами. Кандидат вправе самостоятельно определять содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводить ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц. Вместе с тем действуют запреты и ограничения, предусмотренные статьей 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», это запрет экстремизма, пропаганды националистической символики, злоупотребления свободой массовой информации, необходимость соблюдения авторских прав и прочие, - пояснил председатель комиссии.

Таким образом, как следует из ответа избиркома, при соблюдении установленных федеральным избирательным законодательством требований, статус кандидата не налагает каких-либо ограничений на распространение агитации как таковой в социальных сетях и блогах.

В избирательной комиссии уточнили, что агитация может распространяться лишь в таких формах, которые не требуют финансовых затрат (высказывания участников интернет-сообщества, комментирование постов и др.).

При этом в социальных сетях и блогах не могут распространяться (воспроизводиться) традиционные ролики агитационного характера, изготовленные по заказу кандидатов или избирательных объединений, поскольку они относятся к иному методу агитации в сети Интернет, требующему обязательной оплаты за счет средств специального избирательного счета кандидата или избирательного объединения соответственно.

Мы также поинтересовались, какую информацию можно считать агитационной, а какую нет?

- Отнесение материала к агитационному может быть осуществлено не в связи с оценкой метода его распространения, а лишь при оценке всей совокупности обстоятельств, связанных с его распространением - субъекта распространения, наличия или отсутствия агитационной цели, периода распространения, а также самого ресурса, на котором был размещен материал, и других обстоятельств, - говорится в ответе редакции.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации» под сетевым изданием понимается сайт в сети Интернет, зарегистрированный в качестве средства массовой информации. Согласно части 16 статьи 10.5 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационные ресурсы, на которых аудиовизуальные произведения размещаются преимущественно пользователями сети Интернет, не относятся к аудиовизуальным сервисам.

Также избирком напомнил, что в настоящее время Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не предусматривает понятие «блогер», указанное понятие исключено из текста данного Закона. Статус блогера отделен от статуса СМИ, запрета для блогера на ведение агитации нет, на него не возлагается обязанность публиковать расценки на проведение агитации.

Таким образом, в силу прямого указания закона размещение информации агитационного характера в социальных сетях не подпадает ни под требования избирательного законодательства, относящиеся к сетевым изданиям, ни под требования, касающиеся размещения аудиовизуальных агитационных материалов. Данный вывод справедлив в отношении интернет-ресурсов, позиционирующих себя как платформу, предоставляющую интернет-пользователям площадку для самовыражения и общения.

Мы также поинтересовались в избиркоме, является тот факт, что на ютуб-каналах появилось большое количество видеороликов кандидата в губернаторы без пометок об оплате, которые носят очевидный агитационный характер, нарушением? Отслеживает ли Избирательная комиссия Краснодарского края нарушения подобного рода, если да, то были ли они выявлены, у кого, какие и какую ответственность понес нарушитель?

Как пояснили в комиссии, вопросы предвыборной агитации и оценки соответствующих материалов на предмет агитационного содержания рассматриваются избирательной комиссией Краснодарского края при наличии соответствующего обращения. На текущий момент жалоб по вопросам агитационной деятельности кандидатов на должность главы администрации (губернатора) Краснодарского края в избирательную комиссию Краснодарского края не поступало.

Становится вполне очевидным, что федеральное избирательное законодательство не успевает за жизненными реалиями. Хотя по оценкам ВЦИОМ социальные сети и блоги стоят на третьей позиции в таблице об источниках получения гражданами информации после телевидения и новостных сайтов.