Политика:

Об уровнях власти и полномочиях

24.08.2015

Интервью с исполняющим обязанности председателя правления Ассоциации «Совет муниципальных образований Краснодарского края» Владимиром Синяговским

1812

Интервью с исполняющим обязанности председателя правления Ассоциации "Совет муниципальных образований Краснодарского края" Владимиром Синяговским.

"НГК": Владимир Ильич, в Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были внесены изменения. Когда были последние изменения и чего они коснулись?

В.И. Синяговский: Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" был принят в сентябре 2003 года, и с тех пор в него неоднократно вносились изменения и дополнения. Последние изменения были внесены 29 июля 2015 года. Изменения определяют порядок избрания главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию и избрание главы сельского поселения. Определено также образование бюджета округа и свод бюджетов внутригородских районов, входящих в его состав. Также уточнены положения закона о местном самоуправлении, касающиеся механизмов предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, и выравнивания бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений, внутригородских районов, муниципальных районов, городских округов с внутригородским делением.

"НГК": Согласно федеральному законодательству, часть полномочий из перечня вопросов местного значения сельских поселений были переданы муниципальным районам. Какие полномочия были переданы сельским поселениям Кубани? Сколько их? Какие вопросы остались у сельских поселений?

В.И. Синяговский: Из 38 полномочий, определенных Федеральным законом "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", на исполнение сельским поселениям оставлены всего 13. Переданные на уровень муниципального образования полномочия касаются в первую очередь сферы ЖКХ, дорожного хозяйства, транспортного обеспечения, культуры и отдыха граждан, межнациональных и межконфессиональных отношений, профилактики терроризма и экстремизма на территориях сельских поселений, землепользования, ГО и защите населения от ЧС, организации ритуальных услуг, осуществления лесного контроля, оказание поддержки социально ориентированным НКО и противодействия коррупции. До вступления в силу 136-ФЗ исполнение этих полномочий (контроль и финансирование) полностью лежало на городских и сельских поселениях.

Закон Краснодарского края внес изменения, исключив из полномочий сельских поселений решение вопросов по обеспечению нуждающихся малоимущих граждан жилыми помещениями; организации транспортного обслуживания населения; участия в профилактике терроризма и экстремизма; утверждения генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки; организации мероприятий по территориальной и гражданской обороне, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных служб; создания, развития и охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов; осуществления полномочий собственников водных объектов; осуществления муниципального лесного контроля. Перечисленные вопросы решаются органами местного самоуправления муниципальных районов.

За сельскими поселениями Краснодарского края закреплено 27 вопросов местного значения из числа, предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и не отнесенных в соответствии с частью 3 указанной статьи к вопросам местного значения сельских поселений. Это вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), создание условий для транспортного обслуживания населения, обеспечение жильем малоимущих граждан и др.

"НГК": Чем отличается перечень полномочий сельских и городских поселений?

В.И. Синяговский: На городские поселения возлагаются обязанности организационные, требующие подготовленных специалистов в области медицины, лесоохраны, земельных отношений и т.д. От сельских поселений требуется умение вести хозяйственно-экономическую деятельность и нести за это ответственность.

"НГК": Краснодарский край, как субъект РФ, может расширять перечень полномочий муниципальных районов в зависимости от экономического состояния сельских поселений. Закон Краснодарского края от 05.11.2014 г. № 3039-КЗ "О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края вопросов местного значения" сохранил за поселениями 39 вопросов местного значения, которые они исполняли ранее. Можно ли говорить о том, что все сельские поселения Кубани самодостаточны и финансово готовы исполнять возложенные на них полномочия?

В.И. Синяговский: Не все. Районы есть с высоким и низким потенциалом возможностей. Высокий потенциал у тех поселений, где есть крупные градообразующие предприятия: сахарные, консервные заводы, крупные агрофирмы и т.д. В поселениях с низким потенциалом местная власть будет поднимать экономическую активность населения, способствовать развитию малого бизнеса, предпринимательства. Результатом станет улучшение состояния дел на территории.

"НГК": Предполагается перераспределить на 2016-й и последующие годы вопросы местного значения между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений. Чем вызваны эти изменения и чем будет руководствоваться законодатель при передаче полномочий?

В.И. Синяговский: Во-первых, для дальнейшего разграничения полномочий и однозначному определению ответственности того или иного уровня за определенные вопросы. Во-вторых, приближение власти к населению и урегулирование механизмов привлечения населения к решению вопросов местного значения, а также контроля населения за деятельностью органов местного самоуправления через различные формы непосредственной демократии. В-третьих, окончательное встраивание в вертикаль власти.

"НГК": В связи с изменением федерального законодательства, субъектам РФ было предоставлено право избирать глав муниципальных образований тремя способами: прямыми выборами, из числа депутатов, а также из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. 26 марта 2015 года был принят Закон Краснодарского края № 3147-КЗ, который внес изменения в краевой закон № 717-КЗ "О местном самоуправлении в Краснодарском крае", согласно которому главы городских округов, муниципальных районов и поселений Кубани, являющихся административными центрами районов, будут избираться представительными органами из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. Чем, на Ваш взгляд, обусловлен такой выбор кубанского законодателя?

В.И. Синяговский: По мнению законодателей края, принятые изменения будут способствовать экономии бюджетных средств. На выборы глав тратились приличные суммы. К примеру, в 2014 году на выборную кампанию глав муниципальных образований был потрачен 31 миллион рублей, в целом, за 5 лет более 180 миллионов. Правда, в крае сохраняется выборность глав городских и сельских поселений, депутатов городских округов и муниципальных районов.

"НГК": Кто определяет, как будут избираться главы городских и сельских поселений (за исключением райцентров): прямыми выборами или из числа депутатов?

В.И. Синяговский: Закон Краснодарского края. В новой редакции закона "О местном самоуправлении" сохранены прямые выборы глав городских и сельских поселений в составе муниципальных районов более 340 муниципальных образований более низкого уровня.

"НГК": Самый волнующий многих вопрос – земельно-имущественные отношения. В связи с изменениями нормативно-правовой базы, полномочия по распределению земельных ресурсов переходили от района к поселениям и обратно. Кто на сегодняшний день ведает землей муниципальный район или городские и сельские поселения?

В.И. Синяговский: Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Вопросы задавалаТатьяна ГУСЕЛЬНИКОВА