Поделись с друзьями:

Более двадцати лет прошло с тех пор, как я окончила Московский институт культуры. Но причинно-следственную связь, которой так кропотливо и педантично учил наш философ Яков Журов, ярый пропагандист гегелевской диалектики – науки о развитии и причинно-следственных связях, ищу и поныне в каждой жизненной ситуации и в общественных явлениях.

Так сложилось в моей жизни, что люди с инвалидностью стали объектом моей деятельности: я работаю в общественной организации инвалидов, преподавала в колледже предмет «Социальная защита инвалидов» и веду уникальный проект в школах «Уроки доброты».

Итак, многолетний жизненный опыт и личные наблюдения привели меня к парадоксальному на первый взгляд выводу: инвалиды нужны обществу. Инвалиды появились на самом раннем этапе его развития и сопровождают поныне. И, если инвалиды есть, то для общества они несут какую-то определенную миссию! А какую?

Во-первых, в сравнении познается ценность того что мы имеем. Сравнение – правая рука опыта. Общение с глухими людьми дает понять слышащим, какая же это радость – наслаждаться полной гаммой звуков. Общение с немыми людьми убеждают говорящих в ценности устной речи. Общение со слепыми заставляет зрячих осознать всё великолепие красок и оттенков. Общение с колясочником показывает, какое это счастье – самостоятельно передвигаться и владеть свободно своим телом.

А дамочкам вообще необходимо пройти тренинг «Сравни и почувствуй». Они, недовольные своей фигурой, формой ног и неэталонного вида талии, должны быть на седьмом небе от счастья, что эти ноги вообще наличествуют, что они ходят, бегают, а у некоторых даже прыгают. А далекий от эталона торс может поворачиваться и наклоняться.

Во-вторых, сегодня вы здоровы, сильны и благополучны. А завтра? Пути Господни неисповедимы… Всякое может случиться: ДТП, катастрофы, катаклизмы, разрушение и падение. Очень часто искалеченный человек в первые периоды своей инвалидности бывает охвачен суицидальными порывами, если даже он – при достаточных материальных благах, любящем окружении родных, квалифицированных врачах и психологах. «Всё! – думают многие. – Жизнь закончена: был здоровый и красивый, а теперь убогий – незачем жить дальше». А вот и нет! Есть зачем жить! К этому выводу пострадавший придет намного быстрее, если он раньше общался с людьми с выраженными формами инвалидности: без слуха, зрения, на коляске и так далее. А еще легче человеку адаптироваться к внезапно полученным физическим ограничениям, если он контактировал с людьми с физическими ограничениями с самого раннего детства, если он сызмальства принимал таких людей. Вот почему совместное обучение здоровых и детей-инвалидов необходимо для нормального общества. Оно воспитывает терпимость и понимание у одних и способствует социализации, адаптации других. Я – продукт такого инклюзивного обучения, причем начиная с детского сада, и считаю, что это самый интересный и лучший урок длиною в двадцать лет, который я усвоила на отлично!

И, наконец, последнее умозаключение. К старости надо готовиться заблаговременно и осмысленно. Старость и инвалидность идут рука об руку очень часто. Старость – естественный процесс, естественный ход времени и жизненный биологический путь. Нет ничего трагического в том, что исправная работа организма с течением десятилетий затухает, что возникают проблемы. Общаясь с инвалидами с первых дней своей жизни, человек должен признавать таких людей: с физическими ограничениями, с отсутствием нормального функционирования, однако с полноценным участием в жизни общества. Люди здоровые должны видеть и понимать (невольно запоминать), что можно развивать адаптивные и компенсаторные механизмы, то есть когда у инвалида отсутствуют или не работают какие-либо части тела, и он привыкает к этому, приноравливается и включает в работу другие части тела. Например, при неработающих руках инвалиды пишут ногами или ртом. А затем, когда придет нужда и возникают подобные ограничения, то всплывают эти воспоминания и оказываются чрезвычайно полезными. И средства технической реабилитации – коляски, трости, слуховые аппараты, ходунки – не будут восприниматься как нечто обременительными, а окажутся необходимыми и полезными.

Ну, что, я убедила вас в том, что инвалиды нужны обществу и приносят пользу только одним фактом своего существования? И чем выше будет степень их интеграции в обществе (например, инвалид – в каждом трудовом коллективе, школы и детские сады с инклюзивным обучением), тем уроки жизни будут усваиваться легче и эффективнее. В природе и обществе ничего не происходит зря.

 Татьяна ЧУРБАНОВА, член Союза журналистов

 

Комментарии:

добавить комментарий

Комментариев к этой статье пока нет.